
К архимандриту Питириму, настоятелю Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме, подошла толпа людей, включая некоторых стрельцов. Её привёл писарь Потап Миронов:
— Отец Питирим, отдай нам икону! — сказал он, — Отнял образ — и нет дождей. Черви в садах всё погрызли. А если не вернёшь, то не оставим тебя живым!
Угрозы эти, сопровождавшиеся слухами о разных бедствиях, были постоянны. Отец Питирим был чуток к людям, вникал в их нужды, но, не взирая на это, запретил народу почитать икону преподобного Аркадия Вяземского, написанную неподобающим образом и бесславившую святого. Волнения приняли серьёзный характер, так что вопрос был разобран в Москве самим патриархом Иоакимом. Он признал правоту отца Питирима и оценил его ревность и просвещённость.
Вскоре, в 1685-м году, патриарх рукоположил архимандрита Питирима во епископа Тамбовского. Его епархия была тогда глухой лесистой окраиной, населённой преимущественно языческими племенами чувашей и мещёры, старообрядцами, беглыми крестьянами и разбойниками. Церквей и священников было мало.
Епископ Питирим, который по пути в Тамбов получил в Воронеже духовное укрепление у святителя Митрофана, принялся за труды.
В Тамбове на месте старого деревянного храма он начал возводить каменный Преображенский собор. Да и в других городах и сёлах усилиями владыки Питирима шло бурное строительство: количество церквей в епархии увеличилось в несколько раз, достигнув ста шестидесяти восьми.
Конечно, нужны были новые священнослужители. Для их подготовки была открыта школа, создана библиотека духовной литературы. Будучи сам прекрасным проповедником, епископ Питирим настаивал, чтобы священники обращались к пастве с проповедью — в ту эпоху, к сожалению, это было редкостью.
Святитель Питирим подавал пример своей скромностью и простотой. Лично участвовал в строительстве кафедрального собора. Свои собственные средства жертвовал на храмы и помощь ближним. А многочисленные поездки по епархии совершал в простой крестьянской повозке.
На улицах городов и селений владыка Питирим устанавливал распятия и иконы, чтобы люди в повседневной жизни помнили о вере. Он принимал народ у себя дома, беседовал в храмах. Особенно заботился святитель о красоте и порядке богослужения, сам вставал на клирос, учил певчих и прихожан, как правильно петь и произносить молитвы.
Укрепляя в вере православных, епископ Питирим проповедовал также раскольникам и язычникам. Большие волнения тогда доставляли жители Пяшкильской слободы близ Тамбова, населённой почти сплошь преступниками и бродягами. Бесстрашный епископ постоянно посещал это опасное место, беседовал с его обитателями, призывая к покаянию. В итоге многие из них исправили свою жизнь.
Заботился владыка Питирим и о ссыльных, для которых возвёл храм во имя святого Иоанна Предтечи.
На пятидесятом году жизни сильно ослабший святитель был при смерти, но произошло чудо: ему явился Спаситель и благословил, даровав ещё три года жизни.
В 1698-м году пятидесятитрёхлетний епископ Питирим отошёл ко Господу. Почитание его началось сразу после смерти. А в 1914-м году святитель Питирим Тамбовский был прославлен в лике святых. Его мощи покоятся в основанном им кафедральном соборе.
Храм иконы Божьей Матери «Знамение» (Крым, Судакский район, село Грушевка)
Путешествуя по Крыму, порой открываешь для себя уникальные места, о которых мало кто знает. Вот, например, едешь себе по трассе «Феодосия-Симферополь» и вдруг — указатель. Скромный, маленький, можно не обратить внимания и проскочить. Но если заметил — мимо уже точно не проедешь. Надпись на нём гласит: «Храм Знамения, 1-й век — 1 километр». Подумать только: где-то здесь, совсем рядом, находится христианская церковь апостольских времён!
Дорога приведёт в село Грушевка — это Судакский район. Придётся немного попетлять между домами по холмистой, неровной местности — такова уж особенность неповторимого крымского ландшафта. И вот, почти на окраине, у кромки леса, перед нами встанет довольно неприметный приземистый домик из неотёсанного природного камня. Крест на плоской крыше заметен не сразу. На стене табличка с надписью: «Древний храм. Первый век».
Признак того, что храм относится к апостольским временам — это особое устройство его алтаря. Небольшое помещение перекрыто сферическим куполом, который держится на закладных камнях. Так действительно было принято при апостолах. Строго говоря, первым веком от Рождества Христова следует датировать именно алтарь. Предположительно, он был устроен в небольшой пещере. Позже, примерно в 4 столетии, над пещерой был возведён храм. Многое повидал он за полтора тысячелетия. Пережил нашествие кочевников-гуннов, османское владычество, а в конце 18 века был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение». Какому святому, иконе или празднику изначально, в древности, была посвящена церковь — увы, неизвестно. Храм разрушался и восстанавливался. Но древняя, пещерная его часть, дошла до нас в первозданном виде. Интересно, что даже в советское время Знаменский храм оставался действующим вплоть до 1958 года и закрылся по причине аварийного состояния здания. Когда в 1990-е храм вновь передали верующим, его пришлось буквально откапывать — настолько сильно он ушёл в землю. И сегодня, как два тысячелетия назад, здесь возносятся молитвы Богу, а камни помнят первых последователей Христа.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Блаженной Матроны Московской (Комсомольск-на Амуре, Хабаровский край)
Комсомольск-на-Амуре расположен в четырёхстах километрах к северу от Хабаровска. Город был основан в 1860 году как село Пермское в рамках правительственной программы по укреплению дальневосточных рубежей России. Дома русские поселенцы поставили на берегу Амура — там, где сейчас возвышается над рекой деревянная церковь Блаженной Матроны Московской.
Это уже третий храм здесь, в районе современной Набережной. Первый, построенный в девятнадцатом веке, был посвящён Илье Пророку. Ту церковь закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом — столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим.
Однако, в 1996 году горожане решили вновь поставить над Амуром церковь. В начале 1999 года деревянный храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, но вскоре произошла беда — 7 марта здание загорелось из-за неисправности электропроводки. После пожара от церкви остался лишь каменный фундамент.
На этом история не закончилась. Жители Комсомольска-на-Амуре не оставляли надежду восстановить храм на набережной. Через 20 лет на собранные горожанами средства был изготовлен сруб из дальневосточной лиственницы — дерева, которому не страшны морозы. Церковь собрали на прежнем фундаменте по старинным технологиям, без единого гвоздя и освятили во имя блаженной старицы Матроны Московской. 4 сентября 2021 года под сводами храма состоялась первая литургия. С тех пор богослужения здесь не прекращаются.
А в 2024 году в Комсомольск-на-Амуре доставили из Москвы частицу святых мощей блаженной Матроны Московской. Помолиться у святыни в храм на Набережной пришли сотни горожан. Это событие стало важной страницей в летописи деревянной церкви, посвящённой блаженной старице.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы (посёлок Желнино, Нижегородская область)
Поселок Желнино — заповедный уголок в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода. С одной стороны его омывает величавая Ока, с другой — тихая, поросшая кувшинками речка Осовец. В окрестностях много озёр с чистой ключевой водой. Дубовая роща, обступающая стройные ряды домов, полна птиц. Здесь можно встретить даже редкого краснокнижного дятла — желну. Собственно, благодаря этому черному красавцу в красной шапочке Желнино и получило своё название.
Главная достопримечательность здешних мест — старинный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Из любой точки посёлка видны островерхие башенки шатровых куполов и колокольня из красного кирпича. Церковь построили в 1878 году, а прежде Желнино считалось деревней. Местные жители были прихожанами Успенского храма Дудина монастыря. Это совсем рядом, пара километров, но — на другой стороне Оки! Зимой, когда река замерзала, дорога до храма по льду занимала не больше часа. Летом и осенью прихожане добирались на службу на лодках. А вот весной, в половодье, пускаться в плаванье было опасно. Иной год даже на Пасху православные оставались без литургии.
Исправить положение вызвался уроженец здешних мест, купец Степан Солин. Он истратил на богоугодное дело большую часть своего состояния и построил в Желнино просторный храм на три придела. 29 июля 1879 года центральный престол освятили в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В этот день Нижегородский епископ Макарий преподнёс Степану Петровичу образ преподобного Сергия Радонежского с дарственной надписью на обороте. Икона многие годы хранилась в церкви Благовещения, но была утрачена, когда храм закрыли безбожники после революции 1917-го.
Великолепное здание из красного кирпича многие годы использовалось под овощехранилище. Когда в конце восьмидесятых годов двадцатого века церковь вернули православным, над её восстановлением пришлось немало потрудиться. Местные жители очистили замусоренное помещение. Художники-реставраторы из Ленинграда заново расписали стены. Вернулась под церковные своды и икона Сергия Радонежского, принадлежавшая Степану Солину. Как оказалась, её сохранила одна из прихожанок.
В 1988 году в храме Благовещения Богородицы вновь зазвучала молитва. С тех пор богослужения в Желнино не прекращаются.
Все выпуски программы ПроСтранствия







