Иоанн был деятельно занят также и многими другими важными делами. В числе их было и заключение нового брака.
В 1467 году скончалась его первая жена — великая княгиня Мария Борисовна, с коей он был обручен в Твери отцом своим Василием Темным, будучи еще маленьким мальчиком. От этой первой жены остался сын — Иван Молодой...
Вдовый двадцатисемилетний Иоанн Московский был, конечно, для всех — весьма завидным женихом. Но особенные виды питались на него в Риме папою Павлом II. Дело в том, что в это время жила в Риме родная племянница последнего царьградского царя Константина Палеолога, убитого при взятии Турками Константинополя, дочь его брата Фомы — София. София Фоминична была воспитана в правилах Флорентийской унии и папа, уверенный что она благоприятствует Латинству, решил посватать ее за Иоанна Васильевича...
Вдохновителем папы в этом деле был бывший Православный Никейский патриарх Виссарион... В феврале 1469 года в Москву прибыл грек Юрий с письмом от Виссариона, в котором последний предлагал Иоанну руку царевны... Великий князь отнесся к этому предложению с обычной своей обстоятельностью; он советовался с матерью, митрополитом и боярами, а затем отправил в Рим своего посла: монетного мастера, итальянца Ивана Фрязина... Иван Фрязин не замедлил вернуться..., восхваляя Софию, и привез ее живописное изображение — портрет, или как в то время говорили на Руси — парсуну. Тогда Иоанн отправил вновь того же Фрязина в Рим, чтобы представить его лицо при обручении...
Папа дал Софии богатое приданое и 29 июня 1472 года она выехала в Россию в сопровождении многих Греков и нарочитого папского посла — кардинала Антония Бонумбре..
В Юрьеве София была торжественно встречена Московским послом, который почтительно приветствовал ее от имени жениха. Высоконареченную всюду приветствовали, разумеется, самым сердечным образом, но с особенной любовью отнеслись к ней Псковичи ... в сопровождении множества лодок, они поплыли по своему озеру к Немецкому берегу, вышли из судов и, наполнив кубки и позлащенные рога, били ей челом — вином и медом. София Фоминична ласково их приняла и объявила, что сейчас же хочет ехать с ними дальше, чтобы скорее покинуть Немцев.
Впереди Пскова ее встретило все духовенство с крестами и хоругвями и все посадники.
Вступив на Русскую Землю, будущая великая княгиня сразу показала себя строгой ревнительницей Православия: она тотчас же подошла к благословению священников, а затем прямо отправилась со спутниками в Троицкий Собор...
Когда до Москвы дошли сведения, что везде, где останавливается София, пред папским послом носят серебряное распятие — «Латинский крыж», то великий князь стал думать с боярами, можно ли допустить такое шествие по Москве и наконец послал спросить митрополита Филиппа.
Тот отвечал: «Нельзя послу не только войти в город с крестом, но и подъехать близко; если же ты позволишь ему это сделать, желая почтить его, то он в одни ворота в городе, а я, отец твой, другими воротами из города...»
Получив этот ответ, Иоанн послал боярина отобрать крыж у Антония и спрятать его в сани; тот было воспротивился, но делать было нечего.
София въехала в Москву 12 ноября 1472 года и тотчас же была обвенчана с Иоанном. На другой день кардинал Антоний, как посол папы, был торжественно принят великим князем. Он сейчас же поднял вопрос о соединении церквей на основании Флорентийского собора; но митрополит выставил против него на спор Русского книжника Никиту Поповича, который своими вопросами и ответами поставил папского посла в полный тупик; кардинал не нашелся что отвечать и поспешил кончить спор, с досадой промолвивши: «Нет книг со мной».
Таким образом, папская попытка привлечь Русскую церковь к Латинству, при посредстве брака Иоанна с царевной Софией, сразу окончилась полной неудачей: София оказалась вполне преданной Православию, а папский кардинал был посрамлен в споре нашим книжником...
Брак Иоанна с Софией Фоминичной имел совершенно иные последствия, чем рассчитывал папа. Новая Русская великая княгиня принесла с собой все заветы и предания Византийского царства, столько столетий славного своей крепкой Православной верой и своим мудрым государственным устройством. Вместе с тем, она принесла с собой в глазах всех Православных людей и передачу всех прав Византийских государей, после покорения их державы Турками, как своему Православному супругу — Московскому великому князю, так и будущим своим от него Православным потомкам.
А это наследие Византии в деле собирания Москвою Православных Русских Земель, имело, конечно, огромное нравственное значение.
После брака с Софией, по отзыву всех современников, в Иоанне заметно произошла перемена. Он стал как бы выше, чем прежние великие князья, держал себя с большим величием, требовал к себе больших знаков внешнего почитания и безусловного повиновения от всех. Перемена эта, конечно, была совершенно необходима, когда Москва из небольшого Московского княжества стала развиваться в могущественное государство, причем общее стремление всей Земли и духовенства было, чтобы во главе его стоял неограниченный и самодержавный Государь, Божией Милостию всем своим подданным в отцов и праотца место поставленный.
Нет сомнения, что прибывшие с Софией Фоминичной из Италии Греки также во многом способствовали установлению взглядов на сущность верховной власти в Государстве.
Первым видимым знаком преемственности Московской Руси от Византии было принятие Государственным гербом двуглавого орла, бывшего гербом Греческих царей. Со времени брака Иоанна с Софией Фоминичной, двуглавый орел вместе со всадником, поражающим копьем змея, делается ... Государственным гербом, причем всадник изображает как Святого Великомученика и Победоносца Георгия, так также и Государя, поражающего своим копьем всех врагов Отечества и всякое противугосударственное зло.
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.
28 марта. О борьбе с ленью
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя».
О борьбе с ленью, — священник Николай Конюхов.