Жил в одном горном ауле старик, было у него три сына, и пришла им пора жениться.
— За горой живёт мой старинный друг, у него есть три дочери, езжайте к ним свататься, — сказал старик сыновьям. — Только вот что я вам скажу: появился в нашем Чёрном лесу дом с очень Светлой комнатой. Никто не знает, откуда он взялся. Запомните хорошенько: входить в этот дом можно только один раз, иначе плохо будет.
Надели три брата свои лучшие бешметы из белой материи, чёрные черкески из домотканого сукна, затянулись поясами с блестящими бляхами, надвинули на брови барашковые шапки с широким верхом, сели на коней и отправились за невестами.
Только они к подъехали Чёрному лесу, как вдруг ударил гром и на небе молнии засверкали. «Нельзя нам мокрыми к невестам являться», — решили братья, и вошли в дом.
Смотрят они — и диву даются. В очень Светлой комнате стены увешаны дорогими коврами, на столе кувшины с вином стоят, вокруг — ни души, только музыка играет. И такой в комнате яркий свет, как в жаркий летний полдень.
«Садитесь, пируйте! Пойте! Танцуйте!» — вдруг услышали братья чей-то голос.
Наелись, напились они от души, и как раз дождик перестал. Сели братья на коней и поспешили за девушками.
Отец девушек согласился породниться с закадычным другом. Посадили братья невест на коней и отправились домой готовиться к свадьбе.
Доехали до Чёрного леса — и уж очень захотелось младшему брату невесте Светлую комнату показать. Как ни уговаривали его старшие братья не входить туда второй раз, тот не послушался.
В очень Светлой комнате всё по-прежнему: и музыка, и ковры, и угощения. Посадил младший брат невесту за стол, как вдруг откуда-то сверху раздался громкий голос:
— Стоп! Куда мой ассистент смотрит? Этот джигит у нас уже в кадре был, зачем нам его второй раз снимать? Я же всех просил предупредить, чтобы по второму разу в павильон не заходили! Мы же не художественное кино снимаем, а документальный фильм! Девушку можно оставить, она нам станцует...
Сразу страшный шум поднялся, младшего брата подхватили под руки, говорят: «Не мешайте съёмке, мы вам девушку домой на машине привезём».
Ждал младший брат дома свою невесту, да так и не дождался: её после съёмки в отцовский дом отвезли. Да она и передумала замуж выходить, решила артисткой стать.
— Рано тебе пока жениться, — сказал отец младшему сыну. — Сначала научись старших слушать, без этого всё равно хорошей семейной жизни не будет.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.