
Фото: PxHere
В середине XV века на престол Великого княжества Московского взошёл 22-летний Иван III. Правнук Дмитрия Донского, славного победителя Мамаева войска на Куликовом поле. Иван мечтал о единой, сильной, независимой Руси. Он давно созрел для решения ликвидировать остатки зависимости от Орды. Впрочем, грозная Золотая Орда к тому времени прекратила своё существование. Но её преемник — ханство Большая Орда в низовьях Волги, — продолжало смотреть на Русь как на своего вассала и требовало от нее покорности. Как считают историки, около 1471 года в Москву к Ивану III за данью явились послы из Большой Орды. Великий князь Московский оказал им неожиданный приём. Как повествует историческая хроника «Казанский летописец», Иван взял из рук послов ярлык с требованием дани, «бросил на землю и затоптал ногами своими». Другими словами — платить отказался. Послов прогнал, и велел им передать хану Ахмату, что больше у него не получится творить зло на Руси.
Нетрудно догадаться, что хан таким поведением князя был очень недоволен. Тем более, что в том же 1471-м Иван III без разрешения Орды присоединил к Московскому княжеству Новгородские земли, невзирая на то, что Ахмат уже выдал на них ярлык литовскому князю Казимиру IV-му. Прояснить вопрос Большая Орда решила привычным способом: в 1472-м году, Ахмат пошёл на Русь. Дружина Ивана III встретила ордынцев на подступах к Москве и не позволила им переправиться через Оку. В отместку за это Ахмат сжёг подмосковную крепость Алексин, однако был вынужден отступить. Вернувшись из похода ни с чем, хан, согласно хронике, дал зарок: «Если не захвачу великого князя московского, и не приведу его связанного, то зачем мне жизнь и царская моя власть?» И в 1480-м, вновь двинул на непокорную Москву многотысячную армию.
Получив известие о том, что Ахмат движется к Москве, Иван III начал сбор дружины. 6 июля, после молебна перед чудотворным образом Божией Матери «Владимирская», главные силы русских войск во главе с самим Иваном Третьим, выступили из Белокаменной. Хан Ахмат, тем временем, собрал основные силы и двинулся к месту, где в Оку впадает река Угра. И стал ждать подкрепления, которое ему пообещал литовский князь Казимир. Ахмат рассчитывал, что его конница сможет перейти Угру, и тогда ордынцы очень скоро оказались бы у стен Москвы. Иван Третий прекрасно это понимал. И повёл свои войска против захватчиков.
Современные исследователи на основе исторических документов сумели максимально точно воссоздать ход этого сражения. Оно началось 8 октября 1480 года около часу дня, и непрерывно продолжалось до 11 октября. Четверо суток русское войско не давало ордынцам перейти реку вброд. Осень между тем выдалась крайне холодной. Ударили морозы. Угра покрылась льдом. Казалось бы, теперь Ахмату ничто не могло помешать перейти её в любом месте. Однако ордынская армия словно застыла в нерешительности. А спустя несколько дней, 28 октября, неожиданно для всех Ахмат собрал войско и ушёл в степи. «Бежали же татары с Угры наги и босы», — сообщают летописные источники. Некоторые учёные полагают, что такое резкое и нелогичное отступление противника могло произойти из-за того, что степным кочевникам сложно вести военные действия зимой, когда у лошадей нет подножного корма. Другие — например, историк Николай Карамзин — видели в таком исходе чудо и милость Божью. «Не оружие и не мудрость человеческая, но Господь спас Россию!» — писал он о победе на Угре. Так или иначе, Большая Орда больше никогда не выражала притязаний на русскую землю, не вмешивалась в политику и не требовала дани. Замечательно отзывается об этой победе хроника «Казанский летописец»: «И тогда великая наша Русская земля освободилась от ярма и гнёта басурманского и начала обновляться». Так в действительности и было: великое стояния на Угре в 1480 году положило начало новой эпохи в истории Русского государства — независимости и объединению.
Все выпуски программы Открываем историю
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. О подвиге преподобного Иосифа Оптинского

Сегодня 22 мая. День памяти преподобного Иосифа Оптинского, отошедшего ко Господу в 1911 году.
О его подвиге — священник Николай Яковлев.
Великая тайна промысла Божия приоткрывается нам, человекам, в частности, через святой ангельский образ иноческого жития — особого служения, когда в далёкой пещере или пустыни творится умно-сердечная молитва, и по этой молитве совершается чудо.
Несравненной жемчужиной монашеского подвига, без сомнения, является феномен оптинского старчества. XIX век. Свято-Введенская Оптина пустынь вписывает в свои недра ещё одного светоча для всей православной России — преподобного старца Иосифа.
Яркими качествами старца явились беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Ни с кем батюшка не вёл длинных бесед. Он умел в нескольких словах выразить самое главное — наставить и утешить. Ведь сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Старцу Иосифу часто задавали один и тот же вопрос: «Как же можно узнать прозорливого человека?» И ответ был просто поразителен: «Узнать такого человека нужно по смирению, потому что враг, то есть дьявол, может дать прозорливость человеку, а смирение никогда не даёт».
Помоги нам, Бог, теплить в наших сердцах сегодня дар смирения, так необходимого всем нам, по молитвам преподобного Иосифа, старца Оптинского!
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. Об иконографии святителя Николая

Сегодня 22 мая. Церковь празднует Перенесение в 1087 году мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Об иконографии святителя Николая — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в Церкви, и существует множество его икон. Наиболее распространено поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иногда в правом и левом углу иконы можно увидеть фигуры Христа с Евангелием и Богородицы с омофором.
Это в память о чуде, случившемся во время работы Первого Вселенского Собора. Когда после пощёчины Николая еретику Арию, отцы Собора сочли этот поступок недостойным сана архиерея и сняли с него священный сан. Тогда многим участникам Собора во сне явился Господь и явилась Матерь Божия, восстанавливающими в сане святого епископа.
Поскольку память святого Николая совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, в народе эти праздники называют Николой Зимним и Николой Летним. И это нашло отражение в иконах святого. Святителя изображают в головном уборе или без него.
Распространено также и ростовое изображение святого Николая, так называемый Никола Зарайский. Необычность этой иконы в том, что руки святого подняты выше, чем обычно на иконах святителей, где обычно локти святителей прижаты к телу.
Как развитие этого образа появилась икона Никола Можайский. Это список со статуи Николы Угодника, установленной когда-то над городскими воротами Можайска и спасшей жителей от вражеского набега. В правой руке святитель держит храм, а в левой руке — меч. Как пример, икона святого Николая на иконостасе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, в Москве.
Все выпуски программы Актуальная тема