В программе "Светлый вечер" мы беседовали с организаторами музыкального фестиваля "Троица. Всё живое" протоиерем Андреем Винником и Екатериной Аркаловой.
Наши гости рассказали об истории фестиваля, о том, для чего он проводится, какие музыканты участвуют и как так получилось, что отмечание престольного храмового праздника переросло в настоящий музыкальный марафон.
Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Уважаемые слушатели, здравствуйте! Здесь я — Алексей Пичугин, Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
— Добрый светлый вечер...
А. Пичугин
— Этот «Светлый вечер» с нами проведут на радио «Вера» протоиерей Андрей Винник и Екатерина Аркалова, они организаторы музыкального фестиваля «Троица», который уже в третий раз пройдет в городе Электроугли, подмосковном городе, и сегодня мы поговорим о фестивале.
Наше досье:
Фестиваль под открытым небом «Троица. Все живое» проводится в подмосковном городе Электроугли, по инициативе общины Троицкого храма, при поддержке администрации города. В программе музыкального марафона более 10 известных фолк и рок-коллективов. Среди них такие известные музыканты как Леонид Федоров, Сергей Старостин, Олег Нестеров и группа «Мегаполис», Инна Желанная, группа «Ва-банк», «Маша и Медведи» и многие другие. 10-часовой уличный фестиваль собирает зрителей не только из Москвы и области, но и со всей страны.
А. Пичугин
— Расскажите, пожалуйста, об истории, как все начиналось, все-таки третий раз — это уже можно подвести какие-то промежуточные, конечно же, но итоги. Поговорить о том, чего удалось достигнуть, чего бы хотелось все-таки в следующие годы, чего бы было бы больше.
А. Митрофанова
— Почему такой подзаголовок — «Троица. Все живое»?
Прот. Андрей Винник
— Давайте начну с самого начала. Как так получилось, что в наш храм в Электроугли стало приезжать довольно много музыкантов, просто в качестве прихожан. Одни, другие, третьи, четвертые, выяснилось...
А. Пичугин
— Не просто так, видимо.
Прот. Андрей Винник
— Вы знаете, в предыдущем храме, где я служил, у меня было 7 зубных врачей на приходе, и я думал сделать из них хор стоматологов «Скрежет зубовный» (смеются). А здесь на приходе в Электроуглях получилось так, что музыкантов как-то много случилось.
А. Пичугин
— Да вы и сами не далеки от этого... Об этом потом поговорим.
А. Митрофанова
— Вы в прошлом музыкой занимались, правильно?
Прот. Андрей Винник
— Не особо. Жена — музыкант, дети играют, но я не особо, когда-то в юности. Но история начиналась так. Было несколько десятков музыкантов, которые время от времени задавали вопросы: «Нельзя ли где-то здесь, на базе храма, поиграть, собрать народ?» И в конце концов мы подумали: «А почему нет?» Собрали 5-6 групп молодых, рок-групп, провели первый фестиваль. Еще не такого уровня, не под таким названием, провели фестиваль «Выход есть». Этот фестиваль и сейчас проводится, мы его запустили, насколько понимаю, он проходит в Подольске. Выступали молодые группы, мы поглядели: не так сложно делать такие мероприятия. Когда появились серьезные музыканты, желающие у нас выступить, когда они стали говорить: «Что ж мы никак все вместе не соберемся, то одни, то другие, давайте фестиваль». Мы не инициаторами были этого фестиваля. Священникам есть чем заняться.
А. Пичугин
— Есть прихожане, другие прихожане, что могли бы на себя это взять.
Прот. Андрей Винник
— По большому счету они и взяли. Но и даже придумывать, инициировать этот фестиваль нам не было смысла никакого. У нас есть чем заняться. Есть очень много дел, которые должен делать священник. А так как отбиваться от музыкантов было тяжело уже. Сергей Николаевич Старостин, один из самых наших великих хранителей этно-музыки, популяризаторов, приезжающее из Белоруссии трио «Троица» такое было, все в один голос говорили: «Фестиваль, фестиваль, фестиваль». И нам уже было деваться некуда. Как бы мы ни отбивались, ни откладывали, один год отложили, второй, в конце концов мы сдались и провели первый в 2013 году. Получилось неплохо, получилось хорошо, провели второй в 2014. И собираемся проводить — третий, в 2015.
А. Пичугин
— Вы так просто об этом рассказываете, какие-то музыканты, приехали... А я смотрю на состав участников. 2015 год, буквально через две недели — «Мегаполис», «Вежливый отказ», «НедРа», в прошлом году был «Аукцыон», были «Tequilajazzz», переформатированный, конечно...
Прот. Андрей Винник
— И в этом году будет.
А. Пичугин
— Был «Ва-банк».
Прот. Андрей Винник
— Да. Что ж, они и есть музыканты.
А. Пичугин
— Они и есть музыканты, но вы...
А. Митрофанова
— Просто сложно такое количество людей, которые наверняка имеют свой гастрольный график объединить в одно время в одном месте, когда речь идет о каких-то крупных, коммерческих фестивалях это понятная история. Но у вас, я так понимаю, она совсем другая, другое основание. Почему они все так хотят, почему они соглашаются? Ключевые аргументы какие, как вы их зазываете?
Прот. Андрей Винник
— Я спрашиваю: вы хотите участвовать? И они пишут: да. (Смеются.)
А. Митрофанова
— Видимо, важно, кто спрашивает.
Прот. Андрей Винник
— Не знаю. Олег Нестеров, «Мегаполис», мы в электроуглевской больнице причащаем больных, он держит плат у старушек. Он приезжает, помогает. Не для музыки. Так же и Сергей Николаевич Старостин тоже наш прихожанин, так же и другие.
А. Митрофанова
— Они где-то живут рядом?
Прот. Андрей Винник
— Нет. Не знаю почему.
Е. Аркалова
— Москва-Петушки потому что, Электроугли на этом маршруте.
А. Пичугин
— Как без этого.
Прот. Андрей Винник
— В храме, на самом деле, хорошо, тут не сколько заслуга священника, сколько просто атмосфера хорошая, добрая, может, это как-то привлекает, что никто никого не дергает, никто никого не обижает, не цепляет, кто пришел, в чем пришел, как пришел. Может, из-за этого как-то, но все, на самом деле, очень просто, никаких сложностей. Обращаемся к знакомым, они все отвечают — да, мы их приглашаем.
А. Пичугин
— Екатерина, вы подтверждаете?
Е. Аркалова
— Абсолютно подтверждаю. К слову о том, как музыканты едут, надо понимать, что музыканты — это особая компания, которая общается между собой и тоже выступает на фестивалях, поэтому когда они просто добрым словом отзываются о том, как прошел фестиваль, кто его организатор, им становится дико интересно. Видимо, по цепочке...
Прот. Андрей Винник
— Один из путей такой. Сергей Старостин привез нам огромное количество в первый раз выступающих, которые возвращались потом самостоятельно уже второй раз сами.
А. Митрофанова
— Для Электроуглей это, наверное, большое событие?
Е. Аркалова
— Вы знаете, поначалу даже никто не понял. Когда был первый 2013 год, мы очень переживали, что вот уже 12 дня, а народу маловато. И люди просто не верили, что это бесплатно, что это две сцены, что это 10 часов музыки. А потом все-таки дошло. Когда дело близилось к завершению, там было порядка тысяч двух, если не больше людей. Событие действительно большое, на второй поверили, я думаю, что на третий будет еще больше. А это все-таки событие.
Прот. Андрей Винник
— Город очень маленький, город условный.
А. Пичугин
— Недалеко от Москвы.
Прот. Андрей Винник
— 20 тысяч население со всеми окрестностями.
А. Пичугин
— Как добираться до Электроуглей?
Прот. Андрей Винник
— Если ехать в воскресный день, то лучше на электричке. Москва — Петушки с Курского вокзала.
А. Пичугин
— Но тут надо быть осторожным, чтобы не проехать мимо.
Прот. Андрей Винник
— Просто в воскресенье обратно возвращаться будет трудно. Народ с дачи поедет. Если не хотят люди стоять в пробке, лучше на электричке — Горьковское направление.
Е. Аркалова
— «Слезу комсомолки» не пить и можно доехать.
Прот. Андрей Винник
— Пить только «Ханаанские струи» и «Вифлеемский бальзам».
А. Митрофанова
— Это надо записать, рецепт изготовления.
А. Пичугин
— Там все есть.
А. Митрофанова
— Я смотрю ваш сайт, он мне очень нравится. Заголовок «Троица. Все живое», 31 мая. И здесь обозначены ведущие — Тутта Ларсен и музыкальный журналист Андрей Бухарин. Ну Тутта Ларсен — наша коллега по радио, чему мы очень рады, а расскажите, почему такой выбор, на что вы опирались?
Прот. Андрей Винник
— Андрей Бухарин — критик музыкальный, наш хороший товарищ. И Татьяна — наш хороший товарищ.
А. Митрофанова
— Это просто дружеские отношения.
Прот. Андрей Винник
— И музыканты практически все так же. В этом году у нас немного больше музыкантов, с которыми мы не знакомы.
А. Пичугин
— Например.
Прот. Андрей Винник
— Например, у нас в этом году будет первый в истории России концерт эстонской группы "Trad.Attack!".
Е. Аркалова
— Да и в их истории тоже.
Прот. Андрей Винник
— Это эстонский этнический джаз.
Е. Аркалова
— Кто думает, что эстонцы медленные, они это опровергают.
А. Митрофанова
— То есть у них все ритмично?
Е. Аркалова
— Весьма.
Прот. Андрей Винник
— Если на первом фестивале были все люди, которые нам хорошо знакомы, которые играли концерты, приезжали к нам храм в Электроуглях. На втором — несколько групп, с которым мы были не знакомы, а в этом группе будет группы 4 или 5, с которыми мы не знакомы. Это хорошо. Потому что музыкант он общается с большим количеством людей, он влияет на большое количество слушателей. И то, каково его отношение к христианству, к вере влияет на тех, кто его слушает.
А. Митрофанова
— Для вас это принципиальный вопрос — отношение к христианству? Когда вы зовете кого-то.
Прот. Андрей Винник
— Нет-нет-нет. Для нас важно до людей донести, до тех, кто смутно себе представляет, что такое христианство, чтобы они потом это ретранслировали в своих песнях.
А. Пичугин
— Давайте об этом потом подробнее поговорим. А сейчас музыку послушаем.
Е. Аркалова
— Давайте.
А. Пичугин
— А что будем слушать?
Е. Аркалова
— Будем слушать «Мегаполис», это одни из наших хедлайнеров, они уже второй год будут выступать, второй раз, они в 13 году первый раз выступали. И их такой хит — «Супертанго».
А. Пичугин
— Отличная песня, очень её люблю. Олег Нестеров «Супертанго».
А. Пичугин
— Итак, друзья, напоминаю, что протоиерей Андрей Винник, Екатерина Аркалова, организаторы музыкального фестиваля «Троица», которая уже 31 мая пройдет Электроуглях. И говорим, конечно, о фестивале.
Мне кажется, музыканты сами любят формат опен-эйра, можно приехать в неформальной обстановке потусить. «Пустые холмы» в свое время когда-то задали хорошее направление...
Е. Аркалова
— Полевая кухня, ярмарки, общение.
Прот. Андрей Винник
— Очень хочется праздника и очень редко мы можем в нем поучаствовать. Либо — официоз, только называется праздник, либо — пьянка, гулянка и с детьми отдохнуть, попраздновать на этом празднике очень сложно. А в Церкви — это богослужение. Веселье там трудно куда-то воткнуть, общение, веселье, в самом храме это невозможно. И так как некуда пойти в праздник, мы сделали, чтобы нам самим было куда пойти в первую очередь и нашим друзьям в городе. Цель не столько миссионерская в этом фестивале, хотя и это тоже есть, чтобы не боялись Церкви люди, чтобы понимали, что такие же люди, так же умеющие радоваться жизни, грустить. Но главная цель — дать пример, как праздновать престольный праздник. Чтобы люди, все наши друзья могли в нем поучаствовать.
А. Пичугин
— А храм Троицкий, да?
Прот. Андрей Винник
— Это престольный праздник, да. Поэтому после богослужения мы все идем на поляну, где этот фестиваль...
А. Митрофанова
— К полевой кухне и сцене.
Е. Аркалова
— К пруду.
Прот. Андрей Винник
— Там пруд, там липовый парк.
А. Митрофанова
— А купаться можно в этом пруду?
Прот. Андрей Винник
— Можно.
А. Митрофанова
— Серьезно?
Прот. Андрей Винник
— Да. Там есть пляж... Самое главное — везите побольше детей. Потому что у нас будет при фестивале большая детская площадка, с кучей мастер-классов, с кучей разных интересных...
А. Митрофанова
— А каких мастер-классов?
Прот. Андрей Винник
— Будет мастер-класс по духовым старинным инструментам, дети будут дуть в разные дуделки.
А. Пичугин
— Я угадаю, Сергей Старостин его будет проводить?
Прот. Андрей Винник
— Нет.
А. Пичугин
— Не угадал.
А. Митрофанова
— Слушайте, это же красиво.
Прот. Андрей Винник
— Это красиво, будут люди учить детей, там будут и настольные игры, подвижные игры и батуты. Все это ограждено, дети не потеряются и должно быть очень весело, детская площадка — это один из наших приоритетов, которой мы гордимся.
А. Пичугин
— Вы так просто рассказываете — захотели, провели. Вот мы узнаем, что есть какая-то детская часть. Все равно, чтобы привести в город такое количество музыкантов и собрать несколько тысяч человек, все равно организационные трудности наверняка есть. Здесь же и взаимодействие с правоохранительными органами, с городскими властями, с областными, с епархией.
Прот. Андрей Винник
— У нас с городскими властями, Слава Богу, все замечательно. Городские власти помогают в проведении этого фестиваля, потому что праздник общегородской, мы рассчитываем, что семь тысяч пройдет в этом году через фестиваль, в прошлом — пять тысяч прошло. А город, городская администрация, наш глава администрации Юрий Владимирович Бусов очень здорово помогает. Он согласовывает вопросы с правоохранительными, пожарными и со всеми такими техническими моментами. Он помогает арендовать одну из сцен, из каких-то городских фондов, на это рассчитанных. Поэтому сложностей больших нет. Нас, организаторов, человек десять. Кто-то отвечает за миссию на фестивале...
А. Митрофанова
— А что это значит, как это?
Прот. Андрей Винник
— Человек делает альманах, газету, которую он делает специально к фестивалю. Это специализированный номер, который он будет раздавать, о котором он будет говорить, во-вторых, точки миссионерские, которые мы тоже третий год будем ставить, будут оживление, споры, дискуссии проходить. Есть человек, который отвечает за тайминг...
Е. Аркалова
— За лайнап, набор артистов. У нас много народу, собираются вечером после службы по субботам и каждый занимается своим делом. Кто-то туалеты арендует, кто-то логистику, подвоз, привоз...
А. Митрофанова
— И все это на добровольных началах?
Прот. Андрей Винник
— Да.
Е. Аркалова
— Добровольно, бесплатно и большой компанией.
Прот. Андрей Винник
— Цель — провести хороший праздник.
А. Митрофанова
— Хорошо.
А. Пичугин
— Так что давайте слушать музыку.
Е. Аркалова
— У нас на очереди, наверное, Тинави. Это замечательный российский инди-поп. Несколько участников из разных групп объединились. Евгений Федоров, Инна Желанная, «Мельница»...
Прот. Андрей Винник
— Группа, собравшая лучших, наверное, музыкантов на данный момент.
А. Пичугин
— Группа "Tinavie", а песня — ?
Е. Аркалова
— «Письма из космоса».
А. Митрофанова
— Еще раз добрый вечер, дорогие слушатели. Алексей Пичугин, я — Алла Митрофанова. И здесь в студии радио «Вера» в программе «Светлый вечер» мы говорим с протоиереем Андреем Винником и Екатериной Аркаловой, организаторами фестиваля «Троица». Я так понимаю, что много народу собирается, около 7000 человек. И все это бесплатно?
Прот. Андрей Винник
— Ну где вы видели платный престольный праздник?
А. Митрофанова
— Это, на самом деле, очень приятно, что фестиваль с музыкантами такого уровня как «Мегаполис», «Зорге» абсолютно будет доступен для всех, можно приходить с детьми, я так понимаю, что будет отдельная программа для детей.
Прот. Андрей Винник
— И к ним приходят музыканты и с детьми фотографируются, играют, что-то и поют вместе. Маша Макарова детей подняла на детской площадке, на раз.
Е. Аркалова
— Она их и на сцену подняла.
А. Пичугин
— Отец Андрей, вы говорили про миссию.
А. Митрофанова
— Вот с этого момента поподробнее, потому что может возникнуть ощущение, что это бесплатный сыр, который бывает в мышеловке. Сейчас мы туда придем и нас будут обращать во что-то.
А. Пичугин
— Или будет священник выходить на сцену, говорить «Дорогие братья и сестры... Сегодня 31 мая...»
Прот. Андрей Винник
— Этого достаточно в храме, второй раз зачем повторять одно и то же. А что касается миссии, она не навязчива. Это не сектантский вариант, но Троица — это праздник миссии, в первую очередь, это день, когда христианство стало понятно многим.
А. Митрофанова
— День рождения Церковь называется еще...
Прот. Андрей Винник
— Люди заговорили на языках, которые были понятны окружающим. Музыка — тоже язык. На этом языке на Троицу в первую очередь стараемся донести что-то светлое, доброе до людей. И в день Троицы не воспользоваться возможностью свидетельствовать о Христе нельзя. Есть такой лоток, миссионерский лоток, вокруг которого все происходит, оживленные диспуты, дискуссии, где раздается наш альманах, апологетический, миссионерский, называется «Приход».
А. Митрофанова
— А какие диспуты и дискуссии, на какие темы? Вы продумываете или готовите?
Прот. Андрей Винник
— Все материалы в этом альманахе, он выходит не только к фестивалю, он выходит ежемесячно, они все полемической направленности: роль женщин в христианстве...
А. Митрофанова
— Это полемическая направленность, вы считаете?
Прот. Андрей Винник
— Конечно.
А. Митрофанова
— Не определена раз и навсегда она?
А. Пичугин
— Вот Алла Сергеевна уже начала полемизировать.
А. Митрофанова
— Смеется. Ждите меня на вашей точке.
Прот. Андрей Винник
— Ждем.
А. Митрофанова
— Да нет, я с гораздо большим удовольствием послушаю умных людей.
Прот. Андрей Винник
— Да нет, много полемических тем, от церковно-славянского языка до Священного Писания, на каждой странице можно найти вопросов для неудомения. Дискуссии достаточно живо и ненавязчиво у нас это выглядит. Есть у нас два человека, которые любят этим заниматься и умеют. Они же проводят у нас обычно по субботам миссионерские беседы у нас в храме. Поэтому опыт общения с людьми внешними у них очень большой.
А. Пичугин
— А вы замечали, после фестивалей приходят к вам храм люди, говорят: «Мы заинтересовались, действительно Церковь проводит, мы привыкли, что в Церкви все по-другому, а оказывается, у вас все так здорово — и музыка, и музыканты, и фестиваль, мы бы хотели поучаствовать в вашей церковной жизни». Не было такого?
Прот. Андрей Винник
— Таким прямым текстом никто не говорил, но что заметил после того, как эти концерты начали проводить — то, что бояться меньше стали священника молодые люди, студенты.
А. Пичугин
— Что вы вкладываете в понятие «бояться»?
Прот. Андрей Винник
— Если раньше они испуганно здоровались издалека и старались быстрее прошмыгнуть, то сейчас они задают какие-то вопросы, подходят...
А. Митрофанова
— О музыке?
Прот. Андрей Винник
— Нет, не о музыке, о жизни, о Церкви, о каких-то таких вещах... Они перестали бояться священников.
Е. Аркалова
— Да. И потом можно посмотреть, у нас есть волонтеры, которые помогают нам организовывать арт-площадку, строить...
Прот. Андрей Винник
— Кать, ты перестала бояться?
Е. Аркалова
— Да я и не боялась, честно говоря.
Прот. Андрей Винник
— А.
Е. Аркалова
— И людей, молодых ребят в разы стало больше. Они с интересом, с энтузиазмом приходят, не просто «я хочу в фестивале поучаствовать». Они приходят в храм, они принимают участие в наших собраниях организаторских. Это не значит, что мы сейчас вас через концерт... А они сами заинтересовываются и потом понимают, что ничего страшного и чего-то такого ужасного здесь нет, наоборот — это все объединяет.
Прот. Андрей Винник
— Много люди, которые благодаря фестивалю подтянулись в орбиту храмовую, которые потом стали к церковной жизни приобщаться. Но чтобы они так сказали, что из-за фестиваля, из-за музыки — такого не было. На грядущем фестивале у нас одних молодых архитекторов человек 20 взяли отгулы и приезжают готовить арт-площадки, за неделю до фестиваля берут отгул у себя на работе, чтобы бесплатно украсить поляну.
Е. Аркалова
— Это им тоже интересно, они же защищают проекты, а это им тоже хорошо.
Прот. Андрей Винник
— Мы проводим конкурс на малые архитектурные формы, в Интернете, он, правда, сейчас уже завершился: люди делают скамейки, арт-объекты и все это устанавливается там, на площадке, в поле.
А. Митрофанова
— Слушайте, а эти архитекторы, вы их где нашли?
Прот. Андрей Винник
— Они сами нашлись. Они приехали на первый фестиваль, двое из них приехали в качестве зрителей, а потом они подтянули всех остальных.
Е. Аркалова
— Да, у нас есть конкурс на арт-лужайку под проекты лавочек, мест для отдыха, они присылают заявки и приезжают, сами делают.
А. Пичугин
— Екатерина, а вы общаетесь со СМИ в рамках подготовки фестиваля...
Е. Аркалова
— Я и со СМИ общаюсь, в том числе.
А. Пичугин
— А как наши коллеги журналисты реагируют на фестиваль?
А. Митрофанова
— Еще один фестиваль...
Е. Аркалова
— На удивление реагируют. Я подумала в прошлом году, что журнал и портал Афиша, они нас как-нибудь обойдут мягонько, ну мы не модные...
Прот. Андрей Винник
— Мы — не хипстеры.
Е. Аркалова
— Но они не обошли.
А. Митрофанова
— А что написали?
Е. Аркалова
— Они написали анонс обычный, который я им сама прислала, но они его опубликовали — это уже большая радость. И плюс ко всему, на удивление, приехали журналисты, заявки на аккредитацию бросали из 8 порталов, разных самых, от музыкальных, околомузыкальных, околокультурных до экстремального журнала о спорте, есть там колоночка о музыке, о культуре. И они очень рады. Люди, от которых не ждешь, они говорили, как здорово, наконец-то, появляется истинно русское свое.
А. Митрофанова
— Давайте послушаем что-нибудь свое.
Е. Аркалова
— А мы не свое послушаем...
А. Пичугин
— Я так понимаю, что мы как раз сейчас эстонцев будем слушать.
Е. Аркалова
— Группа “Trad.Attack!”, они опровергают все мысли, что эстонцы медлительные и безэмоциональные. Я думаю, что стоит послушать, песня со сложным названием...
А. Митрофанова
— Куикенне, я его выговорила!
(звучит песня)
А. Митрофанова
— Я так понимаю, что одна из ваших задач привозить новых исполнителей и знакомить с ними российскую публику, как это в случае с этими эстонскими ребятами...
Прот. Андрей Винник
— Это не наша задача, это так получается, мы перед собой таких задач не ставим.
Е. Аркалова
— Мы собираемся, я стараюсь постоянно быть на волне, вообще люблю музыку и всегда ею интересовалась, если появляется что-то новое и не заезженное, я стараюсь это все преподносить до организаторов тоже. Мы это обсуждаем, все что-то предлагают, в итоге рождается истина.
А. Митрофанова
— У вас получается коллективный мозговой штурм, вот это берем, это не берем.
Прот. Андрей Винник
— Нас собирается 10 человек, у каждого свой вкус, у каждого свое место в организации фестиваля.
А. Митрофанова
— У каждого есть право слова?
Прот. Андрей Винник
— Есть у каждого, кто является организатором. И из общего рождается состав участников. Эстонцев мы не ставили себе задачу — давайте именно эстонцев, давайте кого-нибудь из-за границы. Есть знакомые директора групп, есть знакомые промоутеры, которые живут там и привозят сюда группы, они к нам уже несколько раз привозили, они сватают своих знакомых в Электроугли, нам было предложено...
Е. Аркалова
— У нас сербы выступали «Бело Платно», у нас замечательные поляки выступали... Это все...
Прот. Андрей Винник
— Индусы какие прекрасные были...
Е. Аркалова
— Группа «Индолучия». Это такой джаз опять же...
Прот. Андрей Винник
— На возвышении сидят два индуса, у одного ударник, у другого ситар, а ниже возвышения сидят два европейца, у одного ударник обычный, а другого гитара. И начинается мелодия на гитаре и на ударнике, а потом эта мелодия продолжает развиваться на ситаре и на индийских барабанах, они хотят показать корни гитары, которая появилась из ситара с приходом цыган в Испанию. А все это вместе объединяет отдельный джазовый пианист, перекликаются индийские инструменты с инструментами европейскими, а пианист это все соединяет воедино.
А. Пичугин
— Слушайте, как круто, сейчас закончится эфир, пойду искать.
Прот. Андрей Винник
— Индиалусия...
А. Пичугин
— А есть ли какая-то конкуренция между организаторами опен-эйров. Начинается лето, начинаются фестиваля... Троица, Дикая мята...
Прот. Андрей Винник
— «Дикая мята» — отличный фестиваль...
А. Митрофанова
— Трехдневный.
А. Пичугин
— Может быть, я не прав, но мне кажется, что все они выросли из тех знаменитых пустых холмов каким-то образом.
Прот. Андрей Винник
— Я никогда не был на «Пустых холмах», то, что до меня доходило от музыкантов о «Пустых холмах», оно было не очень. Может быть, это уже закат был.
А. Пичугин
— Но нет ли какой-то конкуренции? Я понимаю, что все в разное время проходит. Вы дружите с организаторами той же «Дикой мяты»?
Е. Аркалова
— Мы не друзья, не враги, мы друг друга не знаем. У нас никогда не было задачи переплюнуть кого-то.
Прот. Андрей Винник
— Пусть цветут все цветы. Мао Дзе Дун...
А. Митрофанова
— Я, кстати, согласна, с точки зрения зрителя — это как раз хорошая возможность побывать и там, и здесь, и везде. И обогатить свое представление о современной музыке. Прот. Андрей Винник
— Мы некоммерческий проект, мы делаем праздник для тех, кто хочет в этом празднике участвовать, поэтому мы ни с кем не конкурируем.
А. Пичугин
— Но это очень классно, то, что получается и происходит, и дай Бог, будет происходить. Кстати, насчет «будет происходить», у вас нет желания или, по крайней мере, каких-то планов выйти за пределы города? Может быть, двухдневный сделать фестиваль неподалеку от Электроуглей.
Прот. Андрей Винник
— Есть-есть, были такие планы, просто побоялся в этом году делать в связи с экономической такой ситуации, побоялся, что денег не найдем. Конечно, двухдневный лучше было бы. Мы бы могли бы сделать Литургию миссионерскую, вынести туда престол переносной, служить службу с пояснениями, потому что проще прийти к людям, чем затащить людей, объяснить... Я бы хотел третью сцену поставить, метров в ста от основных...
А. Митрофанова
— У вас большая поляна такая?
Е. Аркалова
— У нас поле. У нас лес и поле.
А. Пичугин
— Я никогда не был в Электроуглях...
Прот. Андрей Винник
— Поле — это то, которое мы планируем когда-то для двухдневного фестиваля. А здесь — липовый парк в центре города.
Е. Аркалова
— А городок сам — небольшой, зеленый и название свое совсем не оправдывает...
А. Митрофанова
— Да, название такое, что... Бывает, услышишь Суздаль, Мышкин...
Прот. Андрей Винник
— А мы маскируемся.
А. Митрофанова
— А вы не открываете сразу все...
А. Пичугин
— Два соседних города — Электросталь и Электроугли.
Прот. Андрей Винник
— Есть еще Электрогороск...
А. Митрофанова
— Я смотрю на список исполнителей, которые у вас будут, честно признаюсь, знаю далеко не всех. Вот к примеру... «Нью Лукс», такой коллектив, который играет джаз, у вас на сайте написано, что они разгромили тезис о том, что джаз — это унылая музыка для консерваторских зануд, на сцене парни чувствуют себя королями вечеринки. У вас джаз — одно из направлений?
Е. Аркалова
— В этом году так сложилось.
Прот. Андрей Винник
— Вообще, цель, чтобы были представлены все жанры, все живое.
Е. Аркалова
— Кроме ужаса какого-то.
А. Митрофанова
— А критерии какие?
Прот. Андрей Винник
— Шансон и попса, их и так много где можно услышать.
А. Пичугин
— Я читал в одном из интервью, что если бы вам предложили несколько попсовых групп, вы бы их позвали, посадили попить чайку, но на сцену бы не пустили.
Прот. Андрей Винник
— Это мой вкус, тут ничего не сделаешь, мне не нравится такая музыка. Если лично я...
А. Пичугин
— Ну и странно бы это смотрелось в окружении «Мегаполиса», «Недр», «Вежливого отказа»...
Е. Аркалова
— Я думаю, это было бы странно в связи даже с престольным праздником...
Прот. Андрей Винник
— Их и так везде много, они не нуждаются в том, чтобы их знакомить людей, тех. Кто нуждается, кого нет в ящиках, пусть они будут.
А. Митрофанова
— А как ваши музыкальные вкусы формировались?
Прот. Андрей Винник
— Лично у меня.
А. Митрофанова
— Отец Андрей, лично ваши меня особенно интересуют, все-таки уже делитесь вашим музыкальным прошлым, расскажите, как все было на самом деле.
Прот. Андрей Винник
— Музыкальное прошлое — громко сказано. Все 80-е годы был тогда тинэйджером, все прошли через рок-группы, все устраивали свои группы, все пытались на чем-то играть, у нас была панк-рок группа, называлась «Кузькина мать».
А. Пичугин
— А где это было?
Прот. Андрей Винник
— В Электроуглях же и было. Недолго меня хватило. Буквально после полгода, как мы эту группу создали, я понял, что Бог есть. Из личного опыта, храмовая жизнь...
А. Митрофанова
— А это оказалось не совместимо?
Прот. Андрей Винник
— На тот момент нет. Не совместимо. Панк — это бунт, протест, а Церковь — это мир и любовь.
А. Пичугин
— А тем не менее, какие-то панки могут выступить у вас?
Прот. Андрей Винник
— Конечно. У нас выступали наши, православные панки, группа «Рыба».
А. Митрофанова
— То есть получается, что совместимо?
Прот. Андрей Винник
— Для кого-то да, для кого-то нет, для меня оказалось не совместимо. Есть такие вещи, которые для человека не приемлемы. Я, например, раньше мог охотиться до прихода в храм, а когда пришел в храм, понял, что будет нужда в еде, я пойду на охоту, нет необходимости, я могу купить, зачем убивать животных для удовольствия. Это не является грехом, если человек охотится, мне претит, так же...
А. Митрофанова
— Это вопрос личного выбора.
Прот. Андрей Винник
— Да. Какого-то вкуса внутреннего.
А. Митрофанова
— Екатерина, а у вас как с музыкальным прошлым?
Е. Аркалова
— У меня с музыкальным прошлым... Нет, у меня есть электронный проект, он совсем неформатный. Но вообще, я всегда увлекалась музыкой, еще с институтской поры, если не со старших классов, и постоянно мониторила, постоянно общение было в этом музыкальном кругу, отсюда, наверное, какая-то часть знакомств, как-то формировалось. Вот он есть, мой личный музыкальный вкус сложившийся. Да, без попсы и шансона, ну и ладно, ну и хорошо.
А. Пичугин
— Спасибо. Нам уже заканчивать пора, к сожалению.
А. Митрофанова
— Что слушать будем?
А. Пичугин
— Напоследок, расскажите, как добраться до города Электроугли и до фестиваля.
Прот. Андрей Винник
— Если на машине, то по Горьковскому шоссе, по Насавихинскому, по Егорьевскому шоссе, 20 километров от Москвы, город Электроугли.
А. Пичугин
— Все дороги ведут...
Прот. Андрей Винник
— Все дороги ведут туда. Если на электричке — Горьковское направление, Курский вокзал, Электроугли.
А. Пичугин
— А в городе?
Прот. Андрей Винник
— Там либо пешком пройти 15 минут, либо машина 40 минут.
А. Пичугин
— В навигаторе что нужно забить?
Прот. Андрей Винник
— Улица Парковая, 14. Вообще, я бы всем посоветовал выходить на сайт, там сетка расписания, кто когда выступает, потому что не всем все интересно. Мы так расписали, чтобы и бабушки нашли для себя какие-то интересные момент, и подростки, и взрослые люди. Поэтому расписание, кто когда выступает, как проехать, схема проезда, все наши потребности в волонтерах, в помощи какой-то, все это есть на сайте — http://3fest.ru
А. Митрофанова
— Кого мы сейчас послушаем?
Е. Аркалова
— Мы послушаем Дашу Шульц. Это девушка из Питера, девушка с гитарой, которая покорила сердца меломанов года два назад. Начинала она просто с каверов на какие-то известные европейские вещи, а потом начала свои очень лиричные, милые, теплые композиции. Сейчас стоит послушать, называется «Для него», на самом деле, песня о Боге.
А. Пичугин
— Даша Шульц, композиция «Для него». А мы напоминаем, что фестиваль «Троица», который 31 мая пройдет в подмосковном городе Электроугли, сегодня в нашем эфире представляли Екатерина Аркалова и протоиерей Андрей Винник, организаторы этого мероприятия. Алла Митрофанова, я — Алексей Пичугин. Спасибо, до свидания.
А. Митрофанова
— Всего доброго.
Е. Аркалова
— Всего доброго. Спасибо вам.
Прот. Андрей Винник
— Храни Господь.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов