
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные покаянию, из книги святителя Иоанна Златоуста «Беседы о покаянии».
«Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: „я согрешил“. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость — сказать слово: „я согрешил“? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен дьяволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаждаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: „Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися“ (Ис.43:26): скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное: произнеси слово, откройся в грехе и скажи: „я согрешил“»
С этой цитаты святителя Иоанна Златоуста началось обсуждение. Разговор шел о том, что такое истинное покаяние, как оно помогает в борьбе с грехами и в исправлении жизни.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева (читает изречение святителя Иоанна Златоуста)
«Ты грешник? Не отчаивайся, но приди, принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: я согрешил. Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Какая тягость — сказать слово: я согрешил? Если сам ты не назовешь себя грешником, то разве не будешь обвинен диаволом? Предупреди же и лиши его этой чести; а его честь состоит в том, чтобы обвинять. Почему же не предупреждаешь его, и не исповедуешь греха, и не изглаживаешь преступления, когда знаешь, что есть против тебя такой обвинитель, который не может умолчать? Ты согрешил? Приди в церковь, скажи Богу: я согрешил. Ничего другого я от тебя не требую, кроме одного этого. Божественное Писание говорит: глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися: скажи грех, чтобы разрешить грех. Для этого не нужны ни труд, ни многословие, ни денежная издержка, ни что другое подобное; произнеси слово, откройся в грехе и скажи: я согрешил».
К. Лаврентьева
— Здравствуйте, дорогие наши слушатели! Меня зовут Кира Лаврентьева, и сейчас я прочитала цитату из книги «Беседы о покаянии» святителя Иоанна Златоуста. И, конечно, в этом смысле очень хочется поговорить о покаянии, о метанойе — о перерождении, цитируя святителя Иоанна и обсуждая его вместе с клириком Никольского храма в Тушине, священником Анатолием Главацким. Здравствуйте, отец Анатолий.
о. Анатолий
— Здравствуйте.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, ну, казалось бы, святитель Иоанн все нам рассказал, все о покаянии мы знаем, люди верующие вообще проблемы в этом не видят, но я знаю очень многих людей, очень многих мужчин, кстати говоря, для которых действительно большая трудность прийти на исповедь и сказать грехи. Вот для них это какой-то непреодолимый совершенно порог. Хотя для меня лично очевидно, этих людей знаю, что таких каких-то страшных грехов, от которых батюшка может упасть в обморок на исповеди, у человека нет. Но даже если и есть, как мне кажется, священника, этим не удивишь. Что вы об этом думаете?
о. Анатолий
— Я думаю, что, наверное, Кира, ты правильно подметила: для мужчин в каком-то смысле это сложнее сделать. Ведь что что такое грех? Грех — это промах. И если женщина, она рассказывает о том, когда ей плохо, то есть для неё это не проблема — признать, что она промахнулась, что-то сделала не так, ей нужно, чтобы её пожалели, проявили к ней сострадание, то мужчине часто бывает сложно признать, потому что ему кажется, что это некий сигнал того, что он как такой, знаете, неудачник, у него не получилось что-то сделать. И поэтому какие-то такие вот грехи признавать и кому-то, тем более, рассказать, что вот он не смог того сделать или этого, очень тяжело бывает человеку это признать.
К. Лаврентьева
— Это очень интересно, и кажется, что наши грехи настолько уникальны, настолько страшны и ужасны, что, в общем, для праведного батюшки будет полный шок их услышать.
о. Анатолий
— Нет, это не шок, вопрос внутреннего состояния человека, понимание того, где он оказался, с чем он оказался, и желанием поменять. Если у человека желание менять ситуацию, в которой он оказался, выше, больше и важнее, то попросить у Бога помощи, признав свои промахи — я думаю, что это преодолимая такая ступень, которую человек может сделать, в зависимости от приоритета ценностей, и что в данный момент для него важнее. Важнее миф о том, что он якобы может оказаться каким-то неудачником, или всё-таки желание поменять ту ситуацию, в которой он сейчас живёт.
К. Лаврентьева
— Да, это интересно. А к чему может привести отсутствие покаяния? Ну вот действительно, ты всю жизнь живёшь, как бы ничего плохого не делаешь...
о. Анатолий
— Ситуация будет усугубляться.
К. Лаврентьева
— Что у тебя может возникнуть — душевная тягость или какие-то жизненные проблемы? Как это связано с покаянием? Как человеку догадаться, что ему нужно покаяться? Вот давайте прямо к истокам придём, к началу проблемы.
о. Анатолий
— Если человек оказался в той ситуации, которая ему не нравится, он не может реализовать весь свой потенциал, который у него есть, ему не нравится. То есть он может понимать, что мог бы давать больше, мог бы делать больше на своей работе, но когда человек упирается в то, что у него не такой начальник, не такие коллеги, было бы в каком-то там другом месте лучше, и эти обстоятельства каким-то образом должны сами собой сложиться. То есть он ожидает, что кто-то должен решить, что он недоволен и сделать так, как ему будет хорошо и где ему будет хорошо. Но так же не бывает, потому что человек этого не будет ценить. Только он должен взять ответственность за свою жизнь и начать вот это движение. Интересная такая мысль, когда мы говорим «блажен муж». В еврейском языке «блажен» и «шаг» являются словами однокоренными. То есть мы можем сделать из этого выводы о том, что блаженным будет кто? Тот, кто делает шаги. То есть, если человек этих шагов не делает, а надеется на какой-то случай, что что-то произойдёт и что-то поменяется, и сделается так, как ему хотелось бы. Но мы понимаем, что здесь вероятность того, что так получится, близка к нулю.
К. Лаврентьева
— Ну вы привели такой благостный пример, когда у человека просто какие-то проблемы на работе, ему нехорошо, жизнь его не очень-то устраивает, но тут можно сменить работу, а покаяние-то при чём? Вот как ему догадаться, что ему каяться нужно?
о. Анатолий
— Когда мы говорим о покаянии, что такое «метанойя» — это значит посмотреть под другим углом на ситуацию. Ведь человек чётко понимает, что его что-то не устраивает, пусть это будет семья, пусть это будет работа, но он понимает, что ему не нравится. Вот он в какой-то момент живёт-живёт и понимает, что его не устраивает то, как это вообще в принципе всё происходит.
К. Лаврентьева
— И он начинает разбираться, что происходит.
о. Анатолий
— Да, он действительно начинает задумываться над тем, что вообще, как его жизнь проходит. Особенно, когда человек уже прожил какой-то период и задаёт сам себе вопрос: а счастлив ли я? А вот приду я к Богу, а Он не будет, допустим, рассказывать мне мои грехи. А может, Он просто спросит: «А понравилось ли тебе? Вот как тебе тот дар, который Я тебе дал — жизнь, понравился ли тебе этот дар?» Здесь действительно, мне кажется, очень глубокая мысль: а что же я отвечу? А если Господь спросит: «А что ты с собой взял? Какие воспоминания?» Ведь очень часто люди как думают: что человек придёт к Богу, ему скажут, что «вот, ты там такой-то грешник и иди в такой-то котёл, номер такой-то». А на самом деле по-другому: а с чем ты пришёл сюда? Какие твои воспоминания? И человек откроет свой «чемоданчик», и что он там достанет: «этот был плохой, этот меня подсидел, этот меня оклеветал, этот ещё что-то мне там плохое сделал». Или всё-таки человек достанет светлые, добрые воспоминания?
К. Лаврентьева
— Но сейчас ваши слова можно интерпретировать немного по-другому, и подумать, что вы призываете брать от жизни всё, чтобы жизнь была яркой и прекрасной. Ну и тогда мы ещё быстрее придём к покаянию за свои грехи. (смеется)
о. Анатолий
— Здесь очень важно, мне кажется, понимание полноты жизни. Над этим тоже нужно размышлять, что значит прожить яркую жизнь. Не то что переполнить себя какими-то там ненужными воспоминаниями, а чтобы это были добрые, светлые воспоминания, которые хотелось бы, как вот в альбоме, перелистывать ещё раз и ещё раз, наполняя себя какой-то радостью. А не так, когда бывают какие-то видео, которые человек хотел бы удалить.
К. Лаврентьева
— Вот как раз давайте дальше послушаем, что думает по этому поводу святитель Иоанн.
о. Анатолий (зачитывает изречение святителя Иоанна Златоуста)
«Как заслужить помилование? Как спастись? Вот что скажу: будем всегда носить в сердце молитву и плоды её, то есть смиренномудрие и кротость. „Научитесь от Меня“, говорит Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим»; и опять Давид: «жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит. Ничего так не принимает и не любит Бог, как душу кроткую, смиренномудрую и благодарную. Смотри же и ты, брат, когда что-либо неожиданно постигает и опечалит тебя, не прибегай к людям и не полагайся на человеческую помощь, но, оставив всех (людей), востеки мыслью твоей к врачу душ. Уврачевать сердце может единственно Тот, Кто один создал сердца наши и знает все наши дела; Он может войти в совесть нашу, коснуться сердца и утешить душу. Если же Он не утешит сердец наших, то бесполезны и тщетны будут утешения будут утешения человеческие; равно как и наоборот, когда Бог успокаивает и утешает, тогда, пусть люди тысячекратно станут беспокоить нас, они не в состоянии будут нисколько повредить нам, потому что, когда Он укрепит сердце, тогда никто не может поколебать его».
К. Лаврентьева
— Но это очень важно!
К. Лаврентьева
— Напомним, что в программе «Почитаем святых отцов» мы сейчас обсуждаем книгу «Беседы о покаянии» святителя Иоанна Златоуста и, по большому счету, говорим о том, как изменить свою жизнь. И то, о чем вы сейчас прочитали и о чем сказали, отец Анатолий, очень коррелируется с цитатой, которую вы только что нам озвучили. Потому что покаяние — это не только сказать на исповеди «я пост нарушил» или «я жену обидел», — это масштабное изменение своей собственной жизни. И иногда может получиться так, что человеку, который тридцать лет ходит в храм, нужно это самое масштабное изменение, потому что он ходит-ходит, а что-то ему всё менее радостно становится.
о. Анатолий
— Но он же ждёт, он же прочитал молитву, и ждёт, что Бог за него всё решит. Бог сделает ему как лучше. Но давайте не забывать о том, что «как лучше», на самом деле, это философское понятие — как, в какой момент для человека что будет лучше. Для кого-то лучше, и он просит, чтобы человека все оставили, никто его не трогал. Другой, наоборот, просит реализации и говорит Богу: «Да, Господи, я готов, я готов делать».
К. Лаврентьева
— Но вот эта цитата, которую вы сейчас озвучили, отец Анатолий, она ведь о том, чтобы мы честно открыли своё сердце, вот что важно. Мы каждую субботу или воскресенье можем говорить дежурные грехи на исповеди, но это совершенно не значит, что мы занимаемся истинным покаянием, истинным изменением. Давайте уже к источнику этого слова придём, к метанойе — истинному перерождению, да? То есть это глубинная проблема всех нас. Иногда нам кажется, что мы всё делаем правильно, мы христиане, мы такие лубочные, мы такие правильные, а жизнь к лучшему не меняется. И вот здесь, слава Богу, у нас есть возможность войти в некий кризис и задать самим себе вопросы: а зачем я хожу в храм? А что я там делаю? И что я хочу сам от себя?
о. Анатолий
— Кира, вот это и есть очень важная мысль, мне кажется, для размышления каждого человека, чтобы человек сам себе начал задавать вопросы. Бывает так, что на исповеди, когда священник начинает задавать вопросы, человек избегает общения, он закрывает себя.
К. Лаврентьева
— Потому что это неудобно, это больно, это надо разбираться, да.
о. Анатолий
— А это целый процесс. То есть человек потихонечку собирал вот в этот «чемоданчик», собирал, собирал, опять же, всё ценное для себя. Вот он насобирал, и когда ему говорят: «А что ты там взял-то с собой, вот ты тащишь?» А он говорит: «Я вам не покажу». И вот здесь священник не может за человека изменить эти «драгоценности», «ценности», которые человек берет с собой. И открыть этот «чемоданчик» тоже священник не может заставить. То есть человек его внутри себя хранит и никому его не открывает. Он даже, бывает, приходит на исповедь и, знаете, как некий допуск к Причастию. То есть он духовно ощущает, что ему плохо, он понимает, что ему нужна помощь Божья, но он не открыт, не открывает себя, не открывает вот эти свои «ценности», такие условные ценности для того, чтобы ему помогли и показал, допустим, священник, что — слушайте, это не ценность, это мусор. То есть, понимаете, вот это внутреннее состояние. И здесь вот этот процесс, когда человек боится, что вот то, что он насобирал, ему скажут, что, «слушай, а это не ценности, не драгоценности, а это просто вещи, можно спокойно их оставить, и они никакой ценности из себя не представляют». И вот это понимание человека очень внутренне пугает, что священник сейчас скажет ему эти слова, и он их услышит. Всё, что он так кропотливо собирал всю жизнь, а священник скажет, что — «вы знаете, это не ценно, это не «драгоценности», это фальшивые «ценности».
К. Лаврентьева
— И поэтому вам так тяжело.
о. Анатолий
— И человеку, конечно, тяжело это признать и услышать вот эту правду ему бывает очень-очень тяжело.
К. Лаврентьева
— Ну, с другой стороны, иногда и нет другого выхода, отец Анатолий. Мы должны услышать эту правду, чтобы жизнь свою изменить. Специалист должен посмотреть и сказать, драгоценность это или нет. Диагноз твой сказать.
о. Анатолий
— Допустим, ювелир, он смотрит и говорит: «да, это золото». Человек принёс какую-то там серёжки, он говорит: «А это бижутерия, это не драгоценности». А человек мог это считать, вот эту бижутерию, что это какая-то драгоценность, и у неё есть какая-то ценность. А оказывается, что у неё никакой нет ценности. И человеку намного легче жить с осознанием того, что это драгоценность, внутреннее понимание, чем услышать, что это...
К. Лаврентьева
— Вы знаете, когда я выбирала книгу для этой программы, я много разных книг читала и пыталась как-то подобрать цитаты, выдержки, и, казалось бы, Иоанн Златоуст, он же так давно жил. Ну, действительно. А жил он в IV веке. И что же такого понятного он может говорить нашему современнику? А ведь может! Иоанн Златоуст был и есть блестящий ритор, блестящий богослов. И посмотрите, какие примеры он приводит. Он не просто говорит о том, как важно покаяние, или о том, как важно очищать свою душу от грехов, он вообще восходит к пророку Давиду. Давайте послушаем.
«Обратимся к Давиду, пророку и царю. Он впал в прелюбодеяние и убийство. Он увидел, говорит Писание, красивую женщину и возгорел к ней любовью; потом свои помыслы привёл в исполнение. И вот пророк в прелюбодеянии, драгоценный перл — в грязи.... Но он ещё не сознавал, что согрешил, так как был усыплён страстью. Когда правящий колесницу не трезв, то и колесница несётся беспорядочно. А колесница и правящий ею то же, что наше тело и душа. Если душа омрачена, то и тело погрязает в нечистоте. Доколе правящий колесницею стоит твёрдо, дотоле и колесница бежит хорошо. Но когда он теряет силы и не может править вожжами, тогда и самая колесница является в самом худом положении. Так бывает и с человеком. И чтобы ты узнал, что дела целомудрия зависят не от возраста, но от душевного расположения: вот Давид уже в старости впал в прелюбодеяние, совершил убийство и был в таком состоянии, что и сам не знал, что он согрешил, так как управитель — ум его, был упокоен невоздержанием. Что же Бог? Посылает к нему Нафана-пророка. Пророк приходит к пророку. Так бывает и с врачами: когда врач сделается болен, тогда нуждается он в другом враче. То же самое и здесь. Пророк согрешил, пророк же принес и врачевство. Итак, мы продолжаем дальше. Нафан приходит к Давиду и сплетает рассказ о тяжебном деле. Что же говорит? Царь, у меня к тебе есть жалоба. Был человек богатый и был другой бедный. У богатого были стада и много волов; а бедный имел только одну агницу, которая пила из его чаши, ела от стола его и спала на груди у него. Здесь пророк указывает на любовь мужа к жене. Но пришел к богатому один гость, и он пожалел своего, и взял овцу бедного, и заколол ее. Видишь, как Нафан здесь сплетает рассказ, скрывая нож под губкою? Что же царь? Думая, что осуждает другого, он тотчас же произнес приговор. Таковы люди! Против других они охотно и быстро составляют и произносят приговоры. Что же говорит Давид? Жив Господь! достоин смерти таковый и агницу возвратит четверицею. А что же Нафан отвечает царю Давиду? Он не стал долго смягчать рану, но тотчас открывает ее и весьма быстро разрезает, чтобы не уменьшить чувство боли. «Это ты, царь». Что же говорит царь? (Вот здесь очень, очень внимательно) Царь отвечает: «Согреших ко Господу». Не сказал царь Давид: кто ты такой, что обличаешь меня? Ничего такого не сказал, но сознал грех и сказал: «согреших ко Господу». И тут же Нафан отвечает ему: «И Господь отъя согрешение твое. Ты сам осудил себя, я освобождаю тебя от осуждения; ты принес искреннее признание — и загладил грех; ты сам подверг себя осуждению, я уничтожил приговор».
К. Лаврентьева
— Это вообще потрясающий момент Ветхого Завета, честно говоря. И простите за длинную цитату, но ее нельзя было совершенно никак дробить. И вот здесь, отец Анатолий, сразу, конечно, хочется поговорить об этом. Ведь 50-й псалом царя Давида — это его покаянный псалом за то, что он вот действительно жену чужую присвоил себе.
о. Анатолий
— Размышляя о грехах, я думаю, что важно все-таки нам понимать то, что Господь дал нам свободу выбора. То есть каждый человек может делать так или этак, и человек несет последствия того или иного своего выбора, который он сделал. А часто люди хотят ответственность за свои решения переложить на кого-то, что кто-то за них, допустим, возьмет ответственность, чтобы было потом кого обвинить в тех или иных действиях. И Господь ждет от нас того, что мы будем ответственно относиться к нашим решениям, к тому, что происходит в нашей жизни. Ведь здесь, в этом отрывке, говорится о том, что, казалось бы, Бог же знает, что хочет сделать Давид. Почему бы его не остановить? Почему пророка Нафана, которого он послал, не послать до этого сказать: «Царь, ум твой помрачился»? Но здесь, наверное, и есть ответственность Давида, каждого человека в лице Давида, о том, что Бог не должен его останавливать, не должен никто прийти. А насколько человек сам внутренне хочет устоять от греха? Да, безусловно, мы можем говорить о том, что лукавый, он помрачает разум человека. И в состоянии страсти, когда она одолевает разум человека, действительно, этот разум помрачается. И мы в нашей жизни тоже применяем выражение о том, что «человек потерял голову»: человек потерял понимание того, чем это может закончиться. И это касается разных сфер жизни человека. Увлекаясь не только такими блудными желаниями, которые были у царя Давида, но у кого-то там зависимость игровая, игромания: «вот сейчас одержу победу, вот сейчас еще чуть-чуть, вот еще чуть-чуть» — и человек не может остановиться в этом ожидании какой-то победы. Потом, человек проиграл не час-два, а проиграл всю ночь. Сколько часов жизни и своей жизни, и своей семьи он, скажем так, использовал. После человек сидит и сожалеет, но в тот момент он не мог себя остановить. И здесь есть очень важное такое размышление, которое каждый человек должен понимать — о том, что он должен, он должен! — взять ответственность за свою жизнь и сам себя должен остановить. И, как царь Давид, святитель Иоанн Златоуст заканчивает эту цитату о том, что Давид, он признает, он не перекладывает ответственность ни на кого. Он говорит «да, я согрешил». Вот это такая противоположность современному иногда человеку, когда ему говорят, что это, это, это ты сделал неправильно, то человек начинает сопротивляться, находить какие-то отговорки, говорить, что это не он, что это кто-то, или наоборот, еще какие-то находить причины, по которым он чуть ли не вынужден был это сделать, и смелости очень часто у человека не хватает. И это, мне кажется, очень связано с чувством покаяния. Почему человеку где-то тяжело, вот действительно, покаяться, признать свой какой-то грех, попросить о помощи. Ведь, наверное, очень часто мы сталкиваемся с тем, что, когда беседуем с какими-то людьми, человек может признать, что, допустим, сделал что-то не так в процессе разговора, но попросить о помощи, что ему нужна помощь в том, чтобы из этого состояния выйти, для человека как-то вот бывает тяжело.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Сегодня мы вместе со священником Анатолием Главацким обсуждаем книгу «Беседы о покаянии» святителя Иоанна Златоуста. Вернемся после короткой паузы.
К. Лаврентьева
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья, это программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, сегодня мы вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким обсуждаем книгу «Беседы о покаянии» святителя Иоанна Златоуста, и, конечно, говорим о том, как изменить свою жизнь, ведь покаяние — это не что иное, как метанойя, перерождение, изменение себя, изменение своей жизни к лучшему. Наверное, это то, с чего стоит начать каждому из нас. И вы сказали, отец Анатолий, в первой части нашей программы, об игровой зависимости, что человек играл, играл, а потом на него напало жуткое чувство вины, что вообще, в принципе, сопровождает разного рода зависимости, ты в них впадаешь, потом каешься, потом опять впадаешь, и вот этот круг, он очень коварен. И когда к нам на Радио ВЕРА приходят разные специалисты по борьбе с зависимостями, они говорят, что 50% успеха — это признание греха, это признание проблемы, это как раз то, о чем вы говорите. А это ведь и есть покаяние, и не только про зависимости мы можем говорить, мы можем вообще любую проблему честно пытаться признать, и это уже начало пути.
о. Анатолий
— И это как раз та цитата, которую мы с вами ранее слышали с вами, где святитель Иоанн Златоуст говорит: «А как же вот нам заслужить помилование?» Как раз это и заключается в том, что человек просит Бога оказать ему помощь, он понимает, что сам себе уже помочь не может, и здесь просто мы не осознаем, насколько Бог действительно просто принимает каждого из нас и готов нам дать благодать, то есть особую способность для того, чтобы мы начали новый этап своей жизни. Давайте еще послушаем цитату святителя Иоанна Златоуста (читает).
«Но есть и другой путь покаяния. Какой же это? Оплакивание греха. Ты согрешил? Плачь, и изгладишь грех. Какой это труд? Ничего больше не требую от тебя, кроме плача о грехе. Не приказываю тебе ни рассекать моря, ни входить в пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний путь, ни тратить деньги, ни вверять себя бурным волнам, — но что? Поплачь о грехе. Но откуда, скажешь, известно, что, если буду плакать, то уничтожу грех? Есть для тебя и на это доказательство в Божественном Писании».
о. Анатолий
— Святитель, видите, очень грамотно говорит о том, что нам не нужно лететь в космос для того, чтобы начать новую жизнь, а нужно просто проявить такую стойкость и решимость, начав с оплакивания, то есть с сожаления о том, что я потратил на это время, что человек сделал какие-то поступки, сожалеет о тех поступках, которые он сделал, а мог бы сделать по-другому.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, ну это действительно легко нам сейчас с вами говорить: «поплачь о грехе», но ведь еще в предыдущей цитате святителя Иоанна, когда он приводил пример Давида, было ясно, и нам сейчас ясно, что есть грехи, которые не так-то легко оплакиваются. Более того, ты их и грехами-то не считаешь, настолько они сладостные, это как раз страсть прелюбодеяния, потому что ты можешь влюбиться очень сильно и наворотить очень больших дел, но в моменте ты вообще не чувствуешь проблемы, вообще не чувствуешь. То есть ты можешь даже сказать: «да, я грешу, я вот такой плохой, я очень грешный, но мне хочется человеческого счастья. Что я, виноват, что любовь посетила меня?» Вы, наверное, часто это слышите на исповеди. Вот что в таких случаях-то делать, если действительно покаяние не коснулось сердца, потому что ты находишься как в опьянении?
о. Анатолий
— Святитель Иоанн Златоуст как раз об этом и говорит, о том, что можно потерять голову, и в этом внимательность духовной жизни, то есть вот этих заповедей Божьих — ориентиров, мы очень часто применяем или слышим о догматах Церкви. Догматы — это что? Это границы, в которых человек живёт, придерживается, потому что в них безопасно. Выходя за эти границы человек становится более уязвимым, и потерять голову как раз он может очень-очень легко, потому что у него нет, говоря таким современным языком, некоего иммунитета или защиты. И здесь, действительно, если у человека низкий иммунитет, он может болеть болезнями разными, какой-то вирус подцепить на улице и попасть в реанимацию. Казалось бы, такой вирус, все болеют, ничего страшного. А бывают случаи, когда это заканчивается очень печально. И здесь та же самая ситуация и с грехом, то есть низкий иммунитет от того, что нет духовной жизни, нет сопротивления, силы духовной человека на сопротивление этому влечению. Соответственно, оно его увлекает, как святитель сегодня говорит в этой цитате, что как будто колесница, которая потеряла своего управителя. И действительно, тело становится таким неуправляемым, неуправляемым чем? Разумом. В такое состояние человек может впасть, когда тело начнёт командовать разуму, что нужно делать, а не разум командует, выбирает то движение, в котором человек должен двигаться.
К. Лаврентьева
— Ну да, тут без помощи Божьей, конечно, совсем не справиться. Даже если ты триста раз подключишь разум, мне кажется, там без вариантов. Без благодати Божьей ты не прозреешь уже.
о. Анатолий
— Есть определённое отдаление, то есть у человека уже нет иммунитета. И в этот момент, когда человек лежит в реанимации, ему, наверное, бесполезно говорить, как хорошо было бы, если бы он вовремя пил витамины, вот нет смысла. А в этот момент человек, который не следит за своим здоровьем, он понимает, что может что-то случиться такое, что он окажется в группе риска, и эта болезнь может иметь тяжёлые последствия для него, а мы можем сказать о том, что грех какой-то — это как некая болезнь. Её протекание из-за отсутствия духовного иммунитета и помощи Божьей может протекать очень тяжело не только для самого человека, но и для участников всего этого процесса. И даже для семьи бывают очень тяжёлые, страшные последствия, когда не только сам человек страдает от этого греха, но и его дети страдают, и родители тоже страдают, видя эту всю ситуацию.
К. Лаврентьева
— Да. Ну, давайте тогда узнаем, что нам ещё святитель Иоанн Златоуст предлагает, какие пути. (зачитывает изречение)
«Есть у тебя и третий путь покаяния. Я представляю тебе многие пути покаяния, чтобы через разнообразие путей сделать для тебя удобнее спасение. Какой же это третий путь? Смиренномудрие. Будь смиренномудр — и разрешишь узы греховные. Смиренномудрие есть третий путь покаяния. Мытарь не смиренномудрствовал (это святитель Иоанн говорит о притче о мытаре и фарисее евангельской), но говорил правду, когда обнаруживал грехи свои, что стал он праведным, хотя и не тратил денег, не переплывал морей, не предпринимал дальних путешествий, не обтекал беспредельных морей, не упрашивал друзей и не потратил много времени. Нет, одним уничижением он стяжал праведность и удостоился Царствия Небесного, которое да получим мы все по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, ну давайте действительно коснёмся притчи о мытаре и фарисее, она такая очень красноречивая и показательная для всех нас. Давайте напомним нашим слушателям, что суть этой притчи в том, что мытарь и фарисей пришли в храм, мытарь бил себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному», потому что он действительно совершал определенные грехи, и быть мытарем в те времена было совсем не почетной профессией — это сборщики податей для римского государства. А фарисей, он наоборот говорил: «Господи, спасибо, что я такой праведный, что я такой хороший, не такой, как этот мытарь». И дальше Господь нам говорит, что Бог принял молитву мытаря, но не принял молитву фарисея. Это очень интересный момент, его разбирают всегда священнослужители на цитаты, говорят его в проповедях, об этом написаны книги, но мы не можем не вспомнить об этом, когда говорим о покаянии.
о. Анатолий
— Я думаю, что здесь Господь обращает внимание на мнимое человеком восприятие святости. Ему кажется, что если он совершает какие-то определенные действия, переводя на современный язык, человек занимается благотворительностью, допустим, волонтер, то это дает некий иммунитет к тому, что какие-то грехи его не коснутся. Господь говорит, что — нет, это не дает никакого духовного иммунитета, нет никакой гарантии того, что человек окажется в какой-то ситуации и проявит стойкость. И говорит, что вот только тогда, когда человек осознает немощность свою, что действительно он слаб, то он попросит Бога о помощи, почему Господь обращает наше внимание на эту молитву: «Боже, будь милостив ко мне, грешному», потому что идея какая: человек, он слаб, и только, Господи, Ты можешь послать мне силы устоять от влечения. Что такое страсть? Страсть — это влечение. Когда Каин шел для того, чтобы согрешить, вот в 4-й главе книги Бытия описывается этот момент, Господь предупреждает Каина и говорит: «Будь внимателен, потому что грех при дверях твоего сердца лежит, и он очень сильно тебя тянет к себе». Вот эта сила страсти любой — очень большая энергия, которая тащит человека, и человек понимает, что в какой-то момент, впадая в такое состояние, он не находит аргументы, чтобы противостоять, он совершенно другую сторону медали поворачивает и находит аргументы «за». И Господь, наверное, обращает внимание: будь осторожен! Будь осторожен, чтобы не оказаться в таком состоянии, когда ты начнешь искать аргументы «за» в пользу вот этого влечения. И только будучи с Богом, здраво размышляя над этой ситуацией, а когда можно здраво размышлять — когда тебя касается благодать Божья, будь в этой благодати Святого Духа, чтобы не потерять смиренномудрие. Вот здесь что такое смиренномудрие: два слова — смирение и мудрость. То есть мудрость знать свою меру, осознавая, насколько ты можешь противостоять, насколько ты сможешь устоять, потому что искушение современного человека: «да что, я не справлюсь, ой, да это такая там ерунда», а оказывается, для человека это совершенно не ерунда, и оказавшись в этой ситуации, человек не может этому противостоять. Заканчивая эту цитату, знаешь, Кир, что мне понравилось, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что я тебе предлагаю разнообразие путей, то есть каждому человеку...
К. Лаврентьева
— ... свое покаяние.
о. Анатолий
— Да, свой такой интересный путь, потому что человек хочет какого-то универсального подхода, приходит к знакомым, приходит к священнику: «дайте мне волшебное лекарство». Волшебное лекарство — это покаяние, волшебное такое средство для помощи — это Причастие, но каждый человек должен пойти своим путем, каждый должен найти какие-то свои методы, которыми он может хранить собранность в своей душе. Поэтому, размышляя над этой цитатой, дорогие радиослушатели, мы должны понимать, что мы подсказываем разные пути, но ваш путь, он может быть уникальным. Еще одна цитата святителя.
«Покаяние есть врачество (или можно сказать современным словом: лекарство), которое истребляет грех; оно есть дар небесный, чудесная сила, благодатью побеждающая силу законов, почему оно ни блудника не отвергает, ни прелюбодея не отгоняет, ни пьяницы не отвращается, ни идолослужителем не гнушается, ни поносителя не отметает, ни хулителя не гонит, ни гордеца, но всех переменяет, потому что покаяние — горнило греха».
о. Анатолий
— Святитель обращает наше внимание на то, что покаяние — это действительно такое действенное лекарство, которое полезно для каждого из нас. У нас могут быть абсолютно разные грехи, и Иоанн Златоуст не говорит конкретные какие-то грехи, это любой грех, который есть у человека. Он может быть каким-то современным, может быть, не было во времена Иоанна Златоуста таких грехов, как игромания, но только через признание необходимости человеком помощи Божьей в преодолении увлечением какой-то страстью Господь действительно ему готов всегда помочь. Двери Отчего дома, как говорит нам Священное Писание, всегда открыты, и только тот, кто хочет туда войти, всегда входит.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Мы читаем книгу «Беседы о покаянии» святителя Иоанна Златоуста со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким и говорим о том, как изменить свою жизнь, ведь именно об этом говорит нам святитель Иоанн в своей книге о покаянии, потому что покаяние — это метанойя. Мы это говорили уже сегодня несколько раз, отец Анатолий, и я сейчас слушаю выдержки из книги святителя Иоанна, внимательно вслушиваюсь в то, о чем говорите вы, и вспоминаю один случай. Я разговаривала с человеком, который тяжко согрешил, он ужасно тяжело согрешил, правда, и он настолько себя винил, что и не надеялся на то, что Господь его простит, не надеялся. Но, слава Богу, пришел к правильному священнику, и тот нашел правильные слова. И он тогда сказал ему: «Твое покаяние — это никогда больше этого не повторить». Там и так было понятно, что он вряд ли это повторит, уж слишком тяжкий грех, в который он просто в каком-то неадеквате впал, и слишком горячее было раскаяние. Но эти слова, отец Анатолий, стали якорем для этого человека, и этот грех, который он совершил на заре своей жизни, он его держит теперь всегда, потому что он знает, на что он способен, понимаете? То есть иногда Господь нам попускает впасть в какие-то ужасные согрешения, чтобы мы не сделали чего хуже на протяжении своей жизни, чтобы от своей «праведности» не влетели в еще худшее состояние.
о. Анатолий
— Это и есть милость Божья. Мы иногда не осознаем, насколько милосерден Бог, и человеку интересно, знаете, такой эксперимент, наверное, провести, насколько Бог милосерден. И действительно, может быть, по своей гордыне человек, оказавшись в этом состоянии, понимает и потом через всю свою жизнь несет и говорит другим людям о том, насколько милосерден Бог. И когда его спрашивают: «Ну, откуда вы можете знать, насколько Он милосерден?», просто хочется улыбнуться и сказать, что да, действительно, когда человек испытал это все, он понимает, насколько Он милосерден, Он действительно прощает любой, вот любой грех. Как говорят святые отцы, нет греха, побеждающего милосердие Божье.
К. Лаврентьева
— На эту тему у нас есть цитата из книги святителя Иоанна.
«Но и очистившись от грехов, мы должны иметь эти самые грехи перед своими глазами. И если Бог по Своему милосердию простит тебе грех, ты имей его перед глазами ради безопасности своей души, потому что память о прежних грехах предохраняет от будущих, и кто сокрушается о прежних, тот остерегается их повторения. Потому-то и Давид говорит: „и грех мой предо мной есть выну“, чтобы, имея перед глазами прежние грехи, не впасть в будущие».
К. Лаврентьева
— Вот тут, отец Анатолий, очень важный момент. С одной стороны, мы смотрим на шрам от греха, и мы помним, откуда этот шрам, и это нас предостерегает, возможно, от будущих согрешений. С другой стороны, можно уйти в такую крайность, что ты все время будешь вспоминать свои старые грехи, там жить, в прошлом жить, так каяться, что это покаяние уже не будет покаянием, а будет бесконечным невротическим самобичеванием и ни к чему хорошему не приведет. Отец Анатолий, как вот эту тонкую грань пройти? Как правильно мыслить?
о. Анатолий
— Я думаю, что здесь мыслить любовью Божьей, что Господь, Он любит человека, и, казалось бы, ну человек же сделал грех, и у нас такое справедливое общество, где есть суд, и человек по суду должен понести какое-то наказание, но Господь берет и прощает человека. Почему? И некоторые люди, как им кажется, справедливо возмущаются: «Как у вас всё, у христиан, легко: пошел, погрешил, потом покаялся, и все, и Бог простил». А для чего Бог прощает человека? Наверное, нам нужно поразмышлять сегодня на эту тему, как Бог нас через это делает свидетелями того, что Он милосерден, и Он нас любит. И Бог не ждет, что человек согрешил, и потом будет сидеть, и вот «ой, какой я плохой», и начинать заунывные какие-то песни, Богу это не нужно. А Господь говорит: «смотри, Я тебя простил, пойди и другого поддержи, пойди и так же поступи, вдохнови его». Ведь Бог своим примером ждет, что мы будем стараться быть на Него похожими. Потому что дети, они как делают? Делают так, как их родители. Соответственно, если же наш Родитель Небесный поступает так, то и ждет от нас, что человек не просто будет петь какие-то заунывные песни, а постарается других людей обогреть, согреть, направить в нужном направлении, в направлении покаяния, изменения своего образа мышления, и один из аспектов изменения образа этого мышления — начать делать совершенно по-другому.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, и ведь покаяние — это изменение себя действительно, то есть мы не должны все время находиться в одном каком-то унылом состоянии, потому что мы такие грешные. Это, кстати, такой вот риск для нас, православных — всё же покаялся, и иди, живи свою жизнь. Покаялся, и иди, люби ближнего, люби семью, люби коллег, то есть как бы дари радость. Мне кажется, Евангелие постоянно говорит: «радуйтесь».
о. Анатолий
— Господь говорит на Вознесении: «Дана будет вам радость, которую никто у вас не сможет отнять». Радость чего?
К. Лаврентьева
— Радость Духа Святого.
о. Анатолий
— Да, и радость того, что мы с Богом, и Господь нас любит, и ждёт того, что мы наши таланты, которыми Он нас наградил, начнём реализовывать. Обратите внимание, в притче о талантах тот, у кого было пять талантов, приобрёл другие пять талантов, то есть он потрудился. У того, у которого было два таланта — другие два, за что и получает благословение своего хозяина. За что получает осуждение тот, у которого был один талант: он ничего не сделал, он говорит «на тебе твоё». А за что же он осуждается? За то, что он был хитрым и лукавым, он не захотел ничего делать. То есть у него был, говоря современным языком, стартовый капитал, но он ничего не захотел делать. И здесь Отец наш Небесный поступает как хороший руководитель, как хороший администратор: Он смотрит, насколько человек берёт, делает, развивается и применяет то, что ему даётся. Почему и Господь говорит: «У кого есть — умножается, кто ничего не делает — уменьшается то, что есть». Вот Господь как раз и ждёт, что бери, твори, делай. Господь не осуждает нас за то, что мы стараемся что-то делать. Допустим, человек берёт и помогает своим близким и родным, как-то их вразумляет — его же Господь не критикует, не говорит, «нет, не так, ты не туда пошёл, не то сказал», а Господь его награждает: «ты берёшь и делаешь, ты молодец». А осуждает кого? У кого есть таланты, он мог бы пойти и помочь людям, а он ничего не делает. Как раз покаяние заключается, вот это изменение, даже если человек согрешил, какой бы грех не сделал, Господь его прощает для того, чтобы он пошёл и начал поступать по-другому, и стал жить преображённым, с изменёнными уже ориентирами ценностей того, что ценно. Ценно, наверное, не только для него, но ценно и для общества, для других людей, для других христиан. Ведь есть люди, которые думаю: да, вот он согрешил, вот он там как бы кается, где-то живёт, какие-то книги читает, читает, читает, уже тысячу книг прочитал, а люди не чувствуют никаких плодов от него. А другой человек, может быть, и не прочитал тысячу книг, но зато столько любви у него. Просто вот прийти и обнять, человека поддержать.
К. Лаврентьева
— У меня подруга делала один и тот же грех, там небольшой, казалось бы, в каких-то рамках, хотя святые отцы учат нас, что любой самый малый грех — это всё равно к смерти духовной. Но, тем не менее, делала и каялась каждый раз очень сильно. И вот она пришла в очередной раз к священнику и говорит: «Что же я всё время впадаю в один и тот же грех!» Он говорит: «Ты каждый раз кайся от всей души и старайся не повторять. Если ты опять в него впадаешь, опять кайся. И так триста раз кайся, но старайся не повторять, это очень важно. Нет такого, что „ай, ладно, исповедуюсь“. А вот именно борись с ним, и в какой-то момент он уйдёт, и вместо него придёт благодать Божия, придёт дар Духа Святого». Её это так укрепило! То есть она ещё больше укрепилась в своей борьбе с самой собой, и окрылённая ушла от этого священника. Вот опять же, приводим хорошие советы, которые дают наши пастыри.
о. Анатолий
— Ну, так вот это и есть как раз хорошие примеры, когда человек не должен отчаиваться, а стремиться, человек же прекрасно понимает, что мешает ему жить. В большинстве случаев все прекрасно понимают, с чем ему нужно бороться. Священнику не нужно там проводить какое-то расследование на исповеди. Но когда человек действительно приходит, как говорит святитель Иоанн Златоуст, и обращается за помощью, понимает, что нет какого-то правильного, суперправильного решения, а оно может быть уникальным, индивидуальным, и не ждать, может быть, иногда ответа, что священник обязательно должен сказать, что и как, и сколько раз нужно делать. А чтобы сам человек взял на себя такую вот ответственность и решимость побороть вот эту привычку или какую-то страсть, увлечение, и Господь всегда готов ему прийти на помощь и поддержать человека через благодать.
К. Лаврентьева
— Давайте прочитаем еще одну цитату из книги «Беседы о покаянии» святителя Иоанна, как раз ободряющую, в конце этого часа.
«Желаешь знать, как благовременна бывает Его благость и как полезна и пригодна бывает нам Его строгость? Тщательно внимай, чтобы это высокое рассуждение не ускользнуло от тебя. Жена-грешница, погрязшая во всякого рода грехах и беззакониях, повинная в стольких грехах, одержимая бесчисленными греховными делами, возжажда в спасении от покаяния, проникла на пир святых, пиром же святых я называю этот пир, потому что здесь присутствовал Святый Святых. Когда Спаситель возлежал в дому Симона-фарисея, пришла эта грешная жена, коснулась ног Спасителя, омывала слезами ноги Его и отирала волосами. И Человеколюбец выставляет погребенную в бесчисленных грехах, говоря «отпущаются греси ея».
К. Лаврентьева
— Новый Завет, конечно, дал нам совершенно новую жизнь, отец Анатолий. Вот правда. Достаточно сказать: «Боже, милостив, буди мне грешнику», и Господь простит тебе грехи. Это потрясающе.
о. Анатолий
— За что была прощена эта женщина? За то, что она проявила стремление, и вот святитель наше внимание на это обращает, что мало поговорить о том, каким путём нужно идти, что нужно сходить на исповедь, что нужно изменить своё мышление. Она взяла и сделала.
К. Лаврентьева
— Тут и порыв покаянный тоже должен быть, конечно.
о. Анатолий
— Вот Господь за это её награждает, за её искренний такой порыв, который она взяла и сделала. То есть не просто она поговорила о том, что хорошо бы было бы, если бы она взяла, купила мира, пришла и помазала своими слезами, своим раскаянием. Она показала своё желание жить совершенно новой, другой жизнью.
К. Лаврентьева
— В этом часе была программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, и вместе со священником Никольского храма в Тушине, Анатолием Главацким, мы читали книгу святителя Иоанна Златоуста «Беседы о покаянии». Вместе со святителем Иоанном мы разбирались в том, как изменить свою жизнь, как-то выпросить у Господа благодать Духа Святого, как мир на сердце получить. Это был очень интересный разговор. Спасибо, отец Анатолий, спасибо, дорогие слушатели. Мы прощаемся с вами до следующей недели. Всего вам доброго и до свидания.
о. Анатолий
— До свидания.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема