
Максим Амелин
Фото: commons.wikimedia.org
В гостях у Петра Алешковского был поэт, переводчик, издатель Максим Амелин.
Наш гость поделился воспоминаниями о своем детстве, о своей семье и об истории своего родного города Курска.
П. Алешковский
— Здравствуйте, дорогие слушатели! Это «Светлый вечер». В студии я, Пётр Алешковский. И в гостях у меня сегодня мой коллега — старинный приятель, поэт, переводчик, издатель (издательства «ОГИ» и «БСГ-пресс»), главный редактор Максим Амелин. Здравствуйте!
М. Амелин
— Здравствуйте!
П. Алешковский
— ...Лауреат всех премий мыслимых и немыслимых, переводчик китайцев, латинских стихов и так далее. Но мы здесь, в общем, не для того, чтобы говорить о поэзии (хотя если вам захочется вставить как-то то, что Вам близко, это будет к месту и замечательно). Но всё же давайте начнем с такого поэтического эпиграфа. Вот «Конь Горгоны», старая книжка Ваша, — и там есть два милых очень мне и, по-моему, приятных и Вам стиха. Вот, пожалуйста, прочитайте первое стихотворение.
М. Амелин
— Да. Хорошо. На Ваш выбор.
П. Алешковский
— Да.
М. Амелин
— Такое стихотворение — «Кузнечик» называется. Из Ричарда Лавлэйса, такой был поэт английский XVII века.
О ты, кому беспечно на весу
качаться с колосом тяжелым;
медвяную пить в сумерки росу,
ниспосылаемую долам;
приемля неба и земли дары,
скакать, сумняшеся ничтоже;
сей подвиг совершивши, до поры
покоиться на мягком ложе;
приветствовать чуть свет начало дня,
на солнце радостно резвиться
и всем вселять, уныние гоня,
веселье собственное в лица.
Но жнет златые злаки серп, увы!
Вакх и Церера сном объяты,
мороз твоим цветам сечет главы,
а травам — ветры-супостаты.
Жаль, дуралей зеленый! тем дарам -
конец, как и былинкам малым;
в ничтожестве лежать под снежным нам
и под ледовым покрывалом.
Ты — лучший из людей! Друг другу мы
дух подлинным наполним летом,
чтоб нам среди студеной, злой зимы
взаимным жаром быть согретым.
Пусть наши вечно рдеют очаги
огнями Весты; ветер тщетный,
на хладных крыльях как ни вей пурги, -
над этой присмиреет Этной.
Ручьем польются слезы Декабря,
чья силой отнята корона, -
но, Греков древних действа здесь узря,
он сам отрекся бы от трона.
Уж Геспер яр, — играем; ведьма-тьма,
страшась лучей из наших окон,
преобразится, вечный день сама
восставит, черный скинув кокон.
Богаче мы пресыщенных царей:
не просим ничего, не ищем, -
благ обладатель, больших и скорей
алкая, остается нищим.
П. Алешковский
— Ну что ж, спасибо. Тут сразу приходит «кузнечик в кузов пуза уложил премного дивных трав и вер» Хлебникова...
М. Амелин
— ...«Кузнечик» Ломоносова!
П. Алешковский
— «Кузнечик» Ломоносова, да.
М. Амелин
— «Коль много ты блажен...»
П. Алешковский
— И так далее, и так далее. Вполне получилась российская лирика. Ваш стих сознательно сдвинут в сторону такого древнего стихотворения. Древнего на сегодняшний день — на самом деле, скорее, новороссийского. Тогда, когда стихи возникают XVIII века — хотя весь XVIII век стоит, конечно, на плечах и библейской поэзии, и псалмов и так далее, и так далее. Вот откуда эта любовь у курянина? Вы родились в городе Курске, и мы здесь вспоминаем на передаче. Мы, собственно, и договорились с Вами беседовать о Курске 1970-х, ну, может быть, самого начала 1980-х годов, — Курске, который Вы помните, и который я помню. В 1978 году я проезжал этот город с археологической разведкой. Мы ездили по Курску, Рыльску, Льгову, Дмитриеву-Льговскому — древним русским городам. Курск — город очень древний, домонгольский. Вот. Таких городов на Руси не так уж и много. Ну и это область, это южный город — для меня, северянина, во всяком случае. Вот. Там груши растут и вишни.
М. Амелин
— Виноград даже растёт!
П. Алешковский
— Ну, виноград, знаете, теперь даже на севере растёт.
М. Амелин
— Ну, не очень растёт.
П. Алешковский
— Какой-то есть такой. Из которого даже, кажется, вино делают.
М. Амелин
— «Изабелла»
П. Алешковский
— Нет-нет, в Курске — понятно, но теперь есть сорта, которые даже под снегом вырастают. Но всё-таки — вот откуда любовь к такому державинскому и преддержавинскому стиху, вольное и невольное цитирование Ломоносова, например, Сумарокова, Тредиаковского, Ваша любовь к коллекционированию книг XVIII века (я знаю, у Вас большая библиотека и редкая) — откуда это?
М. Амелин
— Ну, это трудный вопрос. Это, наверное, коренится в какой-то такой жизни.
П. Алешковский
— В какой?
М. Амелин
— (Смеётся.) Ну, начнём с того, что я родился в коммунальной квартире, пятым в одной из комнат, а в квартире жили ещё две семьи. Вот. Восемнадцать метров комната. Вот. Конечно же, книг...
П. Алешковский
— ...Не расставишь!
М. Амелин
— ...Там их просто невозможно было поставить. Вот. Хотя воспоминания о старой библиотеке — там, которая была когда-то...
П. Алешковский
— ...В семье?
М. Амелин
— Да, в семье. Потому что, как раз когда мне было два года, продали дом, который достался от моего прапрадеда...
П. Алешковский
— А почему? Пришлось разделить наследство?
М. Амелин
— Да, никто не хотел жить в доме. Тогда было такое глупое поветрие. Никто не хотел жить в доме. Никто не хотел, там, топить печку. Тогда не было еще центрального газа, всякого отопления.
П. Алешковский
— Понятно.
М. Амелин
— Вот. Никто не хотел заниматься этой черной работой. Все работали.
П. Алешковский
— Удобства на улице!
М. Амелин
— Да, удобства на улице. Вот. Это сейчас уже эта проблема решена, а тогда это было довольно хлопотно.
П. Алешковский
— Да-да.
М. Амелин
— Вот. И вот его решили продать, и, соответственно, кто-то что-то разобрал, но в моей части... Хотя я вообще по роду — я, вообще, старший в роде. (Смеётся) У меня хранится как раз дореволюционное завещание моего прапрадеда на этот дом и еще на какие-то разные владения и так далее. Вот.
П. Алешковский
— Дворянская семья была?
М. Амелин
— Нет, не дворянская. Они были... Это была, вообще, купеческая семья. Вот. По женской линии там... Вот этот прадед — он был меховщиком. А его...
П. Алешковский
— Меховщиком продающим меха или выделывающим?
М. Амелин
— Выделывающим, да. А его... Моя прапрабабушка — она была из такого рода, которому в XIX веке принадлежала, наверное, половина Курска приблизительно — промышленных предприятий и торговли.
П. Алешковский
— Ух ты!
М. Амелин
— Да-да-да. Такие был Гнучевы.
П. Алешковский
— Так она по любви вышла за небогатого? Это же мезальянс.
М. Амелин
— Да, это, в общем-то, в какой-то мере мезальянс. Хотя он, в общем, наверное, был состоятельный.
П. Алешковский
— ...Человек.
М. Амелин
— Да. Судя по всему. Не высокого достатка, но она была дочь, понимаете — она была дочь младшего сына. Младшего сына.
П. Алешковский
— А, понятно.
М. Амелин
— Да. И она была дочь. А дочери, как известно, в старые времена никто никакого наследства не давал.
П. Алешковский
— Золотую ложку в рот не клал!
М. Амелин
— Да, давали только приданое. Поэтому то есть девушка выходила, ей давали приданое — и всё. И, в общем-то, забывали, как... Ну, не забывали, конечно, но тем не менее...
П. Алешковский
— Угу.
М. Амелин
— Вот. Ну, вот такая вот история. А Курск — да, конечно, он древний город...
П. Алешковский
— А у вас, вроде, поповичи были в роду?
М. Амелин
— Нет, это Амелины. Вот Амелины были поповичи. Это род... Были такие... Был такой сын боярский Филипп Иванович Костин в начале XVII века. В 1620 году он был даже сотником в Курске. А его сын, Емельян Филиппович Костин, он был...
П. Алешковский
— ...Амеля-Емеля.
М. Амелин
— Да. Вот. При разделе имущества разделили там деревни. И вот это... Одна осталась — Костино она сейчас называется, другая — Амелино, соответственно, для того, чтоб не путать.
П. Алешковский
— Деревни?
М. Амелин
— Деревни.
П. Алешковский
— И так и называются?
М. Амелин
— Они так до сих пор и называются. Дело в том, что второе заселение Курска, его второй, как бы, расцвет — он приходится на конец XVI-начало XVII веков, когда многих новгородцев, туляков, москвичей — вот этих детей боярских...
П. Алешковский
— ...Сгоняли на окраины?
М. Амелин
— Да, сгоняли на окраины, где, в общем, была реальная опасность — от крымских татар, там, и так далее, и так далее, — других кочевников. И, между прочим...
П. Алешковский
— Ну, татары были главные.
М. Амелин
— ...И, между прочим, черкесы тоже...
П. Алешковский
— ...Баловались
М. Амелин
— ...Да, баловались. Да, вот, прибегали. Вот. И как раз сейчас фактически — об этом писал историк такой, Тонков, в начале ХХ века, «О русском дворянстве» — такая книга есть. Она не закончена, он только первый том успел выпустить, потом больше не выходила. И там интересное описание. Когда ты смотришь эту сотню, десятню, списки — там они приведены — понимаешь, что эти фамилии — названия...
П. Алешковский
— ...Деревни
М. Амелин
— ...Названия деревень вокруг Курска.
П. Алешковский
— Угу.
М. Амелин
— Приблизительно в радиусе, там, ста километров. Вот. Это удивительно.
П. Алешковский
— Ну, понятно, что давали землю и...
М. Амелин
— ...Землю, да-да!
П. Алешковский
— ...И таким образом сажали его
М. Амелин
— И он должен был явиться...
П. Алешковский
— ...Конно-оружно.
М. Амелин
— Да, конно-оружно представить... Вот. И вот это вот интересный факт. Да, а потом, как известно, этих детей боярских, Пётр I, так как надобность в них...
П. Алешковский
— ...Отпала!
М. Амелин
— ...Отпала, в общем-то, — границы передвинулись к югу, ну, и решили их как-то...
П. Алешковский
— Войско-то стало регулярным!
М. Амелин
— Да, войско стало регулярным. Решили их, в общем, унизить.
П. Алешковский
— Укоротить.
М. Амелин
— Да, укоротить. Он их приравнял, значит, к однодворцам. Был такой класс однодворцев. Это помещики, у которых немного крепостных. А потом этих однодворцев вообще при Екатерине и позднее фактически сделали государственными крестьянами. Хотя они, имея грамоты... А грамоты сохранились, они до сих пор есть в курских архивах — их там местные краеведы просто раскопали, откуда я их знаю, да? Хотя грамоты могли подтвердить. Некоторые из этих вот Костиных — они подтвердили свое дворянство, и при той же Екатерине служили, несколько было генералов, очень таких высоких чинов военных. Так вот, вот они пошли по военной линии. А Амелины — по какой причине, не знаю, — но они пошли по поповской. Они пошли в священники, это такой довольно обширный священнический род. Там считают, что где-то около ста священников вышло из этого рода...
П. Алешковский
— У вас, по-моему, даже святой в роду есть.
М. Амелин
— ...Семь схимонахов и один святой — Серафим Амелин, настоятель Глинской пустыни, которая сейчас в Сумской области Украины находится. Вот. И, в общем, вот такой род. Что можно про это сказать? Не знаю. (Смеётся.)
П. Алешковский
— Ну, уже много чего сказали.
М. Амелин
— А отголоски — вот, может быть, какая-то такая духовная, что называется, составляющая — она, может быть, даже передалась в какой-то мере. Эта же архаика и любовь, там, к церковнославянизмам — возможно, она передалась вот таким образом.
П. Алешковский
— Напомним нашим слушателям, что мы на передаче «Светлый вечер» с Петром Алешковским. В гостях у меня — поэт, переводчик и издатель Максим Амелин, курянин по происхождению, и вот мы выяснили, что род Амелиных последние двести лет был родом поповичей. И таким образом Вы как бы оправдываете любовь к древнему языку и древним, забытым словам, которыми изобилуют Ваши стихи. Я со своей стороны замечу, что мне-то это абсолютно понятно, потому что где-то в конце 1990-х мы вступили в такую полосу, когда... В начале 1990-х, даже в конце 1980-х — когда XIX век казался «отработанным». И было очень интересно «прыгнуть» через столетие и искать в XVIII-м. Ну, а кто начинает искать где-то — он там и завязнет. Это абсолютно понятно.
М. Амелин
— Да, но тут есть еще причины как раз курские в какой-то мере. Дело в том, что два крупнейших поэта XVII века были родом из Курска. Это Сильвестр Медведев и Карион Истомин — ученики Симеона Полоцкого и вообще видные деятели просвещения, в том числе и церковного просвещения XVII века. Они были связаны с местным вот этим Знаменским монастырём напрямую, с Коренской Пустынью, вот, в которой, например, Сильвестр Медведев пять лет скрывался от опалы фактически. Вот. И вот эта курская книжность — она была. Она была такая немного отдельная даже.
П. Алешковский
— Я думаю, что мы просто не понимаем, какая была книжность, скажем, даже в XVII веке или в XVI-м. Конечно, она была везде. Конечно, библиотека Грозного — это тридцать, сорок, пятьдесят томов, не больше.
М. Амелин
— Нет, нет! Я готов с этим поспорить, потому что я немного представляю, что это такое. Её же объявляют как «Грозного»... Она огромная, огромная.
П. Алешковский
— Ну, у Грозного, может, и больше, но боярина...
М. Амелин
— Библиотека боярина, я думаю, не простиралась дальше двухсот книг.
П. Алешковский
— Двухсот — это очень много.
М. Амелин
— Двести — это очень много. Это очень большая библиотека была. Двести, может быть, триста книг. Потому что монастырские библиотеки имели по три тысячи книг. Вот. Соловецкое собрание — это три тысячи книг.
П. Алешковский
— Ну, это очень много.
М. Амелин
— Огромное считалось собрание. Вот. А библиотека Грозного — это такая причудливая вещь... Эта библиотека на самом деле была привезена Софьей Палеолог.
П. Алешковский
— Да.
АМ
Эта библиотека, соответственно, на древнегреческом и латыни.
П. Алешковский
— Да.
М. Амелин
— Здесь прочитать эти книги фактически мало кто умел.
П. Алешковский
— Мало кто мог.
М. Амелин
— Хотя считается, что Грозный читал.
П. Алешковский
— Грозный читал.
М. Амелин
— Да. Он знал латынь и древнегреческий. Вот. Его выучили. Ну, по роду, так сказать.
П. Алешковский
— Да-да.
М. Амелин
— Вот. А для разбора этой библиотеки после смерти Софьи Палеолог и ее, видимо, какого-то близкого окружения, был специально призван на Русь Максим Грек. Который и составил (это была его первая работа и главная, так сказать, основная, первая) — составил каталог этой библиотеки.
П. Алешковский
— Каталог и перевод начал делать.
М. Амелин
— Да, начал переводить. И тут загремел. Да. В этой библиотеке — ее, видимо, какие-то остатки всё-таки сохранились в разных собраниях, она рассредоточена стала. С одной стороны. С другой стороны...
П. Алешковский
— Ну, вот травники какое-то время назад нашли.
М. Амелин
— Да. С другой стороны... Нет, ну вот, например, так называемые «Гомеровы гимны», которых список найден единственный в России полный, — откуда он взялся, собственно, — средневековый византийский текст? Его происхождение, в общем-то, — из этой библиотеки. Но дело в том, что в 1612 году, когда поляки сидели в Кремле, есть сообщения нескольких польских очевидцев, которые были в Кремле, что они нашли какую-то библиотеку и сварили её. На чём делались страницы? На пергаменте. Пергамент — это что? Это кожа. Они выварили эту библиотеку.
П. Алешковский
— Съели?
М. Амелин
— Они её просто съели. Да. И есть прижизненное описание. Да-да, вот. Я сначала думал, что это Авраамий Палицын преувеличил, а оказалось, что много дневников польских, в которых это всё описано. И вот в одном из них описывается, что сначала они съели какие-то книги в довольно большом количестве. Я подозреваю, что её напрасно ищут, она просто, так сказать...
П. Алешковский
— Съедена!
М. Амелин
— ...Съедена.
П. Алешковский
— Это правда.
М. Амелин
— Да. Но...
П. Алешковский
— Так вернёмся к Курску. Всё-таки — что за город Курск для Вас? А вот скажите... Это как бы главный вопрос. Но начнём, всё-таки, с другого, наверное. А вот в семье это вспоминали — то, что Вы сейчас рассказали? В семье принято было рассказывать о древности рода?
М. Амелин
— В семье отчасти какие-то отголоски доносились, но дело в том, что в советское время, в общем-то, это было всё не принято.
П. Алешковский
— Ну почему? У меня принято. Были, наверное, какие-нибудь старые шкафы красного дерева...
М. Амелин
— Нет, всё это было, да.
П. Алешковский
— И говорили: «Вот этот — прабабушкин, а вот это привезли оттуда-то».
М. Амелин
— Ну, конечно.
П. Алешковский
— Хотя комната маленькая была.
М. Амелин
— Комната была маленькая, в ней, ну, посуда какая-то, какие-то ларчики...
П. Алешковский
— Вот в это время можно было разжиться на помойках. Все, кто этим занимался, — все озолотились. И все, кто понимал. Потому что вместо александровского торшера — люди выбрасывали его и покупали обычный пластиковый, это считалось хорошо.
М. Амелин
— Да. Но дело в том, что была такая эстетика. Ведь эстетику на самом деле навязывала архитектура.
П. Алешковский
— Конечно.
М. Амелин
— А безликая архитектура советская, особенно в 1970-е годы, там, вот начиная с Хрущёва, да? Вот «хрущёвки» и так далее.
П. Алешковский
— ...Требовала ремонта.
М. Амелин
— Она не сочеталась, там, я не знаю, с буфетом барочным или с мебелью из карельской березы. Вот. Эта эстетика диктовалась просто вот ощущением. И такое, да...
П. Алешковский
— Самое главное, что там был древоточец могли быть клопы...
М. Амелин
— Всё, что угодно.
П. Алешковский
— ...Были отвалены филёнки, не работали замки.
М. Амелин
— Да.
П. Алешковский
— И это ж чинить!
М. Амелин
— Отреставрировать было трудно. Ну и так далее. Поэтому все любили более практичную...
П. Алешковский
— Отжило!
М. Амелин
— Да, отжило старое. И о старине вообще как бы, ну, не очень было принято [говорить]. Моя мама вот многое вообще узнала от меня. Потому что мне моя бабушка уже вот где-то там, в середине 1980-х, — она мне вот «выпалила» огромное количество всякой информации.
П. Алешковский
— Сообщения.
М. Амелин
— Да. Показала, кто на фотографиях Амелиных кто.
П. Алешковский
— Кто есть кто.
М. Амелин
— А мне мама говорит: «Я их не видела, мне их не показывали» Я: «Как не показывали?» Говорит: «Вот так не показывали! Боялись».
П. Алешковский
— Да-да.
М. Амелин
— Вот. Ну, единственное, что, конечно, — выжить. Так как по материнской линии моей прабабушки пятеро братьев погибли на Первой мировой войне. Соответственно, её муж тоже. Соответственно, мужчин в семье не осталось. С одной стороны, это им помогло пережить самые страшные годы.
П. Алешковский
— Не трогали?
М. Амелин
— Не трогали! А чего — женщины, что с них возьмёшь? Вот. Но они сдали всё, что у них было, фактически. Всё сдали в 1932 — 1933 году.
П. Алешковский
— В Торгсин?
М. Амелин
— Голодомор — он... Украинцы считают, что это их особая какая-то... Нет, он был, пожалуйста — в Курске был по полной программе. В 1932 — 1933-м, чтобы прокормиться, они сдали всё золото, какие-то драгоценности — всё, что у них было. Всё, что досталось в это самое приданое, да? Вот. И... Но семья выжила таким способом. А что делать? Поэтому вот такая вот, всё-таки, прерывистость. С другой стороны...
П. Алешковский
— Ну. конечно, прерывистость. Всё встало на свои места.
М. Амелин
— ...Было какое-то... Было огромное количество ещё людей, которые застали дореволюционные времена, которые меня... Какие-то бабушки, какие-то знакомые знакомых и так далее.
П. Алешковский
— А нам это было очень интересно, правда?
М. Амелин
— Они были совсем другие.
П. Алешковский
— Другие люди какие-то.
М. Амелин
— Да, они были другие. Но я их видел. Они...
П. Алешковский
— Они ходили по-другому, они здоровались по-другому...
М. Амелин
— Они ходили по-другому, здоровались и прощались.
П. Алешковский
— Они всегда были приветливы.
М. Амелин
— Они всегда были почему-то веселые, без всяких напитков. Это очень странно.
П. Алешковский
— Но не похохатывали.
М. Амелин
— У них были очень светлые лица. Да, не похохатывали. У них были светлые лица. И они рассказывали, что вот, когда-то видели, там, я не знаю, царя, например. Вот. Рассказывали подробную, там, историю, потому что Николай II приезжал в Курск дважды. И была открытая машина. Вот. Они очень живописно это всё рассказывали. Потому что это их юношеские, детские впечатления.
П. Алешковский
— Понятно.
М. Амелин
— Вот. Открытая машина, никаких...
П. Алешковский
— Машин-то в Курске было всего ничего.
М. Амелин
— Машин-то, да, наверное, было считано. Открытая машина, никакой охраны. Вот. И все, естественно, там, высыпали на улицы. Вот. Много-много всяких историй про дореволюционную какую-то жизнь они рассказывали.
П. Алешковский
— А в Курске много осталось вообще старины? Ну, сегодня стариной называют даже предреволюционный фарфор кузнецовский, который был, как гранёные стаканы.
М. Амелин
— Ширпотреб.
П. Алешковский
— Вот. Я вот с него ем, например, и счастлив бываю от этого.
М. Амелин
— И я ем. Потому что не бьются эти тарелки.
П. Алешковский
— Бьются, но они мне нравятся.
М. Амелин
— И мне нравятся.
П. Алешковский
— Вот. Они мне просто нравятся. Вот. Но, конечно, это... Или, там, рюмки гранёные, которые научились, наконец, делать в Гусь-Хрустальном, — но всё равно они не такие. И это уже... Мне казалось, что можно делать реплики настоящие, но всё равно реплика есть реплика. А вот память — это не реплика. Память — это, всё-таки, ну... Ой, я не знаю. Поход на Измайловский рынок и разыскание чего-то, что тебе очень важно и очень нравится. А другим, может быть, — нет, не важно. А на самом деле всё важно, потому что исчезает и стирается моментально.
Позвольте всё-таки прерваться и напомнить нашим радиослушателям, что сейчас мы нырнём и спрячемся — передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским и Максимом Амелиным в гостях, — и обязательно вынырнем. Оставайтесь с нами!
П. Алешковский
— Ну вот мы снова появились на поверхности. Это «Светлый вечер» с Петром Алешковский. И Максим Амелин — поэт, переводчик и курянин — сегодня рассказывает нам о древностях своего родного города.
М. Амелин
— Да, кончено, Вы упомянули, что Курск — древний, еще домонгольский. Самое раннее его упоминание...
П. Алешковский
— А как же куряне в «Слове о полку Игореве»?
М. Амелин
— Ну, это да. Да-да, но самое древнее его упоминание — оно находится в «Житии Феодосия Печерского». И там чёрным по белому сказано, что в 1032 году Феодосий Печерский — хотя он не родился в Курске, но, когда ему было восемь лет, туда приехал. Что Феодосий Печерский в 1032 году выехал из Курска в Киев. И, собственно, стал тем, кем он стал.
П. Алешковский
— И стал основателем монашества...
М. Амелин
— Стал основателем монашества, одним из первых...
П. Алешковский
— ...Отшельников.
М. Амелин
— Да, отшельников. Отшельником. Одним из первых монахов и, кстати, одним из первых писателей русских. После митрополита Иллариона, значит, он стал одним из первых писателей.
П. Алешковский
— Угу.
М. Амелин
— Так вот. Вот этот Курск, конечно, он претерпел множество всяких трансформаций...
П. Алешковский
— ...Трансформаций.
М. Амелин
— Под кем он только ни был после, фактически, падения Киевской Руси.
П. Алешковский
— ...Руси.
М. Амелин
— Да. Он и под монголами был, и под Литвой был и в еще разнообразные входил... какие-то. Вот. Ничего этого, естественно, не осталось. Остался...
П. Алешковский
— Ну, городище-то есть?
М. Амелин
— Городище было.
П. Алешковский
— Да.
М. Амелин
— На его месте стоит теперь завод. Вот, в самом вот... На месте этого кремля, который был, детинца, который — крепость, стоит завод. И, конечно же, там никто...
П. Алешковский
— ...Ничего не раскопает.
М. Амелин
— ...Ничего давно не копал.
П. Алешковский
— Угу.
М. Амелин
— Вот. К сожалению. А что в советское время там, ставя завод, выкопали, — никто не знает. Может, и ничего. Может, и не копали. Просто экскаватором отрыли.
П. Алешковский
— Да.
М. Амелин
— Ну вот. И самые старые здания в Курске — конечно же, это церкви. Церкви XVII века. Как минимум их там две сохранилось — Нижняя Троицкая и Верхняя Троицкая. В такой классической архитектуре XVII века. Ну, еще сохранились от XVII века один дом небольшой, одноэтажный, с какими-то подвалами глубокими, и большие палаты.
П. Алешковский
— Что вообще редкость.
М. Амелин
— Да. Палаты Ветчинкина, такого купца. Прямо напротив Троицкого собора, вот они смотрят как бы ему лицо в лицо. Вот. А вообще архитектура, конечно, там довольно интересная. Там, например, есть, так сказать «Растрелли под вопросом». Почему под вопросом? Потому что в официальных его каталогах нет этого собора. Таких чтобы учеников у него не было. Он... Довольно интересная у него история. Это просто две легенды, да? С ним связанные две легенды потрясающей красоты. Вот. Его строил... Был такой... Там одна история связана с тем, как добылись деньги на этот собор. Так. Значит, добылись деньги очень интересным образом. Один купец (вылетела фамилия, сейчас, может, вспомню)... Один купец поехал перед Пасхой торговать куда-то.
П. Алешковский
— Вне Курска?
М. Амелин
— Да, вне Курска. Может быть, в Коренную — там была ярмарка какая-то всегда. Вот. Поехал. Возвращался уже с деньгами, и тут его поймали разбойники. А разбойники ходили вплоть до второй половины XIX века вокруг Курска. Разбойнички. Их называли «кудеярами».
П. Алешковский
— По-местному.
М. Амелин
— Да, по аналогии. Разбойнички... его призвал... значит... И он остался у разбойников в стане. Они у него всё отобрали, и он остался у разбойников в стане. Но все уехали куда-то за какой-то добычей. Остался один атаман разбойников. И Пасха наступила. И он решил, атаман, разговеться. А мясо он ел с ножа. И когда он сунул себе кусок в рот, тот этот купец не растерялся и «положил» атамана. Он забрал всю добычу — не только своё, но и воровское.
П. Алешковский
— Прямо как Синдбад-мореход.
М. Амелин
— Да, абсолютно. И привёз это в Курск. Но деньги-то, деньги!
П. Алешковский
— На крови.
М. Амелин
— На крови. Соответственно, он решил эти деньги истратить на богоугодное дело. Он, видимо, заказал Растрелли, уже вышедшему из моды, этот собор.
П. Алешковский
— Чертёж.
М. Амелин
— Этот чертёж. Этот собор. Он похож, скорей, на Николу Морского питерского. Вот. Никто больше не строил в таком ярко выраженном растреллиевском стиле, таких нету. Вот. И заказал у него. Чертёж, видимо, пришёл, и дальше они уже начали строить. А строил постройку, выполнял купец Мошнин такой, у которого был кирпичный завод. И купец Мошнин... Но он быстро умер. Но сын купца Мошнина на этой постройке... Доводила постройку жена, вдова. Сын этого купца Мошнина — никто иной как выдающийся святой русской Церкви, подвижник Серафим Саровский. И первое его чудо тоже связано с этим храмом — Сергиево-Казанским кафедральным собором. Когда ему было, там, семь или восемь лет, он взобрался по...
П. Алешковский
— ...Лесам.
М. Амелин
— ...Лесам вверх, на самую верхотуру, под самый купол, и оттуда упал. И встал живым. Это было его первое чудо. Вот с этим храмом такая связана история.
Потом там неплохо сохранилось несколько... Один... Ну, он хуже, да. Кваренги, там, и так далее. То есть там строили. Купцы заказывали столичным архитекторам, чтобы... Но уже вышедшим из моды. Я не знаю, с чем это связано. То ли они денег жалели всё-таки: сделайте нам красиво, но чтобы денег-то тоже много не истратить. Вот. Но, конечно, Курск пострадал во время Великой Отечественной войны. Его фактически весь, всю центральную часть сильно побомбили.
П. Алешковский
— Ухайдакали.
М. Амелин
— Страшно побомбили, страшно. Многое просто не стали восстанавливать. Ну а так есть практически все стили: модерн тоже есть, очень неплохой какой-то провинциальный модерн. Вот.
П. Алешковский
— Хорошо...
М. Амелин
— Поэтому... Но фактически с 1990-х годов началось хаотическое строительство, как это во многих городах сейчас происходит — торговые центры очень плохой архитектуры (практически никакой). И вот иногда кажется, что ты... Куда ты попал? Это какой город вообще? Вот через пятнадцать лет, условно говоря, можно будет праздновать тысячелетие — первое упоминание, да.
П. Алешковский
— И будут!
М. Амелин
— И будут праздновать, да. Но только...
П. Алешковский
— ...Гордиться нечем!
М. Амелин
— ...Гордиться-то нечем особо. Вот. Дальше XVII века ничего не простирается. И то всё локально и сильно испорчено.
П. Алешковский
— Ну, знаете, у нас такие истории есть. Например, в Великом Новгороде один дом остался после войны жилой. А можете себе представить, что это был за город до Великой Отечественной войны хотя бы, да? Он пережил и Делагарди нашествие, которое тоже сожгло его очень сильно, да? Новгородцев, понятно, просто не осталось — сначала Ивана IV уничтожение и вывод, потом Делагарди, потом Великая Отечественная. Вот. Но таких городов очень много. Но всё таки, понимаете... И, конечно, в этом смысле везет Торжку и Верховцу, которые, ну как бы вот спокойно проспали своё время. И я надеюсь, что, например, Торжок — что, наконец, за него возьмутся. Потому что там стоят замечательные дома и улицы целые есть. Киношники давно снимают там кино, понимаете? Вот. Потому что это такая фактура. Вот. Но, тем не менее, всё-таки вот я очень рад, что Вы затронули эту тему несоответствия культурных помыслов наших градостроителей глубине и мощности исторического наследия, в котором им, казалось бы, повезло жить и царствовать. Да? Вот. Но всё-таки в Курске, вот в Вашей школе, например, без такого ложного патриотизма и не на котурнах, — был интерес к теме города, к теме окрестностей? Учителя истории были хорошие? Или наоборот?
М. Амелин
— Ну, учителя были истории — ну, мне повезло. У меня был очень хороший учитель истории — Михаил Абрамович Фенигштейн. Такой замечательный человек, очень знающий. Конечно, было такое поветрие — краеведение. Оно началось где-то в 1960-е приблизительно годы. И несколько краеведов — я их просто знал, там, с детства, они рассказывают... Один из них буквально недавно ушёл. И фактически он был последним краеведом города Курска.
П. Алешковский
— А что — сегодня нет?
М. Амелин
— Ну, есть. Вот мой троюродный брат есть. Такой художник и собиратель всего на свете, владелец галереи единственной частной во всем Курске — Олег Радин такой. Вот. Такой знаменитый человек в Курске.
П. Алешковский
— Там.
М. Амелин
— Да, он мой троюродный брат. Вот. Он тоже из рода вот этих купцов происходит. Да, вот он занимается этим краеведением. Но он всё-таки не краевед, всё-таки он больше художник, такая артистическая личность. А краевед — это всё-таки человек, который занимается в архивах, сидит...
П. Алешковский
— Знает каждый уголок!
М. Амелин
— Да, знает каждый уголок, сидит в архивах. Слава Богу, остались вот эти книги краеведческие. Как раз в последнее время, и в том числе этот Олег Радин — он тоже много издавал книг, он ещё и как издатель выступает по краеведению. Очень интересные все. Потому что много не осталось. Там такое очень интересное было место, называемое Полугора. Прямо в самом центре. Это такой когда-то был спуск вот с того холма...
П. Алешковский
— Полугора?
М. Амелин
— Полугора. Когда-то был спуск с того холма, на котором стоял...
П. Алешковский
— Детинец.
М. Амелин
— Крепость, да. Вот. И такой спуск, который мимо него проходил, да?
П. Алешковский
— Как это называется? Захап?
М. Амелин
— Нет, Захап — это в другой стороне, с другой стороны был. А это как бы ты мимо него проезжаешь. Окружная дорога, условно говоря.
П. Алешковский
— А, всё понятно.
М. Амелин
— Вот. Но потом она, естественно, стала центром и была обстроена. Я её помню в детстве. Она была обстроена террасным способом.
П. Алешковский
— Домами.
М. Амелин
— Да, домики-домики-домики купеческие, там были и в советское время магазины. И даже, судя по всему, они были такие же, как они были до революции. Продавали, допустим, конфеты — вот и продавали конфеты и всё советское время, понимаете?
П. Алешковский
— Новый магазин уже принадлежал Коопторгу?
М. Амелин
— Ну, конечно, да. Но вот была булочная до революции — вот она там и оставалась. Там часовая мастерская — хотя до революции она была...
П. Алешковский
— ...Частная?
М. Амелин
— ...Частная, допустим, владельцем её был дедушка Ромена Гари, допустим. Ромен Гари два года в Курске прожил в детстве, он у него даже упоминается дважды — в «Обещании на рассвете» и ещё в романе Ажара каком-то. Как раз он пишет про часовщика, что мать его, значит, у часовщика жила. Вот. Часовщик был просто его дед. И так далее. Вот таких масса всяких деталей набирается. Очень интересных. Её снесли. Вот взяли и снесли. А построить там ничего нельзя, потому что она стояла вот этими уступами неслучайно, потому что за ней — остатки рва, которые при Екатерине засыпали. Но все равно там всё ползло.
П. Алешковский
— Рельеф там должен быть, да.
М. Амелин
— Всё ползло. Ничего нельзя было там построить. И даже до революции просто там был в какой-то мере пустырь. Потом поставили на площади, которая там наверху, дом, и он...
П. Алешковский
— Скатился?
М. Амелин
— Нет, он начал трескаться. Именно в том месте, в каком был этот ров.
П. Алешковский
— Напомню нашим слушателям, что это «Светлый вечер» с Петром Алешковским, и в гостях у нас сегодня поэт, переводчик и издатель Максим Альбертович Амелин. Хорошо. Вот умение не подумать о мстит такими трещинами в домах безусловно, когда на старом валу ставят какое-нибудь сооружение без надобных в данной ситуации свай, например. Строить можно везде, это вопрос затрат и инженерного подхода. Но мы сейчас не о «строить», а о «сохранять».
М. Амелин
— Да.
П. Алешковский
— А всё-таки — а вот деревянные дома в Курске остались?
М. Амелин
— Да, конечно, их и сейчас много. И большая часть центра, хотя это еще вытесняется постепенно, — это деревянные одно-двухэтажные строения. Иногда первый этаж каменный или кирпичный, а второй — деревянный. Очень много таких домов старого купеческого Курска. Вот. Но они тоже уходят, их заменяют...
П. Алешковский
— Ну, они уже, наверное, наперечёт все поставлены.
М. Амелин
— Да нет, их много. Их много всё равно. Хотя там были...
П. Алешковский
— Нет-нет, я говорю, у них, наверное, есть архитектурные паспорта, они занесены как памятники...
М. Амелин
— Возможно. Я не уверен в этом. Не так давно, там, снесли, например, аптеку конца XIX века, знаменитую такую — была Георгиевская аптека. Когда-то стояла напротив Георгиевской церкви, и я её в детстве помню. Там были потрясающей красоты плитки на полу. Она и была всё советское время аптекой той же самой.
П. Алешковский
— Ну, а зачем?
М. Амелин
— Вот зачем-то её взяли и снесли. Никому просто объяснить нельзя. За неё выступали там, но...
П. Алешковский
— Хотели построить и построили что-то...
М. Амелин
— Пока ничего не построили, и неизвестно, что построят. Но снести уже снесли.
П. Алешковский
— Понятно.
М. Амелин
— Вот. И так далее. Там дом Малевича вот... Хотя это соседний оказался дом всё-таки...
П. Алешковский
— Малевич из Курска? Он жил там?
М. Амелин
— Малевич родился не в Курске, но он жил и работал в Курске. Он там венчался в католическом костёле. И дом сохранился, где он жил.
П. Алешковский
— А в Курске был костёл, да?
М. Амелин
— В Курске был костёл, лютеранская церковь, три синагоги...
П. Алешковский
— И, наверное, мечеть.
М. Амелин
— ...Мечеть была небольшая. Да-да, сохранилась, татарское кладбище было, его сейчас нет. Сохранилось еврейское кладбище. Вот. И такое «иноверческое» так называемое, — но тоже его почти что нет, — осталось. Это вот как раз католики и протестанты. Вот. Костёл сохранился и работает сейчас. Потому что польская большая была в Курске...
П. Алешковский
— Прослойка?
М. Амелин
— Да-да. Поляков было много.
П. Алешковский
— Ну, недалеко сравнительно.
М. Амелин
— Вот. И сохранился дом, где он работал.
П. Алешковский
— Малевич?
М. Амелин
— Да, да. Я даже предлагал — сделайте... Ведь Малевич на самом деле — он... И вообще очень многие наши живописцы начала ХХ века — их не совсем правильно понимают. Они происходят из русской иконы на самом деле.
П. Алешковский
— Конечно.
М. Амелин
— Абсолютно! В том числе Малевич.
П. Алешковский
— Ну, «Чёрный квадрат» — это абсолютно идея иконы.
М. Амелин
— Это иконная идея, конечно! Вот. Напрасно его пытаются...
П. Алешковский
— Его пытаются оклеветать!
М. Амелин
— ...Оклеветать просто, понимаешь?
П. Алешковский
— Да-да-да, не понимая!
М. Амелин
— И вот эти... Я помню, как я... Была такая...
П. Алешковский
— На мой взгляд.
М. Амелин
— Есть же такая икона, — "Глас Божий«,— в которой ничего не изображено. Там нет изображения, там расходящиеся концентрические треугольники, квадраты и круги.
П. Алешковский
— Да-да-да.
М. Амелин
— Вот. Я видел несколько таких икон.
П. Алешковский
— Редкая икона.
М. Амелин
— Редкая работа, но она есть. Есть такая икона. Я подозреваю, что они видели эти иконы.
П. Алешковский
— Конечно.
М. Амелин
— Вот. И в какой-то мере...
П. Алешковский
— Конечно, они не только видели, но думали об этом.
М. Амелин
— Думали об этом. Да. Ну вот. Так я даже предлагал сделать там музей моему троюродному брату. Потому что у него хранятся фотографии с выставки Малевича — первой, в Курске, 1913-го года. И там все картины на стенах видны. Я говорю: «Ну так можно!» Он говорит: «Ни одной картины нет». Ну а я: «Они и не нужны». Сейчас интерактивные музеи. В музее Баха в Лейпциге...
П. Алешковский
— ...Баховских вещей вообще нет!
М. Амелин
— ...Есть одна бумажка. Одна бумажка только — какая-то рукопись одна!
П. Алешковский
— Да.
М. Амелин
— Больше ничего нет. Всё остальное — очень интересный музей. Потрясающий просто. Я был удивлён — как сделали интерактивный музей красоты невозможной и интересности. Ну вот. Это как сделать. А с другой стороны — ну, на это нет сил каких-то...
П. Алешковский
— ...Понимания и желания.
М. Амелин
— Понимания и желания, да. Интересная ещё история про... Дело в том, что учитель Малевича (художник — вылетела из головы фамилия— , который жил и преподавал ему живопись), он ещё воспитал одного великого художника — Александра Дейнеку. Был один художник, который воспитал двух больших художников.
П. Алешковский
— ...Двух больших художников!
М. Амелин
— Вот. Это как бы... Это очень серьёзно. Вообще, Курск конца XIX-начала ХХ века — это был, в общем, такой очень просвещённый и очень красивый город. Фотографии не дают сомнений никаких, не вызывают.
П. Алешковский
— Гимназий было две?
М. Амелин
— Гимназий было две женские, две мужские, и еще была одна частная большая гимназия.
П. Алешковский
— Вот так!
М. Амелин
— Очень серьёзно.
П. Алешковский
— Да. И энное количество прогимназий.
М. Амелин
— Да.
П. Алешковский
— И реальные...
М. Амелин
— ...И реальное училище было — Асеев, поэт, в котором учился. Вот. Так что там всё было очень на хорошую основу поставлено. В 1898 году пошёл второй в России трамвай. Курские купцы «сбросились» на трамвай.
П. Алешковский
— А перед этим была конка?
М. Амелин
— Была конка. Вот они первый трамвай пустили. По этому маршруту он ходил еще в 1970-е годы. Сейчас уже нет.
П. Алешковский
— Красный такой, дребезжащий?
М. Амелин
— Да. Вот. Так что это было как бы такой просвещённый довольно город, хотя в 1803 году купцы, считается, что отказались строить у себя университет, дабы не плодить вольнодумства разнообразного. И поэтому университет построили в Харькове, через триста километров от Курска. В результате Курск не стал университетским городом. А мог бы!
П. Алешковский
— А мог бы, да.
М. Амелин
— Мог бы...
П. Алешковский
— Понятно.
М. Амелин
— Вот. А в 1970-е годы, конечно, многое ещё оставалось. — вот эта старая часть. Я застал в начале 1980-х — начали потихоньку рушить старые дома, и люди бросали вообще там всё практически. Я не знаю, почему. Ну, вот тоже по этой же причине.
П. Алешковский
— А это такой подход, понимаете? Сейчас, может быть, уже так не сделают, но и бросать-то нечего особенно. Но когда вы покупал, скажем, дом в деревне, там, я не знаю, ну за сто двадцать рублей или за шестьдесят рублей, вы вместе с домом покупали весь семейный архив, фотографии и прочее, прочее. Когда ты бежал за хозяином и говорил: «Ну забери, это же твоё!», — он говорит: «Да не надо, сейчас уже совсем другая жизнь!» Какая другая?
М. Амелин
— Какая другая?
П. Алешковский
— Какая другая? Другая жизнь. Девать некуда — а «девать» нужно было три или четыре семейных альбома всего лишь.
М. Амелин
— Всего-навсего.
П. Алешковский
— Да. Какие-то фотографии...
М. Амелин
— Да-да. Нет, это удивительно, но это действительно так. Очень многое я помню, потому что мы там, по этим старым, уже полуразвалившимся домам лазали. И там много было выброшено, я не знаю, старинных фотографий, например, — огромные альбомы, роскошные просто. Роскошные альбомы с дореволюционными фотографиями. Ну а куда их девать? Вот у меня свои, я ж говорю, дома лежат. Что их было — собирать и потом продавать? Ну что?
П. Алешковский
— Просто собирать надо было. В голову не приходило, да?
М. Амелин
— В голову не приходило! Да, в голову это не приходило. Вот. А оставалось очень много, да. Ну... Эх...
П. Алешковский
— Ну, хорошо. Максим, может быть, Вы прочитаете нам как концовку какое-нибудь стихотворение?
М. Амелин
— Ваш выбор!
П. Алешковский
— Хорошо.
М. Амелин
— «Ода безногому»
П. Алешковский
— «Конь Горгоны» называется книга. Если интересно — можно найти и почитать.
М. Амелин
— Да, по-моему, только в Интернете можно найти, так её уже нет.
«Ода безногому»
Не жалей, не соболезнуй,
Божья выпадет роса -
и четыре колеса
колесницы сей железной
над клокочущею бездной
вознесут на небеса.
С радужного небосвода,
как на землю смотрит Бог,
милосерден или строг,
глянет он оттуда в оба:
для безногого свобода -
пара-тройка резвых ног.
П. Алешковский
— Пара-тройка резвых ног!.. Да.
М. Амелин
— ...Тройка резвых ног! Да.
П. Алешковский
— Я таких «колёсников» ещё помню.
М. Амелин
— У нас их очень было много. У нас в подъезде жил как раз «колёсник», на войне ноги оторвало. Вот. Дед довольно интересный. Вот. Ну, и так далее. Очень много...
П. Алешковский
— Ну, что ж: вот то, что у цепких памятью память работает — это хорошо. Важно, чтоб она всё-таки как-то стучалась и к другим людям. Чтобы возникало желание посмотреть на лица, подумать, поинтересоваться, если не поздно, у своих родственников: что, кто, откуда и как. Кажется, сейчас это уже как бы становится модным, поэтому есть некая надежда. Мода в данном случае — неплохо. Мода вообще — неплохо. Это нормально, это естественно. Вот. Ну что ж, большое спасибо. Сегодня у нас в гостях был Максим Амелин. И это — передача «Светлый вечер» с Петром Алешковским. До новых встреч!
М. Амелин
— Спасибо.
Зеркальные жёны

В одной деревушке жила мать-старушка с двумя сыновьями. Выросли они, и появилась у матери новая забота: как бы их женить? Давно хотелось старушке внуков понянчить, да уж парни оказались насчёт невест слишком привередливые: все девушки для них недостаточно красивые.
Однажды ночью не спалось матери, поднялась она с кровати, дверь отворила, смотрит — небо звездами усыпано, а вокруг тьма кромешная. Подняла старушка к небу голову и говорит:
— Кто же мне поможет моим сыночкам жён по сердцу найти?
Вдруг видит: на юго-западе одна звезда с неба сорвалась и прямо к ней летит. Опустилась звезда во дворе: так блестит, аж глазам больно, похожа на серебряное зеркало.
— Не горюй, подыскал я для твоих сыновей жён, — сказал ей с зеркальной звезды старец с длинной белой бородой.
— Боюсь, что пустые твои хлопоты, почтенный, — вздохнула старушка. — Я и сама не знаю, кто придётся моим сыновьям по сердцу. Но коли дозволишь, я посмотрю на невест и потолкую со свахами.
— Не понадобятся тебе ни свахи, ни приглашения на красной бумаге, ни свадебные паланкины, — уверил её старец. — Дам я тебе два зеркальца... Завтра в полночь пусть сыновья повернут к юго-западу, от зеркал лучи пойдут, и широкая дорога откроется. По этой дороге пусть твои сыновья идут — там и жён себе найдут.
С этими словами звезда растаяла, словно это была большая льдина, а на её месте остались лежать два круглых зеркальца.
Проснулись наутро сыновья, мать-старушка им про ночной случай рассказала и по зеркалу вручила.
Увидел в своём зеркале старший сын девушку в красном платье с красным пионом в руке. Такая красавица, каких свет не видывал!
Младший сын тоже заглянул в зеркальце, а ему оттуда красавица в жёлтом платье улыбается, в руке жёлтый пион держит.
— Вот на них, матушка, мы жениться хотим, — сказали сыновья и стали дожидаться полночи, чтобы по лучу отправиться за жёнами.
Всю ночь они шли без устали, а на рассвете очутились у высокой горы. Обошли сыновья гору и увидели пещеру, от которой шёл серебристый свет. Внутри оказалось большое зеркало, в котором парни увидели двух девушек небывалой красоты: одну с красным цветком в руке, другую с желтым.
— Как же вас освободить, чтобы к матушке домой привести и сразу две свадьбы сыграть? — спрашивают сыновья.
— А зачем? — говорят красавицы. — Нам и здесь хорошо. На самом деле, мы живём на далёкой звезде. Пришла пора замуж нам выходить, и отец сделал так, что в этой пещере наши мужья могли сколько угодно любоваться нашим отражением. Повезло вам: у всех обычные жёны, а у вас двоих будут зеркальные...
Переглянулись братья — и бегом обратно домой. Полюбоваться красавицами в зеркале, конечно, хорошо, но ведь не всю жизнь!
Вскоре оба парня на радость матери благополучно женились в родном селе. И живут, как говорится, рука в руку, душа в душу, чего и другим желают.
( по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Бабушка Тан

Фото: Manny Becerra / Unsplash
Знаете ли вы, что в Китайской Народной Республике официально установлено звание «Национальный образец нравственности»? Эту награду регулярно присуждают гражданам страны за добродетельные поступки. Одна из почётных лауреатов — пенсионерка по имени Тан Цайин, или «бабушка Тан», как называют её приёмные дети.
А таких детей у неё 38! Сегодня это взрослые мужчины и женщины, которых объединяет одно: каждого из них в младенчестве бросили родители, а наша героиня взяла под опеку.
Это началось много лет назад, когда Тан работала уборщицей в больнице города Синью, в одной из провинций на юго-востоке Китая. Однажды зимним утром она заметила рядом с железнодорожными путями плачущего ребёнка, завёрнутого в пальто. Это оказалась девочка. Тан Цайин отнесла её домой, искупала, накормила и дала ей имя Фанфан, то есть цветочный аромат.
К тому времени у Тан было пятеро родных детей-подростков. Одна из старших дочерей, выпускница школы по имени Айпин, ухаживала за малышкой Фанфан, пока мама работала.
Вторым найдёнышем стала девочка, которую Тан назвала Чжэньчжэнь, — в переводе с китайского «драгоценный дар». Её кто-то оставил в больнице, где работала Цайин.
Таким образом за десять лет добрая женщина спасла почти сорок брошенных девочек и мальчиков! Большинство из них были новорождёнными. Тан благодарна руководству своей больницы за то, что в те годы ей выделяли свободную палату. Там лежали ослабленные младенцы, и уборщице было удобно за ними ухаживать.
«Мой покойный муж сначала ворчал, что нашего дохода едва хватает на собственных детей, не говоря уже о приёмных, — вспоминает Тан Цайин события полувековой давности. — Но я была полна решимости спасать подкидышей, и со временем строгий, но добрый дедушка их тоже полюбил».
Выйдя на пенсию, многодетная мама подрабатывала сбором и сортировкой мусора, чтобы на вырученные деньги покупать детям еду. А в более почтенном возрасте, когда сил у неё поубавилось, пенсионерка занялась поиском приёмных родителей для подопечных. Сегодня повзрослевшие дети не только навещают бабушку Тан, но и помогают ей материально.
После номинации на звание «Национальный образец нравственности» об огромной семье Тан Цайин узнали миллионы китайцев! Её родная дочь Айпин рассказывает: «Для моей матери добрые дела — не вопрос выбора, а то, что она считает просто необходимым делать».
А я любуюсь улыбкой бабушки Тан на фото к публикации проекта Баба-Деда и понимаю, что эта женщина показала нам, что такое любовь.
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.