В стороне от Соборной площади, ближе к окраине Соликамска, там, где раньше было село Красное, стоит Иоанно-Предтеченский храм. К 1845 году, так как его содержание совершенно не поддерживалось наследниками одного из основателей – купца Алексия Турчанинова храм был приписан к Троицкому собору Соликамска. В этом же году, храму несказанно повезло – его старостой был назначен купец Василий Александрович Рязанцев. И стал не только старостой, но и благодетелем.
Два раза, в 1868 и 1877 годах храм страдал от бури и пожара. И оба раза был полностью восстановлен старостой на свои средства, которых он потратил более 6 000 рублей.
Надо сказать, что у Василия Александровича, был родной брат Иван. И вот вместе они, исполняя воля своего покойного батюшки, да, в общем-то, уже и своё желание обратились с прошением об открытии при Иоанно-Предтеченском храме женской общины. Прошение это было удовлетворено Священным Синодом 7 июня 1891 года. Братья внесли на счет общины 10 400 рублей, которые считались неприкосновенными, а сама община содержалась на проценты.
Через три года, в апреле 1894-го община получила статус монастыря. Стал расширяться и список послушаний: клиросное пение и чтение; наблюдение за чистотою в храмах и сохранностью церковных принадлежностей; чтение псалтири по усопшим в монастыре и по приглашению, в домах благочестивых жителей города и окрестных селений; просфорническое дело; живопись; хлебопекарное и трапезно-келарное дело; рукодельные работы; серебрение церковной утвари; работы на скотном дворе, а также полевые и огородные.
Управление монастырем всецело лежало на плечах настоятельницы монастыря игуменьи Ангелины, при участии казначеи монахини Маргариты и исполняющей обязанности благочинной монахини Рафаилы. Через пятнадцать лет в обители состояло: манатейных монахинь – 18, рясофорных послушниц – 9, послушниц не постриженных – 155, а всего 182, в том числе вновь поступивших - 12-ть. Миряне также очень любили монастырский храм. В этом же, 1909 году, например, более 1100 прихожан приняли причастие.
Всё складывалось как нельзя хорошо, но… старый мир был разрушен до основанья. В 1921 году монастырь был закрыт, многие его насельницы подверглись репрессиям. Церковь передали под детский дом, уничтожили иконостас, забелили настенные росписи, устроили спальни и учебные классы. В 30-м в храме разместился клуб ОГПУ, но ненадолго. Тогда же президиум горсовета постановил: «Разобрать колокольню». Но Господь так устроил, что постановление это выполнено не было. Кстати, в начале 80-х горсовет постановил отдать здание церкви под автомастерскую. Но и это постановление выполнено не было.
К нашей радости, история Соликамского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, имеет счастливый финал. В 1989 году его передали православной общине. Был проведен огромный ремонт и богослужения возобновились.
В народе нашем к монастырям особая любовь… То ли атмосфера отрешенности от суеты и близости к Богу, то ли бесконечная доброжелательность их обитателей манит в них огромное количество паломников. Если вы из их числа – вот вам адрес: Соликамск, улица Привокзальная, дом 32Б.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема