
В просторном, светлом кафе под вывеской «Чашка чая» на Красной улице города Екатеринодара (ныне это город Краснодар), было, как всегда, многолюдно. Кипели на столах пузатые медные самовары, барышни в накрахмаленных белых фартуках подавали посетителям горячие пироги и баранки. «Княгиня», «графиня», — обращались к официанткам посетители кафе, и со стороны могло показаться, что гости шутят. Но это было не так.
«Чашка чая», известнейшее в городе кафе, открывшееся в начале Первой Мировой войны, было благотворительным. Каждый день девушки из самых знатных и благородных семейств Екатеринодара приходили сюда, повязывали белые фартуки и до самого вечера обслуживали посетителей за столиками. Все вырученные деньги шли на помощь фронту, закупку медикаментов для госпиталей, поддержку инвалидов, родственников павших и раненых солдат. А возле входа в кафе стояла миловидная дама и, улыбаясь, приглашала прохожих зайти на чашку чая. Это была Софья Иосифовна Бабыч — жена атамана Кубанского казачьего войска — как сказали бы сегодня, «первая леди» Екатеринодара и всей Кубани. Именно ей и принадлежала идея открытия благотворительного кафе.
В то время, когда Софья Бабыч после назначения супруга приехала в Екатеринодар, там обсуждалась возможность создания городского отделения Красного Креста. Бабыч сразу же включилась в работу, не жалея для доброго дела сил и средств. Так в тысяча восемьсот девяносто седьмом году под её руководством возникла первая Кубанская община сестёр милосердия, для которой Софья Иосифовна и её муж Михаил Павлович на собственные средства построили двухэтажное каменное здание. В нём расположились лечебница и административно-хозяйственные помещения Общины.
В тысяча девятьсот двенадцатом году Бабычи организовали сбор средств в фонд Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом и первыми внесли крупное пожертвование. А ровно через год Софью Иосифовну единогласно избрали председателем екатеринодарского женского благотворительного общества.
Софья Иосифовна и Михаил Павлович оказывали большую поддержку храмам и монастырям Кубани, хлопотали о строительстве новых церквей в сёлах и станицах.
В тысяча девятьсот четырнадцатом, с началом Первой Мировой войны, прибавилось дел у созданной Софьей Иосифовной Кубанской общины сестёр милосердия. Пятьдесят сестричек отправились на фронт. Оставшиеся в Екатеринодаре, не покладая рук трудились в больнице и лазарете Красного Креста, который с помощью Софьи Бабыч и её супруга был устроен и оснащён все необходимым буквально в считанные дни. Самоотверженно ухаживала за ранеными и сама Софья Иосифовна. А потом, сняв фартук сестры милосердия, шла руководить отправкой посылок фронту — с вещами, продуктами и медикаментами.
В тысяча девятьсот четырнадцатом году Бабыч приняла активное участие в открытии на Красной улице приюта для детей павших воинов. Тогда же неподалёку появилось и то самое благотворительное кафе «Чашка чая», работать официантками в котором почитали за честь девушки из знатных дворянских семей города.
За свой самоотверженный труд Софья Иосифовна получила благодарность лично от императора Николая Второго, посетившего Екатеринодар в конце ноября тысяча девятьсот четырнадцатого года, и удостоилась серебряной медали на Владимирской ленте.
«Слова Императора до сих пор звучат в моём сердце», — с восторгом говорила Бабыч, но почивать на лаврах не собиралась. В январе тысяча девятьсот пятнадцатого года она учредила Екатеринодарское русское общество для оказания помощи беженцам-христианам из Турции и Персии. А год спустя была освящена и открыла свои двери грязелечебница для раненых солдат, устроенная Софьей Иосифовной при больнице Красного Креста.
Увы, последовавшая вскоре октябрьская революция лишила Софью Бабыч всего — её начинаний, имущества, горячо любимого супруга — атаман был убит большевиками. Свои годы благотворительница доживала в эмиграции, в бедности.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема