
В 2017 году в городе Белгороде вышла книга поэта, прозаика и публициста Станислава Минакова под примечательным названием «Райские отсветы в земных сумерках» — сборник эссе, статей и очерков о русской культуре XIX — XX веков.
Почти два десятилетия обнимают собою представленные в сборнике тексты, которые писались по самым разным побуждениям: начиная от паломнических поездок автора и кончая юбилейными датами Победы в Отечественной войне.
Тут также немало статей о писателях, художниках, композиторах и режиссерах. И даже — об отдельных произведениях и поэтических образах, вроде очерка к 100-летию марша «Прощание славянки» и теме снегиря в русской поэзии.
Сегодня я положил свою закладку в давнюю статью Минакова о стиховых словах старцев, — написанную им после первой паломнической поездки в монастырь Оптина пустынь.
Воистину: зарифмованные присказки и речения русских праведников больше всего удивляют тем, что никакой «искусности» в них нет и быть не может. Православный мир ценит и повторяет их наизусть — из десятилетия в десятилетие.
«...Быть может, эти реченья подпитаны самой народной склонностью к „говорению стихами“? Из которых классическими образцами мы бы сочли такие поговорки, как „Страшен сон, но милостив Бог“ (слабая рифма, да ведь фраза — стиховая!), а также „Тяжёл крест, да надо несть“ или, и того пуще, „Без креста — нет венца!“ Так писал оптинский преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). Или гениально-дерзновенное высказывание „Смирен пень, да что в нём“. Один монастырский старец говорил о себе: „Я не учёный, а толчёный“.
А отец Павел Груздев приговаривал: „Кто без крестов, тот не Христов“.
И даже „сомнительный Фотий“ в сочинении Лескова „Несмертельный Голован“ повторял присказку: „Я не чей, а Божий, обшит рабьей кожей, а живу под рогожей“...».
Своими публицистическими текстами Станислав Минаков (это он читал нам сейчас из своего очерка о стихах старцев) — словно бы открывает окна в знакомые и вместе с тем в подзабытые миры русской культуры. И это не только его доброе просветительство, — но и личное отношение автора к вещам в целом.
Пронзительный очерк 2005-го года под названием «Вино с печалью пополам», посвящённый стихотворению Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату» он заканчивает весьма неожиданно.
Заканчивает известием о том, что на московском Арбате и на Андреевском спуске в Киеве медаль «За взятие Будапешта» продают за 30 долларов. Напомню, что гениальные стихи Исаковского, ставшие песней, кончались словами «...и на груди его светилась медаль „За город Будапешт“».
«Что ж, — резюмирует Минаков, — роковое новозаветное число не меняется вовеки: тридцать сребреников»... Конец цитаты.
«...Я пишу не для властвования думами, а по непостижимой сущностной многолетней привычке высказываться письменно, тем самым и себя гармонизировать, „собирать в кучку“ изнутри, ну и оформлять мысль в виде внятного эстетизированного текста. У меня есть и понимание, что даже при этом, при кажущемся внутреннем характере письма, любое высказывание является тенденцией, что внетенденциозной литературы не существует. Даже если мы говорим о художественном письме. И уж тем паче о публицистике...»
Эти слова поэта Станислава Минакова из его публицистической книги «Райские отсветы в земных сумерках», я записывал поздним вечером в белорусском городе Бресте. На следующий день мы поехали в крепость. Бесконечные выбоины от снарядов встретили нас и в Свято-Николаевском гарнизонном соборе, где до сих пор не закончена реставрация. Может, и не надо заканчивать? — подумалось нам тогда...
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер