Выдающийся просветитель Карелии Дмитрий Васильевич Островский родился в тысяча восемьсот семьдесят пятом году в старинном селе Ведлозеро Олонецкой губернии. Окончив Московскую духовную академию в тысяча восемьсот девяносто девятом, он вернулся на родную карельскую землю и посвятил всю свою жизнь проповеди Православия и научной работе.
Дмитрий Васильевич преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а также регулярно читал открытые лекции в качестве члена просветительского Александро-Свирского братства. В тысяча девятьсот третьем году он был рукоположен во священника и назначен на должность олонецкого епархиального миссионера.
Ещё с юных лет отца Дмитрия волновала проблема старообрядческого раскола в Православии. На олонецкой земле жило немало старообрядцев и различных сектантов. Задачей миссионера было, с одной стороны, оградить паству от их влияния, с другой стороны, помочь самим старообрядцам и сектантам преодолеть свои заблуждения относительно Православной Церкви.
Священник Островский постоянно ездил в приходы, на территории которых жили старообрядцы, и проводил с ними диспуты, собиравшие до трёхсот человек. Отец Дмитрий опровергал типичные аргументы своих оппонентов, которые критиковали реформы патриарха Никона и обвиняли Православную Церковь в ересях. При этом отец Дмитрий был очень доброжелателен к оппонентам. Он с юных лет изучал старообрядчество и сектантство, стремился понять его дух. «Отнести поголовно всех современных нам раскольников к ожесточённым изуверам, — писал священник, — неспособным внимать голосу пастырского увещания, не позволяют факты обращения к церкви бывших раскольников под влиянием проповеди пастырей и миссионеров». Ежегодно в епархии до восьмидесяти старообрядцев и сектантов присоединялись к Церкви.
Большое значение отец Дмитрий уделял улучшению просветительской работы на приходах, побуждал к этому настоятелей: ведь порой просветительская деятельность после кратковременных визитов миссионеров замирала. «Дай Бог, — писал он, — чтобы приходские пастыри глубже сознали своё великое миссионерское значение, и тогда можно надеяться, что тяжкий недуг раскола будет ослабевать».
Ещё одним важным направлением работы было просвещение карелов, особенно в условиях активной лютеранской проповеди, шедшей из Финляндии. Отец Дмитрий стал одним из создателей Карельского православного братства во имя святого Георгия Победоносца, начавшего работу в тысяча девятьсот седьмом году. Братство занималось изданием православной литературы на карельском языке и переводом на него Священного Писания, строительством храмов, школ и библиотек для карелов, благотворительностью. По свидетельству отца Дмитрия, который сам в совершенстве знал карельский язык, слышание Священного Писания на родном наречии производило неизгладимое впечатление на карелов, вплоть до слёз умиления. В карелах миссионер отмечал «детски православное сердце».
Отец Дмитрий также внёс выдающийся научный вклад в историю и этнографию. Большое значение имеют его труды о старообрядчестве и древностях карельской земли. Как заведующий хранилищем церковных древностей священник проделал колоссальную работу по поиску и сохранению памятников карельской старины. В тысяча девятьсот восемнадцатом году отец Дмитрий стал заведующим Олонецкого церковно-исторического музея.
Скончался выдающийся миссионер от тифа второго марта тысяча девятьсот двадцатого года в Петрозаводске.
Вся его жизнь отмечена самопожертвованием во благо родной карельской земли, или Олонии, как её ещё называли.
«Мы верим, — писал отец Дмитрий Островский, — что наша Олония таит в себе много творческих сил и талантов, они в своё время выйдут на работу во благо дорогого отечества и в частности на пользу родной Олонии — и все увидят, что она очень интересная страна, а вовсе не „Галилея языческая“».
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Собор Святой Троицы
В 1968 году в Брянске произошла трагедия — безбожники взорвали храм Преображения Господня, который считался главным в городе. В начале двадцать первого века священноначалие решило восстановить кафедральный собор, посвятив его на этот раз Живоначальной Троице. Строительство началось в 2006 году. В нём участвовало большинство горожан — пожертвованиями, трудами, молитвами. В 2009-ом в нижнем, цокольном этаже церкви отслужили первую Литургию. А спустя ещё три года святейший патриарх Кирилл совершил чин великого освящения главного, Троицкого престола кафедрального собора. Рядом с храмом возвысилась восьмидесятиметровая четырёхъярусная колокольня. Ей дали название Пересвет в честь инока Троице-Сергиевой лавры, который в четырнадцатом веке участвовал по благословению Сергия Радонежского в Куликовской битве. Возле колокольни был установлен памятник святому воину Александру Пересвету. Яркий архитектурный комплекс Троицкого собора стал узнаваемым символом Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM