
19-ого июля 1859 года в Якутии наступила новая эра. Впервые в истории края в Троицком кафедральном соборе города Якутска прозвучало Евангелие на якутском языке. Божественную литургию провёл архиепископ Иннокентий Вениаминов. Храм не мог вместить всех желающих. Богослужение так потрясло якутов, что они попросили Владыку объявить 19-ое июля — день, когда они впервые услышали слово Божье на родном языке — праздником.
Иван Попов, так в миру звали будущего святителя Иннокентия, родился в 1797 году в селе Анга Иркутской губернии. Мальчик научился читать в пять лет, а к семи годам уже исполнял обязанности псаломщика в церкви. Иван блестяще окончил иркутскую духовную семинарию и стал священником. А в 1823 году загорелся желанием отправиться на Алеутские острова — тогда их называли Русской Америкой, которым требовался православный священник. На острове Уналашка, а добираться до него пришлось больше года, отец Иоанн жил сначала в землянке, а потом своими руками срубил дом. Строил только в свободное время, а его было очень мало. Ведь едва появившись на острове, отец Иоанн погрузился в миссионерскую деятельность.
Первым его делом стало возведение храма. Опытный плотник, столяр, каменщик и кузнец, а этим ремёслам молодого священника ещё в детстве обучил его дядя, отец Иоанн передал своё мастерство и местным жителям. До него они жили в землянках и храмы строить не умели. Спустя два года церковь освятили. Отец Иоанн не ограничивался только своим приходом. Самостоятельно выучив алеутский язык, он ездил на байдарке с острова на остров, а это расстояние в 200-300 километров и обращал в православную веру коренное население тех мест. Службы порой проводил прямо под открытым небом. Историк Барсуков, писал об этом периоде жизни отца Иоанна: «С каким вниманием слушали алеуты проповедь евангельскую. Некоторые из них, совершенно не зная по-русски ни слова, почти целый день сидели и перелистывали, как будто читая, Псалтирь славянскую. А когда они увидели на своем языке Катехизис, то даже старики начали учиться грамоте».
10 лет прожил отец Иоанн на островах. За это время он построил десять деревянных домов, открыл больницы, школы, училище и воспитательный дом для сирот. Обучил местных детей грамоте и Закону Божию. Разработал первую алеутскую грамматику, перевёл на алеутский язык Евангелие от Матфея.
В 1840 году отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В том же году его назначили епископом Камчатским, Алеутским и Курильским. 28 лет Владыка посвятил проповеди христианства на суровых землях Восточной Сибири. Он строил храмы и церковно-приходские школы, устраивал в приюты сирот. Посещая церкви своей епархии, епископ Иннокентий преодолел в общей сложности больше десяти тысяч километров. Путешествовать по Камчатке летом было невозможно из-за непроходимой грязи, приходилось ездить зимой, в сорокаградусные морозы на нартах, запряжённых собаками.
Став в 1850 году архиепископом, Иннокентий создал комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии. Это был колоссальный труд, за который в народе Владыку прозвали «Апостолом Сибири». В его облике, по словам писателя Гончарова, и правда было что-то апостольское: «мощная фигура в синевато-серебристых сединах, с нависшими бровями и светящимися из-под них умными ласковыми глазами и доброю улыбкой». Даже в преклонном возрасте Иннокентий оставался бодрым, весёлым человеком. Но время брало своё — здоровье ухудшалось. Архиепископ просился на покой, а его назначили митрополитом Московским и Коломенским. Управляя новой епархией, он создал Православное миссионерское общество, которое обеспечивало всем необходимым новые православные миссии. В Москве святитель открыл Общину сестёр милосердия, Филаретовское училище для дочерей бедных священников, епархиальное училище иконописания.
Уже во второй половине 20-ого века митрополит Иннокентий был причислен к лику святых. А 1997 год ЮНЕСКО объявило годом святителя Иннокентия. Выдающегося миссионера-просветителя вспоминал и чествовал практически весь мир.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.