— Дорогая, посмотри скорее сюда! Тебе ничего не напоминает церковь на этой картине?
— Как же она похожа на собор Рождества Пресвятой Богородицы в Звенигороде! Но я, наверное, ошибаюсь. У храма в Саввино-Сторожевском монастыре крыша серого цвета. А у этого — зелёная.
— Прошу прощения, что вмешиваюсь в разговор, но вы совершенно правы! Эта картина Станислава Юлиановича Жуковского называется «Храм Рождества Богородицы. Звенигород». Художник написал её в 1904 году. С тех пор, вероятно, крышу успели поменять.
— Большое спасибо Вам за то, что подсказали! Так это и правда Звенигород! Мы ведь с мужем совсем недавно там были. Гостили у дочери в Москве, и решили съездить к святому Савве Сторожевскому в его монастырь. Как же там хорошо! И как замечательно, что у нас в Нижнетагильском музее изобразительных искусств есть эта картина. А Вы, наверное, знаете её историю?
— Да, я немного с ней знаком. «Храм Рождества Богородицы» — одна из тех картин, которые мне особенно хотелось увидеть в вашем музее.
— Интересно, она с натуры написана?
— У Станислава Жуковского была одна характерная черта — он писал исключительно с натуры. Порой даже без предварительных этюдов. Как вспоминали его коллеги, работал художник очень быстро и вдохновенно. Полотна получались одухотворёнными, глубокими и прекрасными. Неудивительно, что в начале ХХ века Станислав Жуковский считался одним из самых известных русских пейзажистов наряду со своими учителями — Исааком Левитаном и Василием Поленовым.
— Пейзаж на картине действительно просто потрясающей. Такой солнечная, жизнерадостный! Ранняя весна — наверное, март. Солнце бросает яркие горящие блики на золотые купола белокаменного собора.
— При одном только взгляде на полотно сердце наполняется радостью. И это несмотря на то, что на первом плане картины изображено... кладбище! Монастырский погост за алтарём храма.
— Так Станислав Жуковский в своей работе воплотил Евангельскую благую весть о вечной жизни. Весна — время пробуждения природы. Совсем скоро под тёплым ярким солнцем она оживёт от зимнего сна. Точно так же оживут, воскреснут в последний день все мёртвые — благодаря Христу.
— А ведь и правда — Христа называют Солнцем Правды. Однажды Его лучи всех нас разбудят к жизни вечной. Смерть — вовсе не конец человеческого существования. Это ли не радость?
— Современники Станислава Юлиановича отмечали, что в его полотнах звучит ликующая радость. А сам Жуковский говорил, что стремится воплотить в своих картинах красоту жизни, неповторимость каждого ее мгновения.
— Неповторимость... Как это верно сказано! Каждый момент стоит ценить, за каждую минуту благодарить Господа. Вот и наша с мужем недавняя поездка в Звенигород — это же настоящий подарок Божий. И то, что в художественном музее нашего города есть картина с храмом Рождества Богородицы — тоже...
— А правда, что этот главный собор Саввино-Сторожевского монастыря — один из самых древних храмов на московской земле?
— Это действительно так. Храм построили в конце 14 века. Сначала — деревянный. Позже, в начале 15-го столетия, на его месте был возведён белокаменный. Его расписывали иконописцы из круга Андрея Рублёва. Некоторые из этих фресок сохранились до наших дней. Со временем собор достраивался и видоизменялся. Но сохранил свою удивительную красоту и величие.
— И художнику Станиславу Жуковскому так живо удалось их передать в своей картине! Теперь буду приходить в наш Нижнетагильский музей изобразительных искусств и смотреть на это полотно, когда снова захочется побывать в Звенигороде.
— Мы с тобой в Саввино-Сторожевский монастырь ещё обязательно съездим!
— Кстати, я живу в Москве и часто приезжаю в Звенигород. Так что буду очень рад там с вами встретиться!
— Значит, не прощаемся!
Картину Станислава Жуковского «Храм Рождества Богородицы. Звенигород» можно увидеть в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.
20 апреля. Пасхальное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к пастве Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием, в котором поздравил верующих с Победой Христа над смертью.
Христос Воскресе! Этими исполненными духовной силы словами, сердечно приветствую всех вас и поздравляю с великим праздником Святой Пасхи! Всей радостный и особо значимый для каждого христианина день мы свидетельствуем о любви Божией к людям, о торжестве жизни, о Победе Христа над смертью. В отличие от побед, достигаемых людьми, которые кого-то могут радовать, а кого-то и огорчать, Христова Победа универсальна. Она не разделяет, объединяет. Ее плоды доступны всем и каждому. Более того, на протяжении двух тысячелетий именно она остается неиссякаемым источником сил для миллионов последователей Христа, вдохновляя их на труды и подвиги, ободряя и укрепляя в испытаниях. Мы христиане 21 века также являемся наследниками и причастниками этой Великой Победы. Она не только основа нашей веры, но и уверенности в конечном торжестве добра над злом. Мы призваны быть соработниками Бога в преображении мира, разделять ответственность за его будущее, вносить свой вклад в созидание достойной жизни. Как этого достичь? Ответ нам дает Священное Писание через веру, действующую любовью. Творя добрые дела, сочувствуя и помогая ближним, нося немощи друг друга, снисходя друг ко другу любовью и стараясь сохранить единство Духа в союзе мира, как к тому призывает апостол Павел, мы действительно можем многое изменить к лучшему, не только в самих себе, но и вокруг нас. Даже самые малые усилия, скромные лепты не потеряют ценности в очах Божьих. Если мы, руководствуясь Евангельскими Заповедями, будем трудиться ради пользы ближних наших. Пусть ваши сердца наполнится немеркнущим светом Воскресения Христова, неисчерпаемым источником, вдохновляющим на деятельную любовь. Обнимите родных и близких, поздравьте их с праздником, поддержите тех, кто нуждается в вашей помощи и в вашем участии, дабы и они могли ощутить созидающую и преображающую силу Пасхальной радости. Будем молиться и трудиться, чтобы и на просторах исторической Руси установился справедливый и прочный мир, и чтобы никакие силы не смогли разрушить духовного единства народа, обретшего благодать в Киевской купели Крещения. Откликаясь на зов Божий и становясь великодушными, мы действительно можем иметь подлинную радость бытия и полноту жизни во Христе. Это и будет залогом нашего счастья здесь на земле и спасительного пребывания с источником жизни Богом в Его Вечном Царстве. С праздником всех Вас! С Воскресением Христовым!
Все выпуски программы Актуальная тема
20 апреля. О переживании Пасхи

Сегодня 20 апреля. Светлое Христово Воскресение.
О переживании Пасхи — протоиерей Максим Горожанкин.
Все мы православные христиане в своем переживании Пасхи Христовой ориентируемся на богослужебные тексты и на Жития Святых. Мне приходит на память то, как преподобный Серафим Саровский переживал Пасху. Каждому приходящему к нему, батюшка Серафим говорил: «Радость моя, Христос Воскресе!». И братия в тот день, когда преподобный отходил ко Господу слышала, что иеромонах Серафим в своей келье пел пасхальные стихиры. Вся жизнь батюшки Серафима была проникнута ощущением Пасхи. И дай Господь, чтобы и наша жизнь, и в этот день, и всегда была проникнута ощущением Воскресения Христова! Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема
21 апреля. О святителе Келестине Первом

Сегодня 21 апреля. День памяти Святителя Келестина или Целистина Первого, римского папы, жившего в пятом веке и боровшегося с ересью Нестория.
Об этой ереси рассказывает игумен Назарий Рыпин.
Ересь Нестория это была такая очень большая язва на теле церкви. Потому что он ниспровергал божественность Христа. Он учил о том, что разделяется божественной природы и человеческой природы Христа, якобы они соединены неким благодатным способом, но нет этой ипостасной связи, то есть это не одна ипостась. Соответственно, он уничижал Богородицу, называя, что по сути, она Христародится, а не Богородица, потому что Сына Божия, она якобы не рождала. А что совершенно ниспровергает христианство, потому что прекрасно сказал святитель Василий Великий, что «не воспринято, то и неуврачевано». То есть, соответственно, если Христос не воспринял всю полноту человеческой природы на себе, то человеческая природа осталась неисцеленной и неуврачеванной. Ну и, соответственно, нет искупительного подвига Христа, который он как человек совершил добровольно покорив свою волю, волю Небесного Отца, и, соответственно, не послушание Адама неуврачевано совершенным послушанием Христа. Поэтому эта ересь была осуждена и отвергнута Церковью. Ну, очень часто римская Церковь, находясь в отдалении от всех волнующих восточных церковь ересей, тем не менее высказывала очень четкую позицию православную по тем или иным ложным вероучениям и положительным учению церкви, прежде всего. И в том числе Папа Римский Целестин или Келестин по разному можно произносить, он как раз своими посланиями утвердил Вселенскую Церковь в том, что Римская Церковь верует православно и ересь Нестория никаким образом не поддерживает.
Все выпуски программы Актуальная тема