![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2023/11/chastnoe-mnenie_16h9.jpg)
Вы любите спортзал? — Я люблю. В свободное время стараюсь ходить, заниматься.
Долгое время мне не давала покоя мысль: как оценивать любительские спортивные занятия с христианской точки зрения? Не вредят ли они душе? Вскоре я получил ответ. Обратил внимание, что в посланиях апостола Павла есть много спортивных аналогий. Апостол показывает, что занятия спортом сообщают человеку те качества, которые могут послужить ему и в христианской жизни.
Например, в послании к своему ученику Тимофею апостол пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь». Выражения и образы здесь взяты из спортивной жизни!
«Подвигом добрым я подвизался» — греческое слово «агон», переведенное здесь как «подвиг», означает «состязание на арене». Апостол «хорошо провел состязание», «благополучно провел свой бой». Т. е. сделал все, что мог, для проповеди христианства. «Течение совершил». Это выражение в греческой речи использовалось для обозначения завершения бега на какую-либо дистанцию. Апостол смело утверждает, что он завершил свой марафон. «Венец правды». Главным призом в спортивных Олимпийских играх был лавровый венок. Им короновали победителя. Носить лавровый венок — величайшая честь, которой мог удостоиться спортсмен! Такому венку апостол уподобляет ту награду, которую Бог желает дать христианину.
И в других письмах апостола есть спортивные аналогии. Например, в Первом послании к Коринфянам: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». — - Что имеет в виду проповедник? В Коринфе проходили знаменитые Истмийские игры. И Павел употребляет хорошо знакомый коринфянам образ бегущих на ристалищах, а также борцов, которые ради получения тленных венцов воздерживаются от всего, что может сделать тучным и тем расслабить их тело. Сравнивая далее своё служение с соревнованием по бегу, апостол хочет сказать, что его самоограничение помогает ему в христианской жизни.
Конечно, мы напрямую не сравниваем спорт с духовной жизнью. Но видим, что апостол Павел использует спортивные примеры — очевидно потому, что любителям спорта и ристалищ они были понятны. Такой, полезный для нас ряд сравнений и мы можем продолжить.
Как и христианин, спортсмен должен быть всегда в форме. Есть вещи, которые ему в принципе никогда нельзя делать — например, курить. Нельзя быть хорошим спринтером и одновременно курильщиком. Так же и для христианина есть табуированные вещи — смертные грехи. Нельзя совершать смертные грехи и оставаться христианином.
Еще: спортсмен имеет множество дисциплинарных ограничений и рекомендаций, связанных с родом его деятельности. Также и мы в Церкви имеем некую общую дисциплину, ограничения. И в христианской жизни все приспособлено к главной цели — спасению. Кстати, известное в церковной среде слово «аскетика» тоже имеет спортивное происхождение: от древнегреческого «аскео» — «упражнять».
У любого спортсмена есть победы и поражения — и у нас есть падения и восстания. В спорте чрезвычайно важен тренер — и в христианстве духовник играет огромную роль. Спортсмен руководствуется тщательно разработанной теорией спортивной жизни — и в христианстве духовная жизнь имеет свои законы и подробно истолкована святыми отцами.
Правда, есть и отличия между спортсменом и христианином. Спортсмен может заработать много денег и уйти на заслуженный отдых. А у христианина нет ни каникул, ни пенсии, ни отпусков за свой счет.
«Земля для человека — место упражнений, небо — венец» — писал святитель Амвросий Медиоланский. И, как мне кажется, упражнения в спортзале для закалки личных качеств христианина могут быть нелишними.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/70746745.jpeg)
Рим., 82 зач., II, 14-29.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/MX0pKY0iGY4-240x240.jpg)
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Ljubov-Pavlichenko.jpg)
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер