В этом выпуске своими удивительными историями о первом приходе в храм и начале пути воцерковления поделились ведущие радио ВЕРА Александр Ананьев, Алла Митрофанова и Константин Мацан, а также наш гость клирик храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Ведущий: Александр Ананьев
Александр Ананьев:
— Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня здесь вас приветствует клирик храма Сорока Севастийских мучеников замечательный священник, наш постоянный гость протоиерей Максим Первозванский, добрый вечер.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Здравствуйте.
Александр Ананьев:
— Спасибо вам большое за то, что вы согласились на эту, ну будем называть вещи своими именами, на эту аферу.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я всегда за всякую движуху.
Александр Ананьев:
— Здесь же присутствует красавица Алла Митрофанова.
Алла Митрофанова:
— Добрый вечер!
Александр Ананьев:
— Константин Мацан.
Константин Мацан:
— Для меня этот вечер, я вместо слова афера предлагаю слово авантюра.
Александр Ананьев:
— Отличное предложение. Что сегодня будет происходить? Мы собрались вчетвером в светлой студии радио «Вера» для того, чтобы рассказать вам истории и включить вам наши любимые песни. В конце концов, что люди ценят больше всего? Хорошую историю и хорошую музыку.
Константин Мацан:
— Ещё хорошую еду. Но это в будущем у нас.
Александр Ананьев:
— Вот так вот и живём впроголодь. Сегодня мы хотим вам рассказать свои истории, свои непридуманные светлые истории, ну, а чтобы нам было проще их рассказывать, мы придумали тему, которая их объединяет. И тема эта звучит так: «Как я пришел в церковь». И, наверное, будет правильно начать именно с истории Константина Мацана.
Константин Мацан:
— Безусловно, потому что я пришел в церковь, я помню этот момент, как я пришел в церковь, пришел ногами, и ноги тряслись, руки тоже тряслись, и ужасно болела голова, потому что это было страшное похмелье. Это правда так, это был первый курс института, я уже понял, что я верю в Бога, но ещё до момента воцерковления, начала церковной жизни было далеко. И жизнь по-прежнему была студенческая, и была какая-то суббота, и похмелье было такое, что я даже не помню, когда бы так плохо себя чувствовал.
Александр Ананьев:
— Костя, помедленней, мне нужно все уложить это в голову, мало того, что я не представляю периодов в твоей жизни, когда бы ты не ходил в церковь и не был в церкви, так я ещё абсолютно не представляю тебя в состоянии столь удручающем.
Константин Мацан:
— То ли ещё будет. Вот.
Алла Митрофанова:
— Многообещающе.
Константин Мацан:
— Единственный способ бороться с этим состоянием было выйти на улицу, на воздух, и я пошёл гулять. Я увидел рядом с домом храм, легендарный московский храм Архангела Михаила в Тропарево, и в общем-то, он всегда был под боком, я даже помню какие-то детские воспоминания, мы туда заходили. Но никогда я там ничем не интересовался, и тут подумал: я же уже верующий, надо уже как-то от теории к практике переходить, пойду зайду. На трясущихся ногах я пришел в церковь и через 10 минут я вышел исцелённый. Нет похмелья, ничего не было. Это было какое-то совершенно невероятное явленное чудо. Но сейчас наши слушатели не должны подумать, что это история про то, что можно ни в чем себе не отказывать, а потом исцеляться в храме.
Александр Ананьев:
— В конечном итоге так и происходит, отец Максим, нет? То есть люди ни в чем себе не отказывают, а потом идут в храм...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну только если ты специально сознательно на это не настраиваешься: сейчас я пойду оттянусь, а потом пойду и похмелюсь.
Константин Мацан:
— Ну вот и я, конечно, потом в моей жизни не было ситуаций, когда бы я снова оттянулся, а потом пошёл, но были ситуации, когда я понимал, что мне же Господь один раз показал в жизни: смотри, Я могу сделать даже это, Я могу всё. Я могу за 10 минут тебя исцелить от чего угодно, и были такие моменты, когда я думал: Господи, ну может быть сейчас опять? И никогда больше такого не повторялось.
Алла Митрофанова:
— Он же не ручной лев.
Константин Мацан:
— Не в ситуации, когда я оттягивался и что-то мне было нужно, и ситуация, когда было просто очень нужно было, и для меня в этом гигантский урок, что Господь человеку новоначальному показывает, смотри вот тебе уверение, Я есть, Я могу всё, Я тебе один раз это покажу, чтобы ты понял, но дальше будь добр сам. Во-первых, думай головой и не напивайся, а во-вторых, Аля совершенно права, у нас с тобой нет таких отношений, чтобы вот даже затрудняюсь сформулировать, батюшка, а как вы прокомментировали бы это?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну Алла уже сказала, что он не ручной лев.
Алла Митрофанова:
— Это Льюис сказал. Я не причём.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я именно это и хотел сказать, что ведь Бог обычно не повторяется, по крайней мере, в жизни одного и того же человека, это всегда новое, это всегда неожиданное, потому что если ты ждёшь, это, наверное, как с поездкой по каким-то старым местам, это как со встречей со своими студенческими друзьями, ты ждёшь, что получишь какое-то впечатление, что-то проживёшь вновь, и оно не проживается вновь. А вот когда ты не ждёшь, на тебя это вдруг может обрушиться с такой непередаваемой силой, которая тебя во всём этом уверит снова.
Александр Ананьев:
— А я очень хорошо помню твои рассуждения, Костя, когда ты вспоминал о материальных условиях в семье, помнишь, ты говорил, вот вы ждали первого ребёнка, и ты боялся, что не хватит денег, а ребёнок рождается, и Господь дает ровно столько денег, что вот прям достаточно, что слава Богу и хорошо. А потом второй ребёнок, и ты: ну как, ну как? Стоило родиться второму ребёнку, Господь дает ровно столько денег, сколько было нужно.
Константин Мацан:
— Если Господь дает ребёнка, то он дает и на ребёнка.
Протоиерей Максим Первозванский:
— У меня так же даже с девятым было, представляете? Это я не хвастаюсь количеством детей.
Александр Ананьев:
— Вы сейчас противоречите самому себе, дорогой отец Максим. Господь не повторяется — вот регулярно и исправно работающая схема.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Но Он же будет меня живым и здоровым каждое утро, Он каждое утро ведёт меня за руку умываться, чистить зубы, завтракать и так далее. То есть вещи, которые вновь и вновь повторяются, но я, например, уже давным-давно не воспринимаю это как чудо и уверение.
Константин Мацан:
— Знаешь, здесь есть логика в этом, потому что когда новый ребёнок рождался, Господь действительно посылал новую работу какую-то ещё, которая держала бы семью на плаву, мне совершенно понятно, что это была зарплата жене, когда рождается ребёнок, на жену обрушивается ещё одна сфера обязанностей, и ей нужно увеличить зарплату теперь, то есть это не мои деньги, это моей жене через меня приходит от Господа вспоможение. Компенсация.
Александр Ананьев:
— Слушай, если бы мы попросили тебя сейчас дать музыкальную иллюстрацию, что бы это было?
Константин Мацан:
— Тут нужно другую историю рассказать.
Алла Митрофанова:
— Давай.
Константин Мацан:
— Очень короткую. Я коллекционирую представление, точнее, реакцию людей, когда они спрашивают, где ты работаешь, зная, что человек закончил МГИМО. Вот Аля посмеялась, она понимает, о чем речь, потому что спрашивают: МГИМО, ты закончил такой престижный вуз, где ты работаешь? Я тогда работал в журнале «Фома» в православном, я говорю: в православном журнале «Фома». Дальше реакция самая разная. Где работаешь? В журнале «Фома». Ну ладно, старик, все ещё образуется. Не переживай. Где работаешь? В «Фоме». Что это такое? Журнал. Какой журнал? Православный. Ну а если серьёзно? Но самая моя любимая: ты где работаешь? А в журнале «Фома». Ну не хочешь не говори. И у меня с этой историей всегда ассоциируется, есть такая у Андрея Макаревича на альбоме, где он исполняет песню с таким вот джазовым коллективом «Оркестра креольского танго», песню, которая называются: «Не на самом высоком холме». Со словами, с таким посылом, что я живу не на самом высоком холме, я не работаю в престижном банке, закончив МГИМО, или где-нибудь в международной организации, но я работаю там, где мне очень хорошо, где я вижу смысл, где намного больше жизни, чем на более высоком холме. Вот можно послушать.
Александр Ананьев:
Андрей Макаревич, «Оркестр креольского танго», и непридуманные светлые истории Константина Мацана.
Звучит музыка.
Александр Ананьев:
— Мы возвращаемся в светлую студию радио «Вера», где рассказываем светлые истории. Константин Мацан, Алла Митрофанова, протоиерей Максим Первозванский сегодня в светлой студии радио «Вера». Позволю предложить слово моей жене Алле Митрофановой, радиоведущей, продюсеру, преподавательнице вышеупомянутого МГИМО. Отец Максим, мне на самом деле, домой неловко приходить, там такие люди собрались, а тут я, понимаете, это очень непросто. Я знаю практически все твои истории, но я готов удивляться снова, мы слушаем тебя.
Алла Митрофанова:
— Ага, мне, по правде говоря, я не успела подготовиться, ты сейчас стал на меня так многозначительно смотреть, я подумала — наверное, спросит меня — двойка, садись.
Александр Ананьев:
— Любовь — это когда ты не потерял способность многозначительно смотреть на жену.
Алла Митрофанова:
— Да, у нас есть фирменный такой взгляд, который означает шум моря. Это когда рассказ жены затягивается, Александр Владимирович делают строгие глаза и смотрят на неё так, чтобы она наконец поняла: вся её болтовня давным-давно перешла у него в голове в регистр шума моря.
Александр Ананьев:
— В этом нет ничего дурного, потому что все любят море, и никто не понимает, о чем оно говорит, но ты можешь сидеть на берегу и слушать шум моря, и получать от этого удовольствие.
Алла Митрофанова:
— Главное, многозначительно кивать. Рассказываю историю. Не с крещением связанную, потому что крестили меня в младенчестве, и было это ещё в те годы, когда официально крестить детей строгого запрещали, соответственно не было никаких свидетельств, записей в соответствующие книги и прочее, прочее, прочее. Крестили младенцев оптом, быстренько родителям новорождённых сообщали...
Александр Ананьев:
— Оптом и тихо.
Алла Митрофанова:
— Ну тихо не получалось, младенцы орали все на чём свет стоит, и в итоге, когда священник спросил у моей мамы: как назвали ребёнка? Она сказала Алла, он сказал: нет такого имени в святцах, и окрестил меня кем-то ещё. Вот собственно и всё, что я знаю о своем крещении. Какое это было имя, мама не расслышала, потому что младенцы голосили, включая, в первую очередь, меня. Никаких записей не сохранилось. Так что с каким именем...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну так вам очень повезло, это значит никакая противная бабка не сможет навести на вас порчу. Сейчас это стало гораздо реже, но до сих пор люди иногда приходят в храм с просьбой покрестить их ребёнка не с тем именем, которое записано в свидетельстве о рождении, потому что по языческим представлениям, оккультным, человек, знающий имя, может подпортить жизнь человеку. А никто не знает имени, с которым вас крестили, поэтому вы защищены всеми возможными защитами.
Алла Митрофанова:
— Ой, отец Максим, никогда об этом не задумывалась. Не верю.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я тоже, я тоже не верю, просто вот всплыло.
Алла Митрофанова:
— Что касается уже сознательного прихода в храм, по правде говоря, мне все время в храм хотелось. Сколько себя помню, наверное, я раньше себя помню, ну вот, наверное, с пяти лет как-то мне хотелось, все время как-то я Бога искала. А вот когда мне уже было лет 12, переходный возраст, по полной программе меня стало колбасить и трясти, и в какие-то моменты я понимала, что, если меня Бог не вытянет, я не выплыву. Не от внешних приключений, а именно от внутренних. И когда, помню, впервые в жизни оказалась я предоставлена сама себе, это было в месяц поступления в институты, ну соответственно я закончила школу, уехала от родителей, оказалась на месяц в Москве одна, мне дали какое-то общежитие от вуза, куда я поступала, мне нужно было куда-то себя девать. А ещё, знаете, такое постоянное состояние голода, потому что денег нет, это было очень сложное в экономическом плане время, и родители мне всё, что могли дать с собой, эти 100 рублей, они мне дали, но...
Александр Ананьев:
— Я вам вот, что скажу, до сих пор Алла Сергеевна Митрофанова любит чёрный виноград по одной причине, единственное, что она могла себе позволить — это ходить по рынку и пробовать то, что там есть, и это реально была еда, и чаще всего ей доставался чёрный виноград, она до сих пор его очень любит.
Алла Митрофанова:
— Не суть. Короче, вот ком в горле от голода и от нервяка, потому что вступительные экзамены, поддержать некому, у родителей нет телефонов, позвонить никуда не могу, и вообще каким-то непонятным образом все это происходит. И тогда помню, сажусь на трамвай, шедший от нашего общежития до конечной остановки «Усадьба Останкино», и мне становится интересно, что такое усадьба Останкино. Для меня тогда единственной формой существования в то время было сесть в метро или куда-то ещё, выйти на какой-то значимой остановке в центре и просто узнавать город своими ногами, глазами и кожей. И когда вышла я у Останкинского пруда, думаю, пойду смотреть усадьбу Останкино, а там шарах, вот выходишь из трамвая, а там огромный храм какой-то необыкновенной красоты, Живоначальной Троицы в Останкине, сейчас уже отреставрированный и всё, тогда он был с таким немножко облупившимся кирпичом, у меня аж дух захватило, и ноги понесли именно туда. И я помню, вошла туда внутрь, слева увидела в приделе висела икона Казанский образ Божьей Матери, и вот я там на колени упала и всё. И что там, правда, я просила, у меня было ощущение, что я наконец-то дорвалась, дорвалась до своих, вот здесь и поговорить можно, и поплакать можно, и как будто с мамой по телефону, и всё. И как-то даже голод отступал. В результате получилось так, что поступила я не в тот вуз, в который первоначально лыжи навострила и рассчитывала, и готовилась. Поступила в МГИМО, куда не готовилась совершенно. С приключениями, без копейки в кармане, и в этом вижу промысел Божьей Матери и Господа Бога. Просто по одной простой причине: именно в МГИМО я встретилась Владимиром Романовичем Легойдой уже на первом курсе, и всё.
Александр Ананьев:
— Слушай, вот лично от меня просьба, раз уж у нас тут немножко в кулинарную сторону пошло, в духовную кулинарную, расскажи эту историю, как тебя кормили после Литургии, после Великого поста, по-моему, эта история была.
Алла Митрофанова:
— Это было на Пасху, вот как раз из этого храма Живоначальной Троицы в Останкино, кто видел его либо живьем, либо на фотографии, представляют себе — это невероятно красивое место на берегу пруда, и там есть что-то вроде рощи, там рядом ботанический сад, все понятно. И помню моя первая Пасха в этом храме, невероятная усталость, ты еле-еле стоишь на ногах, служба, тогда это было, по-моему, подворье Оптиной Пустыни, службы были монастырские, долгие, и они действительно шли всю ночь. И, по-моему, начало шестого утра, рассвет над Москвой, апрель, ты выходишь, этот воздух необыкновенный воды, леса и соловьи, и рядом с храмом стоят огромные — огромные котлы, из которых дымится какао на молоке. Вы представляете? У меня есть ощущение, что никогда больше ничего более вкусного ни в каком «Мишлене» я не пробовала, чем вот это какао на молоке, после вот этого Великого поста, который, естественно, у меня был по полной программе и по неофитству, и потому что просто банально не на что было есть, вот это какао да ещё с куском кулича. Вы понимаете? Это было... Их вкус, я помню до сих пор, это правда сродни счастью.
Александр Ананьев:
— И чтобы не спугнуть, что будем слушать?
Алла Митрофанова:
— Ой, ты знаешь, может быть, не связанная с этим периодом история, но очень тоже наполнена всякими переживаниями. Мы тут, открою карты, с мужем недавно услышали новый альбом певицы Заз, и одна из песен из этого альбома, она нас покорила, она, может быть, очень сентиментальна, она очень лирична, она отчасти мне напоминает тех соловьёв, которые звучали тогда, в ту пасхальную ночь, потому что там про соловьёв тоже идёт речь. Но эта песня, она, конечно, напрямую с этим сюжетом не связана, невероятно красивая, и неожиданный дуэт, свидетельствующий о том, что человек гораздо больше чем то, что мы себе о нём представляем. Это не только певица Заз, это ещё и...
Александр Ананьев:
Тилль Линдеманн, солист знаменитой группы из Германии Rammstein, тот который восклицал на весь мир духаст миш, вот он поет фантастически красивую песню о любви.
Константин Мацан:
— Дастиш фантастиш.
Алла Митрофанова:
— Эта песня, песня о любви бессмертной, о любви, которая перешла в вечность.
Александр Ананьев:
— Да, и мы сегодня ехали на радио «Вера» с Алечкой, и я как раз рассуждал о том, что самое убедительное доказательство бытия Божия — это то, что человек может измениться, и вот то, как в этой музыке, в этой нежности, в этом голосе с немецким акцентом, поющем на французском, ты слышишь что-то невероятное, но при этом узнаешь его голос... слушайте, может, я рисую себе желаемое вместо действительного, но, по-моему, это немножко та метанойя, которую мы все ищем.
Звучит песня.
Александр Ананьев:
— И мы возвращаемся в светлую студию радио «Веры», невероятная обстановка, выключенный свет, настольная лампа, не свечи, правда, запрещено. Но хорошие люди — это правда. Константин Мацан, протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, Алла Митрофанова, я Александр Ананьев, и мы сегодня рассказываем истории, такая коллекция историй под общим заголовком: «Как я пришел в церковь». Наверное, сейчас моя очередь рассказывать грустную, но поучительную историю про мальчика, который долго петлял и где-то в 40 лет дошел до церкви. В 93-м году я волею судеб поехал в Соединенные Штаты Америки на год, выиграв конкурс в школе, в Калифорнию из Дзержинска, в 93-м году, но надо понимать, это девятиклассник, родители без работы, не могут тебе с собой ничего дать, они, конечно же, благословили, сказали: ну, конечно, езжай, а как иначе? Ни телефона дома, ничего, сын уезжает из дома на год непонятно куда. Чтобы дать мне хоть что-то, мама дала мне сложенный в раз восемь лист А 4, я развернул, а там молитва, 90-й псалом.
Алла Митрофанова:
— Живый в помощи Вышнего.
Александр Ананьев:
— Да, положила мне, чтобы хоть что-то, денег не могу дать тебе, одежда: ну трусы, носки — забирай, молитву дала. И до сих пор мы храним её на самом видном месте, она настолько истрепалась, что её теперь только в рамке можно хранить, она теперь там стоит. И это всё, что я знал о Боге, я не знал, что это за молитва, я даже не мог дочитать её до конца, потому что я ни слова не понимал, но она есть. И дальше долгие-долгие годы я, наверное, искал что-то, что не мог даже сформулировать. И вот однажды, это было за три года до нашего знакомства, это был 2014 г., я поехал в качестве журналиста в Иорданию. Там всякие города, Мертвое море, пятизвездочные отели, шампанское на завтрак, танцы на ужин. И вот в очередной раз завтракаю в этом ресторане пятизвёздочного отеля, спрашиваю нашего руководителя: а куда мы сегодня поедем? А мы сегодня поедем на место крещения Христа. «О, непременно окунёмся», — сказали все.
Константин Мацан:
— Все оторвались от шампанского.
Александр Ананьев:
— Ну это же чин, это очередной пункт нашей программы, все выпили шампанское и сказали: ну непременно окунёмся, искупаемся? Искупаемся, конечно. Александр, вы будете купаться? Я говорю: я некрещенный, ну что я пойду купаться? Все выпили шампанского ещё и говорят: ну мы так непременно вас покрестим. А где как не там? Сказали они, но это же отличное место. Я выпил ещё шампанского и говорю: да, конечно, дело-то хорошее, что бы отказывать-то себе в таких шалостях?
Константин Мацан:
— Тема алкоголя у нас сегодня какая-то магистральная.
Алла Митрофанова:
— Доминирующая.
Александр Ананьев:
— Мы просто стараемся быть искренними, Константин, мы рассказываем, как было, без прикрас. И вот мы приехали на это место, долго ходили по каким-то тропинкам, очень хорошо помню, что тропинки были узкие, ив было много, я ходил все время. Продираюсь сквозь ивы, и чем больше я продирался, тем хуже мне становилось. Это было прям реальное, знакомое вам, Константин, ощущение, но не похмелье, это было предвкушение ошибки, причём ошибки очень серьезной. Я понимал, что сейчас я накосячу, это, знаете, как идти на экзамен, и знать, что не сдашь, но все равно идти. И вот все приходят в белокаменный этот храм русской миссии православной Иордании, все встают в очередь в эту лавочку, чтобы купить эти рубахи, в которой чёрные крестики, воды, соль Мёртвого моря, а я стою последний в этой очереди и понимаю, что креститься сегодня я не буду, не смогу, неправильно это. Я не знаю, как правильно, но так точно неправильно. По большому счёту я струсил, потому что смелый человек попытался бы решить этот вопрос, а я струсил, я стоял сбоку и старался не отсвечивать. И вот эта очередь прошла, и матушка Илария, я хорошо запомнил, как её зовут, мы с ней больше не встречались с тех пор, но я очень хорошо её помню. Она на меня так посмотрела и говорит: а ты что стоишь, иди окунись. Я говорю: «Да я...» «Да я все понимаю», — говорит она. Смотри, какая история, наш настоятель бывает здесь крайне редко, у него много дел, паломники, поездки, а сейчас он сидит в соседней комнате и ждёт будто бы тебя, ступай к нему. Я говорю: я не смогу, не надо, не надо его беспокоить, он там сидит и пусть сидит. Она выходит из-за лавки, берет меня за руку и говорит: «Нет, ты сейчас пойдёшь к нему, ты сейчас с ним поговоришь». Она берет меня за руку, она приводит меня к нему, я захожу и там прекрасная белая комната, вот как в матрице просто, голая комната, там один диван, буквально, небольшой столик, стул, и на диване сидит похожий не то на Гэндальфа, не то на Дамблдора, не то на отца Максима, вот вы знаете, у него были ослепительно белые волосы, я сел напротив него, вот с тех пор у меня не было такого ощущения в отношении других мужчин, я сел напротив него, и от него шёл такой запах вот не ладана, не свечей, не каких-то духов, а вот просто какой-то запах, такой, что мне очень захотелось, я очень хорошо помню это странное ощущение, мне захотелось закопаться в его бороду, вот реально. Мне, взрослому мужчине, захотелось закопаться в его бороду. Он сел такой и говорит: ну, зачем пришел? Я говорю: вы знаете, я креститься пришел, выдавил я. Он говорит: дело хорошее, молодец, но прежде чем мы сделаем что-то дальше, ответь мне на один вопрос: а что такое православие? Я говорю: ну довольно просто, это когда ты вот, а потом ну-ну, ну вы понимаете... Он говорит: «Да я понимаю, скажи мне, а кто такой Иисус Христос?» Я говорю: ну так это ещё проще, это, значит, значит это, это значит. А потом, ну потом.
Константин Мацан:
— Как на экзамене: во валит гад.
Александр Ананьев:
— У меня было ощущение, что я знаю ответ, у меня просто не получилось его сформулировать. Хотя, конечно, я его не знал. Он вздохнул, улыбнулся и говорит: ну, друг мой, откуда ты, из Москвы? В Москве 360 храмов, тебя там любой батюшка покрестит. Неважно: здесь, там, креститься надо, безусловно, просто надо понимать: зачем, что. Тебе надо подготовиться, все будет хорошо. И тут подходит какой-то его помощник, протягивает ему телефон, говорит: батюшка вам звонят, я как-то с ощущением, что мне поставили двойку, это была смесь стыда и радости, что все закончилось. Стыда, что не сдал. Хуже уже не будет. Я встаю и говорю: ну я пошёл? До свидания? Все, спасибо. А он мне жестом так говорит: а ты сиди, сиди, мы ещё не закончили с тобой, останься. Он заканчивает говорить, отдает телефон помощнику, затем смотрит на меня, вот как раз у меня было в этот момент ощущение, что я хочу закопаться к нему в бороду, походу, и говорит: ну а теперь рассказывай, зачем пришел на самом деле. И тут меня прорывает, я начинаю рассказывать всё, как есть, как было, и про дурацкую личную жизнь, и про свои ошибки, и про то, какой я сын дурацкий, всё как есть. Я не помню сколько это продолжалось, это продолжалось довольно долго, мы сначала разговаривали там, потом пошли в храм, в храме поговорили, до меня только потом дошло, что это было что-то вроде исповеди. И после этого он мне говорит: ну давай так с тобой поступим, завтра с утра приезжай, напиши дома на листочке А4 все свои грехи как есть, и я тебя покрещу завтра. А у меня завтра самолёт. И я говорю: ну как я, ну... Он говорит: ну ладно, ладно. На Юго-Западной есть храм, он какой-то назвал, я не помню какой, есть храм, вот езжай туда и там все будет. Это было за три года, 2014 г., в каком году открыли храм?
Алла Митрофанова:
— Александра Невского при МГИМО на Юго-Западе, мне кажется...
Константин Мацан:
— В 2013-м, временный храм в 2013-м.
Алла Митрофанова:
— В 2013-м — временный, а постоянный через несколько лет, его довольно долго строили.
Александр Ананьев:
— Ну, в общем, храм на Юго-Западной, я поехал в храм Архангела Михаила первым же делом и там...
Константин Мацан:
— Опять он у нас фигурирует.
Александр Ананьев:
— Нет, но это был другой.
Алла Митрофанова:
— Нет, тот же самый, куда и Костя пришел, конечно, Костя же там рядом живёт.
Александр Ананьев:
— А, да? Всё тогда. Я пришел туда, и я почувствовал, но я искал такого же счастливого ощущениея, что и в Иордании, и не нашел его там, я походил там, я пришел в часовню, мне говорят, тётушка, которая там работает, говорит: Александр Невский? А, прошу прощения, мне это матушка Илария подарила, конечно же, я окунулся потом, и она мне подарила икону Александра Невского и сказала, что это твой небесный покровитель.
Алла Митрофанова:
— Это там на Иордани?
Александр Ананьев:
— И потом говорит: так, так, я не могу тебя так отпустить, вот тебе в дорогу, милок, и дает ламинированную эту карточку с иконой, я только в автобусе поворачиваю её обратной стороной, а там 90-й псалом. И я понимаю, что круг замкнулся. Вариантов нет.
Константин Мацан:
— Попал.
Александр Ананьев:
— Да. И храм Архангела Михаила, не нашел я там себя, не нашел этого ощущения, но желание осталось. И я какое-то время просто ходил и искал, мне очень хотелось креститься, но я не знал, как подступиться. При этом личной жизни у меня фактически не было, я на ней крест поставил, но я очень искал Бога. И тут Господь говорит: хорошо, вот тебе путь, и знакомит меня с Алечкой. И, буквально, на следующий день она говорит мне: нет, в воскресенье не могу, к сожалению, Александр, с вами пойти на выставку, или куда там вы меня приглашаете, у меня храм, я в храм пойду. Я спрашиваю: в какой храм? На Юго-Западной. Я говорю: Архангела Михаила что ли? Она говорит: нет Александра Невского.
Алла Митрофанова:
— Да, который к тому моменту уже был.
Александр Ананьев:
— И вот тогда протоиерей Игорь Фомин меня там крестил, потом он нас венчал, и вот собственно, если ответить коротко, как я пришел в церковь — через жену.
Алла Митрофанова:
— Ну, конечно, конечно.
Константин Мацан:
— Не снимай с себя ответственность.
Александр Ананьев:
— Ну а о песне. Долгое время, долгое время мне было страшно, что для меня что-то слишком поздно, вот это слишком поздно, вот это слишком поздно, а потом я узнал удивительную историю, оказывается, свою первую успешную песню Леонард Коэн написал, когда ему было 55 лет.
Алла Митрофанова:
— А... Прекрасная история.
Константин Мацан:
— Ой, как утешительно.
Александр Ананьев:
— Да, 55, Константин.
Протоиерей Максим Первозванский:
— А мне как раз 55, у меня есть шанс ещё написать.
Александр Ананьев:
— Песня называется «Аллилуйя», вот, он её написал, когда ему было 55. И каждый раз, когда я думаю, что вот это слишком поздно, я вспоминаю: «Слушайте, ну Леонард Коэн в 55 „Аллилуйя“ написал, ещё есть время». И кстати, по исследованию, по опросу одного из авторитетных журналов западных музыкальных эта песня входит в тройку песен, которые заставляет мужчин плакать чаще всего. Первая — это «Тears in Heaven» Эрика Клэптона, вторая — это «Everybody Hurts» REM, третья — это «Аллилуйя» Леонарда Коэна.
Звучит песня.
Александр Ананьев:
— Мы возвращаемся в светлую студию радио «Вера», сегодня здесь мы рассказываем истории, здесь Алла Митрофанова, Константин Мацан и Александр Ананьев, и протоиерей Максим Первозванский. Отец Максим, простите меня, за то, что я вам последнему даю слово, просто мне хочется, чтобы...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Но это ужасно, это ужасно, потому что моя история самая легковесная, я сижу и думаю: как здорово, что я попал сюда слушателем.
Константин Мацан:
— Но вы к нам придёте ещё? После того, что вы здесь про нас услышали?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Конечно, это действительно, моя жизнь действительно лёгкая. Мне Господь, он вёл меня не какими-то извилистыми путями, моя жена была первой женщиной, которую Он мне дал. И всё это было так в молодости просто. И до сих пор моя жизнь проста, когда я смотрю на людей, опять-таки своих ровесников, с верой и вижу...
Алла Митрофанова:
— Отец Максим, да, про простоту, я просто на всякий случай напомню, восемь детей...
Протоиерей Максим Первозванский:
— Девять. Восемь внуков. Ждём девятого.
Алла Митрофанова:
— Девять, я все время путаю с внуками.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Но это не делает мою жизнь сложной, понимаете? Это же, может быть, действительно, вот я смотрю, например, на семью Анны Ромашко, у которой тоже девять детей, из Новосибирска, у них, значит, девятая девочка — солнечный ребёнок, и другие истории всякие знаю, слышу, действительно ко мне приходит множество людей со своими проблемами, и я понимаю, что у меня проблем нет. Точно также у меня не было проблем с приходом к Богу. Хотя я женился некрещеным ещё, то есть действительно я не могу сказать, что вот... В моей семье, как и в семье Александра, о Боге не говорили, хотя это была московская семья, у нас не было никаких икон, священных изображений, предметов. Да, у бабушки была Библия, но она была спрятана. Я помню свое детское впечатление, когда я нашел эту книгу с гравюрами Дорэ, она на меня произвела какое-то впечатление, но я не могу сказать какое. Ну какое-то таинственное, удивительное, я открыл её, а потом она исчезла. То есть она действительно была спрятана, а я в какой-то момент её откопал. Мой дед был крупным чиновником, секретарём ЦК, и как-то вот эта тема была вне. То, что мой прадед был священником, я уже узнал, когда сам стал священником.
Алла Митрофанова:
— Сильно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Никак в семье это не затрагивалось. И вместе с тем я всегда ощущал какой-то удивительный драйв, сейчас я понимаю, что это Господь просто всегда держал меня за шкирку, я не хочу сказать, что держал на руках, а именно за шкирку, я так вот ногами болтал, как ребёнок, как щенок. Но Он меня прям чётко нёс, ставил куда надо, сажал куда надо, поэтому тоже самое было и с моим приходом к вере. Я учился в МИФИ. Это такой очень-очень- очень атеистический вуз. У нас была кафедра научного атеизма, которую я закончил. Мне было интересна эта тема, но, скорее, она была интересна, потому что середина восьмидесятых годов, когда я учился, это была тема, когда наши рок-музыканты, тогдашние кумиры молодёжи, они очень интересовались дзеном. Это Майк Науменко, это, конечно, Борис Гребенщиков, а те, кто не интересовался, но это был сплошной дзен. В тогдашней советской действительности молодёжная вся история, это был чистой воды дзен. И я понимаю, что до сих пор являюсь приверженцем этого философского направления, не религиозного, скажем так, я понимаю, что любая религия без дзена невозможна. То есть вот это некое ощущение, хлопок одной ладони, беззвучный звук, наша вера, с одной стороны очень рационалистична, а с другой стороны духовна, а с третьей абсурдна. Эти слова: верую ибо неразумно, противоречиво и безумно, оно действительно очень глубоко во мне зашито. Потом я уже лет через 15, посещая родной институт, встретился со своими преподавателями тогдашними, преподавателями атеизма, они меня назвали Иудой.
Константин Мацан:
— Вы уже были священником?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, я уже был священником.
Александр Ананьев:
— Преподаватели атеизма назвали вас Иудой?
Протоиерей Максим Первозванский:
— Да, но потому что, тему-то они знали, мы действительно серьёзно изучали тогда, правда, они пытались учить меня христианству, а мне как раз было интересно что-то такое более восточное, но справочники по научному атеизму до сих пор стоят у меня на полке, являются одним из лучших пособий по каким-то объективным вещам, касающимся религии. Но этот интерес он был какой-то, я одновременно занимался на курсах скорочтения, играл за сборную по волейболу, и собственно, то же самое произошло и с моим приходом к вере. Я жил тогда на Гончарной улице, это тогдашняя улица Володарского, прямо на Таганке, у меня под окном был храм Успения на Гончарах, который никогда не закрывался, окно было прямо напротив колокольни, и он каждое утро мне звонил в окно.
Александр Ананьев:
— Вы счастливый человек.
Алла Митрофанова:
— Абсолютно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Я просто понимаю, что Он потом, видимо, просто дозвонился.
Алла Митрофанова:
— Господь до вас дозвонился.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Потом у меня была одна встреча, одна встреча с замечательным человеком Володей Чурсиным, который работал в том же институте что и я, на соседней кафедре, на 20 лет меня старше, он мне сказал: слушай, пойдём, у нас вот есть компания такая банная, мы тут в баню ходим не 31 декабря, а каждый четверг в Селезнёвские бани, и собственно, познакомил меня с тем, что позже стало называться обществом «Радонеж». И это, конечно, потрясающие люди. Это и Евгений Андреевич Авдеенко, и Александр Григорьевич Коробов, уже покойный, и ныне здравствующий Евгений Константинович Никифоров, покойный архимандрит Амвросий, все мои тогдашние атеистические знания тогда вдруг выплеснулись в банный тазик вместе с окружающими меня верующими людьми. Я помню, мы после бани регулярно заходили покушать, или к кому-то домой, или в какую-нибудь гостиницу. Я помню, гостиница «Москва», шведский стол стоил какие-то абсолютные копейки, даже я мог себе позволить, тогдашний молодой человек, мог себе это позволить, и мне сказали на одной встрече: ну читай молитву перед трапезой. А там они по очереди читали, я говорю: я не знаю, что это такое. Они говорят, ну тогда не читай. И кто-то прочитал молитву, со стороны никто даже внимания не обратил, что я ни одной молитвы не знаю. А потом со мной случилось то, что потом случалось несколько раз в жизни. Мне приснился сон. Содержание которого я не помню. Но я проснулся совершенно влюблённый. Вот это удивительное ощущение, когда ты влюблён вот как в 14 лет.
Константин Мацан:
— Ой, так бывает, бывает.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Это полное ощущение счастья, и я понял, что это был Бог. У меня потом правда это бывало несколько раз. Как Бог со мной разговаривает во сне. Причём так, что я не помню содержание снов, но я просыпаюсь либо в слезах, раскаиваюсь во всём за сделанном, либо с ощущением полного счастья, это бывает нечасто, но бывает. И я в этот же день пошёл и покрестился. Я просто взял жёлтую рубашку, она до сих пор лежит у меня, крестильная рубашка, белой не было, была жёлтая, я пришел, и как я потом узнал, крестил меня отец Фёдор Соколов. Крестили меня в составе какой-то гигантской компании из 20 человек, у меня ничего не спросили в отличие от Александра, верю ли я в Бога, не верю, вообще ни одного вопроса не задали, просто выстроили большим кругом вокруг купели, всех скопом покрестили и всё. И я теперь священник. У каждого свой путь. Я правда, вот сидел, и я слушал вас, открыв рот, потому что в моей жизни не было ничего подобного, даже близко у меня не было всех этих историй. Просто я знаю, что Бог есть, Он меня любит, в какой-то момент меня позвал, поставил: давай, потом владыка Алексий покойный сформулировал: вот будешь свёколкой, пройдёт время будешь морковкой, потом ещё кем-нибудь, вот Он тебя посадил и ты будь. Все просто и рассказывать нечего.
Александр Ананьев:
— Отец Максим, в качестве постскриптума песня на ваш выбор.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Ну у меня две песни, на самом деле. Это вы уже, давайте, сами выберите, что вы хотите. Конечно, песня моего времени, моего обращения, и та песня, которую я всегда пою, когда беру в руки гитару без исключения, это, конечно, песня «Алюминиевые огурцы» Цоя, без неё я не представляю своей жизни.
Алла Митрофанова:
— Прекрасно.
Протоиерей Максим Первозванский:
— Либо «День радости» Бориса Гребенщикова, это более поздняя песня, которая для меня звучит тоже уже не первый десяток лет, без которой я тоже не мыслю себя и своего существования.
Алла Митрофанова:
— Сложный выбор.
Александр Ананьев:
— При любви к Цою я всё-таки голосую за Бориса Борисовича, Костя?
Константин Мацан:
— Ну в конце светлого вечера «День радости» очень в кассу, хотя я вас очень понимаю, что «я сажаю огурцы на брезентовом поле, эта игра не стоит свеч, но всё равно сажаешь огурцы на брезентовом поле».
Александр Ананьев:
— Борис Борисович Гребенщиков в качестве музыкальной иллюстрации истории протоиерея Максима Первозванского, как я пришел в Церковь.
Константин Мацан:
— Ну а вам огромное спасибо, дорогие радиослушатели, за то, что вы были с нами сегодня, мы поделились как могли теми историями, которые действительно важными оказались на наших путях, и мы надеемся, что мы продолжим с вами встречаться и с разными гостями, и в разных составах, и рассказывать светлые истории про жизнь, про веру, про человека, про отношения с Богом.
Александр Ананьев:
— А вы рассказывайте свои истории, друзья, пишите, присылайте нам, мы же не знаем кто станет следующим героем этой программы. Может быть, мы пригласим в светлую студию радио «Вера» именно вас, это не исключено.
Алла Митрофанова:
— Адрес только нужно напомнить: info @radiovera.ru, radiovera в одно слово пишется.
Александр Ананьев:
— А с вами сегодня были Алла Митрофанова, Александр Ананьев, Константин Мацан и клирик храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский, спасибо вам большое, до новых встреч!
Алла Митрофанова:
— Спасибо вам большое, до свидания!
Протоиерей Максим Первозванский:
— Храни вас всех Господь!
Псалом 9. Богослужебные чтения

Жизнь всякого человека — это полоса белая, полоса чёрная. И нередко мы относимся к этой нестабильности чересчур негативно. А, может, всё же есть от неё хоть какая-то польза? Своеобразный ответ на этот вопрос находим в 9-м псалме пророка и царя Давида, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 9.
1 Начальнику хора.
По смерти Лабена. Псалом Давида.
2 Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим,
5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,
9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетённому, прибежищем во времена скорби;
11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твоё, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,
13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетённых.
14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, — Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоём.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлён делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад, — все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да сУдятся народы пред лицом Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да улОвятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своём нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своём: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»;
28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком его — мучение и пагуба;
29 сидит в засаде за двором, в потаённых местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаённом месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;
31 сгибается, прилегает, — и бедные падают в сильные когти его;
32 говорит в сердце своём: «забыл Бог, закрыл лицо Своё, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетённых Твоих до конца.
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своём: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предаёт себя бедный; сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твоё,
39 чтобы дать суд сироте и угнетённому, да не устрашает более человек на земле.
Текст псалма, который только что прозвучал, очень неоднороден по своему содержанию. Если приглядеться, то можно заметить, что в нём последовательно сменяют друг друга, как минимум, две магистральные темы. С одной стороны, это тема благодарности Богу за Его заботу и поддержку. Псалмопевец искренне и глубоко признателен Творцу за то, что Он не оставляет тех, кто ищет Его. Однако, с другой, — это тема недоумения и плача, которые рождаются от того, что мир наполнен беззакониями и неправдами.
Церковная традиция не видит в этом большой проблемы. Соединить две, казалось бы, несовместимые темы под одним заголовком — замечательный способ отобразить глубокую правду жизни. Так текст Писания передаёт то напряжение, которое испытывает каждый, кто старается идти путём праведности. Не всегда у него на сердце радость и благодать. Псалмопевец подмечает, что периодически случаются ситуации, когда даже верующий может сказать в своём сердце: «забы́л Бог, закры́л лицо́ Своё, не уви́дит никогда́». Такие ямы бывают даже в жизни великих святых.
И таким путём Бог ведёт каждого из нас. Перемены в обстоятельствах и то напряжение, которое возникает из-за этих перемен, — важная составляющая нашего духовного развития. Они дают нам возможность ощутить, что такое полнота жизнь и что такое её отсутствие. Именно эти наблюдения рано или поздно всякого из нас приводят к Творцу. Именно они побуждают нас искать Его присутствия и делать всё, что от нас зависит, чтобы Он нас больше никогда не покидал.
Псалом 9. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 9. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 9. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. По смерти Лабена.
Псалом Давида
2 Буду славить (Тебя), Господи, всем сердцем моим,
возвещать все чудеса Твои.
3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе,
петь имени Твоему, Всевышний.
4 Когда враги мои обращены назад,
то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим.
5 Ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу;
Ты воссел на престоле, Судия праведный.
6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого,
имя их изгладил на веки и веки.
7 У врага совсем не стало оружия,
и городá Ты разрушил;
погибла память их с ними.
8 Но Господь пребывает вовек;
Он приготовил для суда престол Свой.
9 И Он будет судить вселенную по правде,
совершит суд над народами по правоте.
10 И будет Господь прибежищем угнетенному,
прибежищем во времена скорби.
11 И будут уповать на Тебя знающие имя Твое;
потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.
12 Пойте Господу, живущему на Сионе,
возвещайте между народами дела Его.
13 Ибо Он взыскивает за кровь; помнит их,
не забывает вопля угнетенных.
14 Помилуй меня, Господи;
воззри на страдание мое от ненавидящих меня,
Ты, Который возносишь меня от врат смерти,
15 чтобы я возвещал все хвалы Твои
во вратах дщери Сионовой:
буду радоваться о спасении Твоем.
16 Обрушились народы в яму, которую выкопали;
в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.
17 Познан был Господь по суду, который Он совершил;
нечестивый уловлен делами рук своих.
18 Да обратятся нечестивые в ад,
все народы, забывающие Бога.
19 Ибо не навсегда забыт будет нищий,
и надежда бедных не до конца погибнет.
20 Восстань, Господи, да не преобладает человек,
да судятся народы пред лицем Твоим.
21 Наведи, Господи, страх на них;
да знают народы, что человеки они.
22 Для чего, Господи, стоишь вдали,
скрываешь Себя во время скорби?
23 По гордости своей нечестивый преследует бедного:
да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.
24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей;
корыстолюбец ублажает себя.
25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»;
во всех помыслах его: «нет Бога!»
26 Во всякое время пути его гибельны;
суды Твои далеки для него;
на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;
27 говорит в сердце своем: «не поколеблюсь;
в род и род не приключится мне зла».
28 Уста его полны проклятия, коварства и лжи;
под языком — его мучение и пагуба.
29 Сидит в засаде за двором;
в потаенных местах убивает невинного;
глаза его подсматривают за бедным;
30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище;
подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного;
хватает бедного, увлекая в сети свои.
31 Сгибается, прилегает, —
и бедные падают в сильные когти его.
32 Говорит в сердце своем: «забыл Бог,
закрыл лице Свое, не увидит никогда».
33 Восстань, Господи, Боже (мой), вознеси руку Твою,
не забудь угнетенных (Твоих до конца).
34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога,
говоря в сердце своем: «Ты не взыщешь»?
35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения,
чтобы воздать Твоею рукою.
Тебе предает себя бедный;
сироте Ты помощник.
36 Сокруши мышцу нечестивому и злому,
так чтобы искать и не найти его нечестия.
37 Господь — царь на веки, навсегда;
исчезнут язычники с земли Его.
38 Господи! Ты слышишь желания смиренных;
укрепи сердце их; открой ухо Твое,
39 чтобы дать суд сироте и угнетенному,
да не устрашает более человек на земле.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема