В стороне от Соборной площади, ближе к окраине Соликамска, там, где раньше было село Красное, стоит Иоанно-Предтеченский храм. К 1845 году, так как его содержание совершенно не поддерживалось наследниками одного из основателей – купца Алексия Турчанинова храм был приписан к Троицкому собору Соликамска. В этом же году, храму несказанно повезло – его старостой был назначен купец Василий Александрович Рязанцев. И стал не только старостой, но и благодетелем.
Два раза, в 1868 и 1877 годах храм страдал от бури и пожара. И оба раза был полностью восстановлен старостой на свои средства, которых он потратил более 6 000 рублей.
Надо сказать, что у Василия Александровича, был родной брат Иван. И вот вместе они, исполняя воля своего покойного батюшки, да, в общем-то, уже и своё желание обратились с прошением об открытии при Иоанно-Предтеченском храме женской общины. Прошение это было удовлетворено Священным Синодом 7 июня 1891 года. Братья внесли на счет общины 10 400 рублей, которые считались неприкосновенными, а сама община содержалась на проценты.
Через три года, в апреле 1894-го община получила статус монастыря. Стал расширяться и список послушаний: клиросное пение и чтение; наблюдение за чистотою в храмах и сохранностью церковных принадлежностей; чтение псалтири по усопшим в монастыре и по приглашению, в домах благочестивых жителей города и окрестных селений; просфорническое дело; живопись; хлебопекарное и трапезно-келарное дело; рукодельные работы; серебрение церковной утвари; работы на скотном дворе, а также полевые и огородные.
Управление монастырем всецело лежало на плечах настоятельницы монастыря игуменьи Ангелины, при участии казначеи монахини Маргариты и исполняющей обязанности благочинной монахини Рафаилы. Через пятнадцать лет в обители состояло: манатейных монахинь – 18, рясофорных послушниц – 9, послушниц не постриженных – 155, а всего 182, в том числе вновь поступивших - 12-ть. Миряне также очень любили монастырский храм. В этом же, 1909 году, например, более 1100 прихожан приняли причастие.
Всё складывалось как нельзя хорошо, но… старый мир был разрушен до основанья. В 1921 году монастырь был закрыт, многие его насельницы подверглись репрессиям. Церковь передали под детский дом, уничтожили иконостас, забелили настенные росписи, устроили спальни и учебные классы. В 30-м в храме разместился клуб ОГПУ, но ненадолго. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать колокольню». Но Господь так устроил, что постановление это выполнено не было. Кстати, в начале 80-х горсовет постановил отдать здание церкви под автомастерскую. Но и это постановление выполнено не было.
К нашей радости, история Соликамского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, имеет счастливый финал. В 1989 году его передали православной общине. Был проведен огромный ремонт и богослужения возобновились.
В народе нашем к монастырям особая любовь… То ли атмосфера отрешенности от суеты и близости к Богу, то ли бесконечная доброжелательность их обитателей манит в них огромное количество паломников. Если вы из их числа – вот вам адрес: Соликамск, улица Привокзальная, дом 32Б.
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема