Гость программы - Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
Темы беседы:
- Права человека в контексте Христианства;
- Может ли следование современной концепции прав человека привести к трагическим последствиям?
- Как быт отображает внутренний мир человека?
___________________________________________
А. Пичугин
— «Светлый вечер» на радио «Вера». Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— И как всегда по пятницам, вместе с нами эту часть «Светлого вечера» проводит Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Здравствуйте.
В. Легойда
— Добрый вечер.
Наше досье:
Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
А. Пичугин
— В неделю Торжества Православия, в минувшее воскресенье Святейший Патриарх на проповеди в Храме Христа Спасителя довольно много говорил о правах человека. Вернее, это не был разговор о правах человека именно, это скорее о гуманизме, о правах человека, о ереси, о том, что современное представление о правах человека можно назвать ересью. И естественно сразу в огромном количестве СМИ появилось сообщение, что Патриарх призывает отказаться от прав человека, что Патриарх предлагает пересмотреть вообще всю концепцию современного отношения между людьми и называют это ересью. Я заметил, что многие люди, которые не разбираются в тонкостях христианского понимания жизни, считают ересь каким-то очень страшным словом. Страшнее ереси для них ничего нету, если христианин назвал кого-то еретиком, то это уже навсегда и выхода никакой из этой ситуации нет.
А. Митрофанова
— Ну потому что еретиков сжигали на кострах.
А. Пичугин
— Ну видимо, да, это откуда-то из Средних веков пришло.
В. Легойда
— Ангельским голосом сказала Алла...
А. Митрофанова
— Я старалась.
А. Пичугин
— Но на самом деле, если разбираться, Патриарх говорил совсем о другом. Много ваших комментариев было на эту тему.
В. Легойда
— Знаете, тут есть несколько моментов. Во-первых, если говорить о содержании этой проповеди, она действительно касается очень важных тем. Патриарх говорил вообще о ереси в истории христианской церкви. Ну поскольку Торжество Православия — это осуждение ересей иконоборчества. И здесь, конечно, вы сказали об отношении людей к этому... Конечно, ничего хорошего за словом ересь не стоит. И, конечно, ересь это страшно. Ересь это то, что может препятствовать спасению человека.
А. Пичугин
— Это внутрихристианск
В. Легойда
— Да, конечно. Патриарх говорил об этом. Патриарх говорил о том, как в современном мире это преломляется, и он действительно назвал ересью то отношение, которое сформировалось к человеку, которое делает человека единственным критерием, любого поступка, единственной мерой всех вещей. Мы помним, что об этом говорили древние, но в дохристианскую эпоху. Все-таки христианство приносит совершенно другой критерий. Бог — это мера всех вещей. И существует данный Богом нравственный закон. Свобода человека соотносится с нравственным законом и с ответственностью
А. Митрофанова
— Владимир Романович, а что касается людей, которые, может быть, не разделяют христианский взгляд на мир, почему им должна быть близка эта позиция, почем им обязательно нужно соглашаться с тем, что в рамках прав человека мы не можем дать возможности людям с иной ориентацией или иными взглядами, или представителям неких меньшинств на то, чтобы высказывать свою позицию?
В. Легойда
— Им не должна быть близка такая позиция, но христиане имеют право на то, чтобы такую позицию высказать. Почему важен этот нравственный критерий, почему свобода неотделима от ответственности и почему Церковь настаивает, ни в коем случае не выступая против прав человека, потому что, собственно, права человека зародились внутри в христианском контексте и без него вряд ли могли бы появиться на свет в европейской цивилизации. Почему это важно. Как только происходит постепенный отрыв, а действительно была, скажем, как мы уже с вами вспомнили, была античность с её «человек — мера всех вещей», были человекоцентрист
А. Пичугин
— Простите, что вас перебиваю, если очень грубо интерпретировать слова писателя известного эмигранта Максимова, он говорил, что ему нравственность атеиста гораздо ближе нравственности верующего человека, потому что для верующего человека, у него есть вечная жизнь, а для атеиста — это вечной жизни нет, поэтому если он совершает нравственные поступки, то они гораздо больше ценятся.
В. Легойда
— Есть что ответить. И не только дилеммой Паскаля, который говорил, что если верующий человек не совершает плохих поступков, но он верующий, а потом оказывается, что Бога нет, он ничего не теряет, он в жизни меньше совершал гадостей, меньше выпивал, меньше блудил и так далее. А если оказывается, что не прав неверующий человек, то тогда он теряет для себя вечность. Потому что вечность открывается не просто для нравственности, а для верующего сердца. Это один из ответов. А второй из ответов заключается в том, что здесь, понимаете, писатель Максимов, которого вы вспомнили, если исходить из того, что вы сказали, здесь создается искусственные условия. Мы исходим из презумпции, что неверующий человек, безусловно, нравственный. А я как раз начинал говорить о другом. В чем заключается этот момент, в том, что должно быть основание для нравственности. В любой религии, ну в частности в христианстве, безусловно, эти основания положительные, у нас есть заповедь Божия, она связана с творением... Что такое нравственность? Это сфера отношений между людьми, да. И почему в христианстве такие стандарты? Потому что человек есть образ и подобие Бога. У нас есть положительные основания, связанные с отношением одного человека к другому. Ты — образ и подобие Божие. И твой ближний — тоже образ и подобие Божие. Даже если оно тебе не нравится. А здесь, повторяю, только договор. Сразу исчезает абсолютный критерий, поэтому наши современные гуманисты, они почему-то думают, когда говорят о правах человека, они себе представляют Леонардо да Винчи, вообще каких-нибудь замечательных прекрасных людей, но ведь в их логике, точно также есть права у Чикатило, у Гитлера, еще у кого-то. И здесь, когда отсутствует единая шкала и абсолютный нравственный критерий, тогда вам человек может сказать: «Ну а почему вы считаете, что я должен соблюдать те или иные правила поведения? А я плевать на это хотел. У нас есть только одна безусловная ценность — это права человека. Человек — высшая ценность. И я, — говорит какой-нибудь Чикатило, — мне высшей ценности нравится убивать людей, я от этого испытываю наслаждение. Я не испытываю наслаждение по другим поводам. Я хочу испытывать наслаждение. Поэтому не мешайте мне убивать, будете мешать, убью вас тоже». То есть исчезает вот этот безусловный нравственный критерий. Поэтому наша оценка прав человек ни в коей мере не может быть направлена против, потому что, как я уже сказал, сама идея прав человека вытекает из свободы, которую Бог дал. Это дар Божий. Но она должна быть сбалансирована. Потому что мы знаем, что в Эдемском саду, когда человек был сотворен и когда он находился в этом райском состоянии, ему уже дана была заповедь: что ты можешь со всех деревьев вкушать, а с этого вкушать не нужно. Всегда существует баланс свободы. И только тогда она, собственно, свободой и является, когда человек способен сознательно этот баланс соблюдать. Если вкратце, такая история.
А. Пичугин
— Владимир Легойда у нас сегодня в гостях, в программе «Светлый вечер».
А. Митрофанова
— Владимир Романович, а если можно вы могли еще раз напомнить, какая связь есть между правами человека в их нынешнем изводе и распространением христианства. Мы с вами не раз уже говорили в этой студии, и на страницах журнала «Фома» вы останавливались на этом, что, собственно, права человека в том виде, как мы их знаем и привыкли воспринимать, они, возможно, были только в контексте христианской цивилизации.
В. Легойда
— Во-первых, чтобы было представление о правах человека, должно было появиться представление о человеке как таковом. И понятно, что древние культуры, дохристианские культуры, у них их антропология, учение о человеке все-таки исходит из того, что люди не просто разные, а они как бы разноценны. И когда мы говорим о человеке...
А. Митрофанова
— Когда вы говорите, разноценны — вы имеете в виду, является ли он гражданином полиса или не является...
В. Легойда
— Является ли он свободным или не является. Опять же неоднократно говорилось, общеизвестно, по крайней мере, для людей образованных, скажем так. Что в древней культуре человек — это взрослый, свободный мужчина, в большинстве древних культур. Ни женщина не является человеком...
А. Митрофанова
— Ни дети.
В. Легойда
— Ни рабы. И соответственно эта евангельская революция в отношении взглядов на человека, она, в том числе и эту ситуацию изменила. Потому что когда говорится «каждый оставайся в том звании, в котором призван», почему апостол может сказать, что если человек — раб, оставайся рабом. Потому что утверждается принципиально иная шкала ценностей.
А. Митрофанова
— Какая?
В. Легойда
— Связанная именно с тем, о чем мы с вами сегодня говорили. Что человек есть образ и подобие Божие и этот образ и подобие у человека ничего не может забрать, он, становясь князем, графом, императором, ничего не добавляет к образу и подобию Божию, но и в рабском своем состоянии, социальном положении раба, он не меньший образ Божий, чем кто-то другой. И поэтому в этом смысле это принципиально иной взгляд. И когда Евангелие нам говорит не просто, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея», и национальные различия при всей их важности, но они не принципиальны во Христе, но даже нет ни мужеского пола, ни женского. Даже такое фундаментальное отличие как деление на мужчину и женщину, оно тоже с точки зрения этой ценности человека в очах Божиих, оно не важно. И почему это еще принципиально вспомнить, потому что именно это позволяет говорить о том. Что в глазах Божиих и мужчина, и женщина одинаково ценны. Не одинаковы. И как раз таки и Библия, и церковная традиция, и богослужебная православная традиция, она разделяет мужское и женское. Но это не умаляет ценности.
А. Митрофанова
— Это, кстати, важная вещь, потому что сегодня чаще можно услышать иной взгляд на соотношение христианства и прав человека. Вроде как в рамках Церкви женщина угнетена, порабощена... И забывают о том, что христианство впервые сказало о том, что и женщина, и мужчина...
В. Легойда
— ... «женщина тоже человек...» (смеется)
А. Митрофанова
— Или так.
В. Легойда
— Есть разные служения. Но если действительно кого-то из наших слушателей интересует сформулированная позиция Церкви, то я просто хотел бы порекомендовать познакомиться с документом, это важный документ, он был принят в 2008 году Архиерейским собором, и он называется «Основы учения Церкви о достоинстве личности и правах человека». И этот текст имеется на официальном сайте Русской Православной Церкви, в разделе Документы, и там очень подробно говорится об отношении Русской Православной Церкви к теории, практике прав человека. И то, что мы проговорили на бегу, частично, там с богословскими обоснованиями, философскими выводами, историческим экскурсом все изложено.
А. Митрофанова
— Там, наверное, нет материала для ярких заголовков.
В. Легойда
— Ну почему же? Это зависит от таланта.
А. Пичугин
— Вы не согласны с тем, что сама идея гуманизма в том виде, в каком она возникла в начале нового времени, это произошло как раз в результате того, что Церковь, мы сейчас не говорим об изначальной идее христианства и проповеди Христа, но Церковь постепенно стала уходить из политической жизни общества.
В. Легойда
— Это не совсем, это не единственная причина. Потом, что мы называем гуманизмом. Во вторник в газете «Известия» была опубликована на эту тему блистательная статья Максима Соколова, где он говорит, что к гуманистам, безусловно, относится какой-нибудь Борджиа...
А. Митрофанова
— Чезаре, в смысле.
В. Легойда
— Да. Но который в нравственном плане далеко не является примером нравственного поведения. Изначально все-таки кто такие гуманисты? Те, кто занимались филологическими штудиями, с этого начинается интерес к текстам, он породил эпоху Возрождения и гуманизм и так далее. Но здесь я просто что хочу сказать. У нас существует и внутри Церкви дискуссия. Некоторые говорят, что христианство и гуманизм, как гений и злодейство — две вещи несовместные, а кто-то говорит о христианском гуманизме и так далее. Я считаю, что здесь надо исходить не из термина, а из содержания, которое мы вкладываем. В чем отличие... С каким гуманизмом христианин не может согласиться, с тем, о котором мы в самом начале сказали. Есть очень простой критерий: человек — мера всех вещей или Бог — мера всех вещей? Христианство Христоцентрично. В христианстве Бог — мера всех вещей, ценность человека определяется его творением по образу и подобию Бога. Если вы Бога убираете из этой картины мира, тогда у вас сразу исчезает и ценность человека как творения по образу и подобию Божию. И тогда мерой всех вещей становится не просто человек, ведь с христианской точки зрения не существует просто человека, тогда становится грешный человек. Против чего христианство восстает, что грешный человек в падшем состоянии есть мера всех вещей. Для нас мера всех вещей — Христос. Христос, который принял на себя человеческий образ, который для нас и Бог, и человек, но вот Он, не согрешив в человеческом своем естестве, Он является и критерием, и примером, и истиной, и мерой всех вещей. И мы говорим «Возлюби Бога и возлюби ближнего как самого себя». Если гуманизм в этом, в любви к человеку, то, конечно, христианство разделяет эту позицию, но любовь человека как следствие любви к Богу. Неизбежное следствие, обязательное следствие. А если гуманизм как провозглашение человека как нулевой величины, без вот этой основы, образа и подобия Бога как меры всех вещей, тогда это неизбежно говорит нам о том, что человек в своем падшем состоянии является критерием истины. Не Бог, а человек. К чему это приводит, мы знаем. Об этом и говорил Патриарх. Что мы сегодня впервые, мы дожили до времени, когда на законодательном уровне, ведь закон изначально во всех культурах и древней, и даже культуре нового времени соотносился с нравственностью, соотношение закона с нравственностью было обязательным. А сегодня то, что считается традиционно нравственным, законодательно отвергается, и узакониваются вещи, которые противоречат не только религиозным представлениям, но еще недавним... Невозможность однополых браков — это же не предание старины глубокой, это четкое понимание ситуации еще в 50-60-70 годах XX века.
А. Митрофанова
— Вопрос в том, что считать нравственным. Вы исходите из той системы координат, где в центре мира Христос.
В. Легойда
— Странно, если бы мы исходили из другой.
А. Митрофанова
— У нас есть люди, которые исходят из другой системы координат. И для них странно слышать, что если раньше в традиционном понимании считалось такое-то и такое-то отношение к однополым бракам, то сегодня это отношение не нужно пересмотреть.
В. Легойда
— Моим единственным аргументом не является то, что это считалось раньше. Моим аргументом является наличие абсолютного критерия или его отсутствие. Я говорил и говорю, что сегодня мой аргумент для таких людей, он очень прост. Отсутствие абсолютного критерия — это путь к уничтожению общества. Вот и всё. И мы говорили в 70-е годы, представители Русской Церкви говорили о том, что не за горами узаконивание однополых браков. Нам говорили: «Ха-ха-ха, этого не будет». Сегодня все про это забыли и не верят. Мы говорим: «Мы подошли вплотную к узакониванию педофилии». Нам говорят: «Ха-ха-ха, этого не будет». Будет, если так пойдет, будет, далее — со всеми остановками.
А. Митрофанова
— Алармистские настроения.
В. Легойда
— Да нет, не алармистские, это трезвая оценка существующей ситуации.
А. Митрофанова
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома», профессор МГИМО в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» традиционно по пятницам.
А. Пичугин
— Через минуту мы снова здесь.
А. Пичугин
— И вновь здравствуйте, друзья! Это программа «Светлый вечер» на Светлом радио. Сегодня мы с Аллой Митрофановой беседуем с Владимиром Легойдой, как всегда по пятницам. Владимир Романович, кстати говоря, вот события трагические в очередной раз произошедшие в Европе, в Брюсселе, они ли не демонстрируют ли правоту слов Патриарха? Иллюстрацией того, что слепое следование системе прав человека, сложившиеся в современном западном европейском обществе приводят к таким трагическим последствиям.
В. Легойда
— Я не думаю, что в данном случае непосредственно результат исключительно следованию концепции прав человека. Хотя, думаю, что вы правы в том смысле, что определенным образом интерпретируемая эта теория... я недаром оговорился и сказал, что в документе церковном, о котором я вспомнил, есть отношение к теории и практике прав человека. К теории гораздо меньше вопросов, чем к практике, к тому, во что это выливается на практике. И, конечно, это приводит к разного рода издержкам, в том числе в сфере безопасности. Наверное, об этом тоже можно говорить.
А. Митрофанова
— Скажем так, небезопасно сегодня не только в Европе, к сожалению. А что касается европейцев и их христианского прошлого и настоящего, как мне все-таки кажется. Один пример недавно мне попался на глаза. В западногерманско
А. Пичугин
— В Великобритании то же самое есть, в ряде социальных супермаркетов лежит бесплатно еда, не просроченная, просто недорогая, для тех, кто не имеет возможности купить.
А. Митрофанова
— Вы знаете, для меня такие примеры, они как-то... Я их называю христианство в практике. Вне зависимости от того, какие взгляды у этого человека, как он относится к Церкви, хотя город Трир — это город очень традиционных взглядов, там большинство населения — католики, там не делают абортов, я уже об этом рассказывала. Но для меня это пример того, как люди правильно мыслят в своей обычной жизни. Мы можем на этом фоне очень много говорить о том, что мы являемся борцами за то, за то, что мы тот самый флаг, который можно поднять над нынешней цивилизацией, всем указать правильный путь, но у меня чисто..., может быть, такие женские заметки на полях, может, лучше у себя в подъезде помыть, посмотреть, кому-то помощь рядом нужна?
В. Легойда
— Вы знаете, и да, и нет. Я не готов с этим полностью согласиться. Конечно, тот пример, который вы приводите, он замечательный, конечно, нам всем бы хотелось, чтобы в Москве, в Ярославле, где угодно, стояли такие холодильники. Другое дело, что не нужно какие-то вещи противопоставлят
А. Пичугин
— Может, я немного о другом сейчас скажу, но вы же не будете отрицать, что из доступных большинству населения СМИ, которыми пользуются большинство людей, ну просто потому, что так сложилось, у них есть доступ к другим, но они пользуются этими, там говорится именно о том, что на Западе все загнивает и плохо, только сегодня в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) мне попался пропагандистский ролик Северной Кореи о жизни в Северной Америке, как там нищие лежат на улицах и все живут на пособия. В меньшей степени, в более мягком варианте, то же самое показывается у нас. Но приезжаешь туда, там чистые улицы, а у нас помойки вокруг городов. Почему мы не можем со своим представлением о своей чистоте и нравственности поставить бесплатный холодильник, убрать у себя в подъезде.
В. Легойда
— Во-первых, то представление плоское, о котором вы говорите, о Западе, я думаю, любой нормальный человек должен уметь отделять. Во-вторых, Запад — очень разный. В ваших словах я слышу крен, это тоже очень русская черта, в другую сторону. А что на Западе нет проблем, там везде чистые улицы. Взрывы, условно говоря, про которые вы вспомнили... С христианской точки зрения опять же — не бывает идеальных обществ. Этот спор, в который вы сейчас пытаетесь меня втянуть, это спор о том, какое общество лучше. А в любом обществе есть и хорошее, и плохое. И поэтому любое противопоставлен
А. Митрофанова
— Владимир Легойда, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сегодня в программе «Светлый вечер» на радио «Вера», как всегда по пятницам. Я благодарна очень Леше, что он прокомментировал мой вопрос от себя, но если позволите, мне хотелось бы и от себя больше проговорить, что я имела в виду. Когда мы говорим о таких вещах, как подъезды чистые или грязные, модели поведения, которые усвоены в обществе, это же на самом деле кажется какие-то бытовые вещи, но они же отображают многое из того, что у нас внутри: тот уровень культуры, уровень отношения к людям, к соседям по подъезду или жителям наших городов, которые выпадают из социума. И в этом смысле, мне кажется, мы привыкли к тому, что у нас поляризация, о которой вы, Владимир Романович, сказали, есть такая: либо на Западе все хорошо, у нас все плохо, либо — наоборот. Конечно, стоит избегать таких крайних оценок. Но вместе с тем, о чем я, собственно, хотела сказать, мне кажется, что нам есть смысл приглядываться к тому, что там, без огульного окрашивания в черный и белый цвет.
В. Легойда
— Конечно. С этим сложно спорить.
А. Митрофанова
— Когда возникают подобные высказывание в СМИ, перевранные слова Святейшего Патриарха по поводу прав человека...
А. Пичугин
— Не перевранные...
В. Легойда
— Там есть четко две проблемы. Есть совершенно точно искажение того, что говорил Патриарх, а есть несовпадение позиций, это тоже есть, я просто не успел про это сказать. Есть искажение, потому что Патриарх не говорил, что мы против прав человека, это искажение. Но есть — несовпадение позиций. Современное неолиберальное или, как кто-то считает, псевдолиберально
А. Митрофанова
— Владимир Романович, слово неолиберальный не все поймут. А когда речь идет о том, что в Западной Европе, Америке и отчасти в России, здесь уже для осмысления возникает гораздо больше: ага, есть западный мир, там всё плохо и та далее. Почему я так болезненно воспринимаю эти вопросы. Я сама слышала проповеди священников, которые рассказывают о том, как ужасно загнивает этот гнилой Запад. А я про себя думаю: «Интересно, а вы хоть раз там были? Что же вы такое говорите?»
В. Легойда
— Ну, многие были. Очень сложно говорить, мне, например, о проповеди, которую я не слышал, потому что там тоже все зависит от того, что... Данилевский написал целую книгу «Россия и Европа», которая, может, вам, если вы, Алла Сергеевна, сейчас перечитаете, вам она не понравится. Она говорит о фундаментальном конфликте России с Европой. И ничего комплиментарного по поводу Европы там нет. Я не готов сходу отрицать, я с большим уважением отношусь и к этой книге, и к этому автору. И там есть вещи, которые тоже просто невозможно игнорировать. От холодильников и бесплатных цветов, или цветов на доверии, как я когда-то наблюдал в Германии, по-моему, в первый раз: поле цветов, написано 1 евро, ты бросаешь и берешь. На полном доверии, все понимают, никто не будет рвать или класть меньше денег, чем взял цветов. Все это прекрасно, но есть какие-то другие вещи, о которых не стоит забывать. Не обязательно брать Данилевского, есть там и Тойнби, и Шпенглер, простите, Шпенглер не был пропагандистом и националистом. Но книгу свою, хоть она и не называлась в оригинале «Закат Европы», но все-таки ничего комплиментарного
А. Пичугин
— Мы же не идеализируем ни в коем случае ни одно общество. Это не так. Но то, о чем сейчас говорила Алла, это важно, мне кажется, потому что вот мы сидим в центре Москвы, в студии, я понимаю, что большинство людей, которые нас сейчас слушают, это жители больших городов, но я как человек, который постоянно бывает в провинции довольно далеко от Москвы и видит жизнь там, я не говорю сейчас про социальное состояние, оно может быть лучше, может быть хуже, чем было лет 10 назад, но во многих селах и маленьких поселках священник воспринимается людьми не просто как священнослужител
В. Легойда
— А вы думаете, что нет?
А. Пичугин
— А я думал, он там не был.
В. Легойда
— Нет, вы думаете, что Запад не загнивает?
А. Пичугин
— Вы же тоже прекрасно понимаете, что это некое обобщение.
В. Легойда
— Мы же с вами много раз говорили, что иногда очень полезно остановиться в шаге от обобщения. Я не пытаюсь сказать, что все, что говорится, это, безусловно, точно. Но здесь мы, конечно, волей-неволей какую-то точку зрения занимаем. Во многом это связано с нашим опытом, у кого-то есть опыт посещения стран, даже пребывания там. Но уверяю вас, что даже если вы пробудите даже в любимых ваших странах более продолжительный отрезок времени, существенный отрезок времени, несмотря на то, что у вас друзья, которые миллион раз вам рассказывали, вам кажется, что вы до детали знаете эту жизнь, вот вы поживите там года 3, и у вас будет все равно другая точка зрения, неизбежно. Потому что вы столкнетесь со всем тем, что при вашем понимании, знании жизни, окажется, тем, с чем вы никогда не сталкивались. И вы увидите... Я призываю только к большой трезвости.
А. Митрофанова
— Даже двух месяцев достаточно, чтобы увидеть...
В. Легойда
— Недостаточно. В том-то и дело. Если бы было достаточно, особенно, если про Россию говорится, то никто бы не сказал, ни один замечательный человек, что в России надо жить долго... Или там неделю назад общался с одним бизнесменом из Индии, который живет в России 27 лет. И он сказал, что на моих глазах много чего происходило, но он с таким восторгом говорил о России, человек, который помимо Индии жил много где, он не молодой человек уже, он 27 лет, он получил российское гражданство... Вот вы с ним поговорите про Запад и Восток. Тут вопрос баланса очень важен.
А. Митрофанова
— Я когда общаюсь со своей коллегой из Канады, я постоянно слышу реплики о том, что здесь происходит, на нас смотрят как на надежду.
В. Легойда
— Это не просто коллега из Канады, это человек, который 27 лет здесь прожил и живет, и собирается жить.
А. Пичугин
— А над Канадой небо синее,
меж берез дожди косые,
так похоже на Россию,
только, в общем, не Россия...
Владимир Легойда был сегодня гостем программы «Светлый вечер» на радио «Вера», глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО и главный редактор журнала «Фома». Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Алексей Пичугин.
А. Пичугин
— Спасибо и всего доброго.
В. Легойда
— Спасибо. Всего доброго.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер