Известный советский и российский филолог, автор фундаментальных трудов по истории Древней Руси Дмитрий Сергеевич Лихачёв в молодости был узником Соловецкого лагеря особого назначения. В этом лагере на территории старинного Соловецкого монастыря он узнал не из книг, что такое — русская святость.
Сегодня мы говорим о священномученике Николае Пискановском и книге Дмитрия Лихачёва «Воспоминания».
Место действия — Россия, Соловецкие острова в Белом море.
Время действия — 1928 год.
В 1928 году двадцатидвухлетний Дмитрий Лихачёв был осуждён за участие в закрытом студенческом филологическом кружке и отправлен отбывать пятилетнюю ссылку в Соловецкий лагерь особого назначения.
Лихачёву хорошо запомнилась мучительная ночь в пересыльной тюрьме на Поповом острове, где держали заключённых перед отправкой на Соловки. Арестанты всю ночь провели на ногах в тесном, душном сарае, ожидая своей очереди хотя бы на несколько минут прилечь на нары.
Именно там Дмитрий Сергеевич Лихачёв впервые услышал имя человека, который стал для него в ссылке добрым старшим другом и помощником.
Священник, рядом с которым я лег, украинец по происхождению, сказал мне: «Надо найти на Соловках отца Николая Пискановского — он поможет».
Почему именно он поможет и как — я не понял. Решил про себя, что отец Николай занимает, вероятно, какое-то важное положение. Предположение нелепейшее: священник и «ответственное положение»! Но всё оказалось верным...
Так называемое, «ответственное положение» протоиерея Николая Пискановского в Соловецком лагере заключалось в огромном уважении к нему ссыльных, в числе которых было много лиц духовного звания.
Отец Николай происходил из священнического рода и сам стал священником — служил в родном Бресте, потом в Одессе. В годы большевистских гонений на Церковь он не раз повергался арестам и ссылкам.
В Соловецом лагере отец Николай (ему тогда исполнилось сорок лет) был духовником многих священнослужителей и мирян. Этот батюшка — аскет и молитвенник, принципиальный в вопросах веры — отличался редкой отзывчивостью и простотой в общении с людьми.
В этом убедился и Дмитрий Лихачёв, оказавшись после пересыльной тюрьмы в лагерном бараке.
У большого окна на широком подоконнике сидел тихий священник и штопал свою ряску. Разговорившись со священником, я задал ему, казалось, нелепейший вопрос, не знает ли он (в этой многотысячной толпе, обитавшей на Соловках) отца Николая Пискановского. Перетряхнув свою ряску, священник ответил:
— Пискановский? Это я!
Сам неустроенный, тихий, скромный, он устроил мою судьбу наилучшим образом.
Благодаря хлопотам отца Николая Пискновского, слабого здоровьем Лихачёва удалось перевести с тяжёлых «общих работ» на канцелярскую. Дмитрий Сергеевич дожил до освобождения и всегда помнил доброту священника.
А вот самого отца Николая из Соловецкого лагеря вскоре отправили на лесоповал в деревню Кехта под Архангельском, где он едва не умер от голода, так как по состоянию здоровья не мог выполнять тяжелые работы.
Отец Николай провёл в лагерях и ссылках в общей сложности тринадцать лет. Последний раз его арестовали в 1934 году. 10 апреля 1935 года протоиерей Николай Пискновский умер в Вологодской тюрьме во время следствия.
Вот каким запомнил его Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Отца Николая Пискановского нельзя было назвать весёлым, но всегда в самых тяжелых обстоятельствах излучавшим внутреннее спокойствие. Я не помню его смеющимся или улыбающимся, но всегда встреча с ним была какой-то утешительной. И не только для меня.
Ныне протоиерей Николай Пискановский прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
«Жизнь отца Николая была сплошным мучением, а может быть и мученичеством», — задолго до канонизации написал в своей книге «Воспоминания» Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Все выпуски программы Прообразы
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова