
Димитрий Клепинин
Изображение: https://clck.ru/35MVZ7
В доме пятигорского архитектора Андрея Николаевича Клепинина уже несколько дней ходили на цыпочках и говорили полушёпотом. Боялись побеспокоить Диму — маленького сына Клепининых. Он родился 14 апреля 1904 года, и спустя буквально несколько месяцев заболел воспалением лёгких. Для такого малыша недуг стал тяжёлым испытанием. Мать, Софья Александровна, не отходила от сына. Внезапно мальчику стало хуже. Он начал кашлять и, казалось, задыхался. Послали за доктором. Но когда тот приехал, ребёнок едва дышал. Ничего уже нельзя было сделать, и врач призвал родителей смириться с Божьей волей. Они не роптали — только плакали, стоя над маленькой детской кроваткой. Софья Александровна сложила холодные пальчики сына щепотью и, водя его ручкой, осенила крестом. Младенец вдруг глубоко вздохнул. Открыл глаза и громко заплакал. Бог сотворил чудо. Дима преодолел кризис и постепенно пошёл на поправку.
Всю жизнь Дмитрий чувствовал на себе это материнское благословение. Оно было с ним в самые тяжёлые минуты — во время фашистской оккупации, на допросах в подвалах немецкого концлагеря. Благодаря своей маме Дмитрий выбрал и путь служения Богу — он стал священником. «Боголюбивая и человеколюбивая», — так говорили о Софье Александровне близкие и друзья. Эти материнские качества с самого детства впитал в свою душу и Дмитрий.
Болезнь, перенесённая в детстве, ослабила его здоровье. Мальчик не мог принимать участие в активных и шумных играх сверстников. Приятелями его становились дети, которые, как и он, были слабыми и болезненными. Софья Александровна помогала сыну и его друзьям не чувствовать себя отверженными. Она с радостью принимала их в своём доме, угощала и устраивала для ребят развлечения. Рядом с мамой Дмитрию всегда было тепло. Он любил слушать её спокойный, ласковый голос, когда по вечерам она читала детям Евангелие. С самого раннего детства Софья Александровна приучила Диму к молитве. Часто они садились рядышком за стол и переписывали из Молитвослова в особую тетрадь свои любимые молитвы. А потом вместе читали их перед иконами.
Мать и сын проводили много времени в весёлых домашних играх. Дима очень любил изображать животных. Особенно хорошо ему удавалось подражать собакам. Мальчик нюхал носом воздух, вертел головой — и оба смеялись до упаду. Иногда по вечерам Софья Александровна музицировала на фортепиано. Дима был её самым внимательным и преданным слушателем.
Незадолго до Октябрьской революции семья перебралась в Одессу. Когда к власти пришли большевики, в городе начались беспорядки. Однажды чекисты пришли в дом Клепининых и... арестовали Софью Александровну как пособницу царского режима. Видимо, за то, что некоторое время женщина служила в городском мировом суде. Арест матери потряс Дмитрия. В поисках утешения он пошёл в храм и долго молился Богу о том, чтобы мама вернулась домой. Софью Александровну отпустили. Однако после этого случая Клепинины решили покинуть советскую Россию. В 1921-м они эмигрировали и обосновались в Сербии. А через год Софья Александровна скоропостижно скончалась. Разбирая бумаги матери, Дмитрий нашёл листок с молитвой о детях, которую незадолго до смерти, по старой семейной традиции, она записала. Сверху, над текстом, стояло посвящение — «сыну Диме». Кончина Софьи Александровны потрясла Дмитрия и стала поворотным моментом в его жизни. Стоя у её могилы, он впервые почувствовал в себе духовное призвание. Об этом он писал одному из своих близких друзей: «Я пришел на могилу моей матери с тяжелым игом житейским, и все казалось таким безысходным. Но на память пришли слова Спасителя: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Е). Возьмите иго Моё на себя и обретёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко».
В 1937 году, Дмитрий Клепинин принял священный сан. А вскоре началась Вторая Мировая война. Отец Димитрий стал активным участником движения Сопротивления. Фашисты арестовали его и бросили в концлагерь Дора-Миттельбау. В бараке лагеря смерти отец Димитрий Клепинин вспоминал мать, о которой писал в своих дневниках: «Как я рад, что ты знала, что я тебя люблю! Помоги мне идти по пути, угодному Господу. Будь со мной».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов