
Севак Мирабян
Я как катехизатор часто слышу вопрос: «Если Бог есть любовь, как утверждает христианство, и Его милосердие не знает границ, то почему Он создал ад и вечные муки?»
Ответ уже дал Сам Христос в беседе с Никодимом. Он сказал: «суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму нежели свет».
Как это понять? Мне самому помог один фантастический фильм. Сюжет такой: солнце стало угасать. И человечество отправляет экипаж в космос искать решение проблемы. И вот, они летят.
Один из членов экипажа стоит на капитанском мостике и смотрит через защитное стекло корабля на Солнце. И просит бортовой компьютер снизить ультрафиолетовую защиту, чтобы лучше увидеть яркость угасающего светила. Система предупреждает его об опасности получить ожог глазной сетчатки, но он, надев солнечные очки, просит все же увеличить яркость. И тут буквально все пространство вспыхивает ослепительным светом, да так, что сам герой пятится назад от силы света и жара. Сцена очень зрелищно снята и производит сильное впечатление.
Здесь мне видится некая параллель. Библия описывает Бога как неприступный свет. Многие святые сравнивают Бога с Солнцем, сияющим любовью и святостью. Он может, как согреть того, кто стремится к правде и святости и готов сам наполниться этим светом, так и опалить тех, кто идет путем беззакония и греха в сторону тьмы.
Эту мысль мы встречаем у основателя монашества преподобного Антоний Великого. И вот что он говорит: «Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым, а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним». Иначе говоря, Бог не отправляет кого-либо в ад на вечные мучения.
Согласно православному учению, вечные муки и ад существуют не для людей, а для падших духов. Однако, люди, совершая те или иные поступки, сами себя отдаляют или приближают к Свету Божьему. Человек выбирает, идти к свету или отворачиваться. Им свет невыносим, они возлюбили тьму, ибо дела их темны.
«Так что, сказать: Бог отвращается от злых, — подводит итог преподобный Антоний, — есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения».
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Вьясская Владимирская пустынь (Пензенская область)
Вьясская Владимирско-Богородицкая пустынь расположена на северо-востоке Пензенской области, в заповедном лесу возле села Большой Вьяс. Вековые сосны соседствуют здесь с могучими дубами, а меж зелёных холмов неспешно течёт речка Вьяс. В конце семнадцатого века на правом её берегу, у родника, поселились два старца-монаха. История сохранила имена этих подвижников — Иван и Тихон. Они поставили над источником часовню и освятили её в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Рядом с отшельниками стали жить единомышленники, искавшие молитвенного уединения. О монашеском поселении узнал владелец здешних земель, граф Гавриил Головкин, сподвижник Петра Первого. Он не только не разгневался на иноков, но и решил поддержать их. Гавриил Иванович передал во владение монахам часть своего имения с правом ловить рыбу и отправил государю челобитную грамоту, в которой просил разрешения построить церковь в лесной пустыни. С царского дозволения Головкин исполнил задуманное. В 1714 году над родником у реки Вьяс уже стоял новый храм, освящённый в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».
Владимирско-Богородицкая пустынь год от года ширилась и крепла. К концу девятнадцатого века в монастыре действовали четыре храма. Территория была обнесена каменной оградой с двумя сторожевыми башнями. В церкви иконы Божией Матери «Живоносный источник» над родником монахи обустроили небольшую купель с фонтаном. Вода в ней постоянно обновлялась, убегая по трубам за пределы храма. Верующие издалека приезжали во Владимирско-Богородицкую пустынь, чтобы с молитвой окунуться в источник. Многие при этом исцелялись от недугов.
Паломничество к освящённому роднику не прекратилось даже в советское время, когда безбожники разорили обитель и снесли церковь иконы «Живоносный источник». До наших дней из всех монастырских храмов уцелел лишь Владимирский. Молитва под его сводами вновь зазвучала в 2002 году. Тогда же в обители возобновилась монашеская жизнь.
Над родником насельники установили кованую ажурную часовенку и рядом обустроили купель. Вода в источнике все такая же чистая, освежающая, целительная, как на заре истории Вьясской Владимирской пустыни.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Боголюбово, Владимирская область. Храм Покрова на Нерли
Золотое кольцо России — всемирно известный туристический маршрут. Путешествуя по нему, непременно стоит посетить церковь Покрова Пресвятой Богородицы близ посёлка Боголюбово в двенадцати километрах от Владимира. Этот храм — один из самых древних в стране. Он был построен в двенадцатом веке по велению благоверного князя Андрея Боголюбского.
Стройное белокаменное здание, увенчанное единственным куполом и украшенное изящной резьбой, считается совершенством архитектурного искусства. Церковь стоит среди заливных лугов в излучине реки Нерль, и потому носит поэтичное название — Покрова на Нерли.
Строительство храма благоверный князь Андрей начал после успешного военного похода в Волжскую Булгарию. Это государство располагалось на территории современного Татарстана и вело непрестанное противостояние с Владимирским княжеством за смежные территории. После жестоких сражений Андрею Боголюбскому удалось заключить с булгарами соглашение. Противники обязались выплачивать дань и больше не досаждать Руси набегами. Но в том в успешном походе был смертельно ранен сын благоверного князя — Изяслав Андреевич. Ради его молитвенной памяти и возвёл отец белокаменную церковь.
Церковь на Нерли стала первой на Руси, освященной в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник Андрей Боголюбский учредил в 1164 году. Белокаменный храм стал проповедью благоверного князя о милости Божией Матери.
Храм Покрова на Нерли прекрасен весной, когда стоит на небольшом острове среди затопленных половодьем пойменных лугов. И осенью, когда деревья вокруг загораются золотом и багрянцем. И зимой, на фоне бескрайних снегов.
А летом под древними сводами совершаются богослужения. Идёшь поутру из Боголюбова на литургию и видишь, как стройный силуэт церкви Покрова на Нерли светится белой свечой в тумане. И забываешь, какой век на дворе!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Ачаирский женский монастырь во имя Животворящего Креста Господня (Омская область)
Ачаирский женский монастырь в честь Животворящего Креста Господня расположен в пятидесяти километрах к югу от Омска. Обитель стоит на реке Иртыш, в старинном селе Ачаир. Оно было основано в 1720 году как русский казачий форпост. В конце девятнадцатого века благочестивая вдова Марина Махалова организовала здесь сестрическую общину. Несколько женщин вместе вели хозяйство, молились и читали Священное Писание.
В 1902 году в Ачаире побывал праведный Иоанн Кронштадский. Он призвал подвижниц строить церковь. По благословению пастыря местный казак Михаил Бубеннов пожертвовал сёстрам землю, на которой вскоре возвели храм. 23 мая 1903 года его освятили во имя Архангела Михаила. Женская община получила статус общежительного Михаило-Архангельского монастыря.
Насельницы занимались рукоделием, выращивали хлеб и овощи, держали коров и овец. Революция 1917 года прервала тихие монашеские будни, наполненные трудом и молитвой. Новая власть конфисковала имущество сестёр, а Михаило-Архангельский храм был разрушен.
На территории обители безбожники устроили исправительно-трудовой лагерь. Здесь одновременно содержалось до тысячи заключённых, многие из которых оказались в неволе безвинно. Люди жили в бараках, продуваемых ветрами. Они не имели тёплой одежды и скудно питались. Узники умирали от холода, голода и болезней.
Лагерь закрыли после смерти Иосифа Сталина в 1953 году. Бараки сровняли с землей. Территория стала принадлежать зверосовхозу. В 1991 году Омский митрополит Феодосий обратился к директору этого предприятия с просьбой выделить два метра земли, чтобы установить крест в память всех мучеников, принявших смерть в колонии. В ответ на эту просьбу Церкви выделили тридцать восемь гектаров на восстановление православной обители. 26 октября 1992 года состоялось торжественное богослужение, с которого началось строительство женского монастыря. На этот раз его посвятили Животворящему Кресту Господню.
Сегодня на территории обители семь храмов, пять часовен, монашеские корпуса и гостиница для паломников. Сестры, как их предшественницы встарь, обрабатывают землю и занимаются животноводством. На монастырском дворе бьёт источник минеральной воды. Она здесь удивительная — даже в лютые морозы сохраняет температуру тридцать шесть и шесть десятых градуса. Родник освящён и рядом с ним обустроена купель. Паломники приезжают издалека, чтобы окунуться в источник. И есть немало свидетельств об исцелениях!
Все выпуски программы ПроСтранствия











