В стороне от Соборной площади, ближе к окраине Соликамска, там, где раньше было село Красное, стоит Иоанно-Предтеченский храм. К 1845 году, так как его содержание совершенно не поддерживалось наследниками одного из основателей – купца Алексия Турчанинова храм был приписан к Троицкому собору Соликамска. В этом же году, храму несказанно повезло – его старостой был назначен купец Василий Александрович Рязанцев. И стал не только старостой, но и благодетелем.
Два раза, в 1868 и 1877 годах храм страдал от бури и пожара. И оба раза был полностью восстановлен старостой на свои средства, которых он потратил более 6 000 рублей.
Надо сказать, что у Василия Александровича, был родной брат Иван. И вот вместе они, исполняя воля своего покойного батюшки, да, в общем-то, уже и своё желание обратились с прошением об открытии при Иоанно-Предтеченском храме женской общины. Прошение это было удовлетворено Священным Синодом 7 июня 1891 года. Братья внесли на счет общины 10 400 рублей, которые считались неприкосновенными, а сама община содержалась на проценты.
Через три года, в апреле 1894-го община получила статус монастыря. Стал расширяться и список послушаний: клиросное пение и чтение; наблюдение за чистотою в храмах и сохранностью церковных принадлежностей; чтение псалтири по усопшим в монастыре и по приглашению, в домах благочестивых жителей города и окрестных селений; просфорническое дело; живопись; хлебопекарное и трапезно-келарное дело; рукодельные работы; серебрение церковной утвари; работы на скотном дворе, а также полевые и огородные.
Управление монастырем всецело лежало на плечах настоятельницы монастыря игуменьи Ангелины, при участии казначеи монахини Маргариты и исполняющей обязанности благочинной монахини Рафаилы. Через пятнадцать лет в обители состояло: манатейных монахинь – 18, рясофорных послушниц – 9, послушниц не постриженных – 155, а всего 182, в том числе вновь поступивших - 12-ть. Миряне также очень любили монастырский храм. В этом же, 1909 году, например, более 1100 прихожан приняли причастие.
Всё складывалось как нельзя хорошо, но… старый мир был разрушен до основанья. В 1921 году монастырь был закрыт, многие его насельницы подверглись репрессиям. Церковь передали под детский дом, уничтожили иконостас, забелили настенные росписи, устроили спальни и учебные классы. В 30-м в храме разместился клуб ОГПУ, но ненадолго. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать колокольню». Но Господь так устроил, что постановление это выполнено не было. Кстати, в начале 80-х горсовет постановил отдать здание церкви под автомастерскую. Но и это постановление выполнено не было.
К нашей радости, история Соликамского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, имеет счастливый финал. В 1989 году его передали православной общине. Был проведен огромный ремонт и богослужения возобновились.
В народе нашем к монастырям особая любовь… То ли атмосфера отрешенности от суеты и близости к Богу, то ли бесконечная доброжелательность их обитателей манит в них огромное количество паломников. Если вы из их числа – вот вам адрес: Соликамск, улица Привокзальная, дом 32Б.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер