Французский город Лион во втором веке назывался Лугдуном. Он был не только столицей Римской провинции Галлии, но и центром языческого культа императора. Здесь находился алтарь божественного Августа, и раз в году все горожане, согласно высочайшему указу, приносили к нему жертвы. Христиане много лет уклонялась от идолопоклонства, но в 177 году городская чернь восстала против такого обособления. Жители Лукдуна стали говорить, что последователи Христа избегают общенародных праздников из-за своих тайных обычаев. Христиан обвинили в разврате, детоубийствах и прочих злодеяниях. Соседи, прежде дружелюбные, воодушевленно распространяли клевету и взывали к возмездию. Христиан объявили вне закона, им запретили посещать общественные собрания, рынки, бани. Даже просто появляться на улице стало опасно — толпа набрасывалась в ярости и рвала человека на части, как стая диких зверей.
Беспорядки привлекли внимание властей, но положение христиан после этого только ухудшилось. Представитель императора в Галлии — легат, в это время отсутствовал в провинции. Городские власти постановили до его возвращения заключать в темницу всех, на кого укажет разгоряченная толпа. Когда же легат вернулся, начались допросы и жестокие пытки. Христиан вынуждали отречься от своей веры и принять римское язычество. Власть демонстрировала силу и утверждала авторитет императора.
Епископ Лугдуна, святитель Пофин, избежал ареста. В свои девяносто лет он крайне редко покидал келью и потому не попал под прицел клеветников. Когда же начались аресты и допросы, духовные чада даже под пытками не выдали своего архипастыря. Но свобода не радовала старца. Семнадцать лет Пофин мирно правил лугдунской общиной, и всегда с Божией помощью находил возможность поддержать каждого. А теперь, когда пришло время испытаний, он остро ощутил свою немощь. Все те дни, когда за окном безумствовала толпа, он не вставал с колен. Он взывал к Богу всеми силами своей страдающей души.
Епископ Пофин:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных. Помоги принять Твою святую волю и укрепи в испытаниях. Не оставь, не оставь нас нас Своею милостью.
Епископу Пофину вспомнились далекие счастливые годы. Родная Смирна — уютный городок в Малой Азии, на берегу Эгейского моря. Первая встреча с христианами и святителем Поликарпом, учеником Иоанна Богослова. Радость только что обретённой веры в Бога, Победившего смерть. Рукоположение в епископы. Благословение Смирнского архипастыря на Лугдунскую кафедру. Слова, которые наставник произнёс тогда: «Будь отцом для своих прихожан. Христос отдал за нас жизнь, и ты не жалей себя для людей». И в этих воспоминаниях святитель Пофин вдруг обрел ясное понимание, что он должен делать.
Епископ Пофин:
Ну конечно же. Отец должен быть рядом с детьми в трудную минуту. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Епископ с трудом поднялся с колени, тяжело опираясь на посох, вышел на улицу. Он брёл вдоль домов, таких знакомых, и таких чужих теперь, и с каждым шагом как будто становился сильнее. У ворот дворца императорского легата святитель осенил себя крестным знамением и заявил стражникам, преградившим ему путь копьями.
Епископ Пофин:
Доложите хозяину, что пришел епископ христианской общины.
Охранники взяли старца под стражу и грубо поволокли во дворец. Легат встретил епископа надменной усмешкой.
Легат:
Что привело тебя ко мне, старик? Ты ищешь страданий? Ты сумасшедший?
Епископ Пофин:
Я пришел, чтобы засвидетельствовать тебе и всем жителям Лугдуна, что Господь Иисус Христос — истинный Бог и Спаситель.
Легат:
Да? Так что же он не спасает своих поклонников от казней? И тебя он едва ли теперь избавит от мучительной гибели.
Епископ Пофин:
Христос прошел через врата смерти, и вышел Победителем. Как же я могу бояться идти вслед за Ним, Всемогущим и Милосердным?
ЛЕГАТ
Я не понимаю твоих речей, старик. И твоего Бога не понимаю.
Разъярённый легат приказал бросить святителя Пофина в темницу. Когда стражники волокли заключённого по улицам, вокруг собрался народ. В епископа летели камни, со всех сторон на него сыпались удары и плевки. Едва живым старца бросили в сырое подземелье, где он и скончался спустя два дня. До последних минут своей жизни архипастырь утешал и укреплял своих чад и благодарил Бога за то, что позволил разделить их страдания.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер