
В 1929 году на карте мира появилось королевство Югославия. Объединились два народа — сербы и хорваты. Первые исповедовали православную веру, вторые, преимущественно, католическую. Это не мешало им жить в мире, однако в 1937-м году произошли большие перемены. Правительство Югославии заключило с Ватиканом официальное соглашение, согласно которому католицизм объявлялся в стране главенствующей религией. Начались притеснения православных на государственном уровне. В этот непростой момент Сербская Церковь встала на защиту православия. В Белграде, вопреки запрету властей, состоялся большой крестный ход. В первых его рядах, под громкие, угрожающие свистки полицейских, шагал епископ Николай (Велимирович) — будущий святитель Николай Сербский.
Защите и проповеди православной веры владыка Николай посвятил всю жизнь. Началась она в маленьком сербском селе Лелич. Отец отдал маленького Бато, как звали его родные, учиться грамоте в школу-интернат при монастыре, что находился по соседству. Молитвенная атмосфера глубоко запечатлелась в сердце мальчика. Он решил стать священником. После окончания гимназии Николай поступил в Белградскую духовную семинарию. Потом учился в Оксфорде. А в 1909-м году принял монашеский постриг.
Через 5 лет, в 1914-м, началась Первая Мировая война. Отец Николай с первых же её дней отправился на фронт полковым священником. Участвовал в знаменитой Сремской операции — форсировании реки Савы. Впереди солдат, с крестом в высоко поднятой руке, ступил он на оккупированный захватчиками берег. В 1915-м иеромонах Николай отправился в Англию. Ему была поручена особая миссия. Жители Туманного Альбиона имели весьма смутные представления о Сербии, её роли в войне, её народе. Отец Николай привлекал внимание прохожих тем, что садился на скамейку где-нибудь в парке, и начинал играть на фруле — сербской флейте. Вокруг него быстро собирался народ. Завязывалась беседа, и слово за слово, будущий святитель рассказывал людям о своей стране. Ему удалось найти сочувствие англичан и собрать большое количество гуманитарной помощи. К слову, и своё собственной жалованье во время войны Николай без остатка отдавал на нужды фронта. Помимо этого, он сумел вдохновить многих британцев добровольцами встать на защиту Сербии.
В 1919 году у себя на родине иеромонах Николай (Велимирович) был избран епископом Жичским. Сохранились воспоминания современников о том, как владыка ежедневно объезжал свою епархию на коляске, собственноручно правя лошадьми. Он дежурил у постели больных, играл с детьми, отстаивал перед чиновниками вдов и обездоленных. А в конце 30-х стал одной из главных персон югославского движения православного сопротивления: не боясь преследования властей, владыка Николай отстаивал право людей исповедовать свою веру.
Вскоре грянула Вторая Мировая война. В 1941-м Югославия капитулировала перед нацистской Германией. К власти пришли хорватские националисты-католики. Православная Церковь была официально объявлена вне закона. Тех, кто не хотел принимать католицизм, обязывали носить на рукаве нашивку с буквой «П» — «православный». На фоне безжалостных преследований и расправ, святитель Николай бесстрашно предстал перед оккупантами и сказал им: «Я пришел, чтобы вы убили вначале меня». Владыку Николая арестовали и отправили в немецкий концлагерь Дахау. Но даже там он сумел написать несколько глубоких миссионерских и богословских произведений: «Обращение к Сербскому народу из окна темницы», «Земля недостижимая». В мае 1945-го концлагерь Дахау был освобождён. Епископ Николай (Велимирович) вышел на свободу. Однако после войны к власти в Югославии пришли коммунисты. Владыка Николай, горячо проповедующий православную веру и имеющий в стране огромный духовный авторитет, стал для них врагом номер один, и вскоре его выслали за пределы страны. Остаток жизни епископ Николай провёл в Америке, где всё так же неустанно проповедовал и писал. Когда в марте 1956-го в Югославию долетела весть о кончине владыки, по всей стране стоял колокольный звон — коммунисты не смогли этому воспрепятствовать. В 2003-м году самоотверженный проповедник и защитник православия был причислен к лику святых.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.