В 1929 году на карте мира появилось королевство Югославия. Объединились два народа — сербы и хорваты. Первые исповедовали православную веру, вторые, преимущественно, католическую. Это не мешало им жить в мире, однако в 1937-м году произошли большие перемены. Правительство Югославии заключило с Ватиканом официальное соглашение, согласно которому католицизм объявлялся в стране главенствующей религией. Начались притеснения православных на государственном уровне. В этот непростой момент Сербская Церковь встала на защиту православия. В Белграде, вопреки запрету властей, состоялся большой крестный ход. В первых его рядах, под громкие, угрожающие свистки полицейских, шагал епископ Николай (Велимирович) — будущий святитель Николай Сербский.
Защите и проповеди православной веры владыка Николай посвятил всю жизнь. Началась она в маленьком сербском селе Лелич. Отец отдал маленького Бато, как звали его родные, учиться грамоте в школу-интернат при монастыре, что находился по соседству. Молитвенная атмосфера глубоко запечатлелась в сердце мальчика. Он решил стать священником. После окончания гимназии Николай поступил в Белградскую духовную семинарию. Потом учился в Оксфорде. А в 1909-м году принял монашеский постриг.
Через 5 лет, в 1914-м, началась Первая Мировая война. Отец Николай с первых же её дней отправился на фронт полковым священником. Участвовал в знаменитой Сремской операции — форсировании реки Савы. Впереди солдат, с крестом в высоко поднятой руке, ступил он на оккупированный захватчиками берег. В 1915-м иеромонах Николай отправился в Англию. Ему была поручена особая миссия. Жители Туманного Альбиона имели весьма смутные представления о Сербии, её роли в войне, её народе. Отец Николай привлекал внимание прохожих тем, что садился на скамейку где-нибудь в парке, и начинал играть на фруле — сербской флейте. Вокруг него быстро собирался народ. Завязывалась беседа, и слово за слово, будущий святитель рассказывал людям о своей стране. Ему удалось найти сочувствие англичан и собрать большое количество гуманитарной помощи. К слову, и своё собственной жалованье во время войны Николай без остатка отдавал на нужды фронта. Помимо этого, он сумел вдохновить многих британцев добровольцами встать на защиту Сербии.
В 1919 году у себя на родине иеромонах Николай (Велимирович) был избран епископом Жичским. Сохранились воспоминания современников о том, как владыка ежедневно объезжал свою епархию на коляске, собственноручно правя лошадьми. Он дежурил у постели больных, играл с детьми, отстаивал перед чиновниками вдов и обездоленных. А в конце 30-х стал одной из главных персон югославского движения православного сопротивления: не боясь преследования властей, владыка Николай отстаивал право людей исповедовать свою веру.
Вскоре грянула Вторая Мировая война. В 1941-м Югославия капитулировала перед нацистской Германией. К власти пришли хорватские националисты-католики. Православная Церковь была официально объявлена вне закона. Тех, кто не хотел принимать католицизм, обязывали носить на рукаве нашивку с буквой «П» — «православный». На фоне безжалостных преследований и расправ, святитель Николай бесстрашно предстал перед оккупантами и сказал им: «Я пришел, чтобы вы убили вначале меня». Владыку Николая арестовали и отправили в немецкий концлагерь Дахау. Но даже там он сумел написать несколько глубоких миссионерских и богословских произведений: «Обращение к Сербскому народу из окна темницы», «Земля недостижимая». В мае 1945-го концлагерь Дахау был освобождён. Епископ Николай (Велимирович) вышел на свободу. Однако после войны к власти в Югославии пришли коммунисты. Владыка Николай, горячо проповедующий православную веру и имеющий в стране огромный духовный авторитет, стал для них врагом номер один, и вскоре его выслали за пределы страны. Остаток жизни епископ Николай провёл в Америке, где всё так же неустанно проповедовал и писал. Когда в марте 1956-го в Югославию долетела весть о кончине владыки, по всей стране стоял колокольный звон — коммунисты не смогли этому воспрепятствовать. В 2003-м году самоотверженный проповедник и защитник православия был причислен к лику святых.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России