
Жил в одном горном ауле старик, было у него три сына, и пришла им пора жениться.
— За горой живёт мой старинный друг, у него есть три дочери, езжайте к ним свататься, — сказал старик сыновьям. — Только вот что я вам скажу: появился в нашем Чёрном лесу дом с очень Светлой комнатой. Никто не знает, откуда он взялся. Запомните хорошенько: входить в этот дом можно только один раз, иначе плохо будет.
Надели три брата свои лучшие бешметы из белой материи, чёрные черкески из домотканого сукна, затянулись поясами с блестящими бляхами, надвинули на брови барашковые шапки с широким верхом, сели на коней и отправились за невестами.
Только они к подъехали Чёрному лесу, как вдруг ударил гром и на небе молнии засверкали. «Нельзя нам мокрыми к невестам являться», — решили братья, и вошли в дом.
Смотрят они — и диву даются. В очень Светлой комнате стены увешаны дорогими коврами, на столе кувшины с вином стоят, вокруг — ни души, только музыка играет. И такой в комнате яркий свет, как в жаркий летний полдень.
«Садитесь, пируйте! Пойте! Танцуйте!» — вдруг услышали братья чей-то голос.
Наелись, напились они от души, и как раз дождик перестал. Сели братья на коней и поспешили за девушками.
Отец девушек согласился породниться с закадычным другом. Посадили братья невест на коней и отправились домой готовиться к свадьбе.
Доехали до Чёрного леса — и уж очень захотелось младшему брату невесте Светлую комнату показать. Как ни уговаривали его старшие братья не входить туда второй раз, тот не послушался.
В очень Светлой комнате всё по-прежнему: и музыка, и ковры, и угощения. Посадил младший брат невесту за стол, как вдруг откуда-то сверху раздался громкий голос:
— Стоп! Куда мой ассистент смотрит? Этот джигит у нас уже в кадре был, зачем нам его второй раз снимать? Я же всех просил предупредить, чтобы по второму разу в павильон не заходили! Мы же не художественное кино снимаем, а документальный фильм! Девушку можно оставить, она нам станцует...
Сразу страшный шум поднялся, младшего брата подхватили под руки, говорят: «Не мешайте съёмке, мы вам девушку домой на машине привезём».
Ждал младший брат дома свою невесту, да так и не дождался: её после съёмки в отцовский дом отвезли. Да она и передумала замуж выходить, решила артисткой стать.
— Рано тебе пока жениться, — сказал отец младшему сыну. — Сначала научись старших слушать, без этого всё равно хорошей семейной жизни не будет.
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема