Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
Монастырь святой Екатерины на Синае — место, без преувеличения, уникальное. Приехав сюда, вы сможете понаблюдать, как выглядело христианство тысячу лет назад. Дело в том, что время здесь как будто остановилось. Мир меняется, а монастырь святой Екатерины остается прежним.
Изо дня в день на протяжении более тысячи лет здесь совершается богослужение. А монахи тут точно такие же, как и века назад. В их кельях даже нет электричества. Да и вообще они с подозрением относятся к технике. Впрочем, я был не совсем прав. Все же одно изменение в обители произошло.
При монастыре теперь существует замечательный музей, в котом можно увидеть действительно уникальные экспонаты. Один из них Синайский Пантократор. Так называется древнейшая икона Христа. Слово «пантократор» переводится с греческого как «Вседержитель» или «всевластитель». На синайской иконе Спаситель изображен в пурпурных императорских одеждах и на троне.
Икона была написана в пятом веке, в веке шестом она была подарена монастырю византийским императором Юстинианом. Но интересно все же не это. А то, что синайская икона Христа выполнена в совершенно уникальной технике.
Лик Спасителя на ней как бы разделен на две части. Правая половина лица Христа значительно светлее и радостнее, чем левая. Левый глаз Спасителя, а вместе с ним, и вся левая половина наполнена болезненной эмоцией. Причина подобной разницы состоит в замысле автора иконы.
Синайский пантократор был создан в эпоху, когда в Церкви кипели жаркие споры, кем был Христос — человеком или Богом? В пятом веке Церковь постановила на Вселенском соборе, что Спаситель был Богом и человеком одновременно. И синайская икона стала как раз попыткой визуально показать это сосуществование Божественной и человеческой природ.
Правая, более радостная и светлая, половина лица Христа — это символ его небесной сущности, а левая, более темная и печальная, обозначает его земную природу. Почему так? Церковь считает, что Спаситель по своему человечеству во всем был подобен нам кроме греха, то есть Он также испытывал голод, жажду и боль. Потому на синайской иконе левая половина лица Христа наполнена таким страданием.
Когда я оказался в музее Синайской обители, я на собственном опыте убедился, что все рассказы о магнетизме Пантократора — это правда. Стоишь перед ней и уйти просто нет ни сил, ни желания. Многие исследователи считают, что синайский образ является наиболее приближённым к историческому облику Христа. Исходя из этого можно предположить, что, приехав на Синай, мы можем лицом к лицу встретиться со Спасителем мира.
Все выпуски программы Вселенная православия
Деян., 13 зач., V, 1-11. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В первые десятилетия исторического бытия Христовой Церкви…
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет…
У нас в гостях были руководители проекта «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие»: действительный член Императорского Православного…
В этом году Россия празднует великий юбилей! Это событие и для Столицы — Москва готовится к празднику с 2010-го года, — и для…
За святителем Лукой Крымским всегда наблюдал кто-то из органов безопасности. Однажды в Сибири в Туруханской ссылке его вызвали в отдел…
Служба инспектором в Новгородской духовной семинарии в 1906 году оказалась для монаха Петра Зверева, будущего архиепископа Воронежского,…
This website uses cookies.