
Анна Леонтьева, автор программы "Частное мнение"
Есть такой домик в Томилино, который в моем сердце. Туда мы ходили учиться английскому, а на самом деле — гораздо большему. Там жила наша любимая Светланочка, детская писательница. У нее было лицо сердечком, копна рыжих волос и сияющие синие глаза. Она стала нам на всю жизнь не просто учительницей, и даже не просто другом — всем нам, ее счастливым ученикам — она стала самым родным человеком. Ей мы рассказывали все, что не могли рассказать родителям.
Как умела Светланочка выслушать тебя всего, до самой глубокой глубины души, как умела возвысить тебя над обычной реальностью, за один вечер, проведенный только с тобой, помочь в срочном порядке отрастить крылья, очистить от всякого лишнего-вздорного-наносного. И всегда в конце взволнованной беседы, как благословение в дорогу, отпускала с простыми словами: «Главное — это любовь!»...
Самые тяжелые и запутанные ситуации облегчались до веса перышка, распутывались и выравнивались: ведь главное — это любовь. Могла Светланочка и вспылить, если ей казалось, что законы любви нарушаются, она вдруг взволнованно-строго спрашивала: «А что ты сделал, чтобы все было по любви?» — но глядя на твое озадаченное лицо — вдруг восклицала: «Ну иди, я тебя обниму, моя девочка!».
Да, слова про любовь простые и очевидные — но почему мы все каждый раз, попадая в настоящие и выдуманные беды и напасти — не говорим себе их?
Я могу и буду много еще рассказывать про нашу Фею Светланочку, а сейчас вспомню один значимый для меня эпизод.
Я поехала в наш храм в Переделкино на вечернюю службу. Оставила дома с мамой своих троих детей, чтобы спокойно исповедоваться и помолиться. На скамеечке рядом с церковью вдруг увидела свою московскую приятельницу. Она неудержимо плакала. Рассказала, что больше так жить у нее нет сил: муж просит развода, любви больше нет...
Она хотела попасть к нашему любимому старцу Илию за советом. Я села на скамеечку рядом. Подруга сквозь слезы рассказывала мне об изменах и скандалах. Мы сидели и ждали старца. Вечерняя служба закончилась, а я все утешала бедняжку.
Вскоре после этой встречи я поехала навестить Светланочку. Навестить — это неправильное слово. Надо сказать так: я позволила себе роскошь поехать к моей любимой Светланочке, чтобы она весь вечер слушала мои рассказы, разбирала со мной мои полеты, утешала, объясняла — в общем, позволить себе праздник.
Рассказала я и о своей встрече с приятельницей. Реакция Светланы меня поразила: «КАК?? Ты куда шла?» «В церковь на исповедь!» — растерянно ответила я. При чем тут это? Я же встретила человека в беде и была с ним. Как говорится: с плачущими — плачь. Но дальше было еще неожиданнее: «Но ты же хотела пойти в церковь, ты хотела помолиться и исповедоваться! Что, твоя приятельница вернула себе мужа после ваших посиделок? А ты не исповедовалась и не помолилась! За нее в том числе! Если ты идешь в церковь — иди в церковь. Иди по своему пути. Не давай так легко сбить тебя С ТВОЕГО ПУТИ!»...
И как всегда, увидев мое растерянное лицо, Светланочка распахнула объятья: «Ну иди сюда, я тебя обниму, моя девочка!»...
Как я ярко до слез помню этот вечер. И многие другие вечера и уроки. Уроки, уроки...
Это очень тонкая грань, и я не Светланочка, чтобы давать советы: но грань, когда ты можешь помочь и когда ты уходишь с пути — ее надо научиться замечать. Настраивать сердце, отслеживать путь — чтобы не сбиваться понапрасну с него. Без Светланочки нам приходится это делать самим. Но нам проще: мы были там, в маленьком домике, в поселке Томилино.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема







