«Святитель Василий Великий о зависти». Священник Анатолий Главацкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Святитель Василий Великий о зависти». Священник Анатолий Главацкий

Святитель Василий Великий о зависти (21.02.2025)
Поделиться Поделиться
Книжная полка

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные зависти, из книги святителя Василия Великого «Симфония по творениям святителя Василия Великого».

«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? — все это — пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? — это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это — новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это — удары и раны, наносимые в самое сердце завистника».

С этой цитаты святителя Василия Великого началось обсуждение. Разговор шел о том, каковы корни зависти, что о ней известно из Священного Писания, какие выводы можно сделать современным христианам из ветхозаветной истории Каина и Авеля, почему привычка завидовать другим может формироваться с раннего детства и какую роль играют родители в этом, а также в чем зависть может проявляться, как влияет на душу человека, каким образом она может врачеваться и о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком.

Ведущая: Кира Лаврентьева


«Почитаем святых отцов»

Дата эфира: 21.02.2025

Гость: священник Анатолий Главацкий

Ведущая: Кира Лаврентьева

К. Лаврентьева

— «Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? — все это — пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? — это поражает завистливого. Красив ли другой лицом, это — новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя и возбуждает соревнования своим благоразумием и силой слова; другой богат, славится щедростью подаяний и общительностью с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это — удары и раны, наносимые в самое сердце завистника».

К. Лаврентьева

— Дорогие друзья, меня зовут Кира Лаврентьева и сейчас я прочитала отрывок из «Симфонии по творениям святителя Василия Великого». Надо сказать, святитель Василий Великий — большой знаток человеческой психологии и о зависти он пишет, как никто, точно и очень четко, и с житейской, и с духовной точки зрения. Сегодня у нас в студии священник Никольского храма в Тушине Анатолий Главацкий. Здравствуйте, батюшка, рада вас видеть.

о. Анатолий

— Сегодня мы с отцом Анатолием будем обсуждать тему — «Зависть. Почему у другого лучше?» Вот так, я подумала, будет хорошо озаглавить тему нашей сегодняшней программы.

о. Анатолий

— Наверное, интересно было бы даже сказать: почему один считает, что у другого лучше?

К. Лаврентьева

— Да, действительно. Вот правда, более точно, отец Анатолий, спасибо вам большое. Но действительно, самая такая неудобно признаваемая болезнь души. Люди тяжело в ней каются, тяжело сознаются в ней. Тяжело даже себе сказать: я завидую. Почему так, отче?

о. Анатолий

— Я, размышляя над этим вопросом, подумал над очень интересным аспектом жизни человека — о том, что он настолько занят, что ему некогда наблюдать за собой. Он всё время смотрит на кого-то другого и всё время ему кажется, что у кого-то ярче, лучше. И, наверное, он думает, что не он кого-то хочет осчастливить, а вещь или отношения должны его осчастливить. Наверное, это искушение современного человека, что ему кто-то что-то должен дать. А Христос призывает нас к другому: «Ты дай, ты стяжи дух мирен». И, наверное, это такой очень интересный момент в период Великого поста — не наблюдать за кем-то, а наблюдать за собой. Давайте ещё одну цитату послушаем святителя Василия Великого для того, чтобы дальше размышлять над тем, что происходит в душе у человека.

— «И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать об ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный и погибает от недуга; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным своё несчастие и сказать: „Я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства других; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием“. Так надлежало бы сказать ему, если бы захотел говорить правду. Но поелику не решается высказать сего, то в глубине удерживает болезнь, которая гложет и снедает его внутренности».

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, ну действительно, самая древняя страсть. Дьявол позавидовал человеку, Каин позавидовал Авелю. На самом деле самые страшные вещи, грехи в истории человечества сделаны по причине зависти.

о. Анатолий

— Важно, наверное, что каждому человеку видеть: то, что Бог его не обделил. Все мы разные, мы не похожи друг на друга, но у каждого есть своя некая задача, которую он исполняет. Ведь что лучше — куст, дерево, или цветок? Каждый выполняет какое-то своё предназначение. И у каждого человека есть то предназначение, которое дал ему Господь. Как притча о талантах — Господь даёт всем таланты, и те, кто их реализовывает, получают развитие своей духовной жизни. А человек, когда закапывает свой талант, что значит «закопал»? Он посчитал, что хочет петь, а ему Господь говорит: «иди, пиши», а он говорит: «я не хочу писать, хочу петь». То есть, когда человек не исполняет, не реализовывает тот талант, который ему дал Господь, он его закапывает.

К. Лаврентьева

— То есть, когда он не занимается своей собственной жизнью, у него есть очень много времени подумать о жизни другого человека, как одна из причин зависти.

о. Анатолий

— Да, поэтому сейчас мы слышали эту цитату святителя. Он говорит: «Поразмышляйте над тем, что у вас есть, оцените то, что у вас есть и реализовывайте».

К. Лаврентьева

— Это интересно. Помните, когда Каин и Авель приносили жертву Богу? Прямо так в книге Бытия и сказано, что у Каина было что-то не то с выражением лица. И Бог его спрашивает: «Что с лицом твоим, Каин?» То есть зависть видна и на лице в том числе.

о. Анатолий

— Если мы подробно рассмотрим текст этого события: очень чётко Бог сразу же дал Каину понять то, как он принёс эту жертву. Вот если мы откроем церковнославянский текст, это четвертая глава книги Бытия, там говорится о том, что Авель приносит Богу дар, а Каин — жертву. Почему такая разница? Потому что Авель совершает это от души, по толкованию святых отцов. Каин совершает всё, что предполагает жертвоприношение, то есть он формально исполняет. Авель делает это от души и не считает, сколько там нужно сделать для того, чтобы совершить это жертвоприношение. Поэтому есть второй очень важный момент — Бог тут же сказал Каину, что его жертвоприношение Им не принято. И Он потом его спрашивает: «Почему опечалилось твоё лицо? Ведь Я же веду с тобой диалог, Я открыт. Я тебе сразу же дал понять, что то, как ты это сделал, Мною не принято».

К. Лаврентьева

— Это интересно и очень трагично, отец Анатолий.

о. Анатолий

— Ну, я не вижу в этой ситуации трагедии. Трагедия заключается, как святитель Василий Великий сказал, когда человек не хочет посмотреть в реальность.

К. Лаврентьева

— Ну вот Каин не захотел — убил Авеля. Он решил убрать препятствия своих страданий, не в себе разбираться, а избавиться, чтобы его не обличала совесть.

К. Лаврентьева

— Точно. Проще убрать с глаз долой, чем разбираться самим с собой.

о. Анатолий

— Так это и есть самое сложное. Давайте начнём дальше рассматривать:

— «Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет её. Как ржавчина изъедает железо, так зависть — душу, в которой живёт она. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу. Так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается».

К. Лаврентьева

— Действительно, страшно звучит. Отец Анатолий, но ведь сейчас пытаются популяризировать эту историю. Зависть превратить в некоторое такое чувство здоровой конкуренции. Ну, в общем, если я завидую подруге, то лучший способ мне выйти из этой зависти, это тоже начать делать, как она. Ну, то есть не её уничтожать злыми взглядами, а начать самой совершенствоваться, ну, как вариант. Как вы думаете, работает ли это?

о. Анатолий

— А главный-то вопрос — то, что есть у подруги, сделает ли меня счастливым или счастливой?

К. Лаврентьева

— Это самый главный вопрос.

о. Анатолий

— Важно, чтобы человек сам себе задал вопрос — насколько ему это нужно? Вот если кто-то купит дорогой дом где-нибудь за границей, человек пусть сам себя спросит, нужен ли ему такой же дом там же, за границей. Может, он ему вообще и не нужен. Может, он его будет отягощать в лучшем случае, а то и вообще приносить ему вред. И человек из-за этого потеряет мир, спокойствие в своей семье и в своей душе. Первая рекомендация, которую нам даёт святитель Василий Великий: «Загляни в свою душу, признайся себе, задай сам себе какой-то здравый вопрос». Поэтому вот эта конкуренция не всегда бывает полезна.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Мы разговариваем со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким. Читаем сегодня книгу «Симфония по творениям святителя Василия Великого». Тема у нас сегодня — «Зависть». И мы только начинаем разбирать, начинаем подбираться к истинным её причинам и корням с отцом Анатолием. И вот давайте сразу прочитаем цитату:

— «Поэтому не принимает он врачующего болезнь, не может найти никакого врачевства, избавляющего от страданий, хотя Писания полны таких целительных средств. Напротив, он ждёт одного утешения в бедствии — видеть падение кого-либо из возбуждающих его зависть. Один предел ненависти — увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным, и возбуждавший соревнование сделался жалким. Тогда примиряется и делается другом, когда видит плачущим, встречает печальным. С веселящимся не веселится вместе, но с сетующим проливает слёзы. И если оплакивает переворот жизни, по которому человек из такого счастия впал в такое несчастие, то не из человеколюбия, не из сострадательности хвалит прежнее его состояние, но чтобы более тягостным сделать для него бедствие. По смерти сына, хвалит его, превозносит тысячами похвал, что он был и прекрасен, и понятен к учению, и способен ко всему; а если бы младенец был жив, язык не вымолвил бы доброго о нём слова. Как скоро видит, что многие с ним вместе начинают хвалить, опять переменяется, опять начинает завидовать умершему. Дивится богатству по разорении. Телесную красоту или силу и здоровье хвалит и превозносит уже по наступлении болезней. И вообще он враг того, что есть, и друг того, что погибло».

К. Лаврентьева

— Вы знаете, отец Анатолий, читала сейчас эту цитату и каждое слово у меня просто отзывалось внутри, потому что если человеку завидовали когда-то, он очень хорошо понимает, о чём идёт речь. С тобой плачут, когда у тебя проблемы, когда ты несчастен, когда тебе плохо, тут ты сразу находишь друга в человеке. Но не дай Бог, если у тебя всё налаживается, становится хорошо, у тебя хорошее настроение — всё это помрачает абсолютно состояние твоего ещё недавно друга, который готов был с тобой плакать в твоих несчастьях и сочувствовать, как же тебе плохо. Вот это, кстати, очень тонкий психологический момент, который подмечает святитель Василий Великий. То есть завидующий готов с нами рыдать, если нам плохо, но не дай Господи, если нам становится хорошо. Почему это происходит? Почему такой страшный механизм? Он, кстати говоря, очень болезненный, мне прямо тяжело даже говорить об этом.

о. Анатолий

— Этимология слова «зависть» происходит от «завидеть»: видеть что-то по-другому, каждый по-своему. То есть человек действительно искренне говорит, что ему плохо, ему нужна поддержка. А человек находит какие-то свои аспекты, думает, ну вот надо же как-то себя поддержать и утешить. Соответственно, он думает, что вот, у другого-то хуже, и я могу сделать что-то хорошее внутренне. Но не тогда, когда человек внутренне пытается всегда творить добро, а просто быть якобы хорошим. То есть, понимаете, мне кажется, что вот такой момент.

К. Лаврентьева

— Либо он радуется несчастью ближнего, он же хотел его несчастья — вот оно случилось.

о. Анатолий

— Вот эта неискренность. Ведь если при своем покаянии смотреть правильно, то зависть — это как раз видеть противоположности совершенно под другим углом, тем, под которым не нужно смотреть и видеть. Второй важный аспект в человеке — «качели», мы можем сказать современным языком. Когда человеку плохо, он выступает хорошим, когда у человека хорошо, он почему-то не может радоваться.

К. Лаврентьева

-Почему?

о. Анатолий

— Опять же вот этот угол неправильный видения, то есть его душа оскорбляется тем, даже иногда и на Творца, что его обделили, как Каина. Вот мы поднимали эту историю уже сегодня.

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, как вы думаете, у этого есть причины какие-то из детства, из воспитания, или это всё же страсть, которая может быть с рождения, и с ней просто надо сражаться, вот такой экзамен некий для человека?

о. Анатолий

— Я думаю, что этот аспект может появиться с самого детства, потому что любой ребёнок требует к себе внимания, он просит, взывает, кричит о том, что ему нужно внимание. И когда его обделяют даже по бытовым темам, когда у ребёнка что-то упало или разбилось, и родители обесценивают значение той или иной вещи, говорят: «Что ты плачешь? Это не проблема, не стоит на это обращать внимание» — ребёнок не получил должного количества внимания, он расстраивается, и таким образом как бы привыкает все видеть совершенно по-другому, не так, как ему хотелось бы. То есть родители не хотят увидеть, что для ребёнка произошло какое-то маленькое в его мире горе и не признают вот этого горя. И есть даже такое понятие в психологии «горевать», есть некие стадии горевания и для ребёнка они свои, детские, но когда ребёнок не видит отклика во взрослом, что взрослый тоже ему сопереживает тому, что произошло, естественно, он начинает взывать — поймите меня.

К. Лаврентьева

— Что ему нужно чуть больше, чем другим. Это интересная мысль, очень интересная мысль. Отец Анатолий, вы сказали несколько минут назад, что не факт, что то, что мы хотим у другого человека, и то, чему мы завидуем, сделает нас счастливыми. У меня был тяжёлый момент, когда я действительно позавидовала девушке одной. Это было в студенчестве, и я поняла какой это ужас. То есть я не осуждаю завидующих, потому что это реально серьёзная, тяжёлая болезнь души, это такое тяжёлое состояние психики, души, вообще всего. Это полный кошмар. Может быть, Господь мне специально попустил это пережить, как-то в этом побыть, чтобы я не осуждала завидующих, понимала какой это ужас. Но в то же время, знаете, что меня выручило очень?

о. Анатолий

— Что?

К. Лаврентьева

— Ты же думаешь: как с этим справиться? Ты живёшь в этом патологическом состоянии, болеешь, тебе же надо вылечиться. И, отец Анатолий, в какой-то момент я себе явно представила, что всё, что у меня есть — мои родители, мои друзья, мой брат, вся моя жизнь, всё, что мне дорого — я отдаю, а всё, что есть у этой подруги, вместе с тем, чему я завидую, — и её скорби, и её проблемы, и её болезни, её несчастья какие-то, огорчения, состояния её родственников —забираю себе. И вот это стало для меня исцеляющей таблеткой. То есть мы завидуем чему-то одному и нам кажется, что мы одно можем взять и сидеть тихонечко себе радоваться. Нет, если ты завидуешь, то завидуешь полноценно всей жизни человека, со всем его крестом, о котором ты понятия вообще не имеешь. И вот тогда меня озарило, слава Богу, просветление.

о. Анатолий

— Кира, я скажу, что это очень важный момент, это очень хорошее лекарство, когда человек начинает видеть по-другому. Ведь человек, который завидует, он же не видит всё в комплексе, а видит только один аспект и завидует конкретно ему одному. Кто-то завидует отношениям, кто-то финансовому благополучию, кто-то завидует, что у кого-то есть дети, у кого-то их нет, но не берёт всё в комплексе, как ты вот сейчас нам сказала. Поэтому это, действительно, очень важное средство лечения этой болезни, которая называется «зависть».

К. Лаврентьева

— Давайте ещё почитаем, что говорит святитель Василий Великий. Он, конечно, великий психолог и чем больше, отец Анатолий, мы с вами эту программу ведём, тем больше я понимаю, что у святых отцов уже всё было сказано. И современная психология — это просто попытка адаптировать тексты, которые уже давным-давно сказаны, уже всё описано и объяснено.

«О чём скорбишь ты, человек, не потерпев ничего худого? Для чего идёшь войною против человека, который имеет у себя несколько благ и не сделал ущерба твоим благам? Если же ты и облагодетельствованный негодуешь, то не прямо ли собственной своей выгоде завидуешь? Таков был Саул, который избыток благодеяний обратил в повод к войне против Давида. Сперва, его стройною и божественною игрою на гуслях освободившись от неистовства, покушался пронзить благодетеля копьём. Потом, спасённый от врагов с целым воинством, избавленный от позора, каким угрожал Голиаф, как скоро ликовствующие девы в победных песнях стали приписывать Давиду в десять раз большее участие в приобретении победы: «победи... Давид со тмами, и Саул с тысящами своими за одно это выражение, за это на самой истине основанное свидетельство сначала хотел убить Давида собственноручно и погубить хитростию, потом, принудив его стать беглецом, и после этого не прекратил вражды, но в заключении всего выступил против него с тремя тысячами избранных воинов и искал по пустыням. А если бы спросить его о причине войны, то, конечно, указал бы на благодеяния Давидовы; потому что в самое время гонения, когда застигнут был сонный и уготованный на убиение врагу, но спасен праведником, удержавшимся наложить на него руки, не тронулся и этим благодеянием, но снова собирал войско, снова продолжал гонение, пока в другой раз не был захвачен Давидом в пещере, где добродетели его показал в большем свете, и лукавство свое сделал очевиднейшим».

К. Лаврентьева

— Вы знаете, вот этот момент Ветхого Завета, отец Анатолий, меня всегда поражает. Насколько мотает Саула туда-сюда: он и любит Давида, и завидует Давиду, и убить его хочет. Потом искренне кается перед ним, Давид его прощает, они опять друзья, он опять начинает преследовать Давида и так миллион раз. Сколько Давид от него прятался, сколько убегал от этого царя. Потом Саул приходил к нему с покаянием, Давид его опять прощал. Это патологические какие-то отношения, отец Анатолий, насколько они уместны?

о. Анатолий

— В первой книге Царств есть ответ на этот вопрос. Когда Саул с войсками выступил на войну, должен был прийти пророк Нафан для того, чтобы совершить жертву, потому что это была обязанность пророка. А он торопился начать войну и, не дождавшись пророка, принёс жертву, то есть исполнил не свое. И когда пришёл Нафан, говорит: «А зачем ты совершил? Это не твоё дело. За это от тебя будет отнято царство». И его оставил Святой Дух. То есть абсолютно чётко в книге Царств об этом говорится. И вот этот злой дух его стал мучить и закончилось тем, что, когда они проиграли войну, он своему оруженосцу приказал его убить, потому что не хотел быть поражённым. Вот чем закончилась эта история — человек делал не своё дело. Опять же мы про зависть говорим. Его начинает кто мучить? Начинает его мучить злой дух. И мне очень понравилась вот эта цитата святителя Василия Великого, и несколько аспектов из этой цитаты хотел бы выделить для наших слушателей. Первое, что спрашивает святитель: «Для чего ты идёшь войной против человека?» Когда начинается у человека война — когда он потерял мир. И кто начинает эту войну — он начинает эту войну. То есть святитель спрашивает: «Зачем ты развязываешь несуществующую войну?» Войну за что? За таланты. То есть сам человек решает. Очень интересный глубокий психологический момент: зачем ты сам развязываешь войну? Ты можешь её не развязывать. Это первый аспект. Второй — ты же можешь её и закончить. Сказать, что в принципе никакой войны не существует, я сам себе её придумал. Зачем ты развязываешь войну против человека, у которого есть несколько благ? Вполне возможно, что у тебя их намного больше. Но почему ты выделил только вот эти и завидуешь, и развязываешь из-за них вот эту войну, свою духовную вражду? И этот человек не принёс тебе никакого ущерба. Третий момент: святитель обращает глубокое внимание человека на кого — на самого себя, и говорит: ты в любой момент вот эту надуманную войну за какие-то таланты, которым позавидовал, можешь закончить. Но как ты можешь её закончить? Только увидев, что у тебя есть другие аспекты, которым, вполне возможно, тоже кто-то завидует.

К. Лаврентьева

— Да, увидеть свою жизнь, увидеть то хорошее, что у тебя есть. Вы сейчас очень важную вещь сказали. Давайте тогда записывать это ещё в один рецепт: увидеть то хорошее, что у нас есть. Это, наверное, начало всего.

о. Анатолий

— Современным языком — позитивное мышление. Что такое зависть? Это негативное мышление. Человек видит то, чего ему не хватает.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Мы со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, обсуждаем книгу «Симфония по творениям святителя Василия Великого». Тема — «Зависть». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернёмся совсем скоро. Пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева

— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА продолжается. Мы со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читаем сегодня книгу «Симфония по творениям святителя Василия Великого», обсуждаем злободневную тему «зависть», которая уже много-много веков, еще с начала мира, преследовала человека, и, конечно, это очень тяжелая тема. Более того, отец Анатолий, пока мы с вами читаем цитаты святителя Василия, я все жду, когда же он даст нам рецепты. Понятно, что в первой части нашей программы мы уже несколько рецептов определили, но святитель Василий пока обличает, пока все, что мы читаем, — это обличение, это описание состояния зависти и то, как она действует в душе человеческой. Но, ободрю слушателя, все-таки рецепты будут у святителя Василия, а перед этим все же нужно обговорить еще один важный момент. Мы обсудили, что зависть делает с душой человека, мы обсудили, как она проявляется, мы обсудили, почему она неправа, почему она неправильная, но мы еще не подошли к моменту, когда святитель Василий Великий говорит о том, как общаться с завистником. И вот это очень интересный момент, потому что он говорит о зависти, как о единственной страсти, с которой вообще бесполезно что-либо делать, то есть ее бесполезно врачевать добром. Вот обратите внимание, дорогие слушатели, это очень-очень интересный, на мой взгляд, момент:

«Премудр был тот, кто запрещал и вечерять с человеком завистливым, под сближением на вечери разумея и всякое также общение в жизни. Как хорошо возгораемое вещество заботимся мы класть подальше от огня, так по мере возможности не надо вести дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломона, зависть мужу — от товарища его. Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидует не тому, кто неизвестен, но хорошо знакомым; и из знакомых — соседям, людям того же ремесла и почему-нибудь иному близким; и из них опять — сверстникам, родственникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы».

К. Лаврентьева

— Отец Анатолий, это тоже очень точно, потому что все мы знаем это чувство, когда завидуют нам и ты пытаешься задобрить человека, быть с ним приветливым. Ты не понимаешь, почему он по отношению к тебе проявляет столько негатива, совершенно необоснованного. Бывает обоснованный негатив, бывает явно выдуманный, высосанный из пальца. Ты пытаешься быть добрым с ним, и чем больше ты делаешь добрых дел человеку, тем больше он злится. Вот феномен, отец Анатолий, почему так?

о. Анатолий

— Человек же видит своё. То есть мы не понимаем, что у человека в душе, как говорит святитель Василий Великий, началась война, война духовная, война с самим собой. Он намечтал сам себе о том, что то, чему он завидует, его осчастливит, и из-за этой войны начинается умопомрачение. Не зря же у нас есть такое выражение: «человек теряет голову». Что значит «потерять голову» — потерять здравый смысл, здраво размышлять. И, соответственно, начинается внутренняя война с другим человеком, и ты не понимаешь, из-за чего идёт эта война, почему вы не можете даже сесть и поговорить. Может быть, ты считаешь это каким-то талантом, а другой человек страдает от этого, мучается, может быть.

К. Лаврентьева

— Но вы не можете об этом сесть и поговорить, потому что зависть признать очень стыдно. Очень стыдно сказать: «Я тебе завидую». «Осуждаю» — пожалуйста. В сквернословии мы каемся, в осуждении мы каемся, в несоблюдении поста, в том, что какие-то ужасные вещи по отношению к ближним совершаем. Мы в них как-то более легко каемся, чем в зависти, отец Анатолий. Мы начинали с этого программу и опять к этому вернулись, невозможно поговорить с завидующим человеком, практически невозможно, потому что для этого он должен сказать: «Ты знаешь, я тебе завидую, вот в этом вся причина моего негатива. Ты слишком хорошенький какой-то, раздражаешь ты меня, слишком ты правильный, жена у тебя хорошая, дети у тебя хорошие, у меня ничего нет, чем я хуже тебя? Почему у тебя всё, а у меня ничего?».

о. Анатолий

— Нужно добавить одно слово и всё встанет на свои места. Человек должен сказать, что ему кажется, что там самая лучшая жена, ему кажется, что там самое лучшее место работы, ему кажется, что кто-то счастливый.

К. Лаврентьева

— А жена-то там стерва, оказывается, она просто с виду миленькая такая.

о. Анатолий

— Да вопрос-то даже не в этом. Человек должен понять, должен поразмышлять над собой, что когда он видит только один аспект, то у него одно восприятие, а когда он видит уже в комплексе всего остального: где человек живёт, как ему там нужно будет добираться, как ему нужно будет жить с этими родственниками со всеми, каждый из которых там что-то своё от него хочет, кто-то болеет, нужен уход, какие-то там вопросы нужно за кого-то решать. И человек говорит: «А я уже не согласен».

К. Лаврентьева

— То есть он завидует человеку, тяжести креста которого он не знает и не понимает до конца.

о. Анатолий

— Человек выбирает один только аспект из всей жизни человека и ему начинает завидовать. Но внутреннее состояние заключается в том, что человек сам себя начинает терзать.

К. Лаврентьева

— Как пример, отец Анатолий, я знаю женщину, которая внешне очень благополучная, она действительно очень благочестивая, она очень красивая, у неё есть материальное благосостояние, у неё внешне вообще всё идеально. Про таких говорят Lifestyle, то есть у неё просто всё прекрасно, и ей действительно завидуют очень многие. Ну как не завидовать? Почему у неё действительно всё есть, а другим приходится от зари до зари на заводе пахать? Но те, кто знают её близко, знают о ней одну очень важную вещь — она реально страдает тяжёлыми душевными состояниями, депрессиями сильными, и она молится очень много, она ведёт подвижническую жизнь тайно, то есть это тот случай, когда она там днём на балах, а ночью она поклоны бьёт. А люди не знают этой тайной части её души и думают, что они возьмут вот эту обёртку и себе её присвоят, но так не получается, у всего есть обратная сторона.

о. Анатолий

— Важно в этой истории отметить то, что до того, как человек стал успешным, он трудился, вкладывался в своё образование, развивал разные навыки.

К. Лаврентьева

— Пахал много-много лет.

о. Анатолий

— А человек очень часто завидует уже успеху, но то, что было до этого, что привело к этому успеху, человек не видит, а очень часто это не год, не два, не неделя, не месяц труда, а бывает, и десятилетия человек вкладывался в это развитие, чтобы у него получилось. А люди завидуют результату, но тот путь, который человек прошёл, не готовы пройти.

К. Лаврентьева

— Точно, отец Анатолий, то есть зависть — это нежелание самому трудиться.

о. Анатолий

— Конечно.

К. Лаврентьева

— Нежелание работать над собой, что-то делать с собой, но печаль об успехе ближнего своего.

о. Анатолий

— Здесь, наверное, можно подчеркнуть очень важный аспект — это дисциплина. Мне как-то попадалась очень интересная мысль о том, что человек, который хорошо выглядит, это показатель его дисциплины, потому что хорошее, ухоженное тело нельзя взять в аренду. И здесь вот зависть является таким показателем, что результат зависти — это отсутствие дисциплины, то есть человек не хочет заставлять себя что-то делать, чтобы получить такой результат. Он хочет здесь и сейчас любой ценой это получить.

К. Лаврентьева

— Да, страшно, страшное дело.

о. Анатолий

— То есть внутреннее состояние человека.

К. Лаврентьева

— «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Продолжается наша программа, и мы вместе со священником Анатолием Главацким рассуждаем и обсуждаем «Симфонию по творениям святителя Василия Великого» и тему «Зависть». У святителя Василия Великого много тем для обсуждения, много механизмов человеческой души, которые он разбирает буквально по винтикам. И сегодня мы с отцом Анатолием и вместе со святителем Василием пытаемся как-то это проанализировать (скорее, по следам святителя Василия). Отец Анатолий, давайте цитату.

о. Анатолий

«Страждущих завистью почитают ещё более вредоносными, нежели ядовитых зверей. Те впускают яд через рану, и угрызённое место придаётся гниению постепенно; о завистливых же иные думают, что они наносят вред одним взором, так что от их завистливого взгляда начинают чахнуть тела крепкого сложения, по юности возраста цветущие всей красотой. Вся полнота их вдруг исчезает, как будто из завистливых глаз льётся какой-то губительный, вредоносный и истребительный поток. Я отвергаю такое поверье, потому что оно простонародно и старыми женщинами занесено в женские терема; но утверждаю, что ненавистники добра — демоны, когда находят в людях демонам свойственные произволения, употребляют все меры воспользоваться ими для собственного своего намерения; почему и глаза завистливых употребляют на служение собственной своей воле».

К. Лаврентьева

— То есть он опять призывает не общаться близко с завистливым человеком. Но, отец Анатолий, тут есть совершенно другая сторона, когда люди вдруг решают, что им завидуют все. То есть им вообще никто не завидует, а они думают: соседка мне завидует, коллега мне завидует, подруга мне завидует — и прекращают общаться со всеми, это совершенно другая крайность. Как понять, когда действительно опасно общаться близко, когда не нужно слишком душу открывать? Как вот эту грань определить — по внутреннему ощущению, когда ты чувствуешь, что теряешь очень много после общения? Или не надо на свои ощущения полагаться?

о. Анатолий

— Я думаю, что здесь нужно смотреть по реакции у человека. Вот пример приведу: у человека нет машины, а другой человек рассказывает, что купил машину и начинает нахваливать, что это самая лучшая машина, которая есть сегодня на рынке в России. Понятно, что это может вызвать определенный дискомфорт, как минимум. И человек должен это видеть и понимать, что не стоит хвастаться.

К. Лаврентьева

— Следующую программу мы посвятим хвастовству.

о. Анатолий

— Наверное, это тоже очень важное качество, которое связано со способностью человека, где он должен мудро рассказывать о своих талантах, о своих возможностях, о своих успехах.

К. Лаврентьева

— Не провоцировать зависть, это тоже важно.

о. Анатолий

— Святитель Василий Великий обращает наше внимание на органы, через которые к нам приходит эта страсть — на глаза. И сама страсть, которая называется завистью, говорит — видеть. И здесь святитель Василий обращает наше внимание: «А что же ты видишь, что же ты замечаешь в другом человеке?» Это очень важный вопрос человека к самому себе. Ты видишь, как человек реализовывает эти возможности или таланты, которые есть и у тебя тоже. Нам очень часто кажется, что люди рекламируют себя, рассказывают, какие они хорошие. Мудрый человек может увидеть возможность реализации своих талантов. Кто-то делает добрые дела, едет в интернат к детям, а другой говорит: «О, я тоже могу в другой интернат поехать и детей тоже утешить, поддержать, что-то сделать для них». А другой скажет: «Вот хвастается, что туда-сюда человек ходит, то или это делает». Также, когда у человека негативное мышление, когда он видит свои недостатки, ему чего-то не хватает и ему кажется, что что-то его должно осчастливить. Вот он был бы добрым, если бы у него это было.

К. Лаврентьева

— Вот тогда бы жизнь началась. Ну правда, отец Анатолий, вы же так или иначе всё равно возвращаетесь к тому, что человек недоволен своей жизнью. У зависти есть очень серьёзные корни — неблагодарность за то хорошее, что у тебя есть. Неблагодарность за свою жизнь.

о. Анатолий

— Святитель Василий Великий сегодня обращает наше внимание именно на это и говорит: а что мы видим и как мы это видим? Видим ли мы то, что у нас есть? Как мы видим реализацию того, что у нас есть? Либо человек не видит того, что у него есть, и не может это реализовать. И это вопрос не к другому человеку. Потому что человек завистливый завидует тому, что у него есть это, другому завидует, что у него есть то, третьему тоже на что-то завидует. И что самое страшное? Святитель Василий говорит, что в душе у человека идёт война, у него там нет мира. Почему это страшно? Страшно, потому что человек не может тратить время не туда, и он не может не реализовывать те таланты, которые у него есть.

К. Лаврентьева

— Давайте перейдём к советам, наконец-то, святителя Василия Великого, как уже с этой страстью пагубной справиться. Вот что он нам говорит:

«Как можем или никогда не страдать этой болезнью, или, подпав ей, избежать её? Во-первых, можем, если из человеческого не будем ничего почитать великим и чрезвычайным, ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, потому что не в приходящих вещах поставляем для себя благо, но призваны мы к причастию благ вечных и истинных. Поэтому не достойны ещё нашего соревнования — богатый ради его богатства, властитель ради величия его сана, мудрый ради обилия в слове. Это — орудия добродетели для тех, которые пользуются ими хорошо, но в самом себе не заключают блаженства. Поэтому жалок, кто пользуется этим худо, подобно человеку, который, взяв меч для отмщения врагам, добровольно ранит им самого себя».

К. Лаврентьева

— Это как раз, отец Анатолий, о тех самых талантах, о которых мы говорим весь этот час. То есть качества хорошие другого человека ещё не заключают в себе блаженства. Блаженство заключает в себе Господь и Царствие Божие, а сами таланты другого человека блаженства в себе не заключают. Но также жалок тот, кто не пользуется талантами. То есть своими не пользуемся, другими восхищаемся. Отец Анатолий, вы с этого начали программу.

о. Анатолий

— Когда своими пользоваться?

К. Лаврентьева

— Когда столько интересного вокруг. (смеются)

о. Анатолий

— Интересной мыслью заканчивается цитата, которую говорит нам сегодня святитель Василий: «Добровольно человек ранит сам себя». То есть он сам в себе развязал войну за те или иные таланты внутри себя и через это сам себе наносит раны душевные. То есть ему плохо от того, что у него нет этих талантов. Внутреннее какое состояние? Его обделили. Кто его обделил? Обделил его Бог. То есть внутренний такой бунт против кого? Против Творца.

К. Лаврентьева

— Вот что ещё пишет святитель Василий.

«Если кто превосходит других богатством, славится могуществом и телесным здоровьем, впрочем, что имеет, пользуется тем хорошо, то и его должно любить и почитать, как человека, обладающего общими орудиями жизни. Если только распоряжается он ими, как должно, щедр в подаянии денег нуждающимся, а собственными руками служит немощным, все же прочее, что ни имеет, не более почитает своей собственностью, как и собственностью всякого нуждающегося».

К. Лаврентьева

— Смотрите, отец Анатолий, мы привели сегодня пример людей завидующих, сами вспомнили о каких-то своих эпизодах зависти. Но также, к счастью, знаем мы людей, которые умеют радоваться. Это великое, совершенно великое качество. Я очень боялась всегда зависти у своих детей, и когда один ребёнок мне говорит, что вот у брата что-то лучше, я ему говорю: «Давай за него порадуемся, он „пятёрку“ получил». Это, может быть, было немножко искусственно поначалу, но потом это, как навык, всё равно прививается со временем. Или он говорит: «Мама, смотри, какая тачка!» Я говорю: «Давай за него порадуемся. Ты представляешь, он работал, работал и получил эту машину, он её купил, он её заработал своим трудом. Ты тоже так можешь! Представляешь, сколько у тебя возможностей! Ты тоже можешь хорошо учиться и пойти купить себе машину». Это очень детский пример, но ведь мы говорим о том, что страсти многие зарождаются как раз в детстве. Вот, наверное, ещё один такой рецепт. Как вы думаете, отец Анатолий?

о. Анатолий

— Здесь как раз вопрос к родителям, учителям, наставникам: что мы прививаем? Есть такой у нас вирус духовной жизни, когда одного человека сравнивают с другим и говорят: «Вот он молодец, а ты что? Ты на сколько написал контрольную, на „четыре“? А Маша на сколько написала, на „пять“? Мог бы и лучше написать». Здесь вопрос к родителям, насколько родители умеют радоваться достижениям своего ребёнка и делать выводы. На что он обращает своё внимание — что у него плохо получилось? Естественно, и ребенок потом также подмечает. Это пример, образ того, как нужно видеть какие-то вещи и потом вот эта привычка идёт в жизнь взрослого человека. (читает изречение Василия Великого)

«Но если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое подобно какому-то потоку, направь к применению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие. Таким образом и себя спасёшь, и при больших благах приобретёшь большую знаменитость, потому что добродетель от нас зависит и может быть приобретаема трудолюбивым, а большое имение, телесная красота и высота сана не от нас зависят. Поэтому, если добродетель есть высшее и достаточное благо и по общему всех признанию имеет предпочтение, то к ней должны мы стремиться — к добродетели, которой не может быть в душе, не очищенной как от прочих страстей, так особенно от зависти».

К. Лаврентьева

— Да, вот действительно ободряет нас святитель Василий Великий, в конце этого часа даёт рецепты, отец Анатолий.

о. Анатолий

— Здесь я вижу очень важный момент. Он говорит: «не торопись», то есть реализовывай те таланты, которые у тебя есть. Он обращает внимание, что зависть может возникать тогда, когда человек может выбрать очень хороший правильный ориентир — быть похожим на кого-то. То есть реализовывать те же таланты и способности, как у другого человека. Но тот человек был специалистом в течение двадцати или тридцати лет, а начинающий специалист хочет сразу же быть высокого уровня. То есть способности человек набирает, совершая какой-то определённый опыт. Без опыта вот этих навыков не приобретёшь. И, опять же, человек был специалистом для современности, когда один начинает только свой путь, и у него может не хватать каких-то качеств, которые через пять-десять лет, учитывая как динамично меняется современный мир, уже и не нужны будут. И Господь ему как раз говорит о том, что проходи свой путь по-своему, набирай совершенно другие возможности, реализовывай совершенно другие таланты. Специалист нынешний, допустим, в хирургии может не рассказывать каких-то тонкостей в Телеграм-канале. Начинающий специалист может говорить об этом. Поэтому используя вот эту возможность, просвещая всё больше людей, допустим, как избежать каких-то последствий в физиологии, давая какие-то рекомендации. А он начинает завидовать, что он сейчас хочет быть похожим.

К. Лаврентьева

— То есть без труда добиться чего-то, что есть у другого. Да, очень интересный разговор. Спасибо вам огромное, отец Анатолий. Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА была в этом часе, и мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким читали книгу «Симфония по творениям святителя Василия Великого». Тема у нас была злободневная — "Зависть. Так что обязательно читайте святых отцов, дорогие наши слушатели, в них действительно заключена вся мудрость. Огромное спасибо, отец Анатолий. До встречи на следующей неделе.

о. Анатолий

— До встречи. Всего доброго.


Все выпуски программы Почитаем святых отцов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем