— Дорогая, посмотри скорее сюда! Тебе ничего не напоминает церковь на этой картине?
— Как же она похожа на собор Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде! Но я, наверное, ошибаюсь. У храма в Саввино-Сторожевском монастыре крыша серого цвета. А у этого — зелёная.
— Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор, но вы совершенно правы! Эта картина Станислава Юлиановича Жуковского называется «Храм Рождества Богородицы. Звенигород». Художник написал её в 1904 году. С тех пор, вероятно, крышу успели поменять.
— Большое спасибо Вам за то, что подсказали! Так это и правда Звенигород! Мы ведь с мужем совсем недавно там были. Гостили у дочери в Москве, и решили съездить к святому Савве Сторожевскому в его монастырь. Как же там хорошо! И как замечательно, что у нас в Нижнетагильском музее изобразительных искусств есть эта картина. А Вы, наверное, знаете её историю?
— Да, я немного с ней знаком. «Храм Рождества Богородицы» — одна из тех картин, которые мне особенно хотелось увидеть в вашем музее.
— Интересно, она с натуры написана?
— У Станислава Жуковского была одна характерная черта — он писал исключительно с натуры. Порой даже без предварительных этюдов. Как вспоминали его коллеги, работал художник очень быстро и вдохновенно. Полотна получались одухотворёнными, глубокими и прекрасными. Неудивительно, что в начале ХХ века Станислав Жуковский считался одним из самых известных русских пейзажистов наряду со своими учителями — Исааком Левитаном и Василием Поленовым.
— Пейзаж на картине действительно просто потрясающей. Такой солнечная, жизнерадостный! Ранняя весна — наверное, март. Солнце бросает яркие горящие блики на золотые купола белокаменного собора.
— При одном только взгляде на полотно сердце наполняется радостью. И это несмотря на то, что на первом плане картины изображено... кладбище! Монастырский погост за алтарём храма.
— Так Станислав Жуковский в своей работе воплотил Евангельскую благую весть о вечной жизни. Весна — время пробуждения природы. Совсем скоро под тёплым ярким солнцем она оживёт от зимнего сна. Точно так же оживут, воскреснут в последний день все мёртвые — благодаря Христу.
— А ведь и правда — Христа называют Солнцем Правды. Однажды Его лучи всех нас разбудят к жизни вечной. Смерть — вовсе не конец человеческого существования. Это ли не радость?
— Современники Станислава Юлиановича отмечали, что в его полотнах звучит ликующая радость. А сам Жуковский говорил, что стремится воплотить в своих картинах красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения.
— Неповторимость... Как это верно сказано! Каждый момент стоит ценить, за каждую минуту благодарить Господа. Вот и наша с мужем недавняя поездка в Звенигород — это же настоящий подарок Божий. И то, что в художественном музее нашего города есть картина с храмом Рождества Богородицы — тоже...
— А правда, что этот главный собор Саввино-Сторожевского монастыря — один из самых древних храмов на московской земле?
— Это действительно так. Храм построили в конце 14 века. Сначала — деревянный. Позже, в начале 15-го столетия, на его месте был возведён белокаменный. Его расписывали иконописцы из круга Андрея Рублёва. Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней. Со временем собор достраивался и видоизменялся. Но сохранил свою удивительную красоту и величие.
— И художнику Станиславу Жуковскому так живо удалось их передать в своей картине! Теперь буду приходить в наш Нижнетагильский музей изобразительных искусств и смотреть на это полотно, когда снова захочется побывать в Звенигороде.
— Мы с тобой в Саввино-Сторожевский монастырь ещё обязательно съездим!
— Кстати, я живу в Москве и часто приезжаю в Звенигород. Так что буду очень рад там с вами встретиться!
— Значит, не прощаемся!
Картину Станислава Жуковского «Храм Рождества Богородицы. Звенигород» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Деяния святых апостолов

Деян., 3 зач., II, 1-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Первый век существования христианства нередко называют веком экстраординарных, то есть чрезвычайных духовный дарований. Дух Божий действовал через верующих во Христа с такой силой, что это было видно окружающим. Пожалуй, один из самых ярких даров Святого Духа, который появился у апостолов в день Пятидесятницы, — это способность говорить на иностранных языках. Существует ли такая практика в современной Церкви? Или же это явление, которое давно кануло в лету? Чтобы ответить на этот вопрос, можно приглядеться к тому отрывку из второй главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
Согласно иудейскому закону, через семь недель после Пасхи наступал праздник Пятидесятницы. Ветхозаветная Пятидесятница была установлена в честь первых плодов, поскольку в этот день оканчивалась жатва, которая начиналась сразу после Пасхи. Кроме того, с этим событием было связано воспоминание о даровании Израильскому народу закона на горе Синай. Праздник Пятидесятницы был одним из самых важных в иудейском календаре наряду с праздником Пасхи и Кущей. В этот день было принято совершать паломничество в Иерусалим для участия в торжествах.
Именно поэтому проповедь апостолов услышало так много иностранцев. Это были иудеи языческого происхождения из разных уголков древнего мира, которые пришли в столицу Израиля помолиться в Иерусалимском храме. Поразительно то, что ученики Христовы общались с ними без переводчиков. Однако все люди прекрасно понимали, о чём идёт речь. Более того, Писание говорит, что каждый слышал проповедь на своём собственном языке, на своём родном наречии.
И это, безусловно, удивительный момент. Он до сих пор порождает множество недоумений среди читателей. Многие пытаются понять и объяснить, как это произошло технически. Тот, кто учил китайский или же английский языки, знает, как долго приходится работать, чтобы добиться чистоты произношения. Чистая артикуляция требует постепенных физиологических изменений в гортани, которая приспосабливается под фонетику иностранного языка. Как такой артикуляции добиться в один миг? Кроме того, другой язык — это другая картина мира. Это другой опыт, который также формируется не в мгновение ока. Это происходит медленно, с самого рождения. Может ли сознание человека сразу обработать и органично усвоить такой массив данных?
Именно по причине сложности этих вопросов христианские богословы уходят от прямого ответа на них. Как это произошло технически не так важно. Важно то, что благодаря действию Святого Духа евангельская весть стала передаваться от сердца к сердцу. Дух Святой воспламенил сердца учеников Христа. И они передали этот огонь слушателям. И теперь их сердца загорелись с той же силой, что и у апостолов. Вот она суть произошедшего. Ведь все мы прекрасно знаем, что можно говорить с людьми на одном языке, но быть при этом разделёнными пропастью непонимания. И, напротив, можно молчать, однако прекрасно общаться лишь одними взглядами. Или просто достаточно быть рядом. Наше сердце устроено так, что улавливает энергию любви. Оно настроено на эту частоту. Это и есть тот универсальный язык, на который оно живо откликается и прекрасно его понимает.
А потому мы можем не знать, как конкретно технически происходила проповедь апостолов. Но мы можем быть твёрдо уверены в том, какая духовная закономерность проявила себя здесь в полную силу. Это и есть ответ на вопрос: можно ли в современной Церкви получить дар Святого Духа, говорения на иностранном языке. Безусловно можно. Все мы в той или иной степени его получаем, когда исполняем Христовы заповеди. Они помогают нам преодолеть барьер отчуждения, чтобы наша любовь к окружающим беспрепятственно изливалась от сердца к сердцу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Истина в религии, философии и жизни»

Гость программы — Илья Докучаев, профессор, доктор философских наук, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания СПбГУ.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Реабилитация после инсульта для Алексея Смирнова

Ещё год назад Алексей с Инной друг друга не знали. Но случайная встреча в дружеской компании навсегда изменила их жизнь. Оба ощутили себя родными друг для друга людьми и с тех пор больше не расставались. И даже сейчас, когда Алексей лежит в больнице без возможности двигаться и говорить, они по-прежнему вместе. В перерывах между работой Инна ухаживает за любимым человеком.
Этой зимой, перед самым Новым годом, у молодого мужчины случился инсульт. С тех пор он находится в стационаре. Инна каждый день приходит к супругу, делает массаж, помогает ему менять положение тела, разговаривает с ним. И результат есть! Алексей уже начал понемногу шевелить руками и ногами, пытается удерживать шею. Чтобы как-то подбодрить супруга, Инна радует его не только ласковым словом и заботой, но и цветами. В ответ на это он улыбается, как может, и изо всех сил сжимает в руке летний букетик цветов от любимой.
Врачи говорят, что Алексею непременно нужна полноценная реабилитация. Она позволит мужчине сделать рывок в восстановлении и хотя бы немного обрести самостоятельность.
Инна уверена, что вместе они смогут многое преодолеть, только сейчас им важна поддержка. Полностью оплатить дорогостоящую реабилитацию семья не в силах.
Сбор для помощи Алексею Смирнову открыт на сайте фонда «Люди-маяки». Вы можете принять в нём любое посильное участие и оставить добрые пожелания для Алексея.
Для быстрой помощи, перейдите по ссылке и отсканируйте код
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов