Светлый вечер с прот. Генадием Героевым и Алексеем Новгородовым (11.08.2015) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Светлый вечер с прот. Генадием Героевым и Алексеем Новгородовым (11.08.2015)

* Поделиться

прот. Геннадий Героев и Алексей НовгородовУ нас в гостях были клирик московского храма Иоанна Воина протоиерей Геннадий Героев и полковник полиции, кавалер четырех орденов мужества Алексей Новгородов.
Наша встреча состоялась накануне дня памяти мученика Иоанна Воина. Разговор шел о подвиге этого святого, о мужестве и страхе, о противостоянии злу и о воспитании внутренней силы.

Ведущая: Лиза Горская

В программе упоминается организация "Исламское государство", признанная экстремистской и запрещенная на территории Российской Федерации. 

Л. Горская

— Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире программа «Светлый вечер». С вами в студии Лиза Горская. И сегодня у нас в студии два гостя — клирик храма Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Геннадий Героев. Здравствуйте, отец Геннадий! И полковник милиции, кавалер четырёх орденов Мужества Алексей Новгородов.

А. Новгородов

— Здравствуйте!

Л. Горская

— Скажите, вы ведь не в отставке же полковник?

А. Новгородов

— Нет, пока ещё служащий.

Л. Горская

— Я тогда поосторожней буду! Мы приветствуем наших слушателей накануне дня памяти Иоанна Воина. Я думаю, что это сейчас всем разом объяснило, почему мы с вами собрались именно в таком составе. Мы бы хотели поговорить о жизни, о судьбе этого святого не абстрактно и удалённо во времени, а приблизительно к нашей современной жизни, потому что тема геройства, тема мученичества даже, она вечна, она никуда не исчезает. Я, когда стала готовиться к сегодняшней программе, вспомнила один случай, который со мной произошёл. У меня когда-то, лет 15 назад, прошу прощения, украли сумку. И какая-то тётенька мне сказала: «Ты не переживай, ты езжай на Якиманку, там есть такой храм Иоанна Воина. И вот ты там свечку поставь, сумка обязательно найдётся!» Это такая странная вещь. Вот в этой плоскости я хотела поговорить о том, насколько это вообще правильно — так относиться к храму. Всё-таки это, наверное, не стол заказов — свечку поставь и сумка найдётся? А с другой стороны, почему именно к Иоанну Воину обращаются? Что такого в его житии привело к тому, что он именно так запомнился и в таком виде представлен в народной памяти? И правильно ли это? Извините, надеюсь, что не слишком путано я сказала.

Прот. Геннадий Героев

— Нет-нет, всё понятно. Вопрос понятен. Вы знаете, святой, на самом деле, удивительной жизни. О нём нет достаточно обширных сведений в его житии, сведения достаточно скудные по современным меркам.

Л. Горская

— Но при этом его все помнят и знают.

Прот. Геннадий Героев

— Да, при этом он святой древней Церкви — он жил во второй половине четвёртого столетия, был начальником гвардии армии Юлиана Отступника — римского императора. И после того, как он реально оказывал содействие, помощь тайнам христианам, предупреждая их об опасности, в частности, чтобы они избегали облав, всякого рода нападений и преследований...

Л. Горская

— Хотя он был призван, собственно, этими облавами и заниматься.

Прот. Геннадий Героев

— Да. Он был, скажем современным языком, тайным осведомителем этих христиан, которые скрывались многие или были в каком-то подполье, говоря по-современному. И перед тем, как императорская гвардия совершала набеги на те или иные селения, в которых объявлялось энное количество христиан для того, чтобы их привести, так сказать, к вере истинной — по понятиям Римской империи, — Иоанна Воин умел предупредить о грядущих нашествиях жителей этих сёл, которые могли кто скрыться, кто поберечься и так далее. То есть он был вот таким тайным осведомителем. Мало того, он сам посещал многих заключённых в темницах и оказывал им всяческое содействие, даже не только христиан. Есть сведения, как пишут в литературе древнерусской, что он посещал не только христиан, потому что они христиане, а и всех тех людей, которых преследовали, которым не оказывали помощь, содействие, милость. Потому что он был милосердным прежде всего.

Л. Горская

— А что бы ему могло быть, если бы император Юлиан, например, узнал, что он в тюрьмы ходит к христианам и им сочувствует?

Прот. Геннадий Героев

— И вот в конечном итоге произошло то, что произошло. Потому что Юлиану донесли об этом. Иоанн Воин был заключён в темницу, пребывал там, по сведениям, три года. И только после убийства самого Юлиана, который был убит в боях с персами, вот только тогда Иоанн Воин был освобождён.

Л. Горская

— Почему его сразу не казнили, как это происходило с большинством христиан?

Прот. Геннадий Героев

— Потому что, по тем же житийным сведениям, у него были обширные связи, потому что он был знатным человеком и, находясь на таком посту начальника гвардии, он оброс, как сейчас бы сказали, связями. Поэтому у него были заступники, в том числе при императорском дворе.

Л. Горская

— У Иоанна Крестителя тоже были заступники.

Прот. Геннадий Героев

— Да, но судьба его, я бы сказал, намного жёстче — мы все видим на полотнах художников отрубленную голову Иоанна Крестителя. С Иоанном Воином этого не произошло. Мало того, он называется мучеником не потому, что он умер, он физически не умер и не пострадал, жил довольно долго. Никто не знает, сколько он жил, но он прожил долгую жизнь. Дата его кончины не известна, всё очень приблизительно. Но известно, что вскоре после погребения, в церкви Иоанна Богослова в Константинополе от его мощей по молитвам к нему, как заступнику, происходили массовые чудеса и обращение в христианство, на основе прежде всего тех чудес, которые являли уже его мощи.

Л. Горская

— А какого рода чудеса?

Прот. Геннадий Героев

— Почему он считается заступником всех страдающих, обездоленных? И вообще, ведь это помощник прежде всего, так сложилось, в скорбях и обстояниях, в различных жестоких обстояниях, которые в жизни встречаются очень часто, особенно, я бы сказал, в нашей стране. Вот в нашей стране Иоанн Воин особо почитаем, в большей степени, чем в греческих землях, кстати говоря. На Украине, например, Иоанн Воин почитался издревле, на территории современной Украины. Потому что в Софийском соборе в Киеве — древнейшем храме Древней Руси — была икона Иоанна Воина, на которой был написан кондак. На этой иконе был внизу, под иконой, кондак.

Л. Горская

— Кондак это что?

Прот. Геннадий Героев

— Кондак — это славословие святому, которое исполняется при богослужении. То есть это особая такая богослужебная часть, песнь, которую, как правило, знали наизусть и пели её. И поэтому Иоанн Воин — древнейший святой, который пришёл на эту землю! И считается, что он покровитель вот этих обидимых, угнетённых, обиженных. С чем это связано? Наверное, с тем, что, прежде всего, история нашей Родины — это история достаточно скорбная: скорби, несчастья, нашествия иноплеменников...

Л. Горская

— Вы знаете, там хорошо, где нас нет!

Прот. Геннадий Героев

— Да. Но всё-таки история России — это история скорбей, без всякого сомнения! История народа нашего — это история скорбей. Иоанн Воин особенно близок человеку в скорбях.

Л. Горская

— Знаете, я с вами тут всё-таки поспорю! А история африканского народа тоже переполнена скорбей. А сейчас их там вообще никто бедных не считает...

Прот. Геннадий Героев

— Вы знаете, что поразительно? Что всё-таки Россия уже должна была давно оторваться от уровня Африки по уровню скорбей, потому что всё-таки мы давно себя причисляем к европейской цивилизации, к европейским народам.

Л. Горская

— Я скорее сказала, чтобы вас спровоцировать, потому что, действительно, на мой взгляд, жизнь человеческая...

Прот. Геннадий Героев

— Не лишена скорбей. Любая жизнь человеческая. Но количество скорбей в России явно превосходит количество скорбей в Люксембурге, я вам скажу честно.

Л. Горская

— Количество скорбей на квадратный метр?

Прот. Геннадий Героев

— Да, на квадратный метр, без всякого сомнения!

Л. Горская

— Но там, наверное, какие-то другие скорби, в Люксембурге.

Прот. Геннадий Героев

— Вы знаете, хотелось бы, чтоб скорби наши хоть немножко уменьшились, по сравнению со скорбями... Это очень сложная тема. И поэтому Иоанн Воин до сих пор близок нашему народу, потому что он отвечает их чаяниям, их нуждам, их скорбям, ещё раз подчёркиваю. А почему? Потому что обиженных людей масса. Масса людей, которые чувствуют себя обиженными. Я вот, как священник, могу свидетельствовать, что обида — это одно из греховных состояний современного общества. Люди приходят на исповедь, они много говорят о чём, а потом спросишь: «А вы обижены?» Говорят: «Да, обижена на соседку, обижена на сестру!» Дети иногда говорят, что обижены на родителей.

Л. Горская

— Главное, чтоб не Богом обижены!

Прот. Геннадий Героев

— Но на Бога тоже бывают обижены. Обижены на Небо, я бы сказал, на свою судьбу, которая у человека не сложилась, не складывается. А как он эту обиду может выразить? Обида не конкретная — он не может обвинить кого-либо в своём несчастье, он обижается на Небо. Поэтому косвенно виноват Бог, понимаете?

Л. Горская

— На Небо, ещё вариант — на детей иногда.

Прот. Геннадий Героев

— Понимаете, вот 98% людей, которые даже не осознают это, они на что-то или на кого-то обижены.

Л. Горская

— А откуда, кстати, эта пословица, что на обиженных воду возят?

Прот. Геннадий Героев

— Это очень верная пословица, потому что от обид надо избавляться. Любой врач вам скажет и психолог, и психиатр скажет вам, что обиженный человек и болеет по-другому. Потому что есть болезни, связанные с обидами. Конечно, не обидчивый человек тоже болеет, но это болезни совершенно другого рода.

Л. Горская

— А какого рода болезни, связанные с обидами?

Прот. Геннадий Героев

— Понимаете, обида — это прежде всего желчь, это желчность характера, это бесконечное уныние и некоторое такое самоедство, настороженность, подозрительность. И много чего есть, связанного с обидами. Обиды нас разрушают, обиды разрушают человеческий организм.

Л. Горская

— Я бы добавила, что они ещё заставляют человека смотреть в прошлое, а он должен жить настоящим.

Прот. Геннадий Героев

— Мало того, он должен ещё и верить в будущее, потому что человека питает надежда, без надежды не бывает полноценной жизни. Человека питает надежда! Если этой надежды нет, то эта обида только усугубляется и она ещё более разрушает.

Л. Горская

— Уважаемые радиослушатели, отец Геннадий только что сказал, что 98% из вас осознанно или не осознанно на кого-то обижены, мы просим вас разобраться в этом вопросе и как можно скорее его решить, и быть здоровыми и счастливыми!

Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире программа «Светлый вечер». Сегодня, накануне дня памяти святого Иоанна Воина, мы говорим о нём и ещё много о чём. Я бы хотела задать вопрос второму нашему гостю — Алексею Новгородову...

А. Новгородов

— Я возвращаюсь к вашей сумочке...

Л. Горская

— Украденной в начале программы!

А. Новгородов

— Да, украденной в начале программы. Вы пошли сразу в храм Иоанна Воина...

Л. Горская

— Нет, признаюсь, что я не пошла.

А. Новгородов

— Вам порекомендовали пойти в храм Иоанна Воина, который находится на Якиманке. Это самый ближайший храм к Министерству внутренних дел. Лучше бы вам посоветовали пойти в Министерство внутренних дел, где работают профессионалы и специалисты по поиску как сумочек, так и любых пропавших вещей и людей, вообще, специалисты по раскрытию преступлений. Поэтому здесь вот какая-то связь такая есть и с вашей сумочкой. Я перед передачей посмотрел сайт, сам задавался вопросом, но и не только я. В интернете такая беседа была — кто является покровителем правоохранительной структуры. Такие есть мнения, что Георгий Победоносец. Но Георгий Победоносец — это покровитель всех воинов. И в конце концов, всё-таки и на сайте, и отец Геннадий подтвердит вот эти слова, что Иоанн Воин всё-таки ближе всего и по своим деяниям, и по своему... Он покровитель именно правоохранительной структуры.

Л. Горская

— А не смущает, что он при этом ослушался прямого распоряжения собственного руководства, будучи начальником в своё время правоохранительной структуры?

А. Новгородов

— Вопрос такой провокационный!

Л. Горская

— Конечно!

А. Новгородов

— Правоохранительная структура существует для того, чтобы быть в помощь людям, она защищает именно чаяния людей. Сама структура создана для того, чтобы защищать чаяния людей. И если идут гонения на людей, то это не правоохранительная структура.

Л. Горская

— Это сумасбродство?

А. Новгородов

— Ну, слово какое-то не совсем...

Л. Горская

— А что это? Это же чьими-то руками делается и чьё-то распоряжение исполняется? В данном случае император Юлиан Отступник дал распоряжение.

А. Новгородов

— Ну, раз у нас верующая программа, оно, во-первых, не богоугодное. Второе, оно не на помощь людям и не в угоду людям. Вообще, вся система и вся наша жизнь строятся на том, чтобы людям где-то было утешение — у вас украли сумочку, вам её должны найти. Если даже вам её не нашли, вы должны найти утешение в храме и так далее, и тому подобное.

Л. Горская

— А у меня в храме её и украли!

Прот. Геннадий Героев

— Да, кстати говоря, и в храме бывают кражи!

Л. Горская

— Особенно в храме, потому что там люди расслаблены, а мошенникам всё нипочём.

Прот. Геннадий Героев

— Да, совершенно верно! Сейчас очень много людей, которые специально ездят по Кольцевой линии метро, потом они выискивают храмы, которые поближе к метро, ищут, когда человек немного отвлёкся, рассеян, молится, а сумочку поставил рядом...

Л. Горская

— У меня так и было.

Прот. Геннадий Героев

— У всех, кто приходит в храм, разные намерения. Знаете, не все люди приходят молиться в храм.

Л. Горская

— Да-да, у меня так и было! Был Крещенский сочельник, я пришла на Всенощную, стояла в очереди на исповедь. А понятно, что масса народу, идёт поток людей, которые, может быть, два раза в год ходят в храм — за Крещенской водой и за куличами. И поэтому не обращаешь внимания, что кто-то прошёл, кто-то толкнул, это нормально. Я в какой-то момент бац, пришла в сознание, а сумки нет!

А. Новгородов

— Во все века, естественно, были и воры, и казнокрады. И преступления родились не в наше современное время.

Л. Горская

— Да и преподобная Мария Египетская не с благочестивыми намерениями ехала в Иерусалим. Другое дело, что она преобразилась, когда приехала.

А. Новгородов

— Дай Бог, чтобы те люди, которые приходят в храм с неблагочестивыми намерениями, чтобы у них всё-таки было просветление! И мы будем об этом молиться, буду молиться наши священники...

Прот. Геннадий Героев

— Разрешите, Лиза, мне тоже добавить, что, если бы не было реальной помощи, как заступника Иоанна Воина перед Богом, перед теми людьми, у которых украли, которые обижены, я вас уверяю, что столетия люди бы не шли к нему и не приезжали бы с Дальнего Востока. Вот я свидетель — это в Москве у нас единственный и самый старый храм, ему больше 300 лет, на Якиманке храму. И люди приезжают с Дальнего Востока, из Сибири. Они приезжают специально, а не потому что там у них нет подобного храма. Приезжают потому, что у нас в храме есть икона Иоанна Воина, она считается такой чудотворной. Вот к ней люди приходят, обращаются. Мало того, я свидетель того, как реальные происходят чудеса. Вот совсем недавно, кстати говоря, месяц назад, пришла дочка одной женщины, у которой в Испании — она отдыхала в Испании — у неё украли сумку. В сумке были документы, деньги, много чего было. И она вообще не знала, что делать дальше. Её надоумили...

Л. Горская

— То есть у женщины в Испании украли сумку, а её дочь здесь...?

Прот. Геннадий Героев

— Естественно, она связалась или родственники позвонили, сказали о несчастье матери. Мать вообще там была просто парализована от этого...

Л. Горская

— Чемодан украли — не самое страшное несчастье!

Прот. Геннадий Героев

— Сумку с деньгами и документами! За границей, по-моему, это самое серьёзное — попробуй докажи, кто ты есть! И поэтому она позвонила, сумела связаться с дочерью. Дочь пришла, потому что мать не церковный человек, а ей просто подсказали: «Вот знаешь, ты иди, есть такая икона, обратись к ней, помолись!» — и так далее...

Л. Горская

— Но человек всё-таки к Богу обращается, а не к иконе, когда молится.

Прот. Геннадий Героев

— Да, к Богу обращается. Но: «Иди, помолись, попроси!» — прежде всего Иоанна Воина попроси, как заступника, скажем так.

А. Новгородов

— Иоанн Воин ближе к Господу, он ходатайствует о нас.

Прот. Геннадий Героев

— Да, он, как предстатель, как молитвенник, как ходатай, понимаете, так к нему обращаются. Это вовсе не значит... когда вы сказали, что, действительно, это проблема. И проблема, что у людей, и у церковных людей, в сознании очень часто путаются такие вещи, как вера и суеверие, вера в волшебство, я бы сказал. Вот они приходят, ставят свечку...

Л. Горская

— Я тебе свечку — ты мне то-то. Я тебе две — ты мне это.

Прот. Геннадий Героев

— Да. Или: «Почему? Вот я свечку поставил, я молебен заказал перед иконой, а у меня ничего...» Понимаете, какие вопросы возникают. То есть у людей в голове мешанина, я бы сказал, потому что люди верят в волшебство. Это волшебство, понимаете? Это вера в некое чудо, которое, на самом деле, не то чудо, которое в христианском понимании чудо. А чудо, как: «Я тебе дал, я тебе поставил — ты мне должен отдать!» Купи-продай — вот такие отношения.

Л. Горская

— Это «стол заказов» называется.

Прот. Геннадий Героев

— Да, стол заказов. Это совершенно возмутительно. Но, с другой стороны, если бы не было реальной помощи этого святого, я вас уверяю, вот столетия... Вот если люди к Небу обращаются тысячи лет. Даже такой пример маленький: вот вы приходите к своему начальнику — у каждого человека есть начальник, наверное...

Л. Горская

— У некоторых несколько.

Прот. Геннадий Героев

— Даже несколько! И вот вы в случаях нужды какой-то, срочной нужды, просите о чём-то начальника. И начальник вам отказывает, отказывает в помощи: «Не могу! Не могу помочь, не могу сделать, не могу отпустить!» — в каких-то срочных случаях. Ну, второй раз, может быть, вы попытаетесь прийти к этому начальнику. Вот в третий раз вы уже не придёте, потому что вы уже сделали вывод, что это бесполезно, что начальник чёрствый, сухой, бессердечный.

Л. Горская

— А умный начальник знаете, как делает? Разрешает, а потом столько на тебя вешает за то после этого — дополнительных дежурств, переработок. Что второй раз ты уже сам не попросишь.

Прот. Геннадий Героев

— Понятно. Ну, тоже не очень хороший человек, видимо, такой начальник — мстительный и злопамятный. А вот я вас уверяю, что если тысячи лет люди обращаются к Небу, и Небо не отвечает — Небо с заглавной буквы, разумеется, — Бог не отвечает или святые не отвечают на мольбу к ним, тогда, я вас уверяю, что не было бы такого, чтобы люди шли и ехали издалека с надеждой и с упованием к этому святому. Потому что Небо молчит. А чего его просить, если Небо не отвечает?

Л. Горская

— Отец Геннадий, так что же случилось с той женщиной, которая потеряла сумку в Испании, и дочь которой пришла в Москве в храм святого Иоанна Воина?

Прот. Геннадий Героев

— Я буду краток, потому что я не хочу историей этой занимать эфир, все подробности рассказывать. Но факт тот, что эта женщина идёт по набережной этого городка, который называется Кальпе, который расположен между Валенсией и Аликанте на побережье Коста-Бланка...

Л. Горская

— Вы столько слов сказали, что мне захотелось выйти из студии и пойти, пойти, смотреть  авиабилеты!

Прот. Геннадий Героев

— И эта женщина видит свою сумку, но без денег, но с документами, которая висит на территории уличного кафе на стуле. Не потому, что она её там оставила, а потому, что эту сумку кто-то принёс, изъяв оттуда деньги.

Л. Горская

— У меня тоже был забавный случай, когда у меня украли из кармана телефон, а он был... Это было очень давно, если кто помнит из наших слушателей, он был без сим-карты, с ним ничего не сделаешь, его нельзя использовать. И человек, который у меня его украл, сам меня догнал с текстом: «Девушка, вы выронили телефон!» То есть он понял, что ему этот телефон не нужен и решил мне его вернуть. Между прочим, рискуя тем, что его за руку там на месте поймают.

Прот. Геннадий Героев

— Ну, замечательный совершенно вор!

Л. Горская

— Пускай никто не подумает, что это какой-то панегирик ворам. Всё-таки воровство — это нарушение одной из 10 Заповедей: «Не укради».

Прот. Геннадий Героев

— Ну, всё-таки совесть взыграла.

А. Новгородов

— Потому что у всякого человека всё-таки есть совесть.

Л. Горская

— Если бы в телефоне была сим-карта, то совесть бы не взыграла!

А. Новгородов

— Попробую с вами не согласиться!

Прот. Геннадий Героев

— Чужая душа — потёмки.

Л. Горская

— Удивительная лояльность и терпимость в исполнении полковника милиции меня поражает, правда! Алексей, я так понимаю, что вы прихожанин храма святого Иоанна Воина?

А. Новгородов

— Не совсем. Я очень редко захожу. Причём, когда я выхожу из Министерства, я в него захожу, но я не являюсь прихожанином. Я захожу именно помолиться и перекреститься, либо поблагодарить Господа за что-то. Я прихожанин...

Прот. Геннадий Героев

— Но многие ваши сотрудники из структуры МВД, я свидетельствую, многие приходят, многие верующие. В том числе и рядовой состав часто.

А. Новгородов

— Да и высший состав часто ходит, причём нисколько не стесняясь. Заходя в храм, я очень много встречаю там сотрудников. Поэтому люди верующие сейчас... я не скажу, что верующие, а идущие к вере, потому что слово «верующие» сейчас как-то...

Прот. Геннадий Героев

— Затрёпанное достаточно.

А. Новгородов

— Да. Люди, идущие к вере, ищущие себя в вере и видящие в этом свет. Поэтому сказать, что я верующий человек не могу, хотя я с детства, мама у меня... Вот мама у меня верующая. Она и во времена богоборческие водила меня в храм, мы ездили... Я родился в Москве, точнее, сейчас это стало Москвой — Косино, это ближайшее Подмосковье бывшее. Так вот она из Косино утром, по темноте брала нас, садились мы на электричку, ехали мы на станцию «Новая». И там в солдатскую церковь мы ходили на Литургию, чтобы быть как-то поближе к Господу, не показывая по месту жительства то, что верующие. Потому что всё-таки были богоборческие времена.

Прот. Геннадий Героев

— Безусловно. Приходилось как-то так всё-таки скрывать свои убеждения.

А. Новгородов

— Вот мама у меня верующая. Слава Богу, она сейчас ещё жива, ей 91 год, она и отец много дали к тому, что вот вы сейчас называете какие-то мои регалии. Нет, это всё-таки не моя заслуга.

Л. Горская

— Я по поводу регалий с вами хотела потом ещё отдельно поговорить.

А. Новгородов

— Это заслуга моих родителей, моего окружения, моих сотрудников. Вот сейчас средства массовой информации — почему я сейчас хожу на эфиры, когда приглашают, я прихожу с удовольствием. Хочу как раз сказать, сейчас пошла такая тенденция, что показывать негативный образ милиционера: оборотни в погонах, толстопузые милиционеры, ну, в общем...

Л. Горская

— Из песни слова не выкинешь!

А. Новгородов

— Ну, знаете, я всё-таки сотрудник и я больше сталкиваюсь с людьми. Вот почему-то покажут вот этого толстопузого милиционера, который берёт взятку, и никогда не покажут тех сотрудников, которые положили голову, защищая людей.

Л. Горская

— Почему? Тоже показывают!

А. Новгородов

— Настолько редко! В прайм-тайм, вот в это самое время как раз показывают «Ментовские войны» или ещё чего-то.

Л. Горская

— Но вы сейчас про какие-то сериалы, наверное, говорите?

А. Новгородов

— Я говорю про то, чем засоряют голову нашему зрителю. Что всё-таки надо восстановить добрый образ милиционера. Я вот и вы, наверное, воспитан, когда был дядя Стёпа-милиционер. К милиционеру можно обратиться и он поможет. И это воспитывалось.

Л. Горская

— Да, а в какой-то момент сказали детям, чтобы ни в коем случае не подходили к милиционеру, если потеряются.

А. Новгородов

— Это кто сказал? Это вот как раз негатив. Негативный образ милиционера просто усиленно вдалбливают в голову людей.

Л. Горская

— Но вы же не можете отрицать, что сотрудники правоохранительных органов в своё время, я даже буду говорить, что в конце 90-х, начале двухтысячных, дали серьёзный повод средствам массовой информации осуществлять освещение их деятельности в негативном ключе? Вы же не можете это отрицать? Сейчас что-то изменилось? Давайте об этом поговорим!

А. Новгородов

— Я буду отрицать, потому что и 90-е годы, и я уже довольно долго служу в правоохранительных органах, хотя начал с воздушно-десантных войск. Но более 30 лет я уже ношу погоны сотрудника правоохранительных органов. И поэтому хочу сказать, что я и в советское время служил, и в 90-е, вот в эти лихие годы. Нет, не дали! Я столько знаю людей, которые не покладая и рук, и не щадя своего времени... Сотрудник уголовного розыска, он, вообще, дома не бывает, он просто не бывает дома, он служит. А когда была служба — не знаю, по какой причине её расформировали, наверное, сильно мешали, — Управление по борьбе с организованной преступностью. В 2008 году: «в целях борьбы с организованной преступностью, ликвидировать подразделение по борьбе с организованной преступностью», — это так звучало, до смешного. Потом как-то подретушировали, но самый первый вариант звучал именно так. «Их функции передать по линии уголовного розыска — в уголовный розыск; по экономической безопасности — в экономическую безопасность...»

Л. Горская

— А что вместо них сейчас стало?

А. Новгородов

— Ничто!

Л. Горская

— Ага. Но это, наверное, не совсем правильно, хотя, возможно, это не моего ума дело.

А. Новгородов

— Да-да-да!

Л. Горская

— Я напоминаю, что у нас в эфире программа «Светлый вечер». Оставайтесь с нами, вернёмся через несколько минут!

 

Л. Горская

— Снова здравствуйте, уважаемые радиослушатели! С вами в студии Лиза Горская и программа «Светлый вечер». У нас в гостях клирик храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Геннадий Героев, а также полковник милиции, кавалер четырёх орденов Мужества Алексей Новгородов. Алексей, я всё-таки хочу поговорить о ваших четырёх орденах Мужества. Их же так просто, наверное, не дают? Абсолютно точно не дают! А вы сказали так скромно, что это заслуга вашего окружения, заслуга родителей, кого угодно, только не ваша. А почему не ваша?

А. Новгородов

— Ну, почему не моя? Здесь смысл в воспитании, здесь смысл в том, что мои родители дали мне то воспитание, что нельзя поступиться какими-то общепринятыми постулатами, нельзя перешагнуть через себя, наступить своей песне на горло. В некоторых случаях лучше, рискуя жизнью, остаться человеком, чем... Поэтому я говорю, что это воспитание.

Л. Горская

— Вам приходилось рисковать жизнью осознанно сколько раз? Не считали?

А. Новгородов

— Вы знаете, ну, такие вопросы, конечно...

Прот. Геннадий Героев

— Подсчётом не занимались!

Л. Горская

— Я читала вашу биографию. Я, конечно, могу вслух зачитывать какие-то эпизоды, но это будет неправильно. Всё-таки хотелось услышать это от вас. И по-журналистки, я считаю, что нужно получать истории из первых уст.

А. Новгородов

— Я вам так скажу, что я с удовольствием могу рассказать о своих сотрудниках, которые не менее моего рискуют жизнью, которые также награждены. Во-первых, не этично говорить про себя. Плохо говорить о себе не хочется, а с пафосом — это не этично.

Л. Горская

— Но с людьми, которые вам обязаны жизнью, вы как-то поддерживаете связь?

А. Новгородов

— Да, конечно!

Л. Горская

— То есть человеческая благодарность присутствует?

А. Новгородов

— Да, мы с ними дружим. Есть такой человек, которого мы освобождали здесь, в Московской области, потому что... Мы с ним до сих пор настолько дружны и близки, не взирая на то, что он в сфере бизнеса. Но никаких отношений, кроме человеческих, у нас нет, после того, как мы его освободили.

Л. Горская

— Его в заложниках держали?

А. Новгородов

— Да, его брали в заложники. Это те же «лихие 90-е», как вы сказали. Опять же, возвращаясь к тому, что в лихие 90-е люди освобождали и люди погибали... И вот Главное управление по борьбе с организованной преступностью наше теперь уже переименовали в Департамент по борьбе с экстремизмом. Но там доска, перед которой всегда горит свеча, на ней более 300 имён и фамилий, которые сложили головы для того, чтобы сейчас мы могли нормально ходить по улицам... Вот пришли уже к такому мнению, что нет вот этих лихих людей ни на «Жигулях» с синими широкими полосами, ни вот этих «БМВ» — это «Боевая машина вымогателя». Они сами так себя называли. Пришли же к этому! И это только руками правоохранительных органов. Но нельзя говорить, что именно только милиция. Да, я сотрудник милиции, теперь это полиция называется, хотя... Это опять оставим для морали, потому что всё-таки присягу я давал в милиции, в полиции я сейчас работаю по контракту. Присяга у меня одна — милицейская. И мы работали именно группами, и мы не делились, каждый знал свою работу: сотрудники ФСБ, сотрудники Министерства обороны, мы — милиционеры, — мы выполняли одну единственную задачу, каждый знал своё. И поэтому вот это разделение на то, что вот это милиционеры... добрый дядя милиционер. Дядя Стёпа-милиционер, он же в себе концентрирует именно образ и сотрудника ФСБ, и сотрудника Министерства обороны, да, вот он и воин. И как раз возвращаясь к теме Иоанна Воина — это как раз он покровитель всех. Потому что Георгий Победоносец всё-таки более он... Министерство обороны, даже вот на знаке Министерства обороны...

Л. Горская

— Интересные внутрикорпоративные деления у святых!

А. Новгородов

— Это не корпоративные! Всё равно всё-таки человек хочет кому-то поклоняться... кто ближе по духу. Потому что милиционер... Можно я буду называть так?

Л. Горская

— Конечно, как вам удобно!

А. Новгородов

— Ну, сотрудник полиции — так более правильно. Значит, сотрудник полиции, если он пришёл для зарабатывания денег, это не сотрудник полиции — это человек, который именно пришёл зарабатывать.

Л. Горская

— Насколько важны убеждения в этой работе?

А. Новгородов

— Да, важны! Милиционер — это диагноз!

Л. Горская

— А священник — это диагноз?

Прот. Геннадий Героев

— Да! Я бы сказал ещё, что для того, чтобы быть священником... Стать священником, наверное, могли бы, скажем так, многие. А вот быть священником и оставаться священником всю свою жизнь — это призвание. А призвание сродни диагнозу!

А. Новгородов

— Да, я именно об этом и говорю, что... Тогда милиционер сродни священнику!

Л. Горская

— Журналист — это тоже диагноз, поэтому мы тут с вами втроём с диагнозами, получается, собрались и вещаем на широкую аудиторию. У меня к вам такой вопрос. Поскольку всё-таки поводом нам всем встретиться в таком составе является завтрашний праздник — день памяти святого Иоанна Воина, — и мы говорили о его житии. И есть такой момент в его биографии, во всяком случае, в такой форме он донесён до наших дней, что те три года, когда святой Иоанн был в заточении... В заточении?

Прот. Геннадий Героев

— В заточении, да.

Л. Горская

— Он очень боялся. Ему было страшно.

Прот. Геннадий Героев

— Ну, да, по-человечески боялся, наверняка.

Л. Горская

— Боялся казни. А вам приходилось бояться в вашей жизни? И как вы справлялись со страхом?

А. Новгородов

— Приходилось, конечно! Я — живой человек, и животный страх, он присутствует у любого нормального человека. Если человек не боится, его, наверное, надо к психиатру направить.

Л. Горская

— Тоже диагноз?

Прот. Геннадий Героев

— Любой нормальный человек боится физической смерти совершенно естественно. Мало того, её никто не ищет. Её никто специально не ищет, потому что шахиды, которые взрывают себя, мы каждый день слышим это в новостях — взрывы бесконечные, смертники, смертницы...

Л. Горская

— Они сейчас предпочитают других убивать — тоже напоказ.

Прот. Геннадий Героев

— Да. Но, понимаете, это люди, которые прежде всего отличаются чем? Необыкновенным фанатизмом. У них в основе лежит фанатизм. Они идут за веру и за Аллаха вот на такие вещи. Это фанатизм.

А. Новгородов

— Это даже не за веру.

Прот. Геннадий Героев

— Но они считают, что они идут за веру, за веру убивая неверных. Они прежде всего убивают неверных. Потому что шииты для суннитов — неверные, тоже неверные. Поэтому внутри ислама идут взрывы, потому что они не могут найти примирения друг с другом.

Л. Горская

— Но это далеко. Или, во всяком случае, пока далёко!

А. Новгородов

— Это не далеко!

Л. Горская

— Я тут слышала на днях, что в Юрмале ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) ходит и вербует людей на рынке. В Юрмале! У меня такой вопрос — личный, абсолютно практичный. Я попрошу вас, может, даже по очереди ответить. Я приведу пример из жизни. И я попрошу его оценить вас, отец Геннадий, как профессионала в одной сфере, а вас, Алексей, как в другой. Сидит человек в вагоне. Простой человек в вагоне электрички. Электричка едет, заходят люди — хулиганы. У них в руках арматура, они как-то вооружены подручными средствами, очень агрессивны. И начинают избивать пассажиров по национальному признаку. Избивать тяжело. Становится понятно, что могут убить. И также понятно, что, если ты сейчас нажмёшь кнопку громкой связи с машинистом и сообщишь, и попросишь сотрудников правоохранительных органов проследовать в этот вагон, то скорее всего ты тоже получишь арматурой по голове. И человек боится, и не вызывает сотрудников милиции. Я не говорю о том, чтобы самому влезть в эту заварушку! Это вообще самоубийство!

Прот. Геннадий Героев

— Это страх. Просто страх и чувство самосохранения.

Л. Горская

— Это грех или не грех, что он не помог человеку в такой ситуации, рискуя собственной жизнью?

Прот. Геннадий Героев

— Ой, вы знаете, вопрос, как говорят, на засыпку! Чрезвычайно тонкий вопрос! Потому что ты можешь быть очень мужественным человеком, но инстинкт самосохранения у тебя внутри... Понимаете, что, если ты в здравом уме, то ты специально смерти не можешь искать, и боли ты специально не можешь искать. Человек так устроен, что он старается избегать страданий. Другое дело, что страдания тебя сами найдут, вообще говоря! В этой жизни они тебя так или иначе настигнут в той или иной степени! Но специально человек в нормальном, здравом уме страданий не ищет. Для этого нужно быть каким-то или сверхчеловеком, понимаете...

Л. Горская

— А тут конкретный нравственный выбор!

Прот. Геннадий Героев

— Нравственный выбор, да. Я считаю, что чувство страха — его вот это останавливает. И оно служит его оправданием. Понимаете? Чувство страха.

А. Новгородов

— Я вам скажу, как профессионал, совершенно с другой точки зрения.

Л. Горская

— А я рассчитывала, что вы с другой стороны ответите!

А. Новгородов

— У нас было на Кавказе понятие: погибнуть легко. Очень легко погибнуть. Но надо сохранить себя и выполнить задачу. Вот это основной принцип у нас был, когда мы ходили в разведвыходы, ну, много проводили оперативных мероприятий и так далее, и тому подобное. Сохрани себя и выполни задачу! В данном случае, если группа...

Л. Горская

— Группа агрессивно настроенных людей, вооружённых подручными средствами.

А. Новгородов

— Совершенно верно! Группа агрессивных людей, вооружённых подручными средствами нападает на людей. Если вы ввяжетесь в это, вы погибнете вместе с этим человеком и преступление может остаться не наказанным. Ваш человеческий долг — как можно больше запомнить улик, как можно больше сохранить улик. И при ближайшей же возможности сообщить в правоохранительные органы, чтобы преступление было наказано и возмездие было ещё не только на небесах, но и на земле.

Л. Горская

— Стоит пытаться незаметно сфотографировать, снять видео?

Прот. Геннадий Героев

— Если удастся это сделать!

А. Новгородов

— Я же ещё раз говорю: как можно больше задокументировать улик.

Л. Горская

— А что помогает в таких ситуациях сохранять самообладание? Я вас тоже по очереди спрошу! Каждый из нас так или иначе в жизни своей сталкивается со стрессовыми, экстремальными ситуациями, где, помимо того, что тебя нужно понять, что делать чисто физически — бежать, не бежать; сидеть, не сидеть; говорить или молчать, — тебе нужно сделать ещё внутри какой-то моральный выбор, нравственный. И для этого тебе нужно сохранять самообладание. Я думаю, что у каждого из вас есть какие-то советы.

А. Новгородов

— Самообладание всегда нужно. Я ещё раз повторюсь, что переступать через себя нельзя, это невозможно. Но, по ситуации...

Л. Горская

— По ситуации — уклончиво! А вы, батюшка?

Прот. Геннадий Героев

— Самообладание очень желательное качество, которым мы должны обладать. Но вопрос, что не все им обладают в силу многих причин индивидуального характера, индивидуальности характера. Потому что я был свидетелем, когда я однажды возвращался на метро очень поздно, как пятеро человек вошли в вагон метро и они искали повода по одежде, в которую были одеты молодые люди, просто-напросто бить их. То есть они задирались, как бы сейчас сказали, искали модно одетых приличных ребят, которые видно, что из обеспеченных семей. И не по цвету волос или по цвету кожи, а, скажем так, что это была атака на обеспеченную молодёжь, которая поздно возвращается откуда-то. Что ими двигало? Злоба, неполноценность, неразвитость?

Л. Горская

— Зависть.

Прот. Геннадий Героев

— Зависть. Очень много таких вещей. Но я был свидетелем того, что в вагоне было очень мало людей. И они подошли, и стали этого человека просто-напросто колошматить, бить. Понимаете? И если я, например, который видел это, потом вышел на следующей станции и сообщил об этом полицейскому, который дежурил, но я не рискнул, например, вмешаться в эту ситуацию.

Л. Горская

— Вы знаете, я что переживаю? Вот моя мама, она человек пожилой, но она всё время в такие ситуации вмешивается. Она никогда не может оставаться равнодушной и промолчать. И я очень за неё переживаю. Пока Бог миловал, и всё-таки её возраст, и её слова, они как-то её защищали. То есть она всегда в этих ситуациях начинает всех увещевать. И по крайней мере, сама остаётся цела. И пару раз ей даже удавалось прекращать беззаконие. Я всегда её очень ругаю и говорю: «Мама, ну, не надо!»

Прот. Геннадий Героев

— Это очень рискованно!

Л. Горская

— При этом она для меня служит таким объектом восторга и я её очень уважаю за это. Я пытаюсь для себя разобраться. Тоже по ситуации надо себя вести?

Прот. Геннадий Героев

— Бесстрашием обладают не все. Это бесстрашие.

Л. Горская

— Ей очень страшно — потом у неё поджилки трясутся.

Прот. Геннадий Героев

— Но, понимаете, она может каким-то образом воздействовать на них путём крика — испугать их. Но это всё очень индивидуально, это не всегда действует. Наоборот, ты как бы вмешиваешься в эту ситуацию, ты следующий на очереди. Следующий на очереди, понимаете? А не каждый готов подставиться.

Л. Горская

— А, может, как-то нестандартно...?

А. Новгородов

— Я ещё раз скажу, что надо действовать всегда по ситуации. Допустим, в том же метро — это одна ситуация. На следующей станции выйти, сообщить, этим быстрее прекратится. Если никто не выйдет и не сообщит, то будут бить этого молодого человека ещё пять станций подряд. Если вмешаться сразу же, тогда ты станешь таким же объектом, что вас двое против пяти... Причём, вы вот задаёте вопрос... Мама и мужчина, на женщину в любом случае рука не поднимется, какой бы негодяй ни был. Нет, ну, бывает, я понимаю, но всё-таки воспитание, с детства всё равно мы воспитаны в том обществе... Я вот ещё раз вернусь к своему детству. Даже в богоборческие времена мы как-то пытались вернуться, наши родители, к вере. Какими-то тайными способами или ещё какими-то, но это процесс воспитания. И у этих людей, которые сейчас почувствовали в 90-е годы безнаказанность, выплеснулось, но всё равно у них в глубине души вот есть... всё равно у любого человека есть какое-то табу. И бить женщину ни в коем случае нельзя. Бить старика тоже как-то вот...

Л. Горская

— И те же горячие наши друзья из кавказских республик, если на них мама их строго посмотрит, тут же бледнеют, приосаниваются и становятся очень вежливыми.

А. Новогородов

— У них в табу всё-таки уважение взрослого человека, это не отнять.

Л. Горская

— Я имею в виду их маму, не свою, естественно.

А. Новогородов

— Нет, любого взрослого человека. На них действует... На Кавказе пришлось всё-таки довольно долго быть в своей жизни. Там люди уважают возраст, там даже к взрослому незнакомому человеку обращаются «отец», либо ещё как-то. У них обращение — «уважаемый»: «Уважаемый, подскажите!» Даже словесная форма обращения к человеку, она уже подспудно даёт какое-то табу, что, если он уважаемый, то ты не можешь поднять руку на уважаемого человека!

Л. Горская

— В эфире программа «Светлый вечер». У нас в гостях клирик храма святого мученика Иоанна Воина на Якиманке протоиерей Геннадий Героев, а также полковник милиции, кавалер четырёх орденов Мужества Алексей Новгородов. Мне кажется, или у нас с вами в нашей родной, любимой стране уважение к старшим, к возрасту, оно уже как-то в прошлом сейчас?

А. Новогородов

— Не скажу, что... Вот этот мегаполис, он убирает эти грани, сглаживает. Мне всё-таки по стране приходится, в силу своей профессии, много ездить. И в регионах всё-таки уважение к старшим у нас, скажем так, что не то, что затёрто, а ещё больше наоборот люди к старшим возвращаются, у старших советуются. И я очень часто встречаю людей, которым задаёшь вопрос, а они говорят: «Подождите, сейчас посоветуюсь либо с отцом, либо с матерью».

Л. Горская

— Отец Геннадий, а вам как кажется?

Прот. Геннадий Героев

— Я, конечно, здесь преклоняюсь перед людьми, скажем так, с Востока, потому что вообще восточные люди, в том числе Северный Кавказ, я потому что очень близок с осетинской общиной в Москве, я очень близок к осетинам. Я просто восхищаюсь, насколько у них с детства воспитывается уважение к старшим. Они практически встают, потому что с ними говорит человек, старше его. И это с детства воспитывается. Я не могу сказать, что это воспитывается в нашей среде. Вот в православной среде почитание старших — это один из наших призывов, это норма должна быть. Но этого нет в нашей среде русской, то есть такого. Я не хочу сказать, что этого вообще нет!

Л. Горская

— А это может связано быть с этим техническим бумом? Потому что сейчас так вот получилось —  разрыв поколений, — что дети и внуки взяли и освоили какие-то гаджеты. И они ушли в мир, который их родителям совершенно непонятен.

Прот. Геннадий Героев

— Разрыв какой-то уже... Вот они сидят с наушниками в метро...

Л. Горская

— И родители как-то на их фоне выглядят дурачками, потому что они спрашивают: «Куда здесь нажимать?»

Прот. Геннадий Героев

— Я восхищаюсь не только отношением к старшим, а любви даже к детям. Я долгое время служил в Южной Америке, я вообще вам скажу честно, что южные народы, они отличаются необыкновенной любовью к детям. Ребёнок для них, просто понимаете, какое-то чудо природы. Вот ты идёшь по улице с ребёнком, со своим ребёнком, и тебе, незнакомые тебе люди, делают комплименты, потому что ребёнок им этот кажется восхищающим их чисто внешне. Они могут тебя поздравить, что у тебя такой симпатичный, красивый ребёнок. Я вам честное слово скажу, что я в Москве — я москвич, всю жизнь прожил здесь — никогда не видел здесь ситуации, чтобы мамаша, гуляя, скажем, с ребёнком, сделала комплимент другой мамаше по поводу её ребёнка.

Л. Горская

— Я вам могу сказать, как человек, который вечно пристаёт к чужим, незнакомым детям и делает комплименты, что, да, народ очень часто удивляется, когда ты говоришь: «Ой, какой замечательный, какие вы хорошие!» И на тебя так смотрят, типа: «Девочка, ты с дуба рухнула!»

Прот. Геннадий Героев

— Всё равно, продолжая эту тему, уважение к старшим и любовь к детям являются мерилом, показателем, термометром нравственного состояния общества.

Л. Горская

— Вы знаете, у меня есть друг, прекрасный, мой любимый, он священник тоже, он руководитель гимназии. И он мне рассказывал, какая у него формула, когда он проводит собеседование для учителей. К нему приходит учитель, который соискатель, хочет быть учителем. Он говорит, что он первый вопрос задаёт про день рождения отца, день рождения матери. И если человек неуверенно ответил, то дальнейшее собеседование уже не проводится. Потому что человек, который не почитает собственных родителей, не помнит...

Прот. Геннадий Героев

— Всё правильно. Который даже не знает их дат.

Л. Горская

— Да, чему он может научить детей?

Прот. Геннадий Героев

— Я хочу сказать, что это только потому, что у нас не совсем всё нормально с этой температурой, о которой я говорю — с температурой в обществе. Потому что уважение к старшим вовсе не бросается в глаза. Оно есть, без всякого сомнения, но это очень индивидуально и очень зависит от человека, это не является нормой воспитания. И об этом, кстати, очень мало говорится, мало существует по этому поводу всякого рода наблюдений, что это воспитывается как-то. И насчёт любви к детям вопрос тоже очень сложный. Потому что, если бы у нас эта любовь к детям воспитывалась, у нас мамаши бы не отказывались от детей, не бросали бы их на помойках, не оставляли бы их в больницах. Потому что мы каждый день видим факты, как расправляются с собственными младенцами.

Л. Горская

— Один мой дорогой друг-иеромонах даже нырял в лаврский пруд за одним таким младенцем, которого на его глазах выкинула собственная мать. И он в подряснике...

Прот. Геннадий Героев

— Да, это к сожалению...

А. Новгородов

— Тогда не надо называть её словом «мать».

Прот. Геннадий Героев

— Да, «мать» слишком святое слово для определения всех этих кукушек, которые  рожают.

Л. Горская

— У нас завершается время нашего эфира. Интересным, необычным образом сложился сегодня разговор. Мы говорили с вами о всяких ситуациях, когда человек вынужден предпринимать какие-то действия, которые неоднозначные или однозначные, ну, не важно — человек слаб и он боится. И жизнь всегда сложнее любой теории. И бывает такое, что ты вышел из какой-то ситуации и ты остался собой недоволен, тебя мучает совесть. Хотя формально, может быть, ты прав. Но осадок, как говорится, остался. И я хотела бы вас попросить рассказать нам, как справиться с этим осадком. Я могу привести короткий пример для иллюстрации своих слов. Я как-то нашла собаку раненную, совершенно не знала, что с ней делать. И подходит ко мне женщина и говорит: «Я эту собаку вылечу за свои деньги и найду её хозяина!» Я говорю: «Это прекрасно, но почему вы в это ввязываетесь?» Она сказала: «Четыре года назад я ехала с семьёй. И мы увидели на дороге сбитую собаку. Она подняла голову, на нас посмотрела, а мы не затормозили, проехали мимо. И нас мучит совесть до сих пор. Привези мне эту собаку, я ей займусь!» Я привожу ей на машине в багажнике этого несчастного сбитого пса. Вся семья её стоит: муж, двое сыновей — все, кто проехали мимо, встречают это животное. И она вот счастлива. Это немножко, наверное, по-протестантски, какое-то упрощение, с одной стороны...

Прот. Геннадий Героев

— Можно я начну? Знаете, любовь к животным — это замечательно, но у нас очень часто у тех, кто любит животных, кто держит животных, любовь к животным затмевают у них любовь к человеку.

Л. Горская

— Животное сейчас было примером. Это мог быть человек. То есть на месте этой собаки мог быть человек.

Прот. Геннадий Героев

— Любовь к человеку первична. Вы знаете, я знаю массу людей, которые дрожат, любят животных, это всё понятно.

Л. Горская

— Я сейчас хотела поговорить не об этом! Эта та история, которая у меня была примером. Она точно также могла проехать мимо сбитого человека и не остановиться...

Прот. Геннадий Героев

— Запросто! Я представляю.

Л. Горская.

— Да-да. А спустя четыре года она могла прийти в больницу и оплатить другому человеку лечение. Я говорю о способе, как вот человек, у которого есть какой-то моральный дискомфорт в связи с собственным прошлым, какие могут быть рецепты, чтобы достичь гармонии с собой и всё-таки радостно жить?

А. Новгородов

— Во-первых, я хочу сказать, что надо идти на исповедь, даже сразу. Во-первых, исповедь... понимаете, мы идём на исповедь, но мы разговариваем... Мне в своё время один священник сказал, когда я на исповеди начинаю обращаться: «Отче», — он говорит: «Ты не мне рассказывай, я у тебя только свидетель. В этом месте ты разговариваешь с Господом, ты перед Ним кайся!» И вот как раз на исповеди я и Господь, священник только свидетель. И Господь сам наставит, как вот этот грех, который ты совершил, либо вот эти деяния... Во-первых, слова Господа будут произнесены священником и Он наставит тебя. Потому что исповедь это не то, что ты отговорил, либо ещё, в своё время, там на бумажках написали, отдал священнику, он прочитал, всё — под епитрахиль иди. Нет, я вот исповедь воспринимаю так, что это не пять, не десять минут. И вот чем мне нравится ходить в храм святителя Николая в селе Никулино, там священник отец Вячеслав — я разговариваю с Господом. И такое ощущение, что иной раз даже голос у него меняется, когда он передаёт то, что...

Л. Горская

— Исповедь — это таинство! Это что-то непостижимое.

А. Новгородов

— Это таинство, да! Это такое непостижимое. Но первое, что надо сделать, это идти на исповедь. Последующие действия Господь подскажет. Но первое, когда в душе существует дискомфорт, всё-таки … Я даже, как человек, который светский человек и работаю в той сфере, которая...

Л. Горская

— Я предполагаю, что у вас много непростых решений было в жизни.

А. Новгородов

— Да, и всё-таки первое, что я делаю, это надо идти к священнику.

Л. Горская

— Отец Геннадий?

Прот. Геннадий Героев

— Самое сложное, на мой взгляд, в этой жизни, самое сложное для людей, это оставаться человеком, оставаться людьми. Вот казалось бы, это такая банальная вещь, а на самом деле, это очень сложно. И Церковь всё время зовёт нас помнить о том, что мы человеки. И мы должны оставаться человеками, людьми. Потому что расчеловечение, наше, извините, озверение, наше животоподобие, оно просто бросается в глаза. Потому что мы забываем о том, что человек предназначен для более высокой жизни, чем для скотской жизни, до которой мы часто опускаемся.

Л. Горская

— Но почему, какое озверение? Столько прекрасных людей кругом.

Прот. Геннадий Героев

— Да, вы знаете, прекрасных людей много и они спасают этот мир. И спасают нашу жизнь современную, скажем так, эти люди, потому что они — украшение. Но человек, который забывает о том, что он человек и что не нужно уподобляться — то о чём мы говорим сейчас: об отсутствии добра, отсутствии любви, милосердия, об отношении к детям. Мы бы об этом не говорили, если бы не было этих проблем! Потому что мы теряем этот облик. Знаете, современный поэт, мне очень понравилось его четверостишие, мне очень запомнились эти слова: «Забавно, что живя в благополучии, судьбы своей усердные старатели, мы жизнь свою значительно улучшили, а смысл её значительно утратили».  Вот я хотел сказать, что нам нужно об этом помнить, чтобы оставаться человеками.

Л. Горская

— Я думаю, что это хороший финал сегодняшнего разговора. Я надеюсь, что мы когда-нибудь будем иметь возможность к нему вернуться ещё, потому что каких-то тем коснулись вскользь, какие-то, может, ещё придут в голову, потому что я, например, для себя на протяжении этой программы сформулировала больше вопросов, чем ответов! То есть хотелось бы ещё дальше продолжить думать. Я напоминаю нашим радиослушателям, что в эфире была программа «Светлый вечер». Сегодня у нас в гостях были: клирик московского храма святого великомученика Иоанна Воина, что на Якиманке; и Алексей Новгородов — кавалер четырёх орденов Мужества и полковник полиции. Мы прощаемся с вами!

Прот. Геннадий Героев

— Спасибо за встречу! Всего доброго!

Л. Горская

— Вам спасибо!

А. Новгородов

— Спасибо, до свидания!

Л. Горская

— Всего доброго!

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем