
«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!»
Это слова взяты из Книги Екклесиаста или Проповедника, автором которой был мудрый царь Соломон.
Сын царя Давида и Вирсавии, правитель Израильского царства – был не только мудрым, но и считался учителем народа.
Книга Екклесиаста, – одна из трёх книг Соломона, входящих Ветхий Завет.
12 глав её посвящены размышлениям царя о существовании абсолютного счастья и возможности его достижения в земной жизни.
«Суета сует, все суета» – это вывод, к которому пришел Екклесиаст путем долгих исканий. Так он решительно говорит в начале книги, и повторяет эти слова в конце.
Выражение «суета сует» указывает на высшую степень ничтожности и бесполезности. А по Екклесиасту, ничтожным было все. Это «все» для него ограничивалось происходящим «под солнцем», то есть земным.
Суетой он называл человеческое стремление к абсолютному счастью. И по отношению к этой цели все представлялось ему тщетным и бесполезным.
Подтверждение этих слов мы находим в разных местах Ветхого Завета. В Книге Второзаконие «суетными» называются языческие боги, не приносящие никакой пользы человеку. В книге пророка Исаии так называются любые напрасные действия, а в Псалтири всякие не имеющие отношения к действительности мысли: «Господь знает мысли человеческие, что они суетны» - Псалом 93, стих 11.
«Суета» – по еврейски – «хебе́л» – происходит от глагола «хаба́л» – дымиться, испаряться.
Слова «дым» и «пар» в переносном смысле означают незначительность, бесполезность и тленность. И как нельзя лучше характеризуют это выражение.
Первоначальное, относящееся к книге Екклесиаста, но уже устаревшее значение выражения «суета сует» – все земное, отличное от лучшего, небесного.
Сегодня выражение «суета сует» используется в случаях, когда речь идет о чем-то пустом в жизни, не представляющем истинной ценности; о мелочных повседневных волнениях; или даже об излишней торопливости в делах и заботах. Синонимами «суеты» являются слова мишура и тлен, то есть все переходящее, временное.