
Фото: PxHere
Как, должно быть, это удивительно: общаться с человеком, который теперь причислен к лику святых. И вспоминать каждую подробность его святой жизни...
Сегодня мы говорим о святителе Афанасии (Сахарове) и книге Сергея Фуделя «Воспоминания».
Место действия — Усть-Сысольск (сейчас это город Сыктывкар республики Коми) и город Петушки во Владимирской области.
Время — первая половина XX века.
Религиозный писатель Сергей Фудель — ровесник XX века. Он родился в 1900 году, в год октябрьского переворота ему исполнилось 17 лет. В 22 года Сергей, как сын московского священника, был арестован и отправлен в ссылку в Усть-Сысольск. Там и произошла его встреча с епископом Афанасием (Сахаровом).
Как пишет Сергей Фудель в книге «Воспоминания, «тогда это был еще совсем молодой архиерей, худой, белокурый, очень живой и веселый...»
Владыка Афанасий Сахаров и в ссылке вел монашескую жизнь: старался по возможности ежедневно совершать богослужения, не ел мяса.
«Он, конечно, был строгий постник. Для того, чтобы показать, насколько пост угоден Богу, он как-то рассказал про себя: «Особенно я старался в тюрьме соблюсти именно Великий пост, как подготовку к Пасхе, и я заметил, что на Пасхальные дни Господь всегда посылал мне и в пище великое утешение и обилие. А вот однажды было так: перед Пасхой меня отправили на этап, перевод в другое место, я не выдержал и поел рыбных консервов. И вот это было самая трудная и самая скудная для меня Пасха!»
На протяжении многих лет владыка Афанасий Сахаров составлял церковную службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. Потом он сам будет причислен к их лику.
Для всех ссыльных священников Владыка делал искусные иерейские кресты из картона и бумаги, чтобы священники их носили и в ссылке. А за недостатком икон делал маленькие иконы разных святых из вырезанных где-нибудь их изображений и раздавал верующим.
В ссылке епископ Афанасий повенчал Сергея Фуделя с женой Верой и старался всячески помочь молодой семье. Вот что вспоминает Сергей Фудель:
«...Вскоре моя жена заболела и почти весь день должна была проводить одна в ожидании моего возвращения с работы. Единственной ее опорой и утешением был Владыка. Он приходил, подметал пол, приготовлял пищу или приносил что-нибудь с собой...»
За свою жизнь владыка Афанасий (Сахаров) был арестован 11 раз и в общей сложности более тридцати лет провел в неволе. По его этапам, по тюрьмам и лагерям можно изучать всю историю Гулага: Зырянский край, Соловецкие острова, Кемь, Туруханские лагеря, Беломоро-Балтийский канал, Онежские лагеря, Мариинские лагеря...
Святитель Афанасий Сахаров вышел на свободу лишь в 1955 году.
«Владыке сшили новую рясу, и иногда его можно было встретить на московских улицах — по всему своему облику, по этой рясе, по длинным волосам, по дорожному посоху человека не этого мира, а каким-то образом сошедшего с иконы в наш атомный век святителя допетровской Руси».
Святитель Афанасий (Сахаров) молился и за своих врагов, называя молитву своим «стоянием на страже».
Составитель службы всем русским святым, он и сам стал святым исповедником за Христову веру.
«Уже в Петушках, то есть в последние годы его жизни, он, уже старый и слабый, неуклонно выполнял это ежедневное молитвенное «стояние на страже». От тех, кто тогда приезжал к нему с ночевкой, неоднократно я слышал: «Бывало, утро зимнее темное, в комнате еще не тепло, спать хочется страшно, но из-за стены слышно плесканье рукомойника и добрый голос Владыки: „Вставайте, вставайте, ленивии!“ — причем, это последнее слово он произносил по-славянски, с двумя „и“ на конце. И Владыка начинал длинное утреннее молитвенное правило».
В 1962 году, узнав о смерти епископа Афанасия (Сахарова), Сергей Фудель приехал в Петушки с ним попрощаться.
В книге «Воспоминания» Фудель пишет, что перед смертью владыка говорил: «Вас всех спасёт молитва». Это был один из главных наказов всем нам епископа Афанасия Сахарова, святого исповедника земли Русской.
Все выпуски программы Прообразы
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема