
Сергей Комаров
Вы любите спортзал? — Я люблю. В свободное время стараюсь ходить, заниматься.
Долгое время мне не давала покоя мысль: как оценивать любительские спортивные занятия с христианской точки зрения? Не вредят ли они душе? Вскоре я получил ответ. Обратил внимание, что в посланиях апостола Павла есть много спортивных аналогий. Апостол показывает, что занятия спортом сообщают человеку те качества, которые могут послужить ему и в христианской жизни.
Например, в послании к своему ученику Тимофею апостол пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь». Выражения и образы здесь взяты из спортивной жизни!
«Подвигом добрым я подвизался» — греческое слово «агон», переведенное здесь как «подвиг», означает «состязание на арене». Апостол «хорошо провел состязание», «благополучно провел свой бой». Т. е. сделал все, что мог, для проповеди христианства. «Течение совершил». Это выражение в греческой речи использовалось для обозначения завершения бега на какую-либо дистанцию. Апостол смело утверждает, что он завершил свой марафон. «Венец правды». Главным призом в спортивных Олимпийских играх был лавровый венок. Им короновали победителя. Носить лавровый венок — величайшая честь, которой мог удостоиться спортсмен! Такому венку апостол уподобляет ту награду, которую Бог желает дать христианину.
И в других письмах апостола есть спортивные аналогии. Например, в Первом послании к Коринфянам: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». — - Что имеет в виду проповедник? В Коринфе проходили знаменитые Истмийские игры. И Павел употребляет хорошо знакомый коринфянам образ бегущих на ристалищах, а также борцов, которые ради получения тленных венцов воздерживаются от всего, что может сделать тучным и тем расслабить их тело. Сравнивая далее своё служение с соревнованием по бегу, апостол хочет сказать, что его самоограничение помогает ему в христианской жизни.
Конечно, мы напрямую не сравниваем спорт с духовной жизнью. Но видим, что апостол Павел использует спортивные примеры — очевидно потому, что любителям спорта и ристалищ они были понятны. Такой, полезный для нас ряд сравнений и мы можем продолжить.
Как и христианин, спортсмен должен быть всегда в форме. Есть вещи, которые ему в принципе никогда нельзя делать — например, курить. Нельзя быть хорошим спринтером и одновременно курильщиком. Так же и для христианина есть табуированные вещи — смертные грехи. Нельзя совершать смертные грехи и оставаться христианином.
Еще: спортсмен имеет множество дисциплинарных ограничений и рекомендаций, связанных с родом его деятельности. Также и мы в Церкви имеем некую общую дисциплину, ограничения. И в христианской жизни все приспособлено к главной цели — спасению. Кстати, известное в церковной среде слово «аскетика» тоже имеет спортивное происхождение: от древнегреческого «аскео» — «упражнять».
У любого спортсмена есть победы и поражения — и у нас есть падения и восстания. В спорте чрезвычайно важен тренер — и в христианстве духовник играет огромную роль. Спортсмен руководствуется тщательно разработанной теорией спортивной жизни — и в христианстве духовная жизнь имеет свои законы и подробно истолкована святыми отцами.
Правда, есть и отличия между спортсменом и христианином. Спортсмен может заработать много денег и уйти на заслуженный отдых. А у христианина нет ни каникул, ни пенсии, ни отпусков за свой счет.
«Земля для человека — место упражнений, небо — венец» — писал святитель Амвросий Медиоланский. И, как мне кажется, упражнения в спортзале для закалки личных качеств христианина могут быть нелишними.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер