
Фото: Kseniia Zapiatkina/Unsplash
В духовной жизни не бывает незначительных мелочей, считает священник Вадим Коржевский, известный публицист, специалист по православной педагогике и психологии. Взять, к примеру, Церковное Богослужение: ни одно действие в нём не совершается без глубокого смысла и взаимосвязи с событиями священной истории. И то, что по незнанию может представляться нам всего лишь незначительными деталями, на самом деле имеет важное значение. Но бывает и наоборот: какие-то действия наделяются людьми определённым сакральным смыслом, хотя на самом деле либо имеют совсем иную подоплёку, либо вовсе не несут духовной значимости. Как отличить одно от другого, каков смысл существующих церковных обрядов и насколько вообще важно в подробностях соблюдать установления Церкви? На эти и многие другие вопросы священник Вадим Коржевский отвечает в своей книге, которая называется «Традиции и заблуждения».
У неё есть подзаголовок: «Разговор пресвитера и прихожанки» —Повествование выстроено в формате двенадцати увлекательных, живых и познавательных бесед между современной прихожанкой и священником. Как признаётся автор, большинство диалогов попало на страницы из реальной жизни. А значит можно предположить, что вопросы, которые обсуждают герои книги, вероятнее всего время от времени задают себе и читатели.
Например, о том, какой смысл вкладывается в традиционное освящение плодов в праздник Преображения Господня. В главе, посвящённой Успенскому посту, священник Вадим Коржевский подробно рассматривает эту церковную традицию. Он анализирует текст молитвы «О приносящих начатки овощей», которая обычно читается в день Преображения и пытается разобраться, к самим ли яблокам, или всё-таки к людям, принёсшим их в храм, относится она в первую очередь.
Священник также расставляет точки над i в беседе о таинстве Соборования, рассеивая заблуждение об этом таинстве как о возможности получить прощение скрытых на исповеди грехов. Книга поделена на главы в соответствии с темами диалогов. Читатель найдёт в ней беседы, связанные и с Троицкой Субботой, Рождественским постом, Масленицей, Пасхой. С каждым из этих важных событий церковной жизни связано немало обрядов, о внутреннем содержании которых многие либо позабыли, либо часто попросту с ними не знакомы. Священник Вадим Коржевский напомнит читателям об их важном духовном смысле, раскроет глубину их деталей и поможет не путать традиции и заблуждения.
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О значении Седьмого Вселенского Собора
Сегодня 26 октября. Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора 787 года.
О значении собора — игумен Назарий (Рыпин).
Любой собор — это реакция на какие-то новшества в Церкви. И зачастую эти новшества имели разрушительный дух. И в том числе Седьмой Вселенский собор, он также был собран как собор, который противостоял ереси иконоборчества.
И в силу того, что эта ересь имела огромное распространение, укоренённое, конечно же, в некотором смысле в её действии, и ислам также шёл, буквально понимая некоторые места Ветхого Завета, которые он заимствовал в своём учении, древние протестанты, которые стали прообразом новых протестантов, да, тех, кто не почитал святые священные изображения.
И вот как раз святые отцы Седьмого Вселенского собора собрали свой собор для того, чтобы выразить церковное вероучение, предание Церкви по данному вопросу. И Седьмой собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения о божественной реальности, и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих.
И соответственно, через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаём о Боге, мы познаём Бога. И именно в силу того, что Христос воплотился и был человеком, подобным нам во всём, кроме греха, мы имеем возможность Его изображать.
Все выпуски программы Актуальная тема







