Выдающийся просветитель Карелии Дмитрий Васильевич Островский родился в тысяча восемьсот семьдесят пятом году в старинном селе Ведлозеро Олонецкой губернии. Окончив Московскую духовную академию в тысяча восемьсот девяносто девятом, он вернулся на родную карельскую землю и посвятил всю свою жизнь проповеди Православия и научной работе.
Дмитрий Васильевич преподавал в Олонецкой духовной семинарии, а также регулярно читал открытые лекции в качестве члена просветительского Александро-Свирского братства. В тысяча девятьсот третьем году он был рукоположен во священника и назначен на должность олонецкого епархиального миссионера.
Ещё с юных лет отца Дмитрия волновала проблема старообрядческого раскола в Православии. На олонецкой земле жило немало старообрядцев и различных сектантов. Задачей миссионера было, с одной стороны, оградить паству от их влияния, с другой стороны, помочь самим старообрядцам и сектантам преодолеть свои заблуждения относительно Православной Церкви.
Священник Островский постоянно ездил в приходы, на территории которых жили старообрядцы, и проводил с ними диспуты, собиравшие до трёхсот человек. Отец Дмитрий опровергал типичные аргументы своих оппонентов, которые критиковали реформы патриарха Никона и обвиняли Православную Церковь в ересях. При этом отец Дмитрий был очень доброжелателен к оппонентам. Он с юных лет изучал старообрядчество и сектантство, стремился понять его дух. «Отнести поголовно всех современных нам раскольников к ожесточённым изуверам, — писал священник, — неспособным внимать голосу пастырского увещания, не позволяют факты обращения к церкви бывших раскольников под влиянием проповеди пастырей и миссионеров». Ежегодно в епархии до восьмидесяти старообрядцев и сектантов присоединялись к Церкви.
Большое значение отец Дмитрий уделял улучшению просветительской работы на приходах, побуждал к этому настоятелей: ведь порой просветительская деятельность после кратковременных визитов миссионеров замирала. «Дай Бог, — писал он, — чтобы приходские пастыри глубже сознали своё великое миссионерское значение, и тогда можно надеяться, что тяжкий недуг раскола будет ослабевать».
Ещё одним важным направлением работы было просвещение карелов, особенно в условиях активной лютеранской проповеди, шедшей из Финляндии. Отец Дмитрий стал одним из создателей Карельского православного братства во имя святого Георгия Победоносца, начавшего работу в тысяча девятьсот седьмом году. Братство занималось изданием православной литературы на карельском языке и переводом на него Священного Писания, строительством храмов, школ и библиотек для карелов, благотворительностью. По свидетельству отца Дмитрия, который сам в совершенстве знал карельский язык, слышание Священного Писания на родном наречии производило неизгладимое впечатление на карелов, вплоть до слёз умиления. В карелах миссионер отмечал «детски православное сердце».
Отец Дмитрий также внёс выдающийся научный вклад в историю и этнографию. Большое значение имеют его труды о старообрядчестве и древностях карельской земли. Как заведующий хранилищем церковных древностей священник проделал колоссальную работу по поиску и сохранению памятников карельской старины. В тысяча девятьсот восемнадцатом году отец Дмитрий стал заведующим Олонецкого церковно-исторического музея.
Скончался выдающийся миссионер от тифа второго марта тысяча девятьсот двадцатого года в Петрозаводске.
Вся его жизнь отмечена самопожертвованием во благо родной карельской земли, или Олонии, как её ещё называли.
«Мы верим, — писал отец Дмитрий Островский, — что наша Олония таит в себе много творческих сил и талантов, они в своё время выйдут на работу во благо дорогого отечества и в частности на пользу родной Олонии — и все увидят, что она очень интересная страна, а вовсе не „Галилея языческая“».
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер