Выдающийся просветитель Карелии Дмитрий Васильевич Островский родился в тысяча восемьсот семьдесят пятом году в старинном селе Ведлозеро Олонецкой губернии. Окончив Московскую духовную академию в тысяча восемьсот девяносто девятом, он вернулся на родную карельскую землю и посвятил всю свою жизнь проповеди Православия и научной работе.
Дмитрий Васильевич преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а также регулярно читал открытые лекции в качестве члена просветительского Александро-Свирского братства. В тысяча девятьсот третьем году он был рукоположен во священника и назначен на должность олонецкого епархиального миссионера.
Ещё с юных лет отца Дмитрия волновала проблема старообрядческого раскола в Православии. На олонецкой земле жило немало старообрядцев и различных сектантов. Задачей миссионера было, с одной стороны, оградить паству от их влияния, с другой стороны, помочь самим старообрядцам и сектантам преодолеть свои заблуждения относительно Православной Церкви.
Священник Островский постоянно ездил в приходы, на территории которых жили старообрядцы, и проводил с ними диспуты, собиравшие до трёхсот человек. Отец Дмитрий опровергал типичные аргументы своих оппонентов, которые критиковали реформы патриарха Никона и обвиняли Православную Церковь в ересях. При этом отец Дмитрий был очень доброжелателен к оппонентам. Он с юных лет изучал старообрядчество и сектантство, стремился понять его дух. «Отнести поголовно всех современных нам раскольников к ожесточённым изуверам, — писал священник, — неспособным внимать голосу пастырского увещания, не позволяют факты обращения к церкви бывших раскольников под влиянием проповеди пастырей и миссионеров». Ежегодно в епархии до восьмидесяти старообрядцев и сектантов присоединялись к Церкви.
Большое значение отец Дмитрий уделял улучшению просветительской работы на приходах, побуждал к этому настоятелей: ведь порой просветительская деятельность после кратковременных визитов миссионеров замирала. «Дай Бог, — писал он, — чтобы приходские пастыри глубже сознали своё великое миссионерское значение, и тогда можно надеяться, что тяжкий недуг раскола будет ослабевать».
Ещё одним важным направлением работы было просвещение карелов, особенно в условиях активной лютеранской проповеди, шедшей из Финляндии. Отец Дмитрий стал одним из создателей Карельского православного братства во имя святого Георгия Победоносца, начавшего работу в тысяча девятьсот седьмом году. Братство занималось изданием православной литературы на карельском языке и переводом на него Священного Писания, строительством храмов, школ и библиотек для карелов, благотворительностью. По свидетельству отца Дмитрия, который сам в совершенстве знал карельский язык, слышание Священного Писания на родном наречии производило неизгладимое впечатление на карелов, вплоть до слёз умиления. В карелах миссионер отмечал «детски православное сердце».
Отец Дмитрий также внёс выдающийся научный вклад в историю и этнографию. Большое значение имеют его труды о старообрядчестве и древностях карельской земли. Как заведующий хранилищем церковных древностей священник проделал колоссальную работу по поиску и сохранению памятников карельской старины. В тысяча девятьсот восемнадцатом году отец Дмитрий стал заведующим Олонецкого церковно-исторического музея.
Скончался выдающийся миссионер от тифа второго марта тысяча девятьсот двадцатого года в Петрозаводске.
Вся его жизнь отмечена самопожертвованием во благо родной карельской земли, или Олонии, как её ещё называли.
«Мы верим, — писал отец Дмитрий Островский, — что наша Олония таит в себе много творческих сил и талантов, они в своё время выйдут на работу во благо дорогого отечества и в частности на пользу родной Олонии — и все увидят, что она очень интересная страна, а вовсе не „Галилея языческая“».
Когда за дело берётся Господь. Яна Юревич
Часто бывает так: делает что-то человек, усердно делает, из сил выбивается, а результата нет. И требуется какой-то нечеловеческий рывок. Тогда за дело берётся Господь.
Несколько лет назад, в один из выходных дней февраля решили мы семьей куда-нибудь съездить. Жили мы тогда в Подмосковье и была у нас пара любимых мест. Одно из них мы коротко называли «Кладбище». В том месте и правда было кладбище, на его территории стоял красивый старинный храм, всё это располагалось на холме. Если же объехать кладбище и встать за ним, то с этого холма открывался восхитительный вид.
И мы решили провести вечер, любуясь этим видом. По дороге купили пиццу. Доехали до места, съели пиццу, пообщались, собрались ехать домой. А так как мы свернули с нашей дороги в сторону, нужно было развернуться. Сделать это можно было немного съехав с наезженного покрытия, ведущего вниз с холма. Летом в этом не было бы совершенно никакой проблемы. Но вот зимой... Дорога, ведущая вниз была покрыта даже не снегом. Она была покрыта практически голым льдом. И машина, под собственным весом, начала сползать вниз. Колеса прокручивались, им просто не за что было зацепиться. Машина спускалась все ниже и ниже. А внизу — тупик и все заметено снегом. От меня помощи никакой — я на пятом месяце беременности младшим сыном, старшему сыну — полтора года, тоже ничем не поможет, хорошо еще, что просто спал в машине, не плакал. Вокруг были дома, на холме и вокруг него располагалась небольшая деревенька, но все равно было безлюдно. Тем временем начало темнеть. Ситуация складывалась с одной стороны комичная, но с другой — довольно тревожная.
Вдруг внизу откуда-то появились люди. Увидели нас, начали помогать, толкать нашу машину наверх, подкладывать какие-то ветки под колеса, но ничего не помогало — машина была слишком тяжелой и продолжала спускаться все ниже и ниже.
Чуть погодя ровно на то место, где мы стояли вначале, приехал большой джип. Водитель джипа так же увидел нас, предложил прицепить трос к его машине и попробовать вытянуть нашу наверх. Так и сделали, но мощности джипа не хватило, и он сам чуть не присоединился к нам на ледяном склоне. Хорошо еще, водитель джипа вовремя заметил, что еще немного и тоже поползет по льду вниз, и остановился.
Что делать? Только молиться. Так и поступили. В той ситуации мы уже испробовали все. Наших сил явно не хватало. О чем мы и сказали Богу в молитве. И что же?
Буквально через несколько минут, неизвестно откуда приехал трактор. И совершил тот самый рывок, который был необходим, в два счета вытянув нашу тяжеленную машину наверх. Водитель трактора принял нашу благодарность, при этом отказавшись от оплаты своей помощи. Как внезапно появился, так внезапно и уехал. А мы стояли рядом с машиной на вершине холма, с которого началось наше «ледяное» приключение, и благодарили Бога за Его любовь и заботу о нас. Произошло то, что на первый взгляд выглядит совпадением, случайностью. Но у Бога случайностей не бывает.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры: