
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Научно-религиозная конференция «Если перед нами встанет истина...» в образовательном центре «Сириус»;
— Истина в науке, искусстве и религии;
— Взаимодействие науки и религии;
— Нагорная проповедь Христа, как основа христианской цивилизации;
— Вызовы развития искусственного интеллекта.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан. На связи сегодня, как всегда, в этом часе «Светлого вечера» с нами и с вами Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты. Добрый вечер.
В. Легойда
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Владимир Романович, у нас сегодня прекрасная тема, о которой давно уже хотелось поговорить — тема об истине. На прошлой неделе в «Сириусе» прошла конференция, и я там тоже участвовал, вы были одним из ее инициаторов и организаторов, под названием «Если перед нами встанет истина...» (А. Платонов). Диалог об истине в науке, искусстве и религии«. Несколько программ назад, когда только идея этой конференции впервые была озвучена, я напомню, что это было в связи с визитом Святейшего Патриарха Кирилла в «Сириус», мы слушателям рассказывали о том, что такая конференция задумана, и несколько последних программ вы тоже ее вскользь упоминали, что вот она будет, и вот наконец-то она состоялась, теперь есть, о чем поговорить. Напомните, пожалуйста, нам всем, из чего выросла идея тогда, при посещении Патриархом федеральной территории «Сириус»?
В. Легойда
— Да, спасибо большое, что вы к этой теме обратились, она действительно мне представляется чрезвычайно важной и для нашей науки, для нашей системы образования, и для жизни нашей в целом. Что касается самой конференции, то поводом к ней и к нашему рассуждению и разговорам с нашим добрым другом, замечательным ученым-генетиком Егором Борисовичем Прохорчуком, послужила дискуссия, которая, как вы помните, была в медиа по поводу преподавания теории Дарвина. Дискуссия, к сожалению, довольно поверхностная, с большими медийными искажениями некоторых первоначальных высказываний спикеров, но тем не менее отразившая некую проблему в том, что есть вообще обывательские представления, когда, условно говоря теория Дарвина сводится к фразе «человек произошел от обезьяны», что никак не отражает основное содержание этой теории, это с одной стороны. А с другой стороны, действительно, в реальной жизни происходит некий диссонанс, например, у детей из верующих семей, которые на уроках биологии выслушивают некое изложение преподавателей, а в воскресной школе, например, они могут слушать что-то, что им будет представляться не вполне сочетающимся с тем, что они слышали в общеобразовательной школе, и это тоже существует, не нужно отрицать эту проблему. И вот поводом стало размышление Егора Борисовича о том, что все-таки надо продолжать этот диалог ученых и богословов, и не столько, может быть, по этому конкретному вопросу, хотя и по нему тоже, но вообще о языках, о способах познания. И сначала мы предложили провести эту конференцию в «Сириусе» руководителю Фонда «Талант и успех» Елене Владимировне Шмелевой, она горячо это поддержала, и Святейший Патриарх, когда ему это изложили, сказал, что обязательно нужно добавить еще искусство. Собственно, Елена Владимировна тоже об этом говорила, и было получено благословение на то, чтобы провести такую конференцию. Мы создали оргкомитет, рабочую группу, которая примерно с сентября занималась подготовкой. В процессе обсуждения конференции было принято решение взять такой важнейший аспект, как истина, то есть отношение к истине, диалоги об истине в искусстве, науке и религии. А потом Ольга Анатольевна Евтушенко, супруга выдающегося ученого академика Скрябина, предложила вот это название, собственно цитату одного из рассказов Андрея Платонова, фразу «Если перед нами встанет истина...» с многоточием в конце, и в конечном итоге название конференции было «Если перед нами встанет истина...» Диалог об истине в науке, искусстве и религии«. И все это еще, по предложению коллег из «Сириуса», было вписано в контекст образования и воспитания, как важнейшего аспекта образования. После этого был предложен формат пленарного заседания «Истина в науке, искусстве и религии — среда воспитания», трех секций: «Истина в поле ценностей», «Истина в поле знания», и третья секция была посвящена как раз-таки возможному обсуждению теории эволюции контекста. И потом, когда мы уже думали конкретно о выступающих, о темах выступлений, были предложены, во-первых, некие вопросы для осмысления в каждой секции, появилась потом лекция Романа Викторовича Светлова, известного антиковеда, философа, и потом предложили мы еще сделать просмотр фильма Сергея Дебижева «Крест» с обсуждением, с участием автора фильма. Все это планировалось, и конференция состоялась, мы с вами там были, видели, как это проходило, по-моему, очень живо, первый блин не вышел комом, и «Сириус» — прекрасная площадка, так сказать, «намоленное» такое место, которое видело множество форматов, и участники, мне кажется, были очень живые. Есть и какие-то вещи, которые не оставили полного удовлетворения, если это важно, интересно, можем обменяться впечатлениями.
К. Мацан
— Да, и про это я тоже спрошу, но для начала об общей теме конференции и об этом подходе: в одном зале собрать ученых-естественников, были физики, в частности биологи, и представители гуманитарного знания, философы, даже богословы и священники, которые тоже участвовали и как докладчики, как спикеры, и среди гостей были. Судя по реакции в медиа, вот именно эта встреча науки и религии оказалась наиболее интригующей. Я помню, что в конце конференции на её закрытии один из её участников, нашим слушателям хорошо известный Алексей Павлович Козырев, декан философского факультета МГУ и ведущий программы «Философские ночи» на Радио ВЕРА, поделился наблюдением, что ему не раз доводилось участвовать в конференциях, где была попытка устроить диалог ученых-естественников, физиков и богословов, и не всякий раз эта попытка удавалась, а вот тут удалась. Как вы это увидели, действительно ли удалась, и в чём была эта встреча науки и религии?
В. Легойда
— Ну, Алексей Павлович абсолютно прав, действительно не раз такие попытки проводились, с разным успехом. Я бы сначала сказал, в чём особенность была нашей конференции. Во-первых, в том, что была обозначена тема искусства, как ещё одного способа познания наряду с научным и религиозным, и были представители, так сказать, практики этого способа в лице режиссера Дебижева. И также у нас была на полях конференции открыта выставка «После иконы» с таким непростым названием, где были представлены разные работы и разные художественные осмысления религиозных сюжетов. Такие вещи тоже бывали, но они никогда не проводились вместе. И в ряде выступлений тоже делался акцент на том — а вот как проблему истины решает искусство. Что касается науки, в чём была новизна вот этого диалога о науке и религии: обычно он сводился всё-таки к диалогу естественников и размышлений, условно говоря, на полях Шестоднева библейского, а вот у нас было, на мой взгляд, интереснейшее выступление в одной из секций Елены Петровны Малышевой — историка, доктора наук, на тему исторической правды и исторической памяти: что такое историческая правда, чем она отличается от исторической памяти. Она говорит, что вот, скажем, есть некое историческое событие и детали того, как оно происходило — это то, что называется «исторической правдой», мы уточняем какую-нибудь битву и прочее, а «историческая память» — это то, как это событие записано в летописи, в народной памяти, в памяти культуры, памяти национальной, то, что можно назвать национальным мифом — не выдумкой, а сохранением основных смыслов, символов, архетипов, и как эти два понятия соотносятся друг с другом. Это интереснейшее размышление как раз-таки на полях того, что есть истина в современной науке. Вот в этом была особенность, ну и, наверное, атмосфера всё-таки. Время поджимало, и мы довольно в жёстких рамках держали спикеров, и вот на пленарном заседании, где было времени у спикеров чуть побольше, к сожалению, не было возможности дискутировать. Хотя одна дискуссия всё-таки возникла после выступления очень интересного, явно задевшего многих, ректора Университета Иннополис Александра Владимировича Гасникова. Ему оппонировал в части его выступления Валерий Александрович Фадеев, который сам незадолго до этого делал большой такой доклад он открывал фактически после приветствий конференцию. Ну и вот дискуссии, и закрытие, которое получилось неформальным и таким, пусть очень кратким по времени, но всё-таки обменом мнениями, мне тоже кажется, было очень содержательным. Я могу, если есть интерес, сказать, о чём мы уже успели с организаторами договориться и как будем дальше развивать эту тему.
К. Мацан
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, сегодня на связи с нами в программе «Светлый вечер». Конечно же, я хочу, чтобы вы об этом рассказали. Что дальше?
В. Легойда
— Мы сейчас думаем над тем, с каким шагом будет конференция, состоится ли следующая через год или, может быть, через два, это тоже возможно, есть аргументы за это, но я понимаю прекрасно, и наше предложение заключалось в том, что какой бы мы шаг не выбрали, понятно, что если никак не продолжать эту работу и осмысление, то через год или через два мы опять, Бог даст, соберёмся интересным составом и заново проведём ещё какое-то интересное научное такое мероприятие. А вот чтобы создать и сохранить некую преемственность, чтобы развивать те темы, которые были поставлены, чтобы подойти к следующей конференции через год-два года более подготовленными, хорошо бы иметь такую постоянно действующую площадку или площадки, какой-то формат постоянно действующий, где будут те или иные аспекты обсуждаться. И вот, насколько я понимаю, ни у кого из организаторов эта мысль не вызывает отторжения, это значит, что, скорее всего, в том или ином виде мы такой семинар создадим с Божьей помощью и будем вовлекать туда разных людей, разные институции образовательные, художественные, религиозные, просветительские, и будем такие мини-конференции, какие-то другие форматы обязательно практиковать. Осенью планируется фестиваль «Вера и Слово», который раз два года проводит наш отдел Синодальный по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, и мы хотим, чтобы одно из направлений этого фестиваля, связанное как раз с осмыслением научных открытий современности применительно к тому, чем мы занимаемся, чтобы оно проходило под эгидой вот этого уже, я надеюсь, к тому времени состоится наш семинар, и чтобы одно из таких собраний прошло в рамках фестиваля «Вера и Слово». Но это, Бог даст, будет осенью, до этого уже мы что-нибудь обязательно проведём, идея заключается в этом. И одна из идей, предложенная одним из участников, заключается в том, чтобы сделать нечто зримое, такое проявленное в образовательной сфере, то есть чтобы вот это наше осмысление, начавшееся с трёх способов познания, вылилось в какой-то более-менее конкретный образовательный продукт. Тут я вперёд не хочу забегать, это может быть какая-то даже магистерская программа или система курсов, предложенная в бакалавриате, может быть что-то связанное с повышением квалификации, но вот мы запланировали уже на следующей неделе первое рабочее совещание такого оргкомитета, этого постоянно действующего органа, и будем обсуждать, как нам дальше двигаться, и будем держать вас в курсе, наши дорогие слушатели.
К. Мацан
— Обязательно. Ну, тогда теперь к вопросу о том, что, как вы сказали, не вызывало чувства полного удовлетворения в том, как конференция прошла.
В. Легойда
— Я немножко скажу ещё о замысле, о постановке темы осмысления, по крайней мере, как мне она виделась. Я допускаю, что, несмотря на то что мы вместе готовились и обсуждали, у других организаторов было своё видение или какой-то свой интерес, по крайней мере, в каких-то аспектах мы можем даже расходиться, но что мы сформулировали в конечном итоге: мне представлялось это осмысление, и оно действительно состоялось, в рамках того, что есть действительно три способа познания — наука, искусство и религия, причём это некая констатация в моменте, если можно так сказать, я чуть-чуть об этом говорил на конференции, потому что не в любую эпоху и не в любой культуре мы можем выделить вот эти три самостоятельных способа познания, это тоже необходимо признать, поэтому отчасти я предлагал их рассматривать как, так называемые, идеальные типы Макса Вебера, то есть некую конструкцию интеллектуальную, которая накладывается на реальность и позволяет нам эту реальность осмыслить с той или иной степенью продуктивности. Не в любую эпоху, потому что я не очень понимаю, как можно автономизировать даже на уровне размышлений эти три способа познания, допустим, в архаическую эпоху Древней Греции, или даже в классическую. Наверное, это будет слишком большим, слишком смелым допущением, не вполне адекватным, но, тем не менее, сегодня мы понимаем, что эти сферы автономизированы. Понятно, что, когда в прошлом веке были популярны споры физиков и лириков, они тоже вполне себе свидетельствовали о самостоятельности и автономном существовании науки и искусства, но как это все пересекается, это такая базовая исходная тезиса трех способов познания. Второе, уже непосредственно к конференции, — это истина: что такое истина в одном, втором и третьем случаях? Понятно, что об этом много говорили на конференции, это было, для религии, точнее, для христианства все-таки большинство докладов, не все, правда, потому что у нас были коллеги из Ирана, из Индии выступающие, кто-то там апеллировал из наших, по-моему, буддизм, тоже в каких-то примерах, но, в основном, говорили о христианстве и подчеркивали, что в христианстве истина — это не что, а Кто. Христос говорит: «Я есть путь, истина и жизнь», и это не фигура речи, это нечто, наполненное принципиальным содержанием, бытие Божие как подлинное бытие, как нечто, отличное от существования тварного мира, сотворенного Богом, это все, конечно, имеет мощнейшую традицию осмысления в христианстве, но потому и вдвойне интересным было соотнести: а вот что такое истина в искусстве и в науке? Скажем, в науке, я всегда в этой связи вспоминаю цитату из вводной лекции выдающегося физика XX века Фейнмана, который говорил, что все, что мы знаем, есть только лишь некое приближение к истине, а точнее, к тому, что мы считаем истиной, потому что не все еще вещи мы знаем. И великий физик говорит о том, что наше знание не полное, не завершенное, то есть научное знание, и тут же оговаривается, что категория истины — это то, что мы таковой называем, то есть он не говорит в логике линейного представления о том, что наука нам описывает, как устроен мир — наука нам описывает, как она думает, как устроен мир, и между этими двумя фразами существует смысловая разница. При этом ведь нередко в научной, околонаучной литературе можно видеть, что маятник качнулся в другую сторону в каком-то смысле и говорит о том, что вообще нет никакой научной истины, и тут уместно вспомнить одну из статей выдающегося учёного, профессора Зализняка, который говорил в одной из статей, как раз-таки реагируя на эти все дискуссии по поводу истины в науке, он сказал, что «я хочу всё-таки подчеркнуть несколько тезисов, которые являются очевидными для науки, но сегодня уже как минимум не модные, а иногда и требуют какого-то, чуть ли не дополнительного обоснования». И там, собственно, о двух тезисах он говорил. Первый — что истина существует, и целью науки является её познание. Истина именно как то, к чему наука стремится — изучение окружающего мира и законов, по которым он устроен. А второе — он говорил, что при нормальном течении обстоятельств профессионал настоящий, его мнение по вопросу является верным, в отличие от мнения любителя. То есть, грубо говоря, категория истины для науки важна, но это особая истина, и коль скоро нет науки вообще, есть наука дня вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего, то это тоже накладывает свои особенности на понимание того, что такое научная истина. Вообще вот эта рефлексия в философии науки — это попытка ответа на вопрос, что такое наука, каковы её пределы, каково её содержание, каков её предмет, как мы знаем, все аспекты онтологические, гносеологические, эпистемологические. И тут мы увидим, что в философии науки современной царствует плюрализм, что здесь очень сложно найти какой-то универсальный ответ. Если мы возьмём, допустим, знаменитую книгу Куна «Структура научных революций», где тоже сделана попытка ответить на вопрос, есть ли какие-то общие критерии рациональности, то Кун там говорит, что наука развивается в рамках парадигм, связанных с культурно-историческими эпохами, и между наукой Античности и наукой Средневековья нет общих оснований научных, и это не стоит воспринимать как некую преемственность. Книга называется «Структура научных революций», и идеи довольно революционные были там высказаны. Но вот если мы этого подхода будем придерживаться, то мы с вами увидим, что здесь другой поворот с точки зрения осмысления, что такое научная истина, то есть она, получается, связана с конкретной научной парадигмой, с конкретной эпохой. Существуют критерии научной истинности, когда-то таким критерием позитивистами был провозглашен критерий эмпирической подтверждаемости, верификации. Карл Поппер усложнил наше представление о границах научного и ненаучного знания, назвал это проблемой демаркации, то есть отделение научного знания от ненаучного, предложил в качестве критерия принцип фальсифицируемости, это интереснейший поворот, а после, уже критикуя Поппера, говорили о том, что ни одна естественно-научная теория верифицирована или фальсифицирована до конца, и мы с вами получаем здесь еще один интереснейший поворот с точки зрения того, что такое научная истина, и это как раз-таки то, чего мне отчасти не хватало, потому что вот таких общего рода размышлений было немного пока у нас. То есть все-таки предметно порассуждать о том, что такое научная истина сегодня мы не то что не смогли, но либо уходили в какие-то там частности чуть-чуть, либо рассматривали, что по этому поводу думали замечательные мыслители до нас — и Кант, и Хайдеггер, и Владимир Соловьев, и другие, вот интереснейшие доклады были у коллег-философов. А что касается искусства, то здесь вопрос истины тоже интереснейший: что такое истина в искусстве, каковы ее критерии? В этом смысле был замечательный доклад архимандрита Симеона (Томачинского), где он на трех примерах художественных говорил о том, как соотносится истина в искусстве с истиной происходившего за окном, того, что она описывает. Это было очень интересно и совершенно по теме. Но есть же и другие повороты: что мы называем истиной искусства вообще? Я чуть-чуть об этом говорил в реплике нашей конференции, подчеркивая, что искусство обречено на множественность вот этих истин в силу субъективности природы. Мы обычно говорим об истине художника, если совсем просто говорить: «я художник, я так вижу» — вот она, истина искусства. Но не нужно забывать о том, что созданное художником видят миллионы людей, и они тоже имеют право на свою истину, потому что что-то художнику удалось донести, что-то ему не удалось донести, а что-то мы в его произведении видим из того, что он туда не закладывал, но в нашей истине о его произведении это есть, то есть это вообще другая картина истины. При этом вы прекрасно знаете, Константин Михайлович, что, скажем, Ролан Барт заявил о смерти автора применительно к литературным текстам, что нет никакого автора со своей истиной, а вот есть читатель, у которого своя правда. И эта концепция, наверное, интересна для теории интерпретации, осмысления текстов и прочее, но я скорее согласен с той точкой зрения, которая не готова принять в таком общем виде эту концепцию, потому что, как замечательно это выражено не мною: наверное, можно согласиться с тем, что нет правильных интерпретаций произведения, в том смысле, что у каждого они могут быть свои, но есть неправильные. Условно говоря, нельзя приписывать произведению художественному, то есть считать истиной в произведении то, для чего нет никаких оснований в тексте, если мы говорим о художественном, о литературном произведении. А ведь таких интерпретаций тоже много, и это вот рассуждение по поводу истины в контексте искусства.
К Мацан
— Мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. У нас сегодня на связи Владимир Романович Легойда, как всегда по пятницам. Дорогие друзья, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, у микрофона Константин Мацан. На связи сегодня с нами, как всегда по пятницам, в этом часе Владимир Романович Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты, и мы продолжаем наш разговор. К вопросу о трёх путях познания — наука, искусство, религия: наши слушатели знают, я всем, кто не знает, напомню, что вот это видение искусства, науки и религии, как трёх путей познания, мной усвоено ещё в студенчестве на ваших лекциях, вами усвоено от Юрия Павловича Вяземского. И когда меня в каких-то кулуарах этой конференции один из собеседников спросил: «Как интересно, вот вы согласны, что именно эти три пути познания есть, и никаких других, или из всего многообразия человеческого опыта выбраны эти три?» Я подумал, что, с одной стороны, как-то всё очень логично подобрано, а с другой стороны, мне даже трудно отрешиться от этого. Я так свыкся с этой тройственностью путей познания ещё с младых ногтей студенчества, что даже как-то никогда не ставил под вопрос: а почему именно эти три? А вот вам приходилось об этом думать, действительно нечего к ним добавить четвёртого, или именно эти три формируют целостность? Что бы вы об этом сказали человеку, который впервые слышит об этой триединой формуле познания?
В. Легойда
— Да, мне доводилось на тему размышлять. Понятно, что это некая конструкция, у Юрия Павловича это связано с его теорией культуры, но он не единственный, кто эти три способа выделяет, конечно же. И вот Валерий Александрович Фадеев, который не первый год об этом говорит, он называет это «тремя институтами познания», опирается на своего любимого социолога Питирима Сорокина, на других авторов, и он, по-моему, даже не знаком в деталях с теорией Юрия Павловича нашего дорогого. Но это такое, всё-таки встречающееся в интеллектуальном пространстве обобщение, формулировка. Если говорить о других, то здесь надо сказать, в том числе и применительно к конференции, — о философии. Юрий Павлович об этом говорит тоже, как о синтезе науки, искусства и религии, потому что, конечно, философии присущи характеристики одного и другого, и третьего. И я, в том числе и на нашей конференции, ещё раз увидел, что, если мы будем устремлены в будущее, не просто вспоминать, размышлять, познавать, изучать, что об этом говорили до нас разные великие мыслители, учёные, а если мы всё-таки будем пытаться самостоятельно искать какие-то ответы с опорой, конечно, на тех самых гигантов, которые до нас были, но вот с учётом того, что перед нами сегодня жизнь ставит, какие вопросы, то язык, на котором мы можем говорить в этих способах познания — это, конечно, философский язык, это как раз философская рефлексия, которая способна включить, и включает вот эти три способа познания, которые понятны, и в которых они пересекаются. И здесь, кстати сказать, это тоже то, чего мне не хватило, потому что выступления были интереснейшие, у меня нет никаких претензий, у меня есть пожелание и некая жажда того, чтобы на этом же прекрасном философском языке, который мы слышали, более общие вопросы были поставлены и, может быть, более дерзновенные формулировки присутствовали, я об этом на конференции говорил. И при этом философия, как некий синтезирующий такой способ, это, конечно, способ познания тоже, он тесно привязан к этим трем, таким образом можно и нужно его рассматривать внутри каждого. Есть философия науки, есть философия искусства, философия религии, а можно вот философию, как некий самостоятельный такой язык. Я помню, когда мы в «Парсуне» говорили с Константином Михайловичем Антоновым, то мы разделяли богословское высказывание и философское высказывание на ту же тему. И там интересно было размышление, чем они отличаются — статусом своим, что это как минимум высказывание разного статуса с точки зрения картины мира христианской, например. А если говорить о познании — ну, конечно, есть обыденное познание, бытовое, мы ведь все-таки наукой называем вполне определенные вещи. Можно это проиллюстрировать двумя такими примерами, одним личным, другим историческим. Личным, я имею в виду — индивидуальным: вот ребенок, он довольно быстро понимает, что кипящий чайник может его обжечь, если он стоит на газовой или электрической плите, и вот он закипел, идет пар из носика (возьмем такой старый классический чайник), пару раз ручки его коснувшись, ребенок понимает, что он горячий и трогать его не нужно. Вот познание происходит здесь, он усваивает это знание, получает его через опыт, непосредственно через органы чувств, которые у нас есть, но, конечно, никакого научного осмысления здесь нет, оно предполагает совершенно другое. Вообще научным знанием мы пользуемся, в общем, очень немного в нашем повседневном опыте, потому что иначе мы бы там, чтобы из пункта А прийти в пункт Б, прокладывали путь, брали бы компас, рисовали карту, все по науке чтобы было, ну и так далее, и тому подобное. А исторический пример или такой коллективный, что называется — это греки. В чем прорыв в научном плане греческой культуры, один из элементов греческого чуда? Греки, насколько мы понимаем, первыми соединили знание с обоснованием, то есть они не просто имели некое знание в результате научного опыта или, если угодно, математической интуиции, а они просто решили, что еще это надо доказать, что есть особая система аргументации, которая называется «доказательством», и которая с помощью языка логики показывает нам, почему это утверждение является верным. Потому что для того, чтобы строить пирамиды, необязательно доказывать теоремы, как показывает практика, тем не менее вот человек в какой-то момент начинает их доказывать.
К. Мацан
— Вы упомянули доклад и вообще участие в конференции Валерия Александровича Фадеева — действительно, интереснейший доклад, который тоже получил свое освещение в СМИ, было интервью с Валерием Александровичем, как я понимаю, взятое в кулуарах конференции, в газете «Коммерсант» и на сайте «Коммерсант» оно вышло. И одним из таких резонансных высказываний было то, что он ставил такой риторический вопрос: а почему бы детям в школе подробно не изучать Нагорную проповедь? Вот он приводил пример, что Декларацию прав человека в школе изучают, потому что это важнейший документ, и хорошо, что изучают, который сформировал основы будущего либерального миропорядка. Но христианская западная цивилизация две тысячи лет, так или иначе в той или иной форме существует, и в ее основе лежит Нагорная проповедь, и вот это тоже надо школьникам преподавать, не как некий отдельный элемент внутри Основ православной культуры, а как что-то, что нужно лупой, если угодно, высвечивать, и это будет некоторый другой подход к образованию вообще. Вот как в вас это отзывается?
В. Легойда
— Это важнейшее высказывание, и Валерий Александрович, как мне представляется, говорит очень простую вещь. Он говорит о том, что культурная значимость и культурный вес, культурный статус, то есть статус в культуре Нагорной проповеди и уважаемой Декларации (он там две, по-моему, приводил в пример: Декларация прав человека и гражданина, и еще какая-то Декларация, то ли французская, то ли американская), что культурный вес этих текстов, он разный, и понятно, что та чаша весов, на которой находится Нагорная проповедь, она существенно перевешивает, она существенно тяжелее, и поэтому, не отрицая необходимости изучения Декларации прав человека и гражданина, мы должны понимать, что есть намного более важные, сыгравшие в культуре несопоставимо большую роль, вещи: Нагорная проповедь, Десять заповедей, Декалог Моисея. У нас же студенты слова «декалог» не знают многие, а это все-таки Декалог с большой буквы, это название, это термин, который вполне определенную означает вещь: он означает Десять заповедей, данных Моисею. В лучшем случае студенты ГИТИСа или ВГИКа знают, что были фильмы Кесьлёвского, польского режиссера, с таким названием, но они-то как раз относятся и иллюстрируют, там каждый фильм, одну из заповедей, данных Моисею. Конечно, Валерий Александрович важнейшие вещи сказал, равно как и то, что он говорил об изучении искусства именно через прикосновение к шедеврам художественным, искусство, как способ познания, но он иллюстрировал это на примерах художественного изобразительного искусства, все-таки искусство шире, и понятно, что в форме литературы безусловно присутствует в школьной программе, но есть еще и кинематограф, есть музыка, как язык искусства, не знаю, вы со мной согласитесь или нет, как человек профессиональный в этом смысле, но мне кажется, что безусловно, музыка в каком-то смысле — это ключ к искусству вообще, такой язык, на котором так или иначе искусство разговаривает.
К. Мацан
— Я совершенно согласен. Более того, вот иногда говорят, что философия и поэзия — это две сестры-близняшки, мне кажется, то же можно сказать про философию и музыку, как два способа отношения к миру, которые очень где-то внутри, в своем ядре близки и в каком-то смысле из одного источника питаются.
В. Легойда
— Ну вот, да, и поэтому, конечно, это важнейшие вещи, о которых Валерий Александрович говорил. Но мы с вами еще не коснулись, я не знаю, нужно ли, но, если вы захотите, могу сказать о каких-то грустных выводах, которые были сделаны на конференции, не с точки зрения проведения конференции, а с точки зрения осмысления реальности, в первую очередь учебной реальности. Было замечательное по форме, по содержанию и грустное по выводам выступление Максима Яковлевича Пратусевича, директора одной из известных Санкт-Петербургских школ, математика, деятеля образования, с выводами которого очень сложно не соглашаться, но большого оптимизма они, к сожалению, не внушают по поводу того, что происходит сегодня в нашем школьном образовании.
К. Мацан
— Но можно вспомнить, это очень пронзительные слова директора школы, причем по выступлению видно, вот так радеющего за учеников и много лет жизни отдавшему именно преподаванию, он кандидат наук, ученый, но вот посвящает себя именно школьникам, детям. Он сказал такую вещь, которая очень запомнилась, что «ничто в современном школьном процессе не ставится так низко, как урок. Вот ради каких-то мероприятий, ради олимпиады, ради чего угодно жертвуют чем? Уроком. А пропорция, по идее, должна быть обратной: урок — это самое важное, и общение учителя с учеником — это центральное, что в школе есть, и как он сказал, что со времён изобретения классно-урочной системы никаких революций в образовании не произошло, и это то ядро, на котором стоит образование.
В. Легойда
— Да, совершенно верно, я как раз тоже хотел об этом сказать, что Максим Яковлевич точно подметил, что со времён Яна Коменского, который считается автором вот этой самой классно-урочной системы, никто не предложил никакой серьёзной альтернативы. Мы можем проводить уроки по-разному, можем менять количество учеников в классе, мы можем пересаживать их с парт за какие-нибудь круглые столы, мы можем ставить учителя у доски, учитель может садиться на подоконник, как садился один наш преподаватель, когда мы в университете учились, видимо, считая, что это меняет точку зрения и способствует нашему усвоению лучшему предмета, но всё равно это классно-урочная система. А главное, что если есть некая образовательная система, есть некая цель образования, есть формат, в котором реализация этой цели осуществляется, то понятно, что элемент этой системы должен обладать огромной, если не безусловной, но колоссальной ценностью. И в ситуации, когда ты делаешь выбор, что называется, при прочих равных, выбор должен делаться в пользу урока, а не против него. И, к сожалению, я здесь готов подтвердить то, что говорил Максим Яковлевич, что не только в школе, но и в университете, где этим уроком является лекция или семинар, нередко происходят не пропуски уроков, не то что, простите за стилистическое снижение, «сачкуют» студенты или школьники, а их просто снимают с занятий по каким-то уважительным причинам: либо приехал какой-то важный гость, и нужно, чтобы обязательно его послушали, а иногда — простите, давайте называть своими именами вещи, — чтобы зал был полон, либо нужно пойти на какую-то важную экскурсию. Иногда доходит до абсурда, когда снимают часть, например, учебной единицы — половину класса или группы студенческие, такие вещи тоже бывают, они тоже известны и в высшей школе, и в средней школе. Я недавно с кем-то, как раз вдохновленный нашей конференцией, говорил, и мне говорят: «А почему? Это замечательно, все равно выставки и прочее» — безусловно замечательно, безусловно обогащает, безусловно помогает учиться — но после уроков, а не за счет уроков! Находите время, в конце концов используйте выходные дни или еще что-то, но можно ли пропустить урок ради чего-то, что не является уроком, но тоже способно нам помочь в стремлении нашему к знанию? Да, наверное, но как исключение и очень редко. Вот я просто вижу по знакомым подросткам, если о школе говорить, у меня дети учатся все в школе, и их друзья, друзья друзей, дети друзей, внуки друзей, и я, когда слушаю, как они вполне всерьез сидят, обсуждают: «У меня столько пропусков, столько пропусков...» Я сначала думал, что они вот эти «сачки» ужасные, а нет, их просто снимают на какие-то там мероприятия, и ладно, это олимпиада, хотя Максим Яковлевич приводил пример, когда подходят к нему и говорят: «Вот этот человек участвует во всероссийской олимпиаде, его не будет месяц в школе». Месяц! Ну как так? А как потом? Но это же обессмысливает процесс. Это проблема, которую надо решать, и не методом того, что он потом будет, бедный ребенок, нагонять это все, или плюнет на это и не будет, потому что олимпиада помогает ему, наверное, быстро разобраться с дисциплинами, с ней связанными, а на остальные вот наплевать. Либо мы должны каким-то коренным образом предложить то, о чем я всегда говорю — философия образования: переосмыслить всю образовательную систему.
К. Мацан
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, сегодня с нами в программе «Светлый вечер». Ну, последняя тема, о которой невозможно не сказать в связи с прошедшей конференцией, это один из вопросов, который никого не оставляет равнодушным — вопрос об искусственном интеллекте. И были ученые, физики, которые делали об этом доклад, так или иначе к этому относились, были священники, которые делали доклад об искусственном интеллекте, о разных этических аспектах его существования в нашей жизни. Вот для вас, для человека, который тоже об этой теме читает, размышляет, выступает со своей рефлексией, что-то было такого важного, нового или цепляющего вокруг проблемы искусственного интеллекта?
В. Легойда
— Вы знаете, принципиально нового — нет. Здесь всё-таки у меня дилетантские такие осуждения, но я, насколько понимаю, что всё-таки главный вопрос, который многих волнует — вопрос о возможной субъектности искусственного интеллекта, то есть всё-таки превращение его из машины для обучения, коим он является сегодня, в некое подобие интеллекта или интеллекта, подобного человеческому, или выше человеческого, это всё-таки позиция, которой придерживается меньшинство, насколько я могу судить. А вот что было действительно интересным и отчасти неожиданным: я как-то вот привык думать в русле того, что результаты работы искусственного интеллекта, они всё выше и выше, и действительно, он пишет неплохие курсовые, учебные уж тексты совершенно точно используются, помогает учёным в написании даже каких-то статей и монографий, «сочиняет» музыку, стихи и рисует что-то вполне себе такое, но вот мне очень запомнилось выступление, опять же, Валерия Александровича Фадеева, который, реагируя на те слова, которые были сказаны, рисунки, которые были показаны нам в одном из выступлений, сказал, что «это всё чудовищно, что это какой-то эстетически неприемлемый мир пошлого гламура, который никогда не сможет сравниться с живым искусством, сделанным человеком». Для меня здесь более неожиданной была абсолютная убеждённость и категоричность оценки. Может быть, потому что я отчасти поддался тому, что: ну вот, смотрите, как это нарисовано, как это в видеоформате присутствует, как это похоже на нечто подлинное, а Валерий Александрович всё-таки был категоричен и жёсток в том, что это не искусство, и это позиция, которая заслуживает внимания.
К. Мацан
— Можно вспомнить и пояснить, что в докладе одного из выступавших, доктора наук Владимира Николаевича Решетова, у которого такое очень разнообразное отношение к искусственному интеллекту, он просто рассказывает о нём, о его возможностях и о его опасностях, о его перспективах, и он предлагал тезис слушающим, что вот есть стихотворение, написанное человеком, графоманское стихотворение, но вот такое же графоманское стихотворение написал компьютер, и мы, в принципе, не особенно отличим, хотя это было два, скажем так, плохих стиха. И он оговаривался, что «я не говорю о качестве, но можно перепутать, где человек, где компьютер, мы не разберёмся». Также и с картинками, можно себе вообразить какой-нибудь посредственный портрет человека, нарисованный в переходе, и в принципе, что-то похожее может по фотографии создать искусственный интеллект, и мы не отличим, где был человек, где был компьютер, вот на это реагировал Фадеев, говоря, что, в общем, то, что вы показали, это чудовищно по́шло, с точки зрения искусства, красоты, жанра, эстетики и всего-всего, и действительно, есть какая-то грань, видимо, за которую пока не переступит искусственный интеллект в плане чувства красоты у человека.
В. Легойда
— Да, да, именно так.
К. Мацан
— Ну что ж, спасибо огромное, я очень благодарен вам за нашу сегодняшнюю беседу, думаю, что темы не исчерпаны в разговоре про саму конференцию и про ту проблематику, которая обсуждалась, и мы в следующих программах будем ещё к ней возвращаться. Мы практически не поговорили сегодня на тему, о которой можно было бы подробнее проговорить: биология, дарвинизм и православная вера, и подходы, мы с этого начали, но это тема, которая стоит проговаривания, может быть, к ней в будущем обратимся. Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, член Общественной палаты, был сегодня с нами на связи в программе «Светлый вечер». У микрофона был Константин Мацан, спасибо, до свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова
- «Богоявленский женский монастырь в Угличе». Игуменья Антонина (Злотникова), Светлана Максимова
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер