Станислав Минаков «Райские отсветы в земных сумерках» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Станислав Минаков «Райские отсветы в земных сумерках»

* Поделиться

В 2017 году в городе Белгороде вышла книга поэта, прозаика и публициста Станислава Минакова под примечательным названием «Райские отсветы в земных сумерках» — сборник эссе, статей и очерков о русской культуре XIX — XX веков.

Почти два десятилетия обнимают собою представленные в сборнике тексты, которые писались по самым разным побуждениям: начиная от паломнических поездок автора и кончая юбилейными датами Победы в Отечественной войне.

Тут также немало статей о писателях, художниках, композиторах и режиссерах. И даже — об отдельных произведениях и поэтических образах, вроде очерка к 100-летию марша «Прощание славянки» и теме снегиря в русской поэзии.

Сегодня я положил свою закладку в давнюю статью Минакова о стиховых словах старцев, — написанную им после первой паломнической поездки в монастырь Оптина пустынь.

Воистину: зарифмованные присказки и речения русских праведников больше всего удивляют тем, что никакой «искусности» в них нет и быть не может. Православный мир ценит и повторяет их наизусть — из десятилетия в десятилетие.

«...Быть может, эти реченья подпитаны самой народной склонностью к „говорению стихами“? Из которых классическими образцами мы бы сочли такие поговорки, как „Страшен сон, но милостив Бог“ (слабая рифма, да ведь фраза — стиховая!), а также „Тяжёл крест, да надо несть“ или, и того пуще, „Без креста — нет венца!“ Так писал оптинский преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). Или гениально-дерзновенное высказывание „Смирен пень, да что в нём“. Один монастырский старец говорил о себе: „Я не учёный, а толчёный“.

А отец Павел Груздев приговаривал: „Кто без крестов, тот не Христов“.

И даже „сомнительный Фотий“ в сочинении Лескова „Несмертельный Голован“ повторял присказку: „Я не чей, а Божий, обшит рабьей кожей, а живу под рогожей“...».

Своими публицистическими текстами Станислав Минаков (это он читал нам сейчас из своего очерка о стихах старцев) — словно бы открывает окна в знакомые и вместе с тем в подзабытые миры русской культуры. И это не только его доброе просветительство, — но и личное отношение автора к вещам в целом.

Пронзительный очерк 2005-го года под названием «Вино с печалью пополам», посвящённый стихотворению Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» он заканчивает весьма неожиданно.

Заканчивает известием о том, что на московском Арбате и на Андреевском спуске в Киеве медаль «За взятие Будапешта» продают за 30 долларов. Напомню, что гениальные стихи Исаковского, ставшие песней, кончались словами «...и на груди его светилась медаль „За город Будапешт“».

«Что ж, — резюмирует Минаков, — роковое новозаветное число не меняется вовеки: тридцать сребреников»... Конец цитаты.

«...Я пишу не для властвования думами, а по непостижимой сущностной многолетней привычке высказываться письменно, тем самым и себя гармонизировать, „собирать в кучку“ изнутри, ну и оформлять мысль в виде внятного эстетизированного текста. У меня есть и понимание, что даже при этом, при кажущемся внутреннем характере письма, любое высказывание является тенденцией, что внетенденциозной литературы не существует. Даже если мы говорим о художественном письме. И уж тем паче о публицистике...»

Эти слова поэта Станислава Минакова из его публицистической книги «Райские отсветы в земных сумерках», я записывал поздним вечером в белорусском городе Бресте. На следующий день мы поехали в крепость. Бесконечные выбоины от снарядов встретили нас и в Свято-Николаевском гарнизонном соборе, где до сих пор не закончена реставрация. Может, и не надо заканчивать? — подумалось нам тогда...

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем