
Севак Мирабян
Я как катехизатор часто слышу вопрос: «Если Бог есть любовь, как утверждает христианство, и Его милосердие не знает границ, то почему Он создал ад и вечные муки?»
Ответ уже дал Сам Христос в беседе с Никодимом. Он сказал: «суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму нежели свет».
Как это понять? Мне самому помог один фантастический фильм. Сюжет такой: солнце стало угасать. И человечество отправляет экипаж в космос искать решение проблемы. И вот, они летят.
Один из членов экипажа стоит на капитанском мостике и смотрит через защитное стекло корабля на Солнце. И просит бортовой компьютер снизить ультрафиолетовую защиту, чтобы лучше увидеть яркость угасающего светила. Система предупреждает его об опасности получить ожог глазной сетчатки, но он, надев солнечные очки, просит все же увеличить яркость. И тут буквально все пространство вспыхивает ослепительным светом, да так, что сам герой пятится назад от силы света и жара. Сцена очень зрелищно снята и производит сильное впечатление.
Здесь мне видится некая параллель. Библия описывает Бога как неприступный свет. Многие святые сравнивают Бога с Солнцем, сияющим любовью и святостью. Он может, как согреть того, кто стремится к правде и святости и готов сам наполниться этим светом, так и опалить тех, кто идет путем беззакония и греха в сторону тьмы.
Эту мысль мы встречаем у основателя монашества преподобного Антоний Великого. И вот что он говорит: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним». Иначе говоря, Бог не отправляет кого-либо в ад на вечные мучения.
Согласно православному учению, вечные муки и ад существуют не для людей, а для падших духов. Однако, люди, совершая те или иные поступки, сами себя отдаляют или приближают к Свету Божьему. Человек выбирает, идти к свету или отворачиваться. Им свет невыносим, они возлюбили тьму, ибо дела их темны.
«Так что, сказать: Бог отвращается от злых, — подводит итог преподобный Антоний, — есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема