
Сергей Комаров
Вы любите спортзал? — Я люблю. В свободное время стараюсь ходить, заниматься.
Долгое время мне не давала покоя мысль: как оценивать любительские спортивные занятия с христианской точки зрения? Не вредят ли они душе? Вскоре я получил ответ. Обратил внимание, что в посланиях апостола Павла есть много спортивных аналогий. Апостол показывает, что занятия спортом сообщают человеку те качества, которые могут послужить ему и в христианской жизни.
Например, в послании к своему ученику Тимофею апостол пишет: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь». Выражения и образы здесь взяты из спортивной жизни!
«Подвигом добрым я подвизался» — греческое слово «агон», переведенное здесь как «подвиг», означает «состязание на арене». Апостол «хорошо провел состязание», «благополучно провел свой бой». Т. е. сделал все, что мог, для проповеди христианства. «Течение совершил». Это выражение в греческой речи использовалось для обозначения завершения бега на какую-либо дистанцию. Апостол смело утверждает, что он завершил свой марафон. «Венец правды». Главным призом в спортивных Олимпийских играх был лавровый венок. Им короновали победителя. Носить лавровый венок — величайшая честь, которой мог удостоиться спортсмен! Такому венку апостол уподобляет ту награду, которую Бог желает дать христианину.
И в других письмах апостола есть спортивные аналогии. Например, в Первом послании к Коринфянам: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух». — - Что имеет в виду проповедник? В Коринфе проходили знаменитые Истмийские игры. И Павел употребляет хорошо знакомый коринфянам образ бегущих на ристалищах, а также борцов, которые ради получения тленных венцов воздерживаются от всего, что может сделать тучным и тем расслабить их тело. Сравнивая далее своё служение с соревнованием по бегу, апостол хочет сказать, что его самоограничение помогает ему в христианской жизни.
Конечно, мы напрямую не сравниваем спорт с духовной жизнью. Но видим, что апостол Павел использует спортивные примеры — очевидно потому, что любителям спорта и ристалищ они были понятны. Такой, полезный для нас ряд сравнений и мы можем продолжить.
Как и христианин, спортсмен должен быть всегда в форме. Есть вещи, которые ему в принципе никогда нельзя делать — например, курить. Нельзя быть хорошим спринтером и одновременно курильщиком. Так же и для христианина есть табуированные вещи — смертные грехи. Нельзя совершать смертные грехи и оставаться христианином.
Еще: спортсмен имеет множество дисциплинарных ограничений и рекомендаций, связанных с родом его деятельности. Также и мы в Церкви имеем некую общую дисциплину, ограничения. И в христианской жизни все приспособлено к главной цели — спасению. Кстати, известное в церковной среде слово «аскетика» тоже имеет спортивное происхождение: от древнегреческого «аскео» — «упражнять».
У любого спортсмена есть победы и поражения — и у нас есть падения и восстания. В спорте чрезвычайно важен тренер — и в христианстве духовник играет огромную роль. Спортсмен руководствуется тщательно разработанной теорией спортивной жизни — и в христианстве духовная жизнь имеет свои законы и подробно истолкована святыми отцами.
Правда, есть и отличия между спортсменом и христианином. Спортсмен может заработать много денег и уйти на заслуженный отдых. А у христианина нет ни каникул, ни пенсии, ни отпусков за свой счет.
«Земля для человека — место упражнений, небо — венец» — писал святитель Амвросий Медиоланский. И, как мне кажется, упражнения в спортзале для закалки личных качеств христианина могут быть нелишними.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
Подарим Жене возможность гулять

Одно из любимых занятий семилетнего Жени Бортенёва из Омска — рисовать красками. Удерживать кисточку в руке он не может, поэтому вместо неё использует пальцы, что для него гораздо интереснее. Мама расставляет перед ним разноцветные баночки, и, погрузившись в мир фантазии, Женя начинает творить. От этого жизнь становиться ярче и веселее!
Дни напролёт мальчик проводит сидя в коляске, поскольку не может ходить. Ещё Женя плохо говорит и с трудом шевелит руками. Беда пришла в семью, когда ребёнку не было ещё и года. После тяжёлой болезни совершенно здоровый до этого мальчик стал абсолютно беспомощным. Спустя шесть лет непрерывных занятий, лечения и реабилитаций его самочувствие улучшилось: он окреп, научился двигаться и произносить слова. Семья старается сохранять веру в лучшее и находить поводы для радости, чему учит и Женю. Ему нравится вместе с мамой читать сказки и стихи, учиться рисовать и лепить из пластилина, а больше всего мальчик любит проводить время на улице. Только с каждым разом прогулки даются ему всё сложнее. Вследствие болезни у мальчика сильно искривился позвоночник. И чтобы он мог гулять с комфортом и без вреда для здоровья, необходима специализированная прогулочная коляска, которая будет учитывать его особенности. Такую дорогостоящую технику семья из Омска позволить себе не может, поэтому обратилась за помощью в фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите подарить Жене Бортенёву возможность больше времени проводить на свежем воздухе, переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гонения на Русскую Церковь при Н.С. Хрущеве». Андрей Кострюков
У нас в студии был доктор исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков.
Разговор шел о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве. Почему гонения возобновились после, казалось бы, ослабления давления на Церковь и в чем были особенности новых преследований верующих.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о гонениях на Русскую Церковь в Советском Союзе.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена гонениям в 1920-е годы (эфир 27.10.2025)
Вторая беседа с Андреем Кострюковым была посвящена гонениям в 1930-е годы (эфир 28.10.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Особенности периода неофитства». Протоиерей Максим Плетнев
У нас в студии был руководитель координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму, клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади в Санкт-Петербурге протоиерей Максим Плетнев.
Разговор шел о том, почему период прихода к вере и вхождения в церковную жизнь, который называют неофитством, становится для человека особенным, наполненным благодатью и поддержкой от Бога.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер







