
Фото: Sandy Millar / Unsplash
Балканы... Хотя по месту расположения этот регион и считается Европой, но по своим традициям, обычаям, по самому духу своему резко от нее отличается. Здесь все иначе, нежели чем у европейских австрийцев или венгров. Взять хотя бы Албанию. Эту страну по праву считают исламским центром Европы. Со времен Османской империи здесь действительно проживает большое количество мусульман. Но мало кто знает, что православных в Албании если и меньше, чем мусульман, то ненамного. Более того — в Албании существует собственная Православная Церковь. Она имеет очень древние корни, в Средние века из-за нашествия мусульман эта Церковь была запрещена, а возрождена только в двадцатом веке. Несмотря на это, Албанская Церковь сегодня считается одной из самых динамичных и миссионерски активных Православных Церквей в мире. Именно поэтому количество православных албанцев в последнее время неуклонно растет. Вместе с возрождением Православия в целом в Албании все больше растет интерес к православным обычаям прошлого. Сегодня даже в городах люди в Албании стараются значимые для семьи события проводить в соответствии с традициями предков.
Взять, например, свадьбу. Этот радостный обряд многие православные албанские семьи стараются организовать так, чтобы он соответствовал обычаям прошлого. Конечно же, не полностью. Например, традиционное для Албании похищение невесты сегодня не только не практикуется, но даже считается преступлением. А вот свататься албанцы до сих пор любят. Например, родители в Албании не откажутся самостоятельно определить брачную жизнь своих детей. Если в отношении юношей это мало когда происходит, то в отношении девушек родительская воля подчас имеет определяющее значение. Отец и мать вполне могут указать, за кого их дочери выходить замуж, а за кого не стоит. Из-за такого родительского контроля за выбором для детей будущих супругов помолвка в Албании имеет очень важное значение. Во время помолвки происходит обмен и обещаниями вступить в брак, и обмен заверительными подарками. Обычно все это осуществляется в присутствии священника. Помолвку в Албании принято праздновать шумно и радостно. Почти как свадьбу. Но в отсутствие жениха и невесты. В Албании издревле было принято знакомить молодых прямо перед венчанием. Теперь это редко когда практикуется, но наличие такого обычая добавляет албанской свадьбе интриги. Вообще албанское свадебное торжество чем-то напоминает греческую свадьбу. Здесь также принято приглашать всех родственников и гостей, устраивать шумное и многодневное веселье.
Начинается свадебный день в Албании с похода жениха, его родственников и друзей в дом невесты. Обычно процессию возглавляет священник. Он не стороне жениха, а просто следит за благочинием свадебных обрядов. Сегодня, как и в прошлом, невеста не сразу выходит к жениху. Она должна делать вид, что сопротивляется и не хочет покидать дом родителей. А те, в свою очередь, просто выталкивают ее из дому, предварительно получив от жениха подарки.
В храме перед венчанием наступает время покапризничать и для жениха. Теперь он начинает делать вид, что не особо-то и хочет жениться. Тут уже священник должен как бы строго на него посмотреть и привести в чувство. Само венчание в Албании совершается почти по такому же чину, как и у нас в России. Наиболее заметным отличием является форма венцов на головах жениха и невесты. Обычно это не короны, как у нас, а обручи или венки из цветов. После венчания наступает время торжественного застолья, которое, как я уже сказал, длится несколько дней и открыто для каждого желающего.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 94 зач., VII, 1-13.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Как часто мы поступаем не по любви, а исходя из желания сделать что-то в пику другому человеку или жизни как таковой! Кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, за чей-то счёт самоутвердиться. И от всего перечисленного нам становится плохо, тоскливо и очень одиноко. Об этом пишет, в частности, апостол Павел в своём послании к христианам Рима. Отрывок из 7-й главы послания читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 7.
1 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
4 Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.
5 Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;
6 но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.
7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.
9 Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил,
10 а я умер; и таким образом заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти,
11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею.
12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.
13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.
Прозвучавший текст, безусловно, требует разъяснения. И с богословской, и с исторической точек зрения. Апостол Павел, принадлежа к еврейской среде, проповедовал, тем не менее, не только иудеям, но и язычникам. В задачу апостола входило объяснить и тем, и другим, в чём состоит смысл искупительной жертвы Христовой. В конечном счёте, апостол обращается к образу смерти как явления, абсолютно понятного каждому человеку. В чём же состоит значение смерти? Оно (это значение), с точки зрения Павла, не сводится исключительно к горю утраты. Смерть может проявить себя и как освобождение. Не только от каких-то общественных обязательств.
Христос, умерев и воскреснув, подаёт человеку свободу от власти мира, который во зле лежит. Христианину, верящему в бессмертие души и грядущее воскресение мёртвых, нечего бояться. Чудо Пасхи становится источником удивительной храбрости и неиссякаемой радости. А ещё Христово учение открывает для нас удивительную перспективу бытия, которую закон Моисея дать был не в состоянии. Поэтому Павел и противопоставляет Ветхий завет Евангелию, говоря, что прежняя религия была причиной тех или иных духовных бед.
Неужели Павел полагает, что закон Моисея плох? Нет. Речь об ином. Ветхий завет строится на запретах. В нём фактически не было никакой перспективы духовного возрастания, и возможности настоящего покаяния тоже не существовало. Потому даже праведники древности вынуждены были в печальном смысле смиряться перед совершёнными ошибками, не имея никакого средства избавления от греха. Искупительная жертва Христа не просто освободила людей от власти зла.
Спаситель вознёсся на Небо и не закрыл этот путь для тех, кто с ним в Таинстве Крещения соединился. Теперь важны не столько запреты и ограничения, а жертвенный, возвышенный подвиг служения любви. Любви к Богу через любовь к людям. При таком понимании ветхозаветные заповеди из вершины превращаются в фундамент, опираясь на который, мы призываемся Христом к творчеству духа. А именно — к построению в сердце обители нашей верности, жертвенной преданности Богу. И при таком подходе становится понятно, что христианское представление о святости, праведности значительно превосходит всё то, что мог бы предложить ветхозаветный закон.
И ещё один немаловажный аспект. Когда-то ветхозаветный закон представлял собой точку опоры для противостояния древнего Израиля с языческим миром. Но ко времени Христа это здоровое противостояние праведности греху прошло через обидную метаморфозу, превратившись скорее в самопревозношение и даже презрение — ветхозаветных иудеев к идолопоклонникам. Но, как известно, даже самая великая праведность без любви к Богу и людям превращается в нечто тёмное, Господу неугодное. Вот почему евангельское учение Христа Спасителя было просто необходимо — и эллинам, и иудеям. Ведь прежнее положение дел себя изжило и настало время для завета Нового — не менее чистого и принципиального, чем Ветхий, но имеющего под собой в качестве основания не гнев, но любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров

Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Университета имени Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел о подвиге людей в годы Великой Отечественной войны и о развитии военной техники, в частности о танкостроении.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
- «История Киева». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Личная история». Наталья Дмитриевская

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была член Общественной палаты Российской Федерации, сопредседатель международной общественной организации «Союз православных женщин», член совета фонда «Жизнь как чудо», многодетная мама Наталья Дмитриевская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере и о том, как в тяжелых жизненных ситуациях ей удавалось сохранять надежду на Бога и видеть во всём Его Промысел.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья