«Свято-Михаило-Архангельский храм в селе Кигбаево». Священник Григорий Краснопёров - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Свято-Михаило-Архангельский храм в селе Кигбаево». Священник Григорий Краснопёров

* Поделиться

У нас в гостях был настоятель Свято-Михаило-Архангельского храма в селе Кигбаево Сарапульского района Удмуртской Республики священник Григорий Краснопёров.

Мы говорили об истории и современности восстанавливающегося древнего храма, в котором служит наш гость.

Ведущий: Алексей Пичугин


Алексей Пичугин:

— Дорогие слушатели, здравствуйте. Это «Светлый вечер» на «Светлом радио». Меня зовут Алексей Пичугин. Рад вас приветствовать. У нас в гостях сегодня священник Григорий Красноперов, настоятель Михайло-Архангельского храма в селе Кигбаево Сарапульского района Удмуртии. Храм старинный, ему 230 лет исполнилось. Мы сегодня о храме будем говорить, об истории, о современности, о его восстановлении. Здравствуйте, отец Григорий.

Священник Григорий Красноперов:

— Добрый день, уважаемые слушатели Радио ВЕРА. Мир и Божие благословение да пребывает со всеми вами.

Алексей Пичугин:

— Ура. Аминь, И сразу давайте, раз уж мы сегодня говорим про храм, с его истории начнем и с места, где он находится. Где же село Кигбаево, откуда вы к нам приехали?

Священник Григорий Красноперов:

— Село Кигбаево, Сарапульский район это знаменитый город Сарапул, золотая рыбка, так сказать, России. Это Удмуртская республика, край Михаила Тимофеевича Калашникова, край Петра Ильича Чайковского, откуда они родом, оттуда я и приехал. А село Кигбаево это довольно обширное село, находящееся в 20-ти километрах от города Сарапула, там расположен очень красивый, старинный, но, правда, частично разрушенный Михаило-Архангельский храм.

Алексей Пичугин:

— И уже частично восстановленный.

Священник Григорий Красноперов:

— Частично, там пока что еще о восстановлении говорить не приходится. Часть этого храма восстановлена всего лишь одним благодетелем, бывшим жителем этого села, и восстановлена она без каких-либо действий юридического характера. Он сам по своей воле захотел это сделать, и вот как получилось.

Алексей Пичугин:

— А что вы подразумеваете под действиями юридического характера? Это министерство культуры, какие-то законодательные акты?

Священник Григорий Красноперов:

— Совершенно верно. Храм наш — это памятник регионального значения культурного наследия, там некоторые сложности получились.

Алексей Пичугин:

— Регионального значения, был бы федерального, так вообще можно было бы в бумажках утонуть. С одной стороны. Но я всегда говорю, что это неплохо, есть люди, которые начинают восстанавливать храм ли, усадьбу, любой памятник архитектуры, и начинают это делать с применением тех материалов, из которых он когда-то был построен, правильных, со здравым подходом, даже если они не обращают внимание на какие-то тонкости бумажные. А с другой стороны, мы все это неоднократно видели, и я тоже, и вы, наверное, когда начинают восстанавливать, а потом это все происходит ad libitum: давайте вот здесь сделаем так, вот тут так. В итоге вроде и памятник регионального значения, а получилось, Бог знает что. И это Бог знает что, к сожалению, лучше бы и не восстанавливали. Так бы он еще 200 лет простоял, а так ему жизнь на сто сократили.

Священник Григорий Красноперов:

— Бывает и такое, к сожалению.

Алексей Пичугин:

— Я смотрю ваш пример. Пускай он наполовину пока только сделан, по крайней мере внешне, все равно это такой приятный пример.

Священник Григорий Красноперов:

— Мы не жалуемся, слава Богу.

Алексей Пичугин:

— Как вы попали в Кигбаево?

Священник Григорий Красноперов:

— Чудом Божиим, по-другому не скажешь.

Алексей Пичугин:

— Так тоже бывает, наверное.

Священник Григорий Красноперов:

— Бывает, конечно, да. Если бы не произволение Божие и не благословение тогда еще правящего архиерея, епископа Сарапульского и Можгинского Антония, то ничего бы не было. А так, милостью Божией, через год после моего рукоположения во диаконы меня рукополагают во священники и ставят настоятелем вот туда.

Алексей Пичугин:

— А диаконом вы в Сарапуле служили?

Священник Григорий Красноперов:

— Да. У владыки Антония. А случилось все так скоротечно потому, что там скончался скоропостижно настоятель храма, мой хороший знакомый, игумен Лаврентий (Котельников), который действительно там был пастырем от Бога. Милостью Божией меня как молодого священника рукоположенного туда ставят настоятелем. Действительно я считаю это подарком Бога.

Алексей Пичугин:

— Сколько вам лет было?

Священник Григорий Красноперов:

— Если сейчас смотреть, что я пять лет в этом году буду как священник, мне сейчас 31 год.

Алексей Пичугин:

— В 25-26 лет туда отправили. Так как я не очень представляю, о каких местах мы говорим, я в Сарапуле никогда не был, и самое близкое от ваших мест, где мне доводилось бывать, это город Чайковский, Пермский край. Но через Каму получается от Удмуртии совсем... Через Каму буквально, от вас тоже не очень далеко.

Священник Григорий Красноперов:

— По сути что Сарапул, что Чайковский стоят на великой реке Каме, поэтому если вы были в Чайковском, то часть архитектуры Сарапула вы все равно видели.

Алексей Пичугин:

— Наверняка, но это было очень давно, 20 лет в этом году, как это было.

Священник Григорий Красноперов:

— Тем более, если взять того, кто строил Сарапул, Сарапульский район, и в частности мой храм, это архитектор Росляков, знаменитый вятский архитектор, то и в Чайковском есть его творения, и в Сарапуле есть, и вот в Сарапульском районе. Можно сказать, что-то да видели.

Алексей Пичугин:

— А вы когда приехали туда пять лет назад, храм уже выглядел?.. Можно наших слушателей адресовать к страничке, нет пока сайта, который можно было бы назвать сайтом храма, но есть группа вконтакте. Михаило-Архангельский храм в селе Кигбаево если набрать, то все увидите.

Священник Григорий Красноперов:

— Собственно говоря, можно сказать о том, что недавно, благодаря прошедшему в Москве, но это уже прошлый год, форуму по восстановлению сельских храмов, организованному благотворительным фондом «Белый ирис».

Алексей Пичугин:

— Да, да, да, мы с ним дружим.

Священник Григорий Красноперов:

— Благодаря этому форуму, появилась запись, заметка про мой храм в журнале «Фома». Так что в январском номере можно посмотреть эту маленькую заметочку. И там по QR-коду можно перейти в нашу группу вконтакте.

Алексей Пичугин:

— Итак, до того, как вас назначили в Кигбаево, вы там никогда не были?

Священник Григорий Красноперов:

— Нет. Хотя, что удивительно, во время моего диаконского служения там была совершена первая архиерейская служба, как раз с игуменом Лаврентием (Котельниковым), но туда поехал другой диакон. Я там бы мог появиться, но вот не случилось.

Алексей Пичугин:

— И давайте теперь уже про храм непосредственно. Что же вы увидели, когда приехали. Вы, наверное, историю читали. Я сейчас, с вами общаемся, смотрю, статьи в интернете есть про него, старые фотографии, причем, где он еще относительно целый, колокольня с большим шпилем длинным, высоким, ограда целая. Проходит какое-то количество времени, спустя сорок лет это совсем руины. Вы застали его уже, ваш предшественник его оставил достаточно восстановленным. Да? Или это уже ваша заслуга?

Священник Григорий Красноперов:

— Да, да. Это ни в коем разе не моя заслуга. Я на любой вопрос, когда мне такой задают, говорю: я по сути подхватил упавшее знамя, упавший крест, который до меня несли два хороших проповедника. Это отец Владимир (Гаревских) и отец Лаврентий.

Алексей Пичугин:

— Отец Владимир первый настоятель?

Священник Григорий Красноперов:

— Это первый настоятель.

Алексей Пичугин:

— А он жив?

Священник Григорий Красноперов:

— К сожалению, они оба сейчас уже почившие о Господе.

Алексей Пичугин:

— Понятно.

Священник Григорий Красноперов:

— Тогда все те наработки, которые были у отца Владимира, у отца Лаврентия, предстояло решить задачу мне. Первый раз, когда я приехал в храм, для меня стало некоторым шоком, что, действительно, это памятник архитектуры, что с ним надо что-то делать. Что, куда, зачем и почему — вопросов было множество, а отец Лаврентий, так как он был человеком болезненным, просто это не успел решить. Поэтому пришлось начать вникать в проблему мне. Если бы не прихожане, я бы, наверное, там через года два сгорел бы просто.

Алексей Пичугин:

— Село большое? Прихожан много?

Священник Григорий Красноперов:

— Само село примерно две тысячи человек, это по данным нашего любимого сайта Википедия, перепись населения, по-моему, 2013-го года, и плюс так называемое, Кигбаевское муниципальное образование, там еще где-то тысячи полторы. То есть всего тысячи три с половиной. Из них прихожан, когда я приехал туда, первая служба, у меня на всенощном бдении стояло ноль человек, не считая клироса. А на литургию пришло два человека.

Алексей Пичугин:

— Угу, из трех тысяч. Знаете, я пример часто такой привожу. У меня есть близкие сердцу места в Ивановской области, там большое село. Сложно сравнивать размеры, не знаю, как Кигбаево, это село, вы численность населения сказали, там, конечно, меньше, значительно меньше, думаю, человек 800. Но что полторы тысячи, что две тысячи, что восемьсот, большой огромный храм стоит, приличный, раза в три больше, чем в Кигбаево. Там на всенощном бдении, думаю, что один человек. А храм, действующий с середины 90-х. А на литургии 3-4, и это из года в год. Притом что местного священника они обожают, они просто все его любят. Одно дело, когда батюшка идет на кладбище колдовать, в смысле панихиду, как это обычно считается у местных жителей. На родительскую субботу битком кладбище, отдельная часовня на кладбище стоит. А в храм...

Священник Григорий Красноперов:

— Обрядовое действие совершать.

Алексей Пичугин:

— Там это все понятно. Моих Прасковью Павловну и Петра Аркадьевича помянули. Поэтому я понимаю, о чем вы говорите, но что-то ведь начало, наверное, меняться? Я напомню, друзья, что в гостях у «Светлого радио» сегодня настоятель Михайло-Архангельского храма в селе Кигбаево Сарапульского района Удмуртии священник Григорий Красноперов. Мы говорим о Михайло-Архангельском храме, о его истории, о его настоящем. Но пока о настоящее. И что же произошло за пять лет. Я так понимаю, судя по фотографиям, народу прибавилось.

Священник Григорий Красноперов:

— Слава Тебе, Господи, да. Если бы не помощь Божия и помощь каких-то местных властей, каких-то соцсетей, то, наверное, все бы и осталось на таком уровне. Слава Богу, все развивается, все движется к своему логическому центру, что когда-либо, может быть, лет через двадцать, мы этот храм восстановим. Я надеюсь на это.

Алексей Пичугин:

— Вы не делаете, у вас далеко идущие планы.

Священник Григорий Красноперов:

— Пока да. Я просто не могу загадывать, сколько мне Господь милостью Божией отмерил, жить. Но постараться-то все равно надо.

Алексей Пичугин:

— Постараться надо. Мы надеемся, что отмерил.

Священник Григорий Красноперов:

— Дай-то Бог.

Алексей Пичугин:

— История храма.

Священник Григорий Красноперов:

— История храма очень интересная. Я, правда, начал заниматься ей на третий год моего настоятельства.

Алексей Пичугин:

— До этого вообще не до того было.

Священник Григорий Красноперов:

— Не то чтобы не до того, как-то не влазил. Все какие-то мирские вопросы, проблемы, еще сам не окрепший священник. Пока с этим разбирался. Только на третий год начали мы что-то поднимать и понимать, что по храму нужно делать. И вот тогда я залез в историю, и оказалось, что храм в Кигбаево, вот этот Михайло-Архангельский храм, оказывается, трехпрестольный, там три престола.

Алексей Пичугин:

— А как оказывается? Он в таком состоянии был, что понять, сколько престолов было невозможно?

Священник Григорий Красноперов:

— По сути да. Вроде как визуально на него смотришь, большая трапезная часть и, собственно говоря, центральная частично восстановленная. А оказывается, там три престола, целых три ярмарки проводилось.

Алексей Пичугин:

— Алексия, человека Божия и пророка Илии, правильно? Тут я уже изучаю.

Священник Григорий Красноперов:

— Совершенно верно. Удивительное в том, что это храм один из немногих сохранившихся храмов Удмуртии. Он, по-моему, в десятку входит, которые празднуют в этом году более двухсот с чем-то лет.

Алексей Пичугин:

— То есть их просто снесли?

Священник Григорий Красноперов:

— История там довольно таки печальная. В начале 1938-го года село полностью практически, на 85%, но по документам написано все 100, подписало документ о закрытии церкви и о выселении всех священнослужителей оттуда. Церковь им стала не нужна. Кигбаево стало центром/не центром, но передовой атеистической местностью.

Алексей Пичугин:

— А епархия это какая была до революции?

Священник Григорий Красноперов:

— Вятская.

Алексей Пичугин:

— Вятская. Представляете, на карту если посмотреть, расстояние от Кирова до его дальних частей...

Священник Григорий Красноперов:

— Ну, это граница.

Алексей Пичугин:

— Да, но если по карте посмотреть, сколько вы до Кирова будете ехать на машине от Кигбаево мейчас? Наверное, часов шесть.

Священник Григорий Красноперов:

— Даже больше, наверное, где-то часов восемь. Но это сейчас на машине, а тогда если перекладывать на те расстояния, двое-трое суток.

Алексей Пичугин:

— Примерно. А это не сильно менялось со средних веков и до конца лошадиного века. Среднее расстояние, которое человек мог проделать в течение дня, до железных дорог, безусловно, это ближе к началу эпохи железных дорог, порядка 80-ти километров. До того примерно 60 километров дневной переход. Если вы меняете лошадей, если вам очень надо, вы можете поменять лошадей, наверное, раза в два это расстояние увеличится, в полтора, но не больше. Из Москвы в Петербург — это прям путь, путь.

Священник Григорий Красноперов:

— Если даже посмотреть нынешнее расстояние, сейчас у нас от столицы республики, города Ижевска, до Кигбаева примерно 82 километра. В старину это расстояние и то не факт чтобы прошли.

Алексей Пичугин:

— По нашим меркам с современным транспортом это не много.

Священник Григорий Красноперов:

— Это-то да, но полтора часа по нашим дорогам, не особо.

Алексей Пичугин:

— Итак, храм в 38-м году, подписали почти все жители Кигбаева, решили закрыть. Там достаточно сложная процедура была, ее описывать сложно, а так-то все просто. В чьем пользовании был храм, какие отношения у причта, у прихода были с государственными властями, что могли прихожане, чего они не могли. Это отдельная история, мы об этом говорили, можете найти у нас на сайте, наши исторические программы об этом. Факт тот, что, вот я смотрю, церковь в Кигбаево была закрыта 14 августа 41-го года. То есть еще три года после 38-го она условно действующей была? Или как?

Священник Григорий Красноперов:

— Условно действующей. То есть священники оттуда уехали в 39-м году. Если поискать информацию, можно найти исторические документы о собрании, о постановлении. По сути разрушить церковь не дала война. Если бы не война, начавшаяся в 1941-м году, церковь бы полностью снесли. А так милостью Божией храм был сохранен. Сначала там было зернохранилище, позже появилось МТЗ.

Алексей Пичугин:

— Моторно-тракторная станция.

Священник Григорий Красноперов:

— Да. Их упразднили в 61-м году.

Священник Григорий Красноперов:

— У нас она практически, по-моему, до 70-х просуществовала.

Алексей Пичугин:

— Моторно-тракторные станции в ходе хрущевской реформы упразднили как таковые, их нигде не осталось, просто это был технический гараж.

Священник Григорий Красноперов:

— Ну, типа того.

Алексей Пичугин:

— Если уж мы об этом заговорили, то там была колхозная реформа, когда неперспективные колхозы, согласно хрущевской реформы, объединяли с более крупными, появлялись большие колхозы. И там уже, у большого колхоза нужды в отдельной моторно-тракторной станции не было. Моторно-тракторная станция предполагала, что она одна на несколько колхозов. А тут один большой колхоз, и у него уже свой гараж со своими...

Священник Григорий Красноперов:

— Ну да. Технический гараж. Южная стена у храма была частично разрушена и переделана под въездные ворота. Кстати, есть фотографии, можно посмотреть, там крыша переделана. Первая крыша, которая осталась после зернохранилища, рухнула, так как там своды были не рассчитаны на тряску тракторов. Построили потом первую временную крышу. Когда оттуда технический гараж убрали, то, как по слухам мне известно, хотя найдутся и те, кто меня, уверен, поправят и поправят правильно, крышу временную просто сорвали, перебросив куда-то на металл, обнажив полуразрушенный остов храма и просто его по факту бросив. Свидетельства жителей села Кигбаева, это конец 80-х начала 90-х обнаруживают сей исторический факт, что рядом с храмом проходила сельская грунтовая дорога.

Алексей Пичугин:

— Это тоже часто достаточно было.

Священник Григорий Красноперов:

— Естественно, там была и свалка, и мне рассказывали жители близ лежащих домов к этому храму, что, прости меня, Господи, грешного, что за этот период 90-х в разрушенном пределе Алексея, человека Божия был устроен чуть ли ни общественный туалет.

Алексей Пичугин:

— И такое бывало.

Священник Григорий Красноперов:

— Да. Храм пребывал в страшном запустении. И началось, переходим тихонько к восстановлению, сначала памяти, а потом и самого храма.

Алексей Пичугин:

— Но вы не забывайте, мы должны еще про историю поговорить.

Священник Григорий Красноперов:

— Обязательно мы вернемся.

Алексей Пичугин:

— Давайте, хорошо.

Священник Григорий Красноперов:

— Началось-то все с того, что о храме, как о святыне, заговорили школьники. То есть началось все со школы, с детей. Начали подниматься какие-то культурные исторические документы, начали посылаться запросы в архивы, в том числе и в Кировский центральный архив, и в Московский, что удивительно. И вот тогда началось все восстановление, первые шаги к действию. А история храма очень интересная. Ведь село Кигбаево раньше носило другое историческое название. Оно было село Архангельское.

Алексей Пичугин:

— У него, может быть, была приставка? У сел вообще до революции очень часто было два названия через приставочку «тож».

Священник Григорий Красноперов:

— Было.

Алексей Пичугин:

— То есть Архангельское и Кигбаево тож. Или Кигбаево Архангельское тож.

Священник Григорий Красноперов:

— Совершенно верно. У нас сначала было Архангельское, потом сменилось на Архангельское Кигбаево тож, а потом уже просто стало Кигбаево.

Алексей Пичугин:

— А Кигбаево стало до революции или это уже советские времена?

Священник Григорий Красноперов:

— До революции.

Алексей Пичугин:

— Друзья, напомню, что в гостях у «Светлого радио» сегодня настоятель храма Архангела Михаила в селе Кигбаево в Удмуртии священник Григорий Красноперов и я, Алексей Пичугин. Мы через минуту снова вернемся. Никуда не уходите. Мы скоро.

Алексей Пичугин:

— Еще раз здравствуйте, друзья. Напомню, что у нас сегодня в гостях священник Григорий Красноперов, настоятель Михайло-Архангельского храма в селе Кигбаево Сарапульского района Удмуртии. Мы говорим о храме, его истории, его современности. Название села. Почему Архангельское, понятно. Михайло-Архангельский храм и, соответственно, село получило по нему название. Хотя, как я думаю, как мне кажется, Кигбаево более старое название, Кигбаево татарское название.

Священник Григорий Красноперов:

— Вот здесь идут очень сильные споры, почему именно Кигбаево.

Алексей Пичугин:

— Татарское название.

Священник Григорий Красноперов:

— Исторически это было село Архангельское, то есть сначала это было село Архангельское. Потом почему его переименовали? По сведениям историков, которые обнаружили эти все сведения, упоминания, там поселился некто Кигбай и соорудил мельницу зерновую. И, мол, по его первоимени и назвали поселение Кигбай.

Алексей Пичугин:

— Странна история. Мельник Кигбай, наверное, татарин мог быть мельником Кигбай.

Священник Григорий Красноперов:

— Может он был и удмурт. До сих пор...

Алексей Пичугин:

— Это не удмуртское название, татарское. Корень «бай» в данном случае.

Священник Григорий Красноперов:

— Споры идут до сих пор.

Алексей Пичугин:

— Удмуртские названия, вам ли не знать, их корни и их происхождение. Это старые финские, там совсем другое.

Священник Григорий Красноперов:

— Финно-угорские, конечно.

Алексей Пичугин:

— Татарское население у вас тоже достаточно большое.

Священник Григорий Красноперов:

— Мы с ними граничим, да. Елабужский почтовый тракт, между прочим, основанный Александром I.

Алексей Пичугин:

— Да, вполне. И храм-то появился на пустом месте или на этом месте уже была церковь?

Священник Григорий Красноперов:

— Храм появился не на пустом месте. Сначала в селе существовали две церкви. Одна в честь Ильи пророка, вторая в честь Архангела Михаила. Они были обе деревянные, и когда случился большой пожар, эти церкви были уничтожены. Была еще какая-то третья церковь, но о ней упоминаний очень мало. Можно подробнее об этом посмотреть, у нас в группе вконтакте есть фильм, который мы создали. Как раз там историческая справка существует. Тогда народ, прихожане в 1793-м году написали в Вятскую консисторию просьбу о получении благословения на строительство новой каменной церкви. И в 1794-м году ныне стоящая Михайло-Архангельская церковь была заложена. В этом году, в 2024-м году, мы празднуем 230-летие со дня основания именно этой церкви.

Алексей Пичугин:

— А я нашел тут, кстати, документально про Кигбаево. 1646 год первое упоминание о Кигбаево Архангельского. Село Архангельское Кигбаево тож, 1646-й год. Самое первое упоминание, оно уже как Кигбаево здесь упоминается. А дальше легенда о том, что первыми здесь поселились некий татарин Кигбай, видимо, мельник тот самый, о котором вы говорите, а отдельно уже поселились какие-то другие люди, православные. И потом постепенно, судя по всему, Кигбаево и Архангельское просто слились и стали единым селом.

Священник Григорий Красноперов:

— Возможно, и так было.

Алексей Пичугин:

— Это то, что я читаю документально.

Священник Григорий Красноперов:

— Вообще много про Кигбаево сведений можно найти, потому что церковь интересная, довольно удивительная. Если копаться дальше, можно найти такой исторический факт, касающийся гражданской войны, Кигбаево тоже в этом поучаствовало.

Алексей Пичугин:

— Да, а что там в гражданскую войну было?

Священник Григорий Красноперов:

— А, собственно говоря, знаменитое Юрьевское убоище, которое уже пятый год будет проходить в Сарапульском районе, как раз это дорога Юрино-Кигбаево очень соединяемая трасса прямая. Через Кигбаево отходили части белой армии, по легенде даже говорят, что на колокольне Михайло-Архангельского храма стояло пулеметное гнездо отходивших белых частей. Но этого исторического факта нет, есть исторический факт об Юринском убоище.

Алексей Пичугин:

— Маршал Чуйков там поучаствовал знаменитый, красный в последствие командир.

Священник Григорий Красноперов:

— Совершенно верно. Только что я о нем хотел сказать, потому что я до этого момента, когда я побывал первый раз на реконструкции боя, Юринское убоище, я не знал, хотя я любитель истории и про Сталинградскую битву прочитал довольно много.

Алексей Пичугин:

— Это не Сталинградская битва. Все-таки это было сильно раньше. Сталинградская битва у Чуйкова была...

Священник Григорий Красноперов:

— Не, любитель Сталинградской битвы...

Алексей Пичугин:

— И Чуйкова соответственно, как... понятно. Ну, тогда ему 19 лет было всего.

Священник Григорий Красноперов:

— Этот факт я упустил. Только на самом мероприятии для меня открылось это вот.

Алексей Пичугин:

— Вы сами живете в Сарапуле?

Священник Григорий Красноперов:

— Сам я живу с семьей в Сарапуле.

Алексей Пичугин:

— И сколько от Сарапула до Кигбаево.

Священник Григорий Красноперов:

— 20 километров.

Алексей Пичугин:

— А, ну всего-то, совсем по нашим меркам расстояний больших российских...

Священник Григорий Красноперов:

— Как некоторые шутят: пешком зайти можно.

Алексей Пичугин:

— Не пробовали?

Священник Григорий Красноперов:

— Упаси Бог, нет.

Алексей Пичугин:

— Почему упаси Бог? Знаете, сколько сейчас с вами народа не согласится.

Священник Григорий Красноперов:

— Со мной в большинстве сразу не согласятся любители Великорецкого Крестного хода и многих других подобных...

Алексей Пичугин:

— А, это у вас из Вятки доносятся какие-то исторические параллели.

Священник Григорий Красноперов:

— Да. Но я пока физически не готов.

Алексей Пичугин:

— Не только Крестные ходы. Я же не предлагаю вам из Сарапула в Кигбаево Крестным ходом идти.

Священник Григорий Красноперов:

— Почему бы и нет, кстати. Может быть, когда-нибудь и организуется.

Алексей Пичугин:

— А может и организуется. Когда соберетесь дойти пешком, можете попробовать организовать.

Священник Григорий Красноперов:

— Хорошо.

Алексей Пичугин:

— Что еще из истории мы можем рассказать?

Священник Григорий Красноперов:

— Собственно говоря, основные все факты уже были рассказаны. Пока что сведений таких глобальных исторических у нас очень мало. Может быть, и были там какие-то знаменитые проповедники, может быть, кто-то туда и заезжал, но пока что мы не можем этого найти. Причина довольна банальна. Из-за того, что была эта приставка, Архангельское, в некоторых документах не добавлялось Кигбаево тож. Может быть, где и встречается наше село и упоминание об этих храмах, но пока что мы их просто не нашли. Дай Бог, в этом году начнется какая-то глобальная работа с архивами, глобальная работа по подготовке празднования 230-летия храма, это первый большой праздник на Кигбаевской земле будет. Хотя мне там уже претензий накидали вагон и маленькую тележку, что это не юбилей храма, что он должен делиться на 25 лет или на 5. Господи помилуй, давайте уж будем честны, это первый такой глобальный праздник у храма. Давайте его как-то достойно отметим.

Алексей Пичугин:

— А как, кстати, можно отметить?

Священник Григорий Красноперов:

— Слава Богу, вроде планируется, начиная от службы епископа с большим клиросом праздничным и заканчивая концертом духовной музыки.

Алексей Пичугин:

— А почему духовной?

Священник Григорий Красноперов:

— А потому что с позапрошлого года вместе с местной администрацией мы приняли такое интересное решение, что как раз день села Кигбаево мы будем праздновать после Ильина дня. День села будем летом праздновать, чтобы устраивать гуляния какие-то хорошие. А раньше у нас день села проходил 21 ноября на день Архангела Михаила и там был только концерт, и, собственно говоря, никуда не развернешься.

Алексей Пичугин:

— А тут тепло, лето.

Священник Григорий Красноперов:

— С позапрошлого года на площади мы устроили шикарный праздник. Много было людей, гости из Ижевска приезжали, из Сарапула, люди были в восторге от праздника, и мы приняли решение, что теперь будем так. А почему концерт духовной музыки, потому что как раз у нас в этом году 2 августа выпадает на пятницу, а 3 августа суббота, первая суббота после дня пророка Божия Илии это день села, когда люди могут прийти на площадь погулять. А 2-го прийти на церковную площадь, послушать духовную музыку в исполнении каких-то, может быть, артистов Удмуртской республики, может быть, кого-то постараемся пригласить из близлежащих поселений, может быть, из Москвы кого-то пригласим. Не знаю пока, как будут спонсоры, как будут люди соглашаться приезжать туда. Хочется первый праздник отметить ярко, красочно, чтобы людям это запомнилось, чтобы началось восстановление этого храма, что действительно храм не умер, а какая-то жизнедеятельность там началась.

Алексей Пичугин:

— Кстати, еще об истории, я не спросил. Что-то известно о священниках, которые служили в Кигбаево?

Священник Григорий Красноперов:

— В ведомости есть упоминание о священнослужителях, но я этим вопросом, честно признаюсь, пока что не занимался, исторически не рассматривал, кто там служил. Может быть, какие-то известные личности у нас там и были, потому что известен сей факт, что наш великий святой праведный Иоанн Кронштадтский в Сарапуле был. И, может быть, кого он сам привозил, может быть, кто-то по его стопам шел и был в Кигбаево.

Алексей Пичугин:

— Нет, нет, я имею в виду не то, что из таких... Кто в вашем храме служил?

Священник Григорий Красноперов:

— Я имею в виду служащих. Да, может быть, там действительно какая-то историческая личность была, которая повлияла на ход истории в России вообще.

Алексей Пичугин:

— А ведь это не так важно, повлияла она на ход истории в России или нет, важно, что этот человек повлиял на жизнь в Кигбаеве.

Священник Григорий Красноперов:

— Может быть, и так.

Алексей Пичугин:

— Мы же при изучении, когда мы пытаемся, что часто делают краеведы, когда изучают историю родного края, непрофессиональные историки, пытаются найти обязательно в названиях, в корнях, еще в чем-то свидетельства того, что здесь что-то великое было. А идти от малого кверху, как, например, священник из Кигбаево, который прослужил, может быть, 30 лет на этом приходе в середине 19-го века, повлиял на жизнь в этом селе, повлиял на людей из этого села, запомнился, какие-то документы о нем интересные сохранились, какие-то случаи. Это все формирует региональную историю, из которой рождается общая история.

Священник Григорий Красноперов:

— Кстати, вполне себе возможно. Сейчас нам нужно понять, вообще кто там служил, и может быть, найдется священников пять-десять, которые прослужили там довольно обширное время и перевернули ход именно Кигбаево в духовном плане, в религиозном плане. Может быть, они не были известны на всю Россию, но факт остается фактом. К сожалению, сейчас, вы абсолютно правы, что человеку сейчас хочется зацепиться за что величественно историческое. Вот он слышит, к примеру, историю храма Христа Спасителя.

Алексей Пичугин:

— Ему хочется, чтобы великое было рядом с ним.

Священник Григорий Красноперов:

— 1812 год, Наполеон, я хочу туда поехать. Или взять Троице-Сергееву лавру, у всех на устах, даже не православных, они знают, что там Троице-Сергиева лавра, что там Сергий Радонежский, для нас он преподобный Сергий Радонежский, а для всех других он Сергий Радонежский. Но об этом знают.

Алексей Пичугин:

— Сергей Радоне́жский, вы что не слышали никогда?

Священник Григорий Красноперов:

— А кстати, да, да, да.

Алексей Пичугин:

— Я был на одном мероприятии в прошлом году, где очень высокопоставленный человек рассказывал о том, как важно развивать духовную жизнь по заповедям Сергея Радоне́жского.

Священник Григорий Красноперов:

— Удивительно.

Алексей Пичугин:

— А другой раз на отдыхе, была компания, расположилась неподалеку на пляже, в отпуске дело было, и я слышал, как они обсуждали: вот были в Москве, к Сергею Радоне́жскому ездили.

Священник Григорий Красноперов:

— Нет я только историю про четвертого Богослова слышал, про Сергея Радоне́жского не приходилось еще.

Алексей Пичугин:

— Про четвертого богослова? А что это такое. Сейчас буквально через секунду вы ее расскажете. Друзья, напомним, что в гостях у «Светлого радио» сегодня настоятель храма Михаила Архангела в Селе Кигбаево Удмуртской республики Сарапульского района священник Григорий Красноперов. Итак, историю про четвертого богослова.

Священник Григорий Красноперов:

— Это из книги, по-моему, «Несвятые святые», которую я люблю и нет-нет да перечитываю, по-моему, эта история оттуда, а может быть, и где-нибудь на просторах интернета я ее встретил. Однажды к старцу Иоанну (Крестьянкину) пришел человек, который желал у него получить духовного совета. Он пришел, начал представляться, я такой-то, такой-то, я богослов. На что Иоанн (Крестьянкин) повернулся и спросил: простите, пожалуйста, вы четвертый? Он говорит: в смысле четвертый? — Но у нас всего в истории было три Богослова. Это Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Вы, что, четвертый?

Алексей Пичугин:

— Я помню историю другую, был анекдот, по-моему, на полном серьезе так было. В Москве есть Российский православный институт святого апостола Иоанна Богослова. И когда-то его ректором был знаменитый архимандрит Иоанн (Экономцев), давным-давно это было, в начале нулевых. Звонящий человек собирался услышать отца Иоанна, он говорит: здрасьте, это институт Иоанна Богослова. Ему говорят: да. — А можно его к телефону?

Священник Григорий Красноперов:

— Да, да. Было и такое.

Алексей Пичугин:

— Но все-таки может быть, что-то известно про священников, которые последними служили в тридцатые годы. Вы говорите, причт храма попросили уехать из Кигбаево. Что-то известно, может быть, об этих людях. Это важная история. Я рассказывал, простите, я сейчас вспоминаю, как в одном храме когда-то воцерковлялся, было известно про священника, который последним служил в этом храме, что он ушел, работал бухгалтером на заводе. Я думаю: ну вот, ему, наверное, повезло, потому что жизнь его прошла более-менее спокойно, он пережил и репрессии, и время большого террора, может быть, и в войну выжил, где-нибудь в 60-е годы упокоился. Но выяснилось, что, оказывается, он подпольно крестил, венчал, был арестован, расстрелян на Бутовском полигоне. Это долгое время было неизвестно, лет двадцать в истории храма, когда уже службы начались, было неизвестно, вот так раскрылось. И вы не знаете?

Священник Григорий Красноперов:

— К великому сожалению, нет. Может быть, даже было выдвинуто предположение, фамилия одного священника очень сильно перекликается с фамилией одного известного преподобномученика, прославленного в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. По-моему, Белослуцев его фамилия. Сейчас точно не вспомню, надо в документах посмотреть, что возможно, он у нас на приходе прослужил довольно обширное время. Может быть, это он, может быть еще какой-то однофамилец или брат или еще кто-то. Даже взять, например, знаменитого священномученика Мефодия, епископа Петропавловского, которого у нас в Сарапульской епархии тоже почитают, у него фамилия, что удивительно, была Красноперов. Я недавно об этом только узнал, что есть священномученик, который совпадает с моей фамилией.

Алексей Пичугин:

— Справедливости ради надо сказать, что это не самая редкая фамилия. Про свою думал, что очень редкая, Пичугин, других нет, понятно, что есть, но не так много. Но выяснилось, что она достаточно распространена и в Поволжье, откуда у меня по этой линии корни, из Оренбуржья, Самары.

Священник Григорий Красноперов:

— Когда я в Сарапул приехал, тоже удивился обилием Красноперовых, довольно таких много.

Алексей Пичугин:

— А у вас корни из Ижевска? Понятно, что вы приехали из Ижевска, но корни у вас тоже оттуда, или все-таки из Сарапула?

Священник Григорий Красноперов:

— Вот тоже не знаю. Я никогда генеалогическим древом до священства не занимался.

Алексей Пичугин:

— Как же? Это же интересно очень.

Священник Григорий Красноперов:

— Мне это было не интересно. А вот сейчас нарабатываю, томами заглатываю эту информации.

Алексей Пичугин:

— Наверстываете упущенное.

Священник Григорий Красноперов:

— Очень интересно, она помогает развиваться и в духовном плане, и в плане настоятельства. Этот пласт для меня сейчас просто как Клондайк артефактов.

Алексей Пичугин:

— Зато видите, сколько всего нового вам открывается.

Священник Григорий Красноперов:

— Гробница Тутанхамона, которые первые туда вошли и: а-а-а, там всего столько много! Для меня сейчас то же самое. Даже развитие храма в селе Кигбаево тоже обширный пласт истории, особенно когда там узнаешь, что гражданская война прошлась практически по селу Кигбаево, начинаешь входить в это все. Тем более такая интересная распространенная легенда, она про все храмы есть, в том числе и про Кигбаевский Михайло-Архангельский храм, что под храмом где-то проложены тоннели, где до сих пор лежит несметное богатство.

Алексей Пичугин:

— А, ну это да. Про это всегда так. Какой-нибудь разрушенный храм, может быть, вы тоже обращали внимание, если заходили, ну совсем разрушенный, который еще не начинали восстанавливать, в алтаре обязательно увидите большую яму на месте престола, потому что искали поповское золото.

Священник Григорий Красноперов:

— Да, да, да.

Алексей Пичугин:

— Я раньше даже думал, когда хуже представлял, что, может быть, так надо, под престолом должно быть какое-то углубление. Но нет, конечно.

Священник Григорий Красноперов:

— Я вам даже больше скажу. Чуть поодаль от села Кигбаево есть село Выезд, в котором находится Покровский храм, разрушенный на сегодняшний день и пока никак не восстанавливаемый. Только-только Сарапульская епархия начинает процесс его консервации. Если туда приехать и зайти в район колокольни, можно увидеть подземные помещения, в которые можно было попасть и посмотреть, что там находится. По историческим сведениям эти подземные помещения предназначались для печей, которые там находились, их топили и подогревали весь зимний храм. Но скорее всего, с этих моментов и пошло, что там был подземный ход, спуск куда-то вниз, и там уходило чуть ли не на 5-7 километров, где попы прятали все, что они с народа собирали. Хотя опять же в фильме, который существует у нас, пока что первый, второй в разработке, есть свидетельство внучки старосты храма. Она участвовала в закрытии храма, ее внучка вспоминает о том, что как староста видела, что выносят золотые ризы из храма, что выносят дорогие облачения. Такие есть сведения, зачем что-то домысливать и думать, что где-то под землей это все спрятано. Кому это надо? Ясно, такого никогда не было.

Алексей Пичугин:

— Что вам больше всего сейчас нужно для храма?

Священник Григорий Красноперов:

— Перво-наперво я скажу так, что сейчас для храма важен человек. Просто начать с того, что это историческая составляющая некогда большой церковной истории. И прикоснуться к стенам, которые возведены 200-300 лет назад, это дорогого стоит. Сейчас ныне подрастающее поколение практически не знает и не может понять, а что было раньше. Множество всяких интересных исторических объектов на сегодняшний день либо утрачены, либо перестроены до неузнаваемого состояния, что к ним, к сожалению, не прикоснуться. А тут, извините, стены, стоящие 230 лет уже, и ничего с ним не делается. Постепенно по чуть-чуть они разрушаются, но, слава Богу, стоят. Приехать, прикоснуться к ним и посмотреть, что, действительно, такой прекрасный храм.

Алексей Пичугин:

— Нет, все-таки, что вам нужно для его восстановления. Я смотрю фотографии, если найдете, слушатели дорогие наши, то видите, что он с виду, наполовину, трапезная часть не восстановлена целиком, колокольня только-только начата, даже не начата еще. Колокола висят у вас, это старые остались или это?..

Священник Григорий Красноперов:

— Это, можно сказать, еще в 90-х, двухтысячных.

Алексей Пичугин:

— А, то есть не старые, уже из новой истории храма. В конце концов, где у вас реквизиты, если наши слушатели заинтересуются, могли бы вам помочь?

Священник Григорий Красноперов:

— Собственно говоря, на страничке вконтакте у нас беседа создана, как можно помочь нашему приходу. Там можно и посмотреть наши реквизиты и можно просто стать доном вконтакте, просто какую-то сумму ежемесячно жертвовать. Да, сейчас вопрос финансов тоже стоит очень остро, потому что храм существует всегда на пожертвования. Государственной поддержки у нас в плане зарплат никогда в нынешнее время нет. Приходится где-то выживать, где-то находить каких-то спонсоров. Одна из возможностей здесь поучаствовать.

Алексей Пичугин:

— Вот видите, может быть, сейчас нашу программу кто-то услышал, посмотрел и поможет, хотелось бы надеяться.

Священник Григорий Красноперов:

— Тем более что хочется, если мне разрешат дать небольшой совет настоятелям сельских храмов, поделиться такой интересной информацией, как можно развить сельские храмы. Постараться на приходе организовать хотя бы воскресную школу, хотя бы какой-нибудь клуб для тех же прихожан, хотя бы какие-то встречи раз в неделю. Но этого будет достаточно, чтобы у человека проявился какой-то интерес к храму.

Алексей Пичугин:

— Надо, чтобы храм стал не просто частью пейзажа окружающего, а чтобы стал каким-то родным местом для тебя.

Священник Григорий Красноперов:

— Даже не то чтобы родным местом. Он стал местом, где смогут ответить на какие-то важные духовные вопросы.

Алексей Пичугин:

— Последний вопрос у меня, можно? Я забыл его задать, глядя на фотографию, на старых фотографиях храм как будто обшит железом. Это что такое?

Священник Григорий Красноперов:

— Совершенно верно, это довольно древняя технология украшения православных храмов. Это червленое железо, которое до сих пор существует в нашем храме и до сих пор оно черное. Оно не проржавело.

Алексей Пичугин:

— Ничего себе.

Священник Григорий Красноперов:

— До сих пор его можно увидеть на новых фотографиях храма.

Алексей Пичугин:

— Любопытно. Дорогие друзья, зайдите, посмотрите, это, правда, интересно. Я и раньше видел такое украшение, такой декор, но он нечасто у нас встречается или во многих местах уже просто снят.

Священник Григорий Красноперов:

— Это вятская губерния, это обычно украшение вятских храмов.

Алексей Пичугин:

— Интересно. Спасибо большое мы говорим настоятелю Михайло-Архангельского храма в селе Кигбаево в Удмуртии, в Сарапульском районе священнику Григорию Красноперову за то, что был с нами этот час. Спасибо. Прощаемся. Всего доброго.

Священник Григорий Красноперов:

— Ангела хранителя. Божьей помощи.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем