В 2004 году на экраны вышел фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы». Эта картина посвящена последним — трагическим — часам земной жизни Христа, описанным в Евангелии: предательство Иуды, арест Иисуса, суд у Пилата и, наконец, казнь на Кресте. Вопреки тому, что саму идею съёмок игрового кино на такую тему многие кинокритики называли необдуманной и предрекали ленте провал в прокате, фильм «Страсти Христовы» стал одной из самых кассовых кинокартин в истории Голливуда.
С первых же кадров полностью погружаешься в происходящее на экране. Туманная иерусалимская ночь, оливковые деревья Гефсиманского сада. Иисус в невероятном душевном напряжении молится Отцу о том, чтобы горькая чаша страданий миновала Его. Надо отдать должное актёрам фильма. Роли Христа, Девы Марии, апостолов, Марии Магдалины они исполняют с максимальной деликатностью. Их реплики сведены к минимуму. Например, апостол Иоанн и Магдалина — её сыграла знаменитая Моника Белуччи — вообще не произносят ни слова, и, тем не менее, выстраивают многогранные образы.
Остальные актёры в фильме говорят на древних языках — арамейском и латыни. По замыслу режиссёра погружение в звуковую атмосферу библейских событий очень важно, поэтому картину нужно смотреть именно с субтитрами, а не в дубляже. Язык фильма не только усиливает впечатление от просмотра, но и позволяет услышать слова Христа возможно, в том самом виде, в котором они прозвучали около двух тысяч лет назад.
Слова Нагорной проповеди на арамейском.
Сейчас мы услышали один из центральных фрагментов Нагорной проповеди Спасителя — заповедь о любви к ближнему, которая прозвучала в фильме «Страсти Христовы» на арамейском языке. Христос говорит: «Вы слышали, что было сказано: „возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего“. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, ибо если будете любить тех, кто любит вас, какая в этом заслуга?»
Главное достоинство фильма Мела Гибсона, безусловно, в том, что режиссёр не вмешивается в новозаветный текст со своим видением, не даёт событиям Евангелия собственных трактовок. Правда, в фильме есть короткие домысленные сценаристами вставки — сцены из детства и юности Иисуса, но они совсем не противоречат евангельскому смыслу.
Даже пейзажи в фильме настолько правдоподобны, что диву даёшься, когда узнаёшь: оказывается, съёмки проходили вовсе не в Израиле! Декорациями к фильму послужили каменные улицы древнего итальянского города Матера. Но на экране их не отличить от узких улочек старого Иерусалима!
В доме, расположенном на одной из них, прошла Тайная вечеря. В фильме необыкновенно выразительно воплощен один из её моментов — сцена, когда Христос завещает апостолам вкушать хлеб и вино как Свои Тело и Кровь, и устанавливает тем самым таинство причастия — Евхаристию:
«Возьмите это и съешьте. Это тело Моё, отданное ради вас». «Возьмите это и выпейте. Это кровь Моя, отданная за вас, за многих ради прощения грехов. Сделайте это в память обо Мне».
Кинокритики обвиняли Мела Гибсона в натуралистичности изображения мучений Спасителя. Однако с таким упрёком в адрес режиссёра согласны далеко не все зрители. Да, замирает сердце. Но когда подкатывающий к горлу ком, кажется, уже не сдержать, происходит Воскресение Христово. И мы видим, как гробницу заливает яркий свет, как оказываются пустыми погребальные пелены... Эта финальная сцена в фильме — безусловно, самая сильная — до мурашек по коже!
Мел Гибсон говорил, что снял фильм «Страсти Христовы» для того, чтобы к людям вернулась способность сочувствовать, любить и прощать. И кажется, с этой сверхзадачей режиссёр справился.
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема