
«Когда я приехал, мне сразу рассказали о последнем омском дореволюционном архиерее Сильвестре, что его распяли на полу... и похоронили в общей могиле. А оказалось, что добрые люди его в соборе потихоньку от властей захоронили, облачив в архиерейские одежды», — так рассказывал митрополит Омский и Тарский Феодосий об обретении мощей святого Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского, жестоко убитого большевиками в феврале 1920-го года.
Мирское имя архиепископа Сильвестра — Иустин Львович Ольшевский. Окончив Киевскую духовную семинарию и получив степень кандидата богословия в Киевской духовной академии, он работал учителем церковно-приходской школы, а затем был назначен преподавателем Закона Божия в местечко Шпола Киевского уезда.
В этой местности был сильно распространён штундизм — движение протестантского толка, которое возникло в Германии в 18-ом веке, а в Россию было занесено в начале 19-го века немецкими колонистами. К 80-м годам оно охватило не только юг, но и центральные районы России. Постепенно штундисты объединились в одну секту с баптистами. В качестве источника богопознания они признавали только Священное Писание, не признавая таинства Православной Церкви, почитание икон и мощей, почитание святых и поминовение усопших.
Иустин Львович основательно изучил особенности секты и пришёл к выводу, что для проповеди православия среди её последователей нужен светский миссионер, а не представитель духовенства, поскольку штундисты любыми способами стремились унизить священнослужителей и подвергали сомнению их проповеди, не желая признавать учение Православной церкви.
Его доводы были приняты, и в марте 1889-го года Ольшевский стал миссионером Киевской епархии и учителем церковно-приходской школы Свято-Владимирского братства. На протяжении двадцати лет миссионерской деятельности Иустин Львович Ольшевский активно противостоял распространению баптизма и был убеждён, что «отступники, штунда разных наименований, суть изменники и враги святой Церкви... и всего славянства».
Сан священника он принял в 1892-ом году. Написал несколько работ, в том числе «Обличение штунды в библейских текстах» — очень ценное пособие для миссионеров, которое неоднократно переиздавалось.
В 1919-ом году, будучи уже в сане архиепископа с именем Сильвестр, он организовал распространение воззваний, разъясняющих антихристианскую суть большевизма. В конце этого же года его арестовали и два месяца подвергали истязаниям, требуя, чтобы он покаялся, но владыка Сильвестр остался непреклонен и погиб от жестоких пыток.
В августе 2000-го года Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил святителя Сильвестра (Ольшевского) к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.