У нас в гостях была директор службы «Милосердие», пресс-секретарь Мелекесской епархии Карина Дрыганова.
Наша гостья рассказала, как для нее связаны работа в индустрии моды и благотворительность, а также какие социальные проекты с участием Церкви в настоящее время ведутся в Ульяновской области.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Таинство Брака». Протоиерей Тимофей Китнис
- «Развитие социальных проектов». Армен Попов
- «Таинства Крещения и Миропомазания». Священник Антоний Лакирев
А. Пичугин
—Здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио. Сегодня с вами Алексей Пичугин, рад вас приветствовать. Сегодня мы с вами будем говорить о благотворительности. А в гостях у нас Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии и директор службы «Милосердие». Добрый вечер.
К.Дрыганова
—Здравствуйте.
А. Пичугин
—Мы дружим с Мелекесской епархией, и, периодически, у нас на радио что-то выходит о жизни Мелекесской епархии. Но, всё равно, следует начать наш разговор с того, где это находится, поскольку в название епархии география всегда включается, и по названию мы можем определить место. Но, в данном случае, города Мелекесс мы на карте не найдём.
К.Дрыганова
—Мелекесская епархия располагается в Ульяновской области, а кафедра находится в городе Димитровград, предыдущее название этого города было Мелекесс, поэтому епархия Мелекесская.
А. Пичугин
—Поэтому мы представляем вас как директора «Службы илосердия». Надо сказать, что до 1976 года Димитровград, действительно, носил название Мелекесс. Это второй по численности город Ульяновской области. Епархия достаточно большая. Она находится как на одном берегу Волги, возле большого озера Черепшан, так и на другом берегу. Туда добрая половина Ульяновской области относится, треть точно.
К.Дрыганова
—Да, территория достаточно большая.
А. Пичугин
— И «Служба милосердия». Мы привыкли, что слово «милосердие» у нас связано с синодальным отделом по благотворительности. Это служба помощи, которая уже много лет успешно работает. И к нам приходят участники, создатели, активные деятели проектов «Милосердия». А что такое «Милосердие»? На самом деле, до того, как вы пришли, я даже думал, что служба носит официальное название «Милосердие-Мелекесс». А как на самом деле?
К.Дрыганова
— На самом деле, сайт имеет название «Милосердие-Мелекесс.ру», поэтому вы, наверное, так и думали. Но на самом деле, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Милосердие — это поистине великая вещь. Это дар Господа, и, будучи употреблён правильно, он уподобляет нас самому Богу». Поэтому, нашу службу мы назвали «Служба милосердия».
А. Пичугин
—То есть, это просто «служба Милосердия»?
К.Дрыганова
— Да, в ноябре 2021 года я принимала участие в стажировке ответственных за информационное развитие церковного социального служения при поддержке Синодального отдела благотворительности. Как сказал епископ Пантелеимон, в помощи другим людям укрепляется наша вера. Мы исполняем две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. И на этой стажировке я настолько прониклась темой милосердия и осмыслила её. И, вернувшись в епархию, мы вместе с Владыкой решили учредить социальную автономную НКО. Социальное служение в Мелекесской епархии ведётся с момента её основания, и в прошлом году это служение, как раз, было оформлено в автономную НКО «Служба Милосердия». Наша служба осуществляет масштабную деятельность на территории всей епархии. И цель нашей организации — оказание помощи всем нуждающимся людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Это пожилые люди, дети, инвалиды, малообеспеченные и малоимущие семьи, мамы-одиночки, беременные женщины в трудной ситуации.
А. Пичугин
—Мы с вами перед программой говорили, что до того, как вы приехали на стажировку, вы даже не думали, что будете так глобально заниматься делами милосердия и благотворительности. А как вообще благотворительность в вашей жизни возникла?
К.Дрыганова
— Я трудилась очень много лет как продюсер, дизайнер одежды, у меня были и международные проекты, и один из проектов. И был маленький социальный проект «КотВот», он назывался — это продажа одежды с вышитыми на ней котиками? Средства от продажи я отправляла нуждающимся. Я сама это придумала, это был мой маленький вклад в милосердие. А во время стажировки я увидела, какие глобальные проекты делают люди в других епархиях, насколько это масштабно, и какому количеству людей можно помочь, если все это организовать.
А. Пичугин
—А до того, как вы этим занялись, в Мелекесской епархии уже существовали какие-то благотворительные проекты? Я помню, несколько лет назад мы с Владыкой Диодором записывали программу на радио, мы говорили с ним про экологические проекты, и у меня уже тогда сложилось впечатление, что в Мелекесской епархии очень много всего происходит. И, в частности, зная отношение Владыки Диодора к людям, я уверен, что часть этих проектов была направлена на благотворительность и на помощь.
К.Дрыганова
—Всё верно, социальное служение ведётся с момента воссоздания епархии, то есть, уже 10 лет. Я могу рассказать о наших проектах, как наше социальное служение оформилось. Допустим, больничное служение. Душа и тело связаны между собой, здоровье тела зависит от здоровья души. И забота о человеческом здоровье, душевном и телесном — искони является именно заботой Церкви. У нас в каждом благочинии епархии священники регулярно осуществляют больничное служение, окормляют пациентов: исповедь, Причастие, соборование. Также у нас есть большое направление, которое возглавляет протоиерей Пётр Гурьянов.
А. Пичугин
—Да, мы его очень хорошо знаем здесь, на радио, поскольку он неоднократно к нам приходил, ну и вообще он, как мне кажется, один из самых активных священников у нас в Церкви, который сам стремится помогать людям, помогать семьям, делать какие-то проекты неординарные.
К.Дрыганова
—Да, отец Пётр — это мощь. И он возглавляет Центр защиты материнства и детства при нашей епархии, который осуществляет именно помощь семьям. Этот центр находится при храме «Всецарица», где он — настоятель. Категория получателей помощи — это беременные женщины в кризисной ситуации, также отец Пётр проводит беседы с женщинами, и они после этого не делают аборт, он спас уже около трёхсот детей. Также это малообеспеченные семьи, люди, вступающие в брак и подающие на развод.
А. Пичугин
—А кроме отца Петра — просто отец Пётр, действительно, всем хорошо известен, но раз у вас есть служба христианского милосердия, наверное, много людей — не только священников — ведь вы сумели собрать целую команду, которая вам помогает. Давайте про людей. Кто вместе с вами всё это делает?
К.Дрыганова
—Во-первых, это, конечно, преосвященный Диодор, епископ Мелекесский и Черноглинский. Он лично участвует во многих направлениях, во многих проектах, связанных с социальным служением епархии. Помните эту историю про дом?
А. Пичугин
—А вы напомните, потому что у нас же слушатели разные: кто-то добавляется, кто-то слышал эту историю, кто-то не слышал, тем более, что по радио мы особо не говорили про неё.
К.Дрыганова
—Зимой, в одном из сёл нашей епархии случилась страшная история: у людей, у которых десять детей, семья христианская сгорел дом. Дотла. И нужно было принимать экстренные меры, у нас три направления службы объединились: сначала оказали вещевую помощь, потом подключился Владыка Диодор, ему удалось найти жертвователя, который подарил семье сертификат на покупку нового дома. Дом находится прямо рядом с храмом Рождества Христово в селе Вертушково , там же, где и был предыдущий дом. Им местный настоятель, отец Арсений — это к вопросу о том, кто ещё в епархии занимается социальным служением — подарил свой небольшой дом на время, пока у них не было своего дома. И сейчас семья живёт на два дома: в доме отца Арсения и в доме, который подарил Владыка от епархии.
А. Пичугин
—Мы почему ещё говорим про такие епархиальные примеры помощи людям? Потому что, это очень важно для осознания того, что происходит, в целом, у нас в Церкви. Часто говорят: Церковь не делает того, или, наоборот, делает что-то не то. А вот, например, благотворительность в Церкви совсем не развита, хотя это то, чем Церковь и должна заниматься. Нам часто это ставят в упрёк. И мы такими программами хотим показать, что Церковь на местах делает очень много, и если есть проекты, которые по невнимательности их создателей или по недостаточному освещению их на всероссийском, всецерковном уровне не становятся известными — это не значит, что их не существует. Вот, казалось бы, Мелекесская епархия — большая в рамках Ульяновской митрополии, Ульяновской области, всё равно не очень большая по меркам Российской Федерации, но она охвачена. И людям, которые живут в Ульяновской области всегда есть, куда обратиться по совершенно разным надобностям. И, когда ты живешь с ощущением, что тебе помогут, жить становится проще, так ведь?
К.Дрыганова
—Это правда. И те люди, которым оказали какую-либо помощь, они на связи с нами, они периодически обращаются к нам еще за чем-то. Это такое очень тёплое состояние взаимоотношений между людьми, очень христианское состояние, когда ты, отдавая, получаешь.
А. Пичугин
—А вы сами что приобретаете от этого?
К.Дрыганова
—Я приобретаю осознание своей нужности, естественно, я приобретаю осознание того, что я делаю это не только ради самих людей, но и ради Христа, к чему призывает Церковь. Это некая сопричастность самому Богу, Который творил столько дел милосердия будучи здесь, на Земле.
А. Пичугин
—А можно, все-таки, к личному вернуться? Вот, это ощущение необходимости помогать людям. У вас был этот небольшой проект с котами. У вас было ощущение, отдача или обратная связь, что вы кому-то помогли? И что усилия, которые вы вкладывали в этот проект, не потрачены зря?
К.Дрыганова
—Да, конечно. Во-первых, этот проект начался, потому что я взяла из приюта особенную кошку. У неё не было глазика, не было ушка, и она стала лицом бренда. И мне пришла идея помогать таким же особенным животным. Потом, когда оборот увеличился, я стала помогать детям. Конечно, это не такая большая помощь, как хотелось бы, как если бы я собирала деньги с других проектов. Но, всё равно, я видела результат, я видела отдачу, люди были рады. Собрать деньги на операцию животному, которую не на что сделать, а это животное — член семьи. Или собрать одежду ребёночку в школу или собрать средства на какую-то небольшую операцию. Конечно, это все живое, это благодарность, это тепло.
А. Пичугин
—А что для вас нового и неожиданного было... вы же после поездки на мероприятие Синодального отдела по благотворительности решили этим заниматься. Что там было такого необычного? Может быть, о чем вы сами раньше не задумывались. Что вас сподвигло посвятить этому большую часть своей жизни?
К.Дрыганова
—Во-первых, то, как была подана сама информации о милосердии. Это же очень важно, как на стажировке подаётся информация от Синодального отдела. И то, как Василий Рулинский преподнёс информацию о социальном служении, было очень грамотно. Представители епархии, ответственные за социальное служение представили цифры, скольким людям они помогли. Я сейчас эти цифры не назову, но они показались мне просто гигантскими. Например, даже Центр реабилитации алко- и наркозависимых, это реабилитация, благодаря которой огромное количество людей поменяли свою жизнь, это помощь детям, это какие-то операции... Меня настолько это удивило и вдохновило, что я решила посвятить свою жизнь работе в «Службе Милосердия». Тем более, я посмотрела, какая работа уже ведётся в других епархиях, сколько таких добрых дел, но о них мало рассказывают. Вот, например, секретарь епархии отец Прокл Бойко, настоятель двух храмов в нашем городе. Он ежегодно проводит большие детские благотворительные акции. Например, в этом году первоклассников из малоимущих семей полностью собрали в школу к 1 сентября.
А. Пичугин
—А как выявлялись малоимущие семьи? Это информация, полученная из административных органов и социальных служб? Или это, в основном, прихожане храма, которые обращались за помощью?
К.Дрыганова
—У нас есть, конечно, городские социальные службы, которые знают особенно нуждающиеся семьи в нашем городе. У нас есть списки этих семей, мы их приглашали. Вообще, по факту, подарки получили все дети, которые пришли в храм. Это было огромное количество детей. Отец Прокл смог такую масштабную акцию сделать.
А. Пичугин
—Это очень здорово, потому что перед 1 сентября всегда публикуют какую-то статистику, а точнее, цифры, необходимые суммы. В этом году прозвучала сумма, на мой взгляд, какая-то колоссальная, особенно для небольших городов. Собрать первоклассника в школу стоит что-то около тридцати тысяч рублей. Понятно, что это все вместе. Ранец или рюкзак будет стоить недорого, письменный набор будет стоить недорого, но если все эти недорого собрать вместе, то получается сумма, которую некоторым российским семьям нужно откладывать к 1 сентября. То есть, не просто открыть кошелёк, достать карточку, а надо откладывать эти тридцать тысяч, чтобы подготовить ребёнка в школе. И это очень печально. А когда я слышу такие примеры: отец Прокл сумел это всё собрать для большого количества семей — конечно, это всё очень здорово и вдохновляет.
К.Дрыганова
—У нашей епархии есть договор с крупным российским брендом, производящим одежду, и буквально каждый месяц мы получаем большое количество хорошей, качественной одежды, даже с этикетками. И люди уже об этом знают, они приходят в наш гуманитарный центр и получают хорошую одежду детям и взрослым.
А. Пичугин
—Друзья, напомню, что в гостях у светлого радио сегодня Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии и директор епархиальной «Службы Милосердия». Мы говорим о том, как в Мелекесской епархии помогают людям, есть даже замечательный сайт, на котором подробно написано о благотворительности " Милосердие-Мелекесс.ру«. Ну, и о других проектах мы тоже сегодня более подробно поговорим. Вот, сейчас Карина рассказывала замечательную историю. Я не очень себе представляю, как можно договориться на таком уровне. Это вообще для самих компаний очень двоякая история: с одной стороны, мы знаем, что все мировые корпорации тратят большие деньги на благотворительность. С другой стороны, эоо — потеря выручки, которая могла бы пойти в прибыль компании. Вот как вам удаётся договариваться с этими компаниями, чтобы они помогали, дп ещё и епархии?
К.Дрыганова
—Да, это нужно представлять социальное служение и благотворительность людям так, чтобы их зацепило и они сами захотели в этом участвовать. Таким образом, они получат, помимо того, что дают, потому что для людей, как для христиан, возможно даже, это большой шаг на пути приближения к самому Богу.
А. Пичугин
—Есть ли, как вам кажется, у благотворительности национальность? Сейчас могут сказать, что, конечно, у благотворительности нет национальности, нужно помогать всем, не только христианам, но и другим, потому что, в первую очередь, перед тобой — человек. Но многое из того, что сейчас происходит в мире и у нас в стране, то, что происходит среди людей, которые причисляют себя к той или иной религии, многие считают, к сожалению — пускай не на деле, а на словах — что у благотворительности есть национальность. Почему я ещё об этом спрашиваю? Ульяновская область — это многонациональный регион. Там живут русские, татары, башкиры, чуваши, Мордовия рядом — и ещё я наверняка забыл огромное количество национальностей и народов, которые проживают в Ульяновской области. Это христиане, это мусульмане, это люди, которые себя ни к одной религии не причисляют, это люди, которые исповедуют какие-то древние славянские культы, возможно, уже трансформировавшиеся. Но, все равно, это люди, которые периодически в чем-то нуждаются. Обращаются ли они к вам и идёте ли вы к ним?
К.Дрыганова
—Да, к нам, естественно, обращаются люди абсолютно разных национальностей, по вероисповеданию и социальному статусу. Люди — это, в первую очередь, люди. И мы знаем, что Христос, будучи на Земле, постоянно оказывал помощь всем обратившимся. Как говорил авва Дорофей: когда ты подал милостыню — увеличилось количество добра в мире. И мы стараемся людей не разделять. Другое дело, что любая благотворительность должна быть с рассуждением. Например, были примеры — какой-нибудь человек без определённого места жительства: его отмыли, сделали документы, поселили. И несколько дней он продержался в этом новом состоянии, а потом опять алкоголь, и всё такое, и кто-то его потерял, или он сам потерялся — как будто бы не было ничего этого.
А. Пичугин
—Значит ли это, что ему не надо было помогать или нельзя помочь? Или можно было найти какие-то способы? Понятно, что, как нам в школе говорили: свою голову не приставишь. Понятно, что свою голову не приставишь. Но, если мы видим, что человек собирается продолжать... Мы ведь перед тем, как начинаем ему помогать, мы, наверное, представляем, что очень быстро сделать из него добропорядочного гражданина не получится. Но, скорее всего, есть какие-то способы, чтобы, помогая ему, в итоге, какой-то выход получился.
К.Дрыганова
—Да, есть, и это огромная работа, возможно, работа с психологами. Я думаю, что этим должны заниматься и занимаются уже специально созданные центры реабилитации
А. Пичугин
—Да, я вижу, что в России начинают появляться очень хорошие проекты, да и у нас в регионе, в частности? К нам приезжают люди из разных регионов российских и рассказывают, что у них тоже есть Дом трудолюбия... В Мелекесской епархии пока нет?
К.Дрыганова
—У нас пока нет, но я могу рассказать про следующее направление деятельности, которое существует. У нас есть Центр гуманитарной помощи. Это предоставление срочной гуманитарной помощи нуждающимся. Мы предоставляем продуктовые наборы, одежду, обувь, предметы первой необходимости, средства личной гигиены. Также, в августе у нас для этого Центра появилось небольшое помещение. Сейчас оно требует небольшого ремонта, но скоро мы его оборудуем. Там, как раз, будет располагаться вещевой и продуктовый склад, и будет отдельная комната для психологических консультаций.
А. Пичугин
—Да, это очень здорово.
К.Дрыганова
—Кроме того, у нас есть Центр духовно-нравственного воспитания «Рождество» при храме Рождества Христова в селе Лебяжье.
А. Пичугин
—А можно подробнее про Центр гуманитарной помощи. Получается, у епархии существует специально заложенный бюджет — или не у епархии конкретно, а у вашего Центра милосердия — который позволяет оперативно покупать то, что нужно. Я просто вижу фотографии, размещённые на сайте: там одежда, обувь, коляски детские, коляски инвалидные, средства личной гигиены. Всё это стоит, особенно сейчас, недёшево. Вы как-то с благотворителями работаете, или у вас, действительно, заложен бюджет какой-то специальный, чтобы, по мере возможностей, всё это пополнять.
К.Дрыганова
—Пока у нас не сделан ремонт в новом помещении гуманитарного Центра, этот Центр базируется при храме «Всецарица», настоятель в котором — протоиерей Пётр Гурьянов. И, трудами отца Петра, прихожане либо жертвуют деньги, либо приносят все эти продукты, коляски, средства личной гигиены.
А. Пичугин
—И, в принципе, этого сейчас хватает? Или количество людей, которые нуждаются, растёт?
К.Дрыганова
—Никогда ничего не хватает, всегда есть люди, которым можно помочь. Но Господь как-то так управляет, что все обращающиеся не уходят без помощи. И нам оперативно удалось, в рамках нашего Центра, помочь и собрать большое количество гуманитарной помощи для беженцев. Когда все это началось, мы были одной из первых епархий.
А. Пичугин
—И, соответственно, к вам приезжало достаточно много беженцев?
К.Дрыганова
—Да, к нам приехало много беженцев. И Владыка приезжал, дарил им подарки на Праздник — это была Пасха, и читал им проповеди, и всячески поддерживал.
А. Пичугин
—А есть ещё у вас проекты другие. Центр духовно-нравственного воспитания «Рождество». Что там происходит?
К.Дрыганова
—Да, это центр при храме Рождества Христова села Лебяжье. Настоятель храма — священноинок Димитрий (Ипатов). Центр осуществляет помощь в Мелекесском районе — то есть, не в городе, а уже район — для малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами, мамы-одиночки. И виды помощи: продуктовая, вещевая, духовная, психологическая.
А. Пичугин
—Кстати, нам вот сейчас надо прерваться буквально на минуту, а потом мы ещё подробнее поговорим про другие благотворительные проекты, которые реализуются в Службе христианского милосердия Мелекесской епархии, и даже, может быть, немножечко вернёмся назад, потому что, я так подумал, есть еще вопросы. Вот, вы сказали про город и районы Мелекесский и Димитровградский, и другие районы, которые входят в состав Мелекесской епархии. Там ведь тоже проживает много людей, которым требуется помощь. Обо всем этом подробнее буквально через минуту. Я напомню, что у нас в гостях сегодня Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии, директор «Службы Милосердия».
А. Пичугин
—Возвращаемся в студию светлого радио, друзья, и напоминаем, что в гостях у нас сегодня Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии, директор «Службы Милосердия», и с вами я, Алексей Пичугин. Мы говорим о том, что происходит в одной из епархий РПЦ, в Мелекесской епархии, где создана замечательная «Служба Милосердия», в которой помогают людям в сложных жизненных ситуациях, в сложных психологических ситуациях, которая, вообще, помогает людям, и не только людям, но и животным — об этом мы, кстати, уже говорили, и, может быть, ещё поговорим. Так вот, до перерыва я сказал о том, что мы сейчас обсудим то, что происходит не только в городе, но и за его пределами. Вот, вы сказали, что перед началом учебного года собирали наборы для школьников. А если в каком-нибудь отдалённом посёлке, который входит в состав Мелекесской епархии живут люди, у которых нет возможности собрать ребёнка в первый класс, а школа есть. Как им быть? Могут ли они приехать сейчас, когда учебный год уже начался и идёт вовсю, приехать за какой-то помощью для школьника?
К.Дрыганова
—Да, конечно, более того, у нас есть два волонтёрских движения, одно из них, как раз, Рождество в селе Лебяжье. Волонтёры точечно ездят к семьям с наборами вещей и продуктов. Семьи обращаются — и волонтёры ездят помогать.
А. Пичугин
— А в какие-то отдалённые районы Ульяновской области вы выезжали? Мы сейчас на огромное количество городов и весей вещаем — вдруг нас сейчас услышат люди, которые хотят, чтобы им помогли. Но, с другой стороны, я понимаю, что и в Ульяновской области огромное количество людей, которым необходима помощь. И это, скорее, даже призыв создавать такие организации у себя.
К.Дрыганова
—Наша «Служба Милосердия» действует не только в рамках епархии, она действует по всей России. Пока нами не было оказано какой—то масштабной, огромной помощи кому-либо, но у нас есть планы по масштабированию, конечно. Мы оказываем помощь точечно, это делают именно те люди, которые хотят в данный момент времени эту помощь оказать. Например, мой маленький проект, который я осуществляю не только в Димитровграде, но и по всей России, это моя личная инициатива. Также и у других людей может быть личная инициатива и желание помочь, конечно.
А. Пичугин
— Итак, центр «Рождество». Давайте о нём подробнее поговорим. Село Лебяжье далеко от Димитровграда?
К.Дрыганова
—Двадцать минуток. Но там храм Рождества Христова, который считается жемчужиной Мелекесской земли.
А. Пичугин
—А что за храм? Можно подробнее?
К.Дрыганова
—Да, конечно. Это очень большой храм, и отец Дмитрий, будучи настоятелем уже третий или четвёртый год, провёл масштабные ремонтно-восстановительные работы: полностью заменён пол, были написаны новые иконы. Я написала две иконы, на очереди — ещё три. Там у нас Матронушка, Неупиваемая Чаша и ещё в процессе одна икона — тоже, кстати, на социальную тему — на этой иконе Христос держит в руке младенчика и плачет над ним. Эта икона предназначена для того, чтобы перед ней молились женщины, которые в жизни совершили ошибку — сделали аборт. Планируется проведение специальных молебнов перед этой иконой, когда она будет полностью дописана, именно в храме Рождества Христова в Лебяжьем. Потому что, до этого масштабную деятельность против абортов вёл только протоиерей Пётр Гурьянов.
А. Пичугин
— Так, и что этот центр «Рождество» делает?
К.Дрыганова
—Это волонтёрское движение, которое много куда ездит и много кому помогает. Пожилым людям, не только продуктовыми наборами, но и посильную помощь с дровами, и прочее.
А. Пичугин
— А где вы берёте волонтёров? Это сам отец Дмитрий объявляет, где-то выступает, и к вам приходят люди? Откуда вообще берутся волонтёры?
К.Дрыганова
—Да, отец Дмитрий очень общительный и очень социальный священник. На праздники в его храм собирается большое количество людей, а в личном плане он весьма контактный. И он постоянно говорит, что социальное служение — это очень важно. Приходит молодёжь, люди объединяются и помогают.
А. Пичугин
— Сейчас нам часто кажется, что молодые люди, в большинстве своём, далеки от Церкви. Но, если даже молодёжи не интересно, что происходит внутри стен храма, какая-то общая деятельность, координируемая Церковью, может помочь им заинтересоваться. Среди ваших волонтёров, наверняка, есть не только православные люди?
К.Дрыганова
—Да, разные добрые люди. Моя подруга, например, работает в онкологическом центре и занимает там руководящую должность. При этом, у неё есть небольшое хобби: она делает тортики, пряники, красивые изделия не за деньги, а просто бесплатно делает. И она помогала нам: она сделала красивые конфеты детям в подарок на Пасху, и мастер-классы проводили, кстати, в центре «Рождество». Нет не только христиане, а просто люди, которые хотят нести добро. Еще у нас есть православное молодёжное движение «Преображение» при Спасо-Преображенском кафедральном соборе в Димитровграде. Также волонтёры активно участвуют в деятельности епархиальной «Службы Милосердия»: проведение мероприятий, акций. Также сейчас, в новом учебном году мы снова открываем воскресную школу для детей при Спасо-Преображенском кафедральном соборе, она носит название «Преображение». И, чтобы разнообразить детям программу, мы вводим новый предмет, который я буду вести. Естественно, там будут и закон Божий, и церковнославянский язык, и пение, мы ещё мы вводим цифровую грамотность. То есть, дети будут изучать такие программы, как Adobe Illustrator, Photoshop, Indesign и будут создавать сайты на Тильде.
А. Пичугин
—Да, слушайте, это очень здорово, что сейчас Церковь обращает на это внимание, и в воскресных школах изучают не только закон Божий, но и начальные навыки общения с интернетом. Интернет сейчас становится частью жизни и способом общения не только в больших городах. Есть даже национальный проект «Цифровая экономика», насколько я знаю, благодаря управлению информационной структурой, даже отдалённые населённые пункты подключаются к высокоскоростному интернету. И очень здорово, что при храмах есть люди, готовые эти предметы преподавать и обучать детей общению с цифровой сферой. Кстати, расскажите, пожалуйста, как у вас это происходит?
К.Дрыганова
—У нас молодёжь очень интересная и активная. Например, у меня сейчас помощник — Даниил Ермолаев, сейчас он учится на программиста уже на третьем курсе, кроме того, он иподиакон у Владыки Диодора.
А. Пичугин
—А учится он в Димитровграде или в Ульяновске?
К.Дрыганова
—В Димитровграде, там есть филиал МИФИ. Даниил служит иподиаконом у Владыки Диодора. Сейчас мы с ним работаем в нашей пресс-службе: мы монтируем видео, снимаем видео. Сейчас к нам подтянулся ещё один иподиакон Владыки Диодора, его зовут Денис, и теперь он тоже монтирует видео. Они будут с удовольствием преподавать детям это мастерство. Можно вместе снимать фильмы, даже про собор, про епархию. Детям интересна такая интерактивная активность. Сейчас мы научимся в графических программах работать, а затем начнём работать на Тильде — там нужно не столько программирование, сколько умение работать с инструментами. Сайт епархии, который вы сейчас открыли, я тоже на Тильде делала. На нем очень хорошо, мне кажется, отражается вся наша деятельность: можно почитать новости, ознакомиться с историями нуждающихся в помощи, все желающие помочь могут внести пожертвование, оказать любую другую посильную помощь в добрых делах.
А. Пичугин
—А много помогают, кстати?
К.Дрыганова
—Через сайт, на данный момент, помогают не очень много, поскольку мы его активно не рекламировали ещё.
А. Пичугин
—Давайте сейчас попробуем обратиться к нашим слушателям, поскольку наши слушатели — люди очень активные. А вы приходите с разными благотворительными проектами, помогаете многим — и таким людям тоже нужна поиощь. Может быть, наши слушатели сумеют ее оказать. Есть ли какая-то форма обратной связи, реквизиты, короткий номер, по которому можно перевести средства «Службе Милосердия» Мелекесской епархии и быть уверенным в том, что они пойдут на помощь людям, которые сейчас действительно нуждаются в вещах, одежде, поддержке, продуктах... да во всем на свете!
К.Дрыганова
—Да, благодарю вас за такое предложение, Алексей. Все желающие могут зайти на главную страницу сайта, там прямо сверху будет кнопочка «Помочь». И там же, через форму на сайте, можно отправить любую сумму, которую человек готов пожертвовать. Также можно оказать и вещевую помощь — для неё существует специальная форма. Есть и реквизиты.
А. Пичугин
—Да, вот я вижу кнопку «Хочу помочь», и далеее варианты. «Хочу помочь делом» — вы набираете волонтеров, «Хочу помочь финансово» — можно внести свой вклад. Можно прямо через установленную форму отправить любую сумму, пожертвовать — и она дойдёт. «Хочу помочь вещами, передать вещи» — это, наверное, всё-таки, больше для жителей Димитровграда и Ульяновской области. Может быть, они нас слушают сейчас и впервые узнали, что в городе есть такая служба — возможно, придут и принесут что-то. Друзья, «Милосердие-Мелекесс.ру», раздел «Хочу помочь» — там вы найдёте все реквизиты. Кроме того, у «Службы Милосердия» есть аккаунты в социальных сетях: и во ВКонтакте, и на Ютубе, и в Телеграме, и в других соцсетях. Ребята выкладывают отчёты на сайте и показывают, очень ярко и красочно, что они делают, и как можно к этому присоединиться.
А. Пичугин
—Друзья, напомню, что сегодня в гостях у светлого радио Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии, директор «Службы Милосердия». Мы говорим о благотворительной помощи в Ульяновской области, на территории которой находится Мелекесская епархия, да и не только. Карина рассказывает, что география этой помощи даже за пределы России выходит. Какие ещё проекты вы в рамках «Службы Милосердия». делаете? Мы говорили сейчас про «Рождество», но, я смотрю, список этих проектов гораздо больше.
К.Дрыганова
—Да, вы можете обратить внимание, что на нашем сайте есть собственный интернет-магазин «Службы Милосердия». Мы продаём дизайнерские изделия, все средства от продажи идут на помощь нуждающимся. У нас два бренда: это, как раз, «КотВот» — изделия с вышитыми котиками и крестильные наборы, очень красивые, с вышивкой.
А. Пичугин
—У вас есть ещё сестричество милосердия. Что это такое?
К.Дрыганова
—Да, сёстры милосердия оказывают помощь инвалидам и пожилым людям, патронаж на дому и в больнице, а также психологическая поддержка, катехизация, помощь малоимущим семьям: уборка и проведение праздников. И сейчас наша служба сестричества будет официально оформляться в отдельное движение, и осенью к нам даже приедет представитель — священник из Москвы, который проведёт обучение сестёр с выдачей им специальных сертификатов. И сейчас уже готовится одежда и платочки специальные.
А. Пичугин
—А в сестричество могут записаться все желающие или только получившие базовое медицинское образование?
К.Дрыганова
—Могут записаться все желающие, сёстры. Если и братья появятся — это будет прекрасно, но надо, чтобы сначала братья появились. У нас есть отделение сестричества — сестринское дело в институте, оттуда тоже девушки приходят, и сейчас ещё приедет специально человек, который организует обучение с выдачей сертификатов.Для тех, кто присоединится позже — всё решаемо, мы их тоже отправим на обучение. А посильную немедицинскую помощь может оказывать любая сестра, например, уборка.
А. Пичугин
—Также, вы помогаете пожилым людям. Это, безусловно, входит в компетенцию и сестричества милосердия, и других ваших проектов. Но, тем не менее. Священники тоже часто ходят на дом к пожилым людям не только причащать их, но и как-то с ними беседовать, пить с ними чай, что, кстати, для пожилого человека, одинокого... Я знаю, что многим пожилым людям во время пандемии было очень тяжело, поскольку дети выросли и не приезжают, и люди, с которыми они общались — это, в основном, прихожане храма, в который они ходят или ходили. И старики, посещающие храм, говорили мне о том, что во время пандемии им тяжело и очень одиноко, потому что нельзя было прийти в храм.
К.Дрыганова
—Да, священники регулярно посещают пожилых людях, в том числе, регулярно осуществляется посещение священниками дома престарелых: игумен Пимен (Трофимчук) регулярно посещает, отец Вячеслав Еремеев, да и многие другие священники.
А. Пичугин
—Мы сейчас по порядку идём, перечисляя все активности Мелекесской «Службы Милосердия», их, действительно, очень много, интересно про каждую поговорить. Центр социально-правовой поддержки «Родные люди» — что это такое?
К.Дрыганова
—Это центр профилактики социального сиротства и помощь в трудной жизненной ситуации воспитанникам и выпускникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
А. Пичугин
—Социальное сиротство, как я понимаю — это бич нашего времени, потому что раньше, когда мы говорим «мальчик-сирота», «Вася-сирота», мы подразумеваем, что Васины родители умерли, а сейчас, когда мы говорим «сирота», мы чаще всего подразумеваем именно социальное сиротство — то есть, родители Васи могут быть живы, вполне здоровы, и, более того, не вести асоциальный образ жизни, но при этом они от этого Васи почему-то отказываются.
К.Дрыганова
—Да, к сожалению, такова наша жизнь сейчас, но это всё решаемо, мы можем помочь этим детям.
А. Пичугин
—А что такое общество трезвости «Трезвый Мелекесс»? Большая ли это вообще проблема для Димитровграда, для Ульяновской области? Много ли людей страдают разного рода зависимостями?
К.Дрыганова
—Да, это проблема. Я не могу сказать, что прямо так много людей страдающих, возможно, их просто не так много к нам приходит. Это общество при храме Луки (Крымского) в городе Димитровград. Мы оказываем помощь наркозависимым, алкозависимым, созависимым, и, что очень важно, их близким, которые находятся с ними в контакте, потому что близкие тоже очень страдают. Всё это, естественно, происходит анонимно.
А. Пичугин
—А они к вам приходят в храм, или у вас есть тоже какое-то специальное место, где они могут собираться, куда могут приходить их родственники, общаться.
К.Дрыганова
—Это проходит в трапезной храма святителя Луки (Крымского) в Димитровграде. Там очень хорошее пространство. Священник приходит в этот момент и общается с этими людьми.
А. Пичугин
—Понятно. Просто я недавно общался с одним московским священником, у них при храме собирается Общество трезвости, мы общались тоже в рамках этой программы. Отец Михаил Потокин, настоятель храма Флора и Лавра на Зацепе в Москве, рассказывал о том, что у них собирается вот это Замоскворецкое общество трезвости, и люди туда приходят, в большей степени, не страдающие зависимостями сами, а страдающие их родственники, которым очень нужна поддержка. И поддержку им оказывает не только приход храма, но и они сами оказывают поддержку друг другу. И, как показывает опыт, люди, живущие с родственниками, страдающими от алкоголизма, от наркомании, от игромании, они одиноки, оставшись один на один со своей бедой. Им необходимо общение с людьми, которые в этом же горе находятся. И целый клуб складывается: они вместе ездят в какие-то поездки и на экскурсии, они начинают дружить семьями, и, уже за рамками этого Общества трезвости, начинают общаться и дружить. Понятно, что спасти всех от зависимости не получится, зависимость губит многих и, порой, она оказывается сильнее. Но можно постараться помочь человеку, а если не получится, постараться помочь хотя бы его родным. И, зачастую, это сделать намного легче, но не менее важно, потому что близкий человек вообще не виноват, так сложилось, что он оказался в такой ситуации.
К.Дрыганова
—Да, Алексей, вы совершенно правы.
А. Пичугин
—Я просто к тому, что это тоже очень хорошая форма помощи и работы с родственниками зависимых людей, чтобы они не чувствовали себя одинокими. Я думаю, что для любого места в России это и проблема, с одной стороны, и очень большой фронт работы.
К.Дрыганова
—Да, и это, действительно, нужно.
А. Пичугин
—Карина, скажите, а есть ли какие-то направления работы, которые ещё вами не охвачены, но которые вам хотелось бы развивать, но, по тем или иным причинам, пока не получается?
К.Дрыганова
—Мы сейчас выпускаем наш епархиальный журнал «Доброе слово», пока он выходит в электронном виде. Также, в этом журнале мы освещаем деятельность нашей «Службы Милосердия», и нам хотелось бы этот журнал сделать печатным, чтобы еще больше людей могли ознакомиться с нашей деятельностью.
А. Пичугин
—Вот, я, как раз, хотел спросить у вас, зачем вам делать его печатным, но я подумал, что, действительно, наверное, если куда-то экземпляры приедут — это будет неплохо. Сейчас же многие отказываются от бумажных версий. Даже брендовые издания сохраняют бумажные журналы только для имиджа: в ресторанах, в самолётах положить. То есть, если у людей совсем не будет возможности ничего другого почитать, они могли бы прочесть не электронную версию, а бумажную. Но ситуации бывают разные. И, кстати, про журнал расскажите: что вы в нём публикуете и для чего вы его выпускаете?
К.Дрыганова
—Журналы мы делаем ежемесячные, тематические. Например, первый выпуск у нас был посвящён Великому Посту. Там публиковались все темы о Великом Посте. Вы, кстати, тоже писали статьи для нашего журнала.
А. Пичугин
—Да, есть у меня там рубрика.
К.Дрыганова
—Следующий выпуск был посвящён Пасхе Христовой. В нём же мы освещали большой конкурс рисунков, который из епархиального внезапно стал всероссийским — дети прислали огромное количество прекрасных рисунков, которые иллюстрировали наш журнал. Ежемесячные отчеты о деятельности «Службы Милосердия» тоже представлены на страницах журнала. Ну, и так далее. Следующий выпуск — Троица, потом — семья, потом — Преображение, потом — Рождество Божией Матери. Тематические выпуски интересно читать: там не только новости епархии представлены, но кое-что нового можно, действительно, для себя почерпнуть.
А. Пичугин
—А это ваша идея была — журнал выпускать?
К.Дрыганова
—Владыка Диодор благословил выпускать журнал, и мы уже думали, каким его сделать.
А. Пичугин
—Знаете, что мы ещё не обсудили? Вы об этом упомянули, я сказал, что я об этом знаю, потому что к нам приходили священники из Мелекесской епархии и говорили о том, что это существует. Помощь животным. Вы помогаете животным, я знаю, что вы помогаете приютам для животных. Расскажите об этом, пожалуйста.
К.Дрыганова
—Да, во-первых, мы плотно сотрудничаем с ветеринарией Ульяновской области, и мы знаем, когда и кому нужна, действительно, какая-то помощь. Кроме того, в городе есть люди, которые знают людей, которые особенно любят животных и заботятся о них. И мы оказываем какую-то, в основном, денежную помощь. На данный момент, она совсем небольшая, к сожалению, поскольку мы сконцентрированы на людях, прежде всего.
А. Пичугин
—Мне кажется, может быть, стоило бы сделать отдельную рубрику у вас на сайте, где посетители будут видеть кошечек и собачек, которых можно забрать к себе или которым можно постоянно помогать? Знаете, как в небольших зоопарках висят таблички, например: «Вы можете поддержать лошадь» или «Вы можете помочь еноту», то есть, содержать эту собачку, например, или помогать на корм вот этой кошечке.
К.Дрыганова
—Да, это очень хорошая идея, обязательно обдумаем.
А. Пичугин
—Какие еще направления в вашей работе есть, которые мы, может быть, сегодня не обсудили, но о которых хотелось бы сказать?
К.Дрыганова
—Я думаю, мы обсудили все направления, присутствующие в нашей Службе. Может быть, я могу сказать пару слов о логотипе? Потому что он довольно необычный.
А. Пичугин
—Да, давайте. Я смотрю на него — он, действительно, интересный. Мы не можем сейчас картинку показать, но это крест, красный крест — что логично, в который вписан пеликан. Расскажите.
К.Дрыганова
—Да, это идея Владыки Диодора: изобразить на логотипе «Службы Милосердия» пеликана, который кормит птенцов своей кровью. Это, как известно, символ величайшего бескорыстия и самопожертвования. У первых христиан пеликан символизировал самого Христа, Который совершил искупительную жертву ради спасения людей от греха и смерти. И Христос тоже кормит Своих детей Кровью в Таинстве Евхаристии и, таким образом, воскрешает их для жизни вечной. И Крест, Распятие Спасителя — это смысловой центр, вообще всей Вселенной. И мы рады всем желающим присоединиться к добрым делам!
А. Пичугин
—Интересно. А про пеликана, знаете, что я вспомнил? Все-таки, крест — это достаточно поздний символ христианства. Ну, как поздний. Понятно, что это древняя Церковь, и ранние христиане использовали крест, фактически, наравне с другими символами: агнец — овечка изображалась, рыбка изображалась, эти символы показывали Самого Христа. Но крест среди них был тоже, как один из, и только при равноапостольном Константине и его матери Елене, которые устроили экспедицию в поисках Креста и сделали крест одним из главных символов христианства. И наравне с ними был пеликан. Но пеликан, мне кажется, тоже позднее появился, это из средневековья идет, там в бестиариях поведение этих животных описывалось так: мать ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. И через три дня приходит отец, который, в отчаянии от гибели своего потомства, раздирает себе грудь и кровь из его ран воскрешает умерших птенцов. Я прочитал это вам сейчас, и я не знаю, как это появилось, но в этом, действительно, наверное, есть какой-то христианский глубокий смысл, потому что — Крови и Воскрешение. И Средние века — это время очень образное, особенно, в западноевропейском искусстве, очень образное. И какие-то вещи оттуда нам, может быть, и не очень понятны, но, если мы глубже задумаемся об их смысле, и об их христианском смысле, то мы, без сомнения, там его отыщем. История с пеликаном, действительно, оригинальна. Спасибо, что обратили внимание на логотип — я про него бы, может быть, даже и не спросил. Ну, потому что красный крест, птица...И ты не сразу даже обращаешь внимание на то, что это пеликан. Вы сказали, что Владыка Диодор предложил такой вариант логотипа. А как он сам участвует в жизни «Службы Милосердия»?
К.Дрыганова
—Во-первых, Владыка — учредитель этой Службы: по его благословению и инициативе она была создана. Во-вторых, Владыка — сам активный её участник, он в курсе, в теме всех направлений работы, которые у нас есть. В-третьих, он от епархии организует различные благотворительные акции, те же подарки к праздникам. И он играет большую роль как непосредственный руководитель этой службы.
А. Пичугин
—Да, спасибо большое, Карина, что вы сегодня пришли к нам. Я думаю, что этот рассказ о «Службе Милосердия» в Димитровграде, в Ульяновской области, в Мелекесской епархии важен еще и тем, что, видите ли, мы, действительно, почти не представляем, что делается за пределами столиц касаемо благотворительности и церковной благотворительности. А делается немало. И, наверное, делалось бы еще больше, если бы люди были неравнодушными и вносили какую-то посильную лепту, помогали. Давайте ещё раз напомним, что Служба христианского милосердия в Мелекесской епархии всегда ждёт какой-либо помощи. Это может быть волонтёрская помощь, если вы слушаете нас из Ульяновской области. Если нет, то есть возможность помочь финансово, зайдя на сайт «Милосердие-Мелекесс.ру», на нем можно найти раздел «Хочу помочь», и там есть даже не реквизиты, а удобная форма, которую можно заполнить, ввести нужную сумму, и ваша посильная лепта, безусловно, пойдёт на помощь тем людям, которые в этом нуждаются. Спасибо большое! Карина Дрыганова, пресс-секретарь Мелекесской епархии и директор «Службы Милосердия» была в программе «Светлый вечер» на светлом радио, и Алексей Пичугин прощаемся с вами. До новых встреч!
К.Дрыганова
—Благодарю вас, Алексей! До свидания!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-1

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Стыд — чувство, хорошо знакомое всем нам по собственному опыту. Как к нему относиться? И что делать, если вдруг нас накрыло волной стыда? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 1-й главы 2-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
«Не стыдись», — этот призыв звучит сегодня несколько раз из уст апостола Павла. «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его», — говорит он своему ученику Тимофею. После этого Павел указывает на свой пример: «я страдаю, но не стыжусь». И после на пример Онисифора, он, по слова апостола, «покоил меня и не стыдился уз моих».
Священное Писание рассказывает нам о том, что стыд — это результат грехопадения. Первые люди вкусили плод от древа познания, увидели, что они наги и устыдились друг друга и Бога. Поэтому и сделали себе одежду из листьев. Именно состояние стыда не позволило Адаму и Еве открыться Богу и признать свой проступок. Болезненная горечь стыда заставила их занять оборонительную позицию, закрыться, словно в раковину, отстранится, погрузиться в изоляцию. Именно так действует грех.
Чего же мог стыдиться Тимофей? Взглядов других людей, которые видели в нём христианина. Под пристальным вниманием язычников ему могло стать неуютно. Он мог почувствовать себя уязвимым, маленьким, незначительным и нелепым. И вместо того, чтобы свидетельствовать о Христе, он мог замолчать. Естественным образом у него могло возникнуть желание убежать и спрятаться, как у первых людей. Поэтому апостол приводит ему в пример себя и Онисифора.
Оба преодолевали свой стыд и не скрывали своё христианство, несмотря на то что это преодоление стыда было связано с внутренним дискомфортом и внешними страданиями. К подобной решимости Павел призывает и Тимофея. «Держись образца здравого учения», — говорит он, — «страдай с благовестием Христовым силою Бога». По сути, апостол предлагает Тимофею рецепт борьбы со стыдом: «каждый раз, когда в тебе возникнет это неприятное чувство, представь, как ты должен поступить согласно Евангелию, и просто сделай это, несмотря на свой стыд».
Это рекомендация и каждому из нас. Ведь нередко, когда на нас накатывает волна стыда, мы не знаем, как поступить. Мы начинаем или его всячески подавлять, или действовать на этом чувстве. В обоих случаях поступки, которые мы совершаем, выглядят довольно странно. А потому важно понять, что стыд нам не враг. Его нельзя игнорировать. Это нечто вроде сигнальной системы. Часто именно он предупреждает нас о каком-то важном событии в духовной области. Он подсказывает, что я оказался в ситуации, когда у меня появилась великолепная возможность исполнить заповедь Божию по отношению к окружающим. В ситуации, когда я максимально близко подошёл к своему предназначению. Именно поэтому моя поражённая грехом природа встает на дыбы. Она побуждает меня скрыться, убежать, спрятаться или, напротив, поступить агрессивно и нелепо. Она всячески пытается помешать мне совершить евангельское действие.
Поэтому, когда нас накрывает волна стыда, остановимся. Осмотримся. Подышим. Успокоимся. А потом, по слову апостола Павла, вспомним о том, что у нас есть образец, по которому нужно жить и действовать, — это Евангелие Христово. Вспомним, что у нас есть предназначение — искать волю Бога и служить людям. И нам сейчас необходимо вопреки стыду совершить именно это действие. Если будем приучать себя к этой работе, то увидим, что жгучее чувство стыда с каждым разом уменьшается. Пристальное внимание людей перестаёт нас беспокоить. И в нас всё больше проступает одно желание — в ещё большей степени свидетельствовать своей жизнью о Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 144. Богослужебные чтения
Античная мудрость гласит, что смысл жизни состоит в освоении искусства умирать. Надо сказать, христианство с данным утверждением напрямую не спорит, подчёркивая, впрочем, что, при всей значимости жизни будущего века, бытием земным пренебрегать ни в коем случае нельзя. Но, наоборот, благодарить Бога за те или иные события, через которые удалось пройти. Именно такое настроение имеется у псалма 144-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 144.
Хвала Давида.
1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки.
2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки.
3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследи́мо.
4 Род ро́ду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.
5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.
6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём.
7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.
9 Благ Господь ко всем, и щедро́ты Его на всех делах Его.
10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои;
11 да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоём,
12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоём и о славном величии царства Твоего.
13 Царство Твоё — царство всех веков, и владычество Твоё во все ро́ды. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих.
14 Господь поддерживает всех па́дающих и восставляет всех низве́рженных.
15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты дае́шь им пищу их в своё время;
16 открываешь руку Твою и насыщаешь всё живущее по благоволению.
17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих.
18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.
19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.
20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.
21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.
Согласно устоявшемуся мнению, псалом 144-й был написан царём и пророком Давидом в последние годы его жизни. Праведник как бы обозревает свой пройдённый путь и признаёт, насколько ощутимым являлось и является присутствие Божие в его (Давида) бытии. Главное же чувство, которое царь имеет в отношении промысла Господня, — это, конечно, благодарность. Да. Искренней благодарностью наполнен псалом 144-й. Пророк выражает самую тёплую, сердечную признательность Творцу за Его помощь, защиту, поддержку и вразумление, проявившие себя в самых разных жизненных ситуациях.
Путь Давида был непрост. Конечно же, Господь избрал и благословил его. Конечно же, Бог помогал праведнику. Но это не означало, что самому Давиду ничего не приходилось делать. Вовсе нет. Святость представляет собой взаимодействие Бога и человека, их со-работничество. Вот и Давиду приходилось не на словах, а на деле доказывать свою верность Господу. Особенно в трудные годы. А их в жизни царя было предостаточно. Его сначала преследовал безумный правитель Саул, затем взбунтовавшийся сын Авессалом. Давиду приходилось много сражаться, защищая свой народ. Бывало, и сам праведник становился причиной трудностей. Например, когда решил жениться на Вирсавии, отправив на смерть её первого и законного мужа.
Конечно, Давид потом принёс покаяние и никогда не забывал о совершённых преступлениях, стремился, насколько возможно, исправить причинённую другим людям боль. Праведник глубоко сожалел о содеянном, но всё же унынию не поддавался. И был благодарен Богу — в одних случаях за победы, а в других — за дарованное прощение. В данном отношении Давид следовал тому, о чём пишет в прозвучавшем псалме: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твоё во веки и веки. Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё во веки и веки».
Благодарность, которую испытывает Давид, он стремится передать и потомкам. Более того, пророк уверен, что именно искренняя благодарность Господу способна стать прочным фундаментом для мирного и радостного существования народа Божия — сперва ветхозаветного Израиля, а затем Церкви Христовой. Царь пишет: «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоём. Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою». И далее: «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои». Под святыми в данном случае понимаются верные Богу люди.
Основываясь на собственном опыте, Давид пишет, что преданного Себе человека Господь никогда не оставит без помощи. Это не означает, конечно, что не будет никаких трудностей. Нет. Но преодоление трудностей станет доказательством всемогущества и благости Божиих. Или как пишет Давид: «Желание боящихся Его Он (то есть Бог) исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его».
Псалом 144. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 144. (Церковно-славянский перевод)
В городе Таганроге или в городе Таганрог. Как правильно употреблять географические названия

Фото: PxHere
«Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец...»
Так начинается одна из русских былин об Илье Муромце. В приведённом мной отрывке есть два топонима, то есть географических названия. И оба стали причиной споров среди любителей русского языка. Давайте сегодня поговорим о тонкостях употребления топонимов.
В былине говорится «из города Мурома», то есть оба слова — и родовое, и видовое — склоняются. В современной речи часто встречаются два варианта: «в городе Иркутске» и «в городе Иркутск». Как же правильно? Для русского языка верным будет изменять обе части словосочетания: в городе Иркутске, над городом Челябинском, из города Саратова. Небольшой нюанс есть с топонимами, в которых название стоит во множественном числе. Тогда мы скажем: «Я живу в городе Набережные челны», то есть само название уже не склоняется. Если не использовать слово «город» — просто в «Набережных челнах, из Набережных челнов». Когда топоним состоит из словосочетания в единственном числе, например, Старый Оскол, лингвисты допускают оба варианта: в городе Старый Оскол и в городе Старом Осколе.
А теперь перейдём к более сложной теме. Вспомним, что в былине, которую я упомянула в начале программы, употребляется оборот «из села Карачарова». То есть обе части топонима склоняются: в селе Карачарове, к селу Карачарову.
Сколько раз я встречала в интернете возмущение, что нельзя изменять названия на О — Абрамцево, Иваново. Многим не нравится, когда они слышат «в Строгине», «в Солнцеве». Однако это грамотный вариант употребления.
Правило гласит, что топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно не склоняются только в сочетании с родовым словом: в районе Строгино, из города Иваново. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, как склоняемый и несклоняемый: в Карачарове и в Карачарово, в Простоквашине и в Простоквашино. Причём, склоняемая форма — считается более грамотной и является литературной нормой. Традиция не изменять названия населённых пунктов пошла от военной практики, где точное произношение было жизненно важно. Однако в гражданской речи обычно названия склоняют.
Так что живите спокойно в Абрамцеве, гуляйте в Измайлове и изучайте родной язык.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова











