
Фото: PxHere
Как, должно быть, это удивительно: общаться с человеком, который теперь причислен к лику святых. И вспоминать каждую подробность его святой жизни...
Сегодня мы говорим о святителе Афанасии (Сахарове) и книге Сергея Фуделя «Воспоминания».
Место действия — Усть-Сысольск (сейчас это город Сыктывкар республики Коми) и город Петушки во Владимирской области.
Время — первая половина XX века.
Религиозный писатель Сергей Фудель — ровесник XX века. Он родился в 1900 году, в год октябрьского переворота ему исполнилось 17 лет. В 22 года Сергей, как сын московского священника, был арестован и отправлен в ссылку в Усть-Сысольск. Там и произошла его встреча с епископом Афанасием (Сахаровом).
Как пишет Сергей Фудель в книге «Воспоминания, «тогда это был еще совсем молодой архиерей, худой, белокурый, очень живой и веселый...»
Владыка Афанасий Сахаров и в ссылке вел монашескую жизнь: старался по возможности ежедневно совершать богослужения, не ел мяса.
«Он, конечно, был строгий постник. Для того, чтобы показать, насколько пост угоден Богу, он как-то рассказал про себя: «Особенно я старался в тюрьме соблюсти именно Великий пост, как подготовку к Пасхе, и я заметил, что на Пасхальные дни Господь всегда посылал мне и в пище великое утешение и обилие. А вот однажды было так: перед Пасхой меня отправили на этап, перевод в другое место, я не выдержал и поел рыбных консервов. И вот это было самая трудная и самая скудная для меня Пасха!»
На протяжении многих лет владыка Афанасий Сахаров составлял церковную службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. Потом он сам будет причислен к их лику.
Для всех ссыльных священников Владыка делал искусные иерейские кресты из картона и бумаги, чтобы священники их носили и в ссылке. А за недостатком икон делал маленькие иконы разных святых из вырезанных где-нибудь их изображений и раздавал верующим.
В ссылке епископ Афанасий повенчал Сергея Фуделя с женой Верой и старался всячески помочь молодой семье. Вот что вспоминает Сергей Фудель:
«...Вскоре моя жена заболела и почти весь день должна была проводить одна в ожидании моего возвращения с работы. Единственной ее опорой и утешением был Владыка. Он приходил, подметал пол, приготовлял пищу или приносил что-нибудь с собой...»
За свою жизнь владыка Афанасий (Сахаров) был арестован 11 раз и в общей сложности более тридцати лет провел в неволе. По его этапам, по тюрьмам и лагерям можно изучать всю историю Гулага: Зырянский край, Соловецкие острова, Кемь, Туруханские лагеря, Беломоро-Балтийский канал, Онежские лагеря, Мариинские лагеря...
Святитель Афанасий Сахаров вышел на свободу лишь в 1955 году.
«Владыке сшили новую рясу, и иногда его можно было встретить на московских улицах — по всему своему облику, по этой рясе, по длинным волосам, по дорожному посоху человека не этого мира, а каким-то образом сошедшего с иконы в наш атомный век святителя допетровской Руси».
Святитель Афанасий (Сахаров) молился и за своих врагов, называя молитву своим «стоянием на страже».
Составитель службы всем русским святым, он и сам стал святым исповедником за Христову веру.
«Уже в Петушках, то есть в последние годы его жизни, он, уже старый и слабый, неуклонно выполнял это ежедневное молитвенное «стояние на страже». От тех, кто тогда приезжал к нему с ночевкой, неоднократно я слышал: «Бывало, утро зимнее темное, в комнате еще не тепло, спать хочется страшно, но из-за стены слышно плесканье рукомойника и добрый голос Владыки: „Вставайте, вставайте, ленивии!“ — причем, это последнее слово он произносил по-славянски, с двумя „и“ на конце. И Владыка начинал длинное утреннее молитвенное правило».
В 1962 году, узнав о смерти епископа Афанасия (Сахарова), Сергей Фудель приехал в Петушки с ним попрощаться.
В книге «Воспоминания» Фудель пишет, что перед смертью владыка говорил: «Вас всех спасёт молитва». Это был один из главных наказов всем нам епископа Афанасия Сахарова, святого исповедника земли Русской.
Все выпуски программы Прообразы
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема