
Святитель Иоанн Златоуст. Ранняя византийская мозаика из собора Святой Софии в Константинополе (современный Стамбул).
«...Если нам следовало бы знать жизнь каждого святого, то тем более нам необходимо быть знакомыми с жизнеописанием святого Златоуста, имя которого каждодневно молитвенно вспоминается на Божественной литургии, им составленной», — писал митрополит Трифон (Туркестанов).
Сегодня мы говорим о святителе Иоанне Златоусте и книге митрополита Трифона (Туркестанова) «Святитель Иоанн Златоуст, страдалец и друг страждущих».
В 1914 году митрополит Трифон (Туркестанов), прозванный за своё красноречие «московским Златоустом», издал одну из своих проповедей отдельной книжкой.
Все средства от этого издания пошли в пользу Комитета для голодающих под председательством великой княгини Елисаветы Фёдоровны Романовой.
В популярной брошюре рассказывалось о жизни святителя Иоанна Златоуста.
В конце 4 века в городе Антиохия в Малой Азии появился удивительный священник — отец Иоанн, которого народ за проникновенные проповеди называл «золотые уста» или Иоанном Златоустом.
Известного священника по повелению императора Аркадия буквально выкрали из Антиохии и привезли в Константинополь, чтобы сделать архиепископом Константинопольским.
Вот как описывает митрополит Трифон (Туркестанов) момент, когда Иоанн Златоуст впервые оказался в царском дворце.
МИТРОПОЛИТ ТРИФОН:
Замечательный контраст представлял Златоуст — небольшого роста, худой, загорелый, в скромной, можно сказать, в бедной одежде — с великолепием и роскошью Византийского двора... Придворные и сановники были украшены жемчугом и изумрудами; золотой трон поддерживался золотыми львами. На нём в пурпурной одежде, украшенной жемчугом и рубинами, восседал Аркадий.
Но контраст с великолепием и роскошью византийского двора был не только внешним. Новый архиепископ Константинопольский с присущим ему красноречием и принципиальностью стал обличать нравы столичных жителей — жадность, распущенность, отношение к богослужениям, как к театральному зрелищу, гордость, тщеславие. И вскоре у Иоанна Златоуста появилось в Константинополе множество врагов — сначала среди столичного духовенства и придворных вельмож, а потом и в лице императора и императрицы.
Набирающий обороты конфликт закончился клеветническими обвинениями и ссылкой святителя Иоанна Златоуста в далёкую Армению.
Весной 407 года истощённого болезнями Иоанна Златоуста под конвоем направили ещё дальше — в глухой горный городок Пифиунт (ныне — это Пицунда в Абхазии).
Невозможно спокойно читать строки из книги митрополита Трифона (Туркестанова) об этом последнем переходе святителя-мученика...
МИТРОПОЛИТ ТРИФОН:
... Палил южный зной. Иоанн Златоуста влекли под палящими лучами солнца, отчего он невыразимо страдал, ибо его голова была лишена волос. Воины влекли его, трясущегося от изнурительной лихорадки. Наконец, то обожженный солнцем, то оледенелый от стужи, он падал на землю в изнеможении, и лишь уста его беззвучно шептали молитву: «Слава Богу за всё!»
Святитель Иоанн Златоуст умер 14 сентября 407 года от Рождества Христова в небольшом горном селении Команы, не дойдя до места новой ссылки. По преданию, его последние слова были: «Слава Богу за всё!»
Книга митрополита Трифона (Туркестанова) «Святитель Иоанн Златоуст, страдалец и друг страждущих» является данью памяти святого Иоанна и его подвига веры.
7 мая. О тех, кто приходит ко Христу

В 6-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон».
О тех, кто приходит ко Христу, — священник Алексий Долгов.
Эти слова являются продолжением беседы Христа с народом «О хлебе небесном, сшедшем с небес». Те, кто спрашивал Господа, не верили ни Ему, ни в Него. Но это не могло нарушить замысел Бога о спасении человека. В соответствии с Ним, всякий желающий может получить жизнь вечную, то есть хлеб небесный, о котором говорил Христос. Именно для этого на землю пришел Сын Божий, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. А прийти к источнику жизни вечной, Богу Отцу, можно только через Его Сына, и никак иначе. Вот почему Господь говорит, что приходящего к Нему Он не изгонит вон, потому что верующие приходят через Него к Отцу. Таких людей Христос принимает с радостью, и именно такие люди будут желанными чадами в Царстве Небесном. С одной стороны, эти слова Христа стали обличением фарисеев и книжников, которые не хотели верить Христу, а потому не могли прийти и к Отцу, и по сути были людьми неверующими. С другой, они стали словами надежды для язычников, многие из которых пришли впоследствии в Церковь Христову. Конечно, Господь принимает каждого человека и заботится о спасении каждого, кто пришел в этот мир, до последнего вздоха и удара сердца, потому что такова воля Божия, чтобы все спаслись. Но поскольку вера в Бога — это осознанный выбор, то только человек решает, хочет ли он верить Сыну Божию, и хочет ли он прийти к Отцу. И того, кто пришел к Нему, Бог не отвергает и не прогоняет, но делает все, чтобы такой человек был чадом Божиим и наследником Небесного Иерусалима.
7 мая. О воздействии музыки Чайковского на слушателя

Сегодня 7 мая. В этот день в 1840 году родился русский композитор Пётр Ильич Чайковский.
О воздействии музыки Чайковского на слушателя — протоиерей Артемий Владимиров.
Благодарение Господу, такие меценаты, как госпожа фон Мекк, взявшая на себя финансирование всех нужд композитора, что обеспечило ему, как некогда Микеланджело покровительству ему Лоренцо Великолепным, возможность творить балеты, оперы, «Времена года», произведения малого жанра, знаменитые симфонии являются и поныне произведениями, которые несут слушателям всей планеты вдохновение, успокоение, снимают стресс и приобщают к глубинам бездонного человеческого сердца. И сегодня хочется помолиться об упокоении раба Божьего Петра, его благочестивых родителей, маменьки, которая вымолила в своё время мальчика из когтей смертельной болезни, предстоя фамильному образу Владимирской иконы Богородицы, и выразить уверенность, что имя Петра Ильича Чайковского — это имя самой России. И покуда шестая часть света, Россия, распространяет своё духовное и нравственное миротворческое влияние посреди всех народов, будет звучать музыка Чайковского, которая нас воспитывает, облагораживает и учит восходить умом во области заочной, дабы мы, слыша произведение Чайковского, славили Святую Троицу. Она является источником жизни и всякого подлинного творчества.
7 мая. О радио как инструменте проповеди Евангелия

Сегодня 7 мая. День радио.
О радио как инструменте проповеди Евангелия — священник Дионисий Сакович.
День радио, отмечаемый 7 мая, является праздником работников всех отраслей связи. Однако для русской православной церкви радио имеет особое значение. Это мощный инструмент проповеди Евангелия, катехизации и трансляции христианской культуры. С момента появления радиовещания Церковь активно использовала его для распространения Слова Божия, наставления верующих и ответа на вызовы времени. Изобретение радио связано с именем Александра Попова, который 7 мая по новому стилю 1895 года продемонстрировал первый радиоприемник. Однако широкое использование радио началось лишь в 20 веке. Первые опыты православного радиовещания относятся к 20-м годам 20-го века, когда в эмиграции появились религиозные передачи. В Советском Союзе же проповедь по радио была практически невозможной из-за гонения на Церковь. Однако в годы Великой Отечественной войны государство смягчило свою политику, и в 45-м году на радио выступил Патриарх Алексей I. В Советском Союзе первая официальная православная радиопередача вышла в 1957 году на Всесоюзном радио. Это был Рождественский молебен. Однако систематическое вещание началось лишь в 90-е годы. После распада СССР в России появились десятки православных радиостанций. Среди наиболее известных — радио «Радонеж», «Град Петров» и наша любимая Радио ВЕРА.