— Дорогая, посмотри скорее сюда! Тебе ничего не напоминает церковь на этой картине?
— Как же она похожа на собор Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде! Но я, наверное, ошибаюсь. У храма в Саввино-Сторожевском монастыре крыша серого цвета. А у этого — зелёная.
— Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор, но вы совершенно правы! Эта картина Станислава Юлиановича Жуковского называется «Храм Рождества Богородицы. Звенигород». Художник написал её в 1904 году. С тех пор, вероятно, крышу успели поменять.
— Большое спасибо Вам за то, что подсказали! Так это и правда Звенигород! Мы ведь с мужем совсем недавно там были. Гостили у дочери в Москве, и решили съездить к святому Савве Сторожевскому в его монастырь. Как же там хорошо! И как замечательно, что у нас в Нижнетагильском музее изобразительных искусств есть эта картина. А Вы, наверное, знаете её историю?
— Да, я немного с ней знаком. «Храм Рождества Богородицы» — одна из тех картин, которые мне особенно хотелось увидеть в вашем музее.
— Интересно, она с натуры написана?
— У Станислава Жуковского была одна характерная черта — он писал исключительно с натуры. Порой даже без предварительных этюдов. Как вспоминали его коллеги, работал художник очень быстро и вдохновенно. Полотна получались одухотворёнными, глубокими и прекрасными. Неудивительно, что в начале ХХ века Станислав Жуковский считался одним из самых известных русских пейзажистов наряду со своими учителями — Исааком Левитаном и Василием Поленовым.
— Пейзаж на картине действительно просто потрясающей. Такой солнечная, жизнерадостный! Ранняя весна — наверное, март. Солнце бросает яркие горящие блики на золотые купола белокаменного собора.
— При одном только взгляде на полотно сердце наполняется радостью. И это несмотря на то, что на первом плане картины изображено... кладбище! Монастырский погост за алтарём храма.
— Так Станислав Жуковский в своей работе воплотил Евангельскую благую весть о вечной жизни. Весна — время пробуждения природы. Совсем скоро под тёплым ярким солнцем она оживёт от зимнего сна. Точно так же оживут, воскреснут в последний день все мёртвые — благодаря Христу.
— А ведь и правда — Христа называют Солнцем Правды. Однажды Его лучи всех нас разбудят к жизни вечной. Смерть — вовсе не конец человеческого существования. Это ли не радость?
— Современники Станислава Юлиановича отмечали, что в его полотнах звучит ликующая радость. А сам Жуковский говорил, что стремится воплотить в своих картинах красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения.
— Неповторимость... Как это верно сказано! Каждый момент стоит ценить, за каждую минуту благодарить Господа. Вот и наша с мужем недавняя поездка в Звенигород — это же настоящий подарок Божий. И то, что в художественном музее нашего города есть картина с храмом Рождества Богородицы — тоже...
— А правда, что этот главный собор Саввино-Сторожевского монастыря — один из самых древних храмов на московской земле?
— Это действительно так. Храм построили в конце 14 века. Сначала — деревянный. Позже, в начале 15-го столетия, на его месте был возведён белокаменный. Его расписывали иконописцы из круга Андрея Рублёва. Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней. Со временем собор достраивался и видоизменялся. Но сохранил свою удивительную красоту и величие.
— И художнику Станиславу Жуковскому так живо удалось их передать в своей картине! Теперь буду приходить в наш Нижнетагильский музей изобразительных искусств и смотреть на это полотно, когда снова захочется побывать в Звенигороде.
— Мы с тобой в Саввино-Сторожевский монастырь ещё обязательно съездим!
— Кстати, я живу в Москве и часто приезжаю в Звенигород. Так что буду очень рад там с вами встретиться!
— Значит, не прощаемся!
Картину Станислава Жуковского «Храм Рождества Богородицы. Звенигород» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер