Свято-Покровский женский монастырь города Суздаля — один из красивейших монастырей России. Он был создан в XIV веке Благоверным Великим Князем суздальско-нижегородским Андреем Константиновичем. На протяжении веков эта женская обитель пользовалась благоволением русских государей. Великий Князь Василий III построил здесь надвратный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, Покровский Собор и колокольню, архитектурный облик которых уносит нас в далекое прошлое, и знакомит с белокаменным наследием Древней Руси. Обитель восстановлена трудами первой настоятельницы обители Игумении Софии Комаровой, благодаря которой в монастыре собралась монашеская община, сестры которой несут трудовые послушания и молитвенные подвиги, показывая приходящим в обитель истинную красоту Православия. Красивое место, наполненное тишиной и молитвой, привлекает сюда и многочисленных туристов, гостей города Суздаля, и паломников и богомольцев поклониться мощам Святой Преподобной Софии Суздальской, в миру Великой Княгини Соломонии Сабуровой. В обители есть замечательный музей, раскрывающий этапы развития монастыря, который обязательно нужно посетить, он создан на самом высоком уровне.







Игумения София Комарова (04.04.2016)
Все фотографии предоставлены Свято-Покровским женским монастырем.
Все выпуски программы Места и люди
Константин Ушинский и его семья - супруга Надежда Семёновна и их дети

Фото: Seljan Salimova / Unsplash
Константина Дмитриевича Ушинского часто называют отцом-основателем русской педагогики. Но прежде всего, он был просто отцом. Родителем шестерых детей, счастливым семьянином. И может быть именно поэтому умел так тонко чувствовать и понимать детскую душу.
Семью Ушинский создал по меркам конца 19-го века довольно поздно — в 29 лет. До этого задуматься о личном счастье Константину Дмитриевичу, по-видимому, было просто некогда. Сначала он учился, потом много и напряжённо трудился. Ушинский преподавал, занимался научной работой, печатался в журналах. В 1852-м году выдалась небольшая передышка, и Ушинский отправился из Петербурга в Черниговскую губернию — город Новгород-Северский. Там прошли его детство и ранняя юность. Нанося визиты родственникам и старым знакомым, Ушинский оказался в имении Богданка — маленьком хуторе в 15 верстах от города, где жила семья помещиков Дорошенко. С их дочерью Наденькой он когда-то дружил — вместе они играли, читали свои первые книжки, участвовали в домашних спектаклях.
Теперь Наденьку было не узнать. Она стала взрослой барышней. Константина Дмитриевича поразила внутренняя и внешняя красота девушки, её образованность и он вдруг, неожиданно для самого себя, понял, что испытывает к ней чувства. Ушинский стал едва ли не каждый день стал приезжать в Богданку, чтобы повидаться с Наденькой. Они гуляли по саду, вспоминали детство. Отпуск Константина Дмитриевича подходил к концу, но расставаться молодым людям совсем не хотелось. И в один из своих приездов Ушинский торжественно попросил у родителей Наденьки её руки. Вскоре счастливые жених и невеста обвенчались в маленькой хуторской церкви. О глубоких и искренних чувствах молодожёнов свидетельствует трогательное стихотворение, которое Константин Дмитриевич написал в год своей свадьбы, и посвятил супруге: «...Жизнь в душе моей проснулась, Призыву милому откликнулась она, \ Весельем сердце встрепенулось,\ И снова счастьем грудь полна...». Дочь Ушинского, Вера, писала в своих мемуарах о том, что отец всю жизнь глубоко любил и уважал свою жену. Надежда Семёновна была мудрой женщиной с сильным характером, прекрасной хозяйкой и матерью. Она подарила Константину Дмитриевичу шестерых детей — трёх сыновей и трёх дочерей.
Ушинский погрузился в отцовство. Он постоянно занимался с детьми — гулял, играл, читал. И в письмах к знакомым признавался, что очень счастлив. «Семья моя здорова; дети учатся хорошо и все добряки — чего же мне более? Самое спокойное из наслаждений — наслаждение семейным счастьем», — писал Константин Дмитриевич. Не секрет, что главный свой педагогический труд — хрестоматию «Родное слово» — Ушинский создал, вдохновляясь воспитанием собственных детей. У каждого из братьев и сестёр в семье Ушинских были свои обязанности по дому. Например, старшие девочки, Вера и Надя накрывали на стол. Вера отвечала за завтраки, и поэтому должна была вставать по утрам первой. Однако Константин Дмитриевич обычно поднимался ещё раньше; и часто, чтобы дать дочери как следует выспаться, выполнял работу за неё. По воскресным дням и праздникам Ушинские посещали храм — семья была верующей. И в своих трудах Константин Дмитриевич не раз подчёркивал важную воспитательную роль христианства. «Обряды нашей православной церкви имеют великое воспитательное влияние. Они обнимают детскую душу святым религиозным чувством, настраивают её на возвышенный лад», — писал он.
В декабре 1870 года Ушинский с сыновьями ездил в Крым, и на обратном пути сильно простудился. У него началось тяжёлое воспаление лёгких, оправиться от которого педагогу, увы, не удалось. В час его кончины рядом с Ушинским была вся его семья. Жена, Надежда Семёновна, читала супругу по его просьбе поэму Жуковского «Ундина». Когда чтение закончилось, Константин Дмитриевич позвал детей. Все вместе помолились. После молитвы Ушинский уснул. Во сне, в окружении самых близких и дорогих людей, он тихо отошёл ко Господу. Современные биографы Ушинского часто сетуют, что педагог оставил мало воспоминаний о своей личной жизни. Ему, погружённому в научную работу, попросту было не до мемуаров. Однако сохранилась фотография Константина Дмитриевича в кругу семьи — с супругой и детьми — её можно найти в открытом доступе. И она красноречиво свидетельствует о счастье Ушинского.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Леонид и Вера Дербенёвы

Фото: Infralist.com / Unsplash
Многим, наверное, знакомы строки из популярной песни: «Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу \ Твой голос в сердце моём, звучит звеня \ Нет, никогда я тебя разлюбить не смогу \, И ты люби, ты всегда, люби меня». Автор проникновенных слов — поэт-песенник Леонид Петрович Дербенёв. Он посвятил их супруге, Вере Дербенёвой. Вера Ивановна говорила, что быть женой поэта для неё — высокое предназначение. Она понимала и тонко чувствовала творческую натуру мужа. Вдохновляла его, была помощником и критиком. Леонид Петрович ценил мнение супруги о своих стихах и прислушивался к её советам. Их счастливый брак продлился тридцать шесть лет.
Вера и Леонид познакомились в Москве, дождливым ноябрьским днём 1958-го года. Девушка пришла на встречу с бывшими однокурсниками по Московскому институту инженеров транспорта. Один из них привёл с собой товарища. Коротко представил: «Лёня Дербенёв, пишет стихи». Молодые люди разговорились. Леонид рассказал, что работает юристом, но мечтает посвятить жизнь творчеству. Читал стихи. Когда пришло время расходится по домам, Дербенёв оставил девушке свой номер. Она обещала позвонить. Но телефона у Веры дома тогда не было. Закружили дела, работа.... Вера трудилась дежурной на железнодорожной станции Москва-Сортировочная. Так прошло полгода. Наступил май 1959-го. В своей книге воспоминаний Вера Ивановна пишет: «3 мая. Пасха! На улице тепло. Разговевшись с мамой и бабушкой освящённым накануне куличом, начала листать записную книжку. Наткнулась на номер с подписью: Лёня Дербенёв, поэт». Дальше Вера Ивановна рассказывает о том, как вдруг вспомнила ноябрьский вечер, задушевный разговор, стихи... Выбежала на улицу, поблизости был телефон-автомат. Набрала номер. Представилась, и услышала на другом конце провода взволнованный голос: «Верочка, вы всё-таки позвонили! Я так хочу снова вас увидеть! Только не говорите, что завтра или ещё когда-нибудь. Давайте встретимся прямо сейчас». Они встретились, пошли гулять по Москве. А спустя месяц Леонид сделал девушке предложение. В июне 1959-го Леонид и Вера расписались.
Поначалу у Дербенёвых не было собственного жилья. Они поселились в маленькой комнате в квартире родителей Леонида. Непросто приходилось и с деньгами. Леонид ещё задолго до свадьбы оставил работу юристом и сосредоточился только на стихах. Но гонорары за публикации в газетах и журналах были небольшими и непостоянными. Много раз Леонид спрашивал Веру, что она думает о его творческом будущем. Может, ему вообще стоит оставить поэзию? И жена всегда твёрдо отвечала, что верит в него. А с временными трудностями они обязательно справятся.
Так и случилось. Уже через пару лет песни на стихи Дербенёва зазвучали с телеэкранов, из радиоприёмников, их распевали люди на улицах. Поэт говорил тогда, что такой успех стал возможным только благодаря терпению, любви и поддержке его супруги. Об этом Леонид Петрович написал в одном из песенных текстов: «Мир не прост, совсем не прост. \ Hо не боюсь я ни бурь и ни гроз, \ Hе страшен холод, не страшен зной \ Если со мной, ты рядом со мной». Вера Ивановна всегда была рядом. Чутко улавливала настроение супруга. Если вдруг замечала, что стихи не идут, тихонько ставила ему на рабочий стол чашку ароматного кофе. И от этого простого жеста заботы возвращалось вдохновение и рождались прекрасные слова.
В 1981-м году Дербенёвы обвенчались в небольшой деревенской церкви в Подмосковье. Именно в тот период они оба пришли к вере, стали посещать храм. Дома, по вечерам, супруги любили читать друг другу вслух Библию или жития святых. Читала Вера Ивановна мужу Евангелие и в больничной палате, где он оказался в 1994-м году с онкологическим диагнозом. Через год болезнь унесла жизнь Леонида Дербенёва. Поэта отпевали в московском храме иконы Божьей Матери «Знамение» у станции метро «Рижская». Леонид Петрович с женой были его прихожанами. В 2003-м году Вера Ивановна Дербенёва написала книгу тёплых воспоминаний о любимом супруге.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Наталья и Иван Долгоруковы

Фото: Lorena Preda / Unsplash
В 1729 году при дворе Его Величества Императора Российского Петра Второго только и разговоров было, что о помолвке графини Натальи Борисовны Шереметевой и князя Ивана Алексеевича Долгорукова. Лишь одной мимолётной встречи на балу хватило, чтобы 22-летний Иван Долгоруков, ближайший друг юного царя, и 17-летняя Наташа Шереметева полюбили друг друга. Иван посватался к Наталье, и она с радостью согласилась стать его женой. В мемуарах, которые Наталья Долгорукова написала в конце жизни, она рассказала о чувствах к жениху: «Я почитала за великое благополучие его ко мне благосклонность; и я любила его очень, хотя и никакого знакомства прежде не имела, нежели он мне женихом стал». В канун Рождества 1729 года они обручились.
Сразу же после помолвки началась подготовка к пышной свадьбе. «Какая ты счастливая!, — говорили Наташе подруги. — Жених у тебя богатый, знатный, влиятельный!». Но не регалии будущего мужа привлекали девушку. «Полюбила я его за доброту, за чистосердечную любовь ко мне», — вспоминала Наталья. Незадолго до венчания, в январе 1730-го, Государство Российское потрясла горестная весть: от оспы скончался юный император Пётр Второй. Со смертью царя Иван Долгоруков в один миг потерял всё своё былое могущество. Взошедшая на трон императрица Анна Иоанновна его невзлюбила — она подозревала князя в претензиях на престол. Один за другим, от Ивана отвернулись те, кто ещё вчера клялся ему в верности. И невесту родственники убеждали девушку разорвать помолвку с опальным князем. Но Наташа оставалась непреклонной: «Я такому бессовестному совету согласиться не могла. Не имела такой привычки, чтоб сегодня любить одного, а завтра — другого. Честна ли совесть, когда он был велик, так я с радостью за него шла, а когда он стал несчастлив, отказать ему? Я готова была с ним хоть все земные пропасти пройти», — писала Наталья. 8 апреля 1730 года в Горенках — подмосковном имении Долгоруковых — опальный жених и верная ему невеста обвенчались в деревенской церкви.
Буквально через несколько дней после свадьбы вышел указ императрицы Анны Иоанновны — Долгоруким было покинуть императорский двор. По сути, это означало ссылку. Наталья с готовностью разделила участь супруга. Свой выбор она объясняла просто: «Мне казалось, что он для меня родился и я для него, и нам друг без друга жить нельзя». После коротких спешных сборов тронулись в путь. Долгоруковых привезли в село Берёзово на территории современного Ханты-Мансийского округа. По меркам 18 столетия это был край земли. Поселили в сыром бревенчатом сарае с земляным полом. Приставили круглосуточную охрану. Наталья убеждала мужа не отчаиваться, а положиться на Божью волю. «Истинная его ко мне любовь принудила дух свой стеснить и перестать плакать, и его подкреплять, чтоб он себя не сокрушил: он всего свету дороже был», — писала княгиня Долгорукова. В 1731-м году у Натальи и Ивана родился первенец — сын Михаил. Супруги постепенно свыклись с жестокими условиями ссылки, и жизнь пошла своим чередом. Но однажды князь бросил неосторожное слово об императрице Анне Иоанновне. Это услышала охрана. Донесли в Петербург. Ивана бросили в темницу — сырую землянку. Наталья по ночам, украдкой, когда никто не видел, носила мужу хлеб. А через несколько месяцев Ивана куда-то увезли. Наталья тогда ждала второго ребёнка, была на седьмом месяце беременности. В слезах она пыталась выведать у солдат, куда отправили её мужа. За такую дерзость её посадили в темницу. Там и появился на свет второй сын Долгоруковых — Дмитрий. Только спустя три года Наталья узнала, что супруг был казнён в Нижнем Новгороде. «Я всё в нём имела: и милостивого мужа, и отца, и учителя, и старателя о спасении моём; он всегда твердил о незлобии, чтоб никому зла не помнила», — вспоминала Наталья Борисовна. Она исполнила наказ супруга. В 1740-м году новая императрица-регент при малолетнем царе Иване VI-м, Анна Леопольдовна, разрешила княгине Долгоруковой вернуться в Москву. Наталья смиренно и тихо жила в Белокаменной, пока не выросли и не встали на ноги её сыновья. А в 1758 году уехала в Киев, и там, в Свято-Вознесенском Флоровском монастыре, приняла монашеский постриг с именем Нектария. Накануне пострига она написала воспоминания о своей жизни — «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгоруковой». В них она признавалась: «Во всех злополучиях я была своему мужу товарищ. Во всех бедах никогда не жалела, что за него пошла. Благодарю Бога моего, что Он мне дал знать такого человека, которой стоил, чтоб мне за любовь жизнью своею заплатить, целый век странствовать и всякие беды сносить».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен