
Фото: Kseniia Zapiatkina/Unsplash
В духовной жизни не бывает незначительных мелочей, считает священник Вадим Коржевский, известный публицист, специалист по православной педагогике и психологии. Взять, к примеру, Церковное Богослужение: ни одно действие в нём не совершается без глубокого смысла и взаимосвязи с событиями священной истории. И то, что по незнанию может представляться нам всего лишь незначительными деталями, на самом деле имеет важное значение. Но бывает и наоборот: какие-то действия наделяются людьми определённым сакральным смыслом, хотя на самом деле либо имеют совсем иную подоплёку, либо вовсе не несут духовной значимости. Как отличить одно от другого, каков смысл существующих церковных обрядов и насколько вообще важно в подробностях соблюдать установления Церкви? На эти и многие другие вопросы священник Вадим Коржевский отвечает в своей книге, которая называется «Традиции и заблуждения».
У неё есть подзаголовок: «Разговор пресвитера и прихожанки» —Повествование выстроено в формате двенадцати увлекательных, живых и познавательных бесед между современной прихожанкой и священником. Как признаётся автор, большинство диалогов попало на страницы из реальной жизни. А значит можно предположить, что вопросы, которые обсуждают герои книги, вероятнее всего время от времени задают себе и читатели.
Например, о том, какой смысл вкладывается в традиционное освящение плодов в праздник Преображения Господня. В главе, посвящённой Успенскому посту, священник Вадим Коржевский подробно рассматривает эту церковную традицию. Он анализирует текст молитвы «О приносящих начатки овощей», которая обычно читается в день Преображения и пытается разобраться, к самим ли яблокам, или всё-таки к людям, принёсшим их в храм, относится она в первую очередь.
Священник также расставляет точки над i в беседе о таинстве Соборования, рассеивая заблуждение об этом таинстве как о возможности получить прощение скрытых на исповеди грехов. Книга поделена на главы в соответствии с темами диалогов. Читатель найдёт в ней беседы, связанные и с Троицкой Субботой, Рождественским постом, Масленицей, Пасхой. С каждым из этих важных событий церковной жизни связано немало обрядов, о внутреннем содержании которых многие либо позабыли, либо часто попросту с ними не знакомы. Священник Вадим Коржевский напомнит читателям об их важном духовном смысле, раскроет глубину их деталей и поможет не путать традиции и заблуждения.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема