
В просторном, светлом кафе под вывеской «Чашка чая» на Красной улице города Екатеринодара (ныне это город Краснодар), было, как всегда, многолюдно. Кипели на столах пузатые медные самовары, барышни в накрахмаленных белых фартуках подавали посетителям горячие пироги и баранки. «Княгиня», «графиня», — обращались к официанткам посетители кафе, и со стороны могло показаться, что гости шутят. Но это было не так.
«Чашка чая», известнейшее в городе кафе, открывшееся в начале Первой Мировой войны, было благотворительным. Каждый день девушки из самых знатных и благородных семейств Екатеринодара приходили сюда, повязывали белые фартуки и до самого вечера обслуживали посетителей за столиками. Все вырученные деньги шли на помощь фронту, закупку медикаментов для госпиталей, поддержку инвалидов, родственников павших и раненых солдат. А возле входа в кафе стояла миловидная дама и, улыбаясь, приглашала прохожих зайти на чашку чая. Это была Софья Иосифовна Бабыч — жена атамана Кубанского казачьего войска — как сказали бы сегодня, «первая леди» Екатеринодара и всей Кубани. Именно ей и принадлежала идея открытия благотворительного кафе.
В то время, когда Софья Бабыч после назначения супруга приехала в Екатеринодар, там обсуждалась возможность создания городского отделения Красного Креста. Бабыч сразу же включилась в работу, не жалея для доброго дела сил и средств. Так в тысяча восемьсот девяносто седьмом году под её руководством возникла первая Кубанская община сестёр милосердия, для которой Софья Иосифовна и её муж Михаил Павлович на собственные средства построили двухэтажное каменное здание. В нём расположились лечебница и административно-хозяйственные помещения Общины.
В тысяча девятьсот двенадцатом году Бабычи организовали сбор средств в фонд Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом и первыми внесли крупное пожертвование. А ровно через год Софью Иосифовну единогласно избрали председателем екатеринодарского женского благотворительного общества.
Софья Иосифовна и Михаил Павлович оказывали большую поддержку храмам и монастырям Кубани, хлопотали о строительстве новых церквей в сёлах и станицах.
В тысяча девятьсот четырнадцатом, с началом Первой Мировой войны, прибавилось дел у созданной Софьей Иосифовной Кубанской общины сестёр милосердия. Пятьдесят сестричек отправились на фронт. Оставшиеся в Екатеринодаре, не покладая рук трудились в больнице и лазарете Красного Креста, который с помощью Софьи Бабыч и её супруга был устроен и оснащён все необходимым буквально в считанные дни. Самоотверженно ухаживала за ранеными и сама Софья Иосифовна. А потом, сняв фартук сестры милосердия, шла руководить отправкой посылок фронту — с вещами, продуктами и медикаментами.
В тысяча девятьсот четырнадцатом году Бабыч приняла активное участие в открытии на Красной улице приюта для детей павших воинов. Тогда же неподалёку появилось и то самое благотворительное кафе «Чашка чая», работать официантками в котором почитали за честь девушки из знатных дворянских семей города.
За свой самоотверженный труд Софья Иосифовна получила благодарность лично от императора Николая Второго, посетившего Екатеринодар в конце ноября тысяча девятьсот четырнадцатого года, и удостоилась серебряной медали на Владимирской ленте.
«Слова Императора до сих пор звучат в моём сердце», — с восторгом говорила Бабыч, но почивать на лаврах не собиралась. В январе тысяча девятьсот пятнадцатого года она учредила Екатеринодарское русское общество для оказания помощи беженцам-христианам из Турции и Персии. А год спустя была освящена и открыла свои двери грязелечебница для раненых солдат, устроенная Софьей Иосифовной при больнице Красного Креста.
Увы, последовавшая вскоре октябрьская революция лишила Софью Бабыч всего — её начинаний, имущества, горячо любимого супруга — атаман был убит большевиками. Свои годы благотворительница доживала в эмиграции, в бедности.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер