
Фото: Abigail Keenan/Unsplash
Графине Софье Паниной исполнилось 19 лет, когда она познакомилась с учительницей Александрой Пошехоновой. Педагог пришла к наследнице промышленной империи просить о содействии в организации бесплатной столовой для детей. Софья была так очарована деловой и решительной Пошехоновой, что всю свою жизнь посвятила благотворительности.
Графиня Панина - представительница известной аристократической фамилии, хозяйка поместий и роскошного дворца, внучка министра юстиции и крупного промышленника - могла порхать по жизни, срывая только цветы удовольствия. Но Софья выбрала другой путь. Своё огромное состояние она отдавала благотворительным учреждениям. И получила от городской Думы официальную благодарность «За труды и пожертвования на пользу народного образования в Петербурге».
Бесплатная столовая, с которой началась благотворительная деятельность Софьи Владимировны, открылась в 1891 году. Обедами для пятидесяти детей графиня не ограничилась. Устроила при столовой внеклассные занятия, библиотеку, читальню для взрослых. Потом открыла детский сад и мастерские для подростков. По выходным дням сюда целыми семьями приходили простые люди. Дети играли, учились, их родители читали газеты, играли в шахматы и шашки. И с удовольствием слушали популярные лекции.
Видя, как востребовано её первое начинание, графиня осуществила ещё один, по-настоящему грандиозный проект. Купила участок земли и построила Народный дом для рабочих из двух корпусов. В одном из них располагался Подвижный музей с наглядными пособиями по естествознанию и географии. Имелся склад с одеждой и обувью для детей. К тому же графиня, искренне любящая рабочих, открыла для них бесплатную юридическую консультацию.
Второй корпус Народного дома иначе как Дом Паниной в Петербурге не называли. В самом неблагополучном районе города – на Лиговке - появились театральный зал на тысячу мест, библиотека с экраном для киносеансов, гимназический зал, бесплатные столовая и чайная. На одном из этажей Дома работали слесарная и швейная мастерские для подростков. А школьные классы принимали не только детей. Взрослые получали здесь начальное образование, и если хотели, оканчивали школу второй ступени, после чего могли преподавать сами. Гордостью Народного дома была первая в стране общедоступная обсерватория с вращающимся куполом. В 1910 году детище Паниной получило награду Брюссельской международной выставки.
Когда началась Первая мировая война Софья Владимировна открыла в Народном доме лазарет. Перед самой революцией она стала товарищем министра народного просвещения, то есть членом Временного правительства. В ноябре 17-ого года графиню арестовали. Её обвинили в расхищении народного имущества. Только «судьи» не учли того огромного авторитета, который Панина заработала в рабочей среде. Зал, переполненный мастеровыми, возмущённо шумел. Адвокат заявил, что власти не смеют расправляться с «лучшим другом народа». Графиню отпустили. Это было перед Рождеством, и Панина вернулась в тюрьму, так как обещала женщинам своей камеры устроить праздник. Вечер со сценами из Библии, показом репродукций картин и литературными чтениями так потряс начальника тюрьмы, что он попросил повторить представление для мужского корпуса. Графиня просьбу выполнила. А вскоре уехала из России. Как оказалось, навсегда.
В эмиграции Панина продолжала заниматься благотворительностью. Во время Второй мировой войны сумела организовать помощь советским военнопленным. В этом ей помог старый друг по Петербургу – барон Маннергейм. В финских лагерях сидело около сорока тысяч русских солдат. Люди погибали от голода и болезней. Их спасли грузы с продовольствием и медикаментами, которые Панина присылала из Америки.
Софья Владимировна умерла в 1956 году и была похоронена на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в штате Нью-Йорк. В России ей так и не поставили памятника. Но Лиговский Народный дом – это и есть главный памятник графине Паниной. И тропа к нему не заросла ни в 20-ом, ни в 21-ом веке.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема