Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Делатели

«Социальное служение на Камчатке». Протоиерей Виктор Музыкант

«Социальное служение на Камчатке». Протоиерей Виктор Музыкант


У нас в гостях был глава социального отдела Петропавловской епархии протоиерей Виктор Музыкант.

Наш гость рассказал об особенностях жизни и миссионерского служения на далекой Камчатке, а также о том, каким образом благодаря поддержки Церкви там организовано социальное служение, включающее помощь людям в непростых жизненных ситуациях.

Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.


Василий Рулинский:

— Здравствуйте, друзья! Это программа «Делатели» на радио Вера«. С вами Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. И у нас в гостях сегодня протоирей Виктор Музыкант, глава социального отдела Петропавловской епархии. Батюшка, приехал к нам из Петропавловска-Камчатского. Добрый день!

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Добрый день, Василий. Добрый день, уважаемые радиослушатели. Очень рад сегодня быть в гостях. Удивительная такая программа и Радио ВЕРА.

Василий Рулинский:

— Да, для нас тоже большая радость, батюшка. Действительно, Камчатка не ближний свет в отношении Москвы и большей части европейской нашей России. И я думаю, что многие наши радиослушатели не бывали еще на Камчатке, и для многих это невероятное что-то, что-то такое, совмещенная природа такая фантастически красивая, люди невероятные, наверное, такие вот образы встают в сознании. Я, когда первый раз на Камчатке оказался, для меня это было, ну, первый, единственный пока, даст Бог еще, может быть, получится. Для меня это было просто невероятным таким ощущением, когда ты выходишь с трапа самолета и видишь огромный-огромный, просто я не знаю, как описать его огромность, вулкан невероятной красоты.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Мы их называем домашними вулканами, потому что они действительно видны из многих окон нашего дома.

Василий Рулинский:

— Да, это фантастика, ты идешь по городу Петропавловск-Камчатский, просто обычные пятиэтажки, ну вот хрущевки, представляем, да? Идёшь просто вот и смотришь, вот впереди у тебя и позади у тебя вулканы стоят. Такие красивые, невероятные, такие вот... Батюшка, как вы в такой красоте живёте?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, на самом деле, когда мы приезжаем в какие-то другие города, путешествуем, вот нам не хватает наших вулканов, и как хочется увидеть опять вулканы, потому что вулканы — это удивительно. Каждый раз они все по-разному выглядят, то они шапки, как их называют — это шапка-вулкан, то ли они в снегу, уже снег выпал, и в городе еще нет снега, а они уже в снегу, уже видно. И мы понимаем, что скоро уже... приходят заморозки. То ли открывается просто такая яркость, нет вот этой туманности какой-то, и видно, как будто он прямо рядом, перед тобою. Видны все оттенки, видны все тени, где-то падают, где-то ещё. Ну, просто действительно красота.

Василий Рулинский:

— Да, это фантастика, конечно. Такие виды у нас, в нашей стране. Я тоже как-то был на Камчатке, и мне рассказывали истории, меня просто поразившие. Вроде как мы все считаем, что медведи — это что-то такое, знаете, ну, из каких-то былинно-сказочно-мифических рассказов про Россию. Балалайка там, вот водка, медведи, всё. А для Камчатки — это реальность.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да.

Василий Рулинский:

— И они периодически к вам даже заходят куда-то там в города, да? Бывало такое? Вы видели медведя?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, у нас многих людей ассоциация с Камчаткой — это медведь. На самом деле, действительно, медведь очень близок. Периодически мы видим, как люди выставляют в каких-то публикациях, что медведь пришел в ту или в другую окраину нашего города. И пытаются его, конечно, отогнать, потому что всё-таки медведь должен жить на своей территории, ну это его общая территория, можно сказать, мы, люди заселились и построились, но, на самом деле медведь, он как бы боится человека вот тоже. Но есть молодые, которые не боятся, которые приходят в город и лазят по разным нашим мусоркам.

Василий Рулинский:

— Тоже чем-то надо питаться, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, пытаются найти себе продукты.

Василий Рулинский:

— А у вас был опыт, когда вы прям сталкивались с медведем, вот, ну, как вот мы сейчас с вами сидим?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— У меня лично не было таких, но много рассказов наших прихожан, и у нас даже была одна прихожанка, которая пошла в лес за ягодой, вот, значит, как раз встретилась так вот с медведем, и медведь её поранил даже, и она потеряла сознание.

Василий Рулинский:

— Это, видимо, зимой было, когда его, он голодный или что?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Нет, нет, нет, это было в августе месяце, и... Но, благо, она потеряла сознание, и он стал её прикапывать, и ушёл. Вот она очнулась и убежала. Просто действительно спасло её, что он был не голоден, и не съел её, на самом деле. Поэтому, конечно... Есть такая пословица: волка бояться в лес не ходить. А у нас, наверное, медведя бояться в лес не ходить. Многие у нас любят грибы, любят ягоду, ходят. Ну, что же делать? Надо идти в любом случае.

Василий Рулинский:

— Медведь и медведь, ничего. Зато экстремальные ощущения. Говорят, надо хлопок какой-то сделать, чтобы медведя отпугнуть.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Нужно поднять руки высоко, показаться ему большим и высоким. И громко-громко что-то нужно кричать, или же там есть специальные сейчас средства, которые отпугивают медведя. Поэтому, конечно, обязательно человеку нужно понимать. Мы не святые, не преподобные Серафимы Саровские, поэтому, конечно же, вот, боимся, боимся.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Я помню, как-то мне довелось доехать до такого посёлка, куда дороги уже... ну, часов пять туда ещё ехать, после того, как заканчивается дорога. А дорога заканчивается, и там начинается такая, ну, как бы сказать, такая... то ли щебёнка, то ли какая-то вот из каких-то деревяшек, что-то накиданное, да, и её сознательно там не строят, потому что её всё равно размоет, вот если её построить. Это такой посёлок, в Эссо мы ехали, и там вот, я помню, что, чтобы там просто погулять, местный батюшка вместе со своим сыном дали двух собак. Специально, чтобы, если медведь встретится, хоть как-то его отогнать. Да, и собаки тоже, видимо...

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, есть собаки, прям специальные собаки, которые лайки, так называемые, которые прям не боятся медведей и стараются охранять человека и отпугивают медведя. Вот, и там у нас одна бабушка-прихожанка в Эссо живет, она рассказывала, что у неё была собака, которая её охраняла прямо от медведя, и если она чувствовала медведя далеко, то она предупреждала об этом хозяйку как-то, и говорила, что вот надо уйти сейчас в какую-то другую сторону, прям даже оттаскивала её. Вот животные они понимают, и многие, понимая это, конечно же, берут с собой собаку обязательно.

Василий Рулинский:

— Ну да, при такой первозданной, конечно, невероятной красоте и, в общем-то, необузданной такой природе, все-таки людям живется, мне кажется, на Камчатке достаточно сложно. Ну, то есть, вроде как, да, мы понимаем, какие-то там есть необходимые надбавки, да, вроде бы люди получают, но так посмотришь, сколько у вас зимой, батюшка, градусов?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Вообще Камчатка, она такая, особенный край, где ближе к морю, там потеплее. То есть с моря погода, так говорят, да? А если ближе к середине Камчатки, то там похолоднее. Конечно же, вот там, где похолоднее, это резко континентальный климат, где летом даже жарко бывает, а зимой холодно. А у нас, где я служу в Петропавловске-Камчатском, летом не так жарко, но и зимой не так холодно.

Василий Рулинский:

— Ну, то есть, минус 40, минус 50 у вас не бывает? Нет, нет. Это обычное, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— У нас в Петропавловске нет.

Василий Рулинский:

— А я помню, мне какой-то батюшка рассказывал, что для того, чтобы попасть утром на литургию, в кафедральный собор причём, так сильно засыпало за ночь снегом, что ему приходилось там в течение трёх часов только откапываться, чтобы там вот попасть вот как-то по ступенькам у вас там вверх, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да-да-да. У нас был случай прямо на первой седмице Великого поста, это было, по-моему, в среду даже, когда мы все собираемся на Преждеосвященную Божественную Литургию, и у нас прошёл такой циклон со снегом таким сильным, и выпало столько много снега, что транспорт не ходил, совершенно не ходил, потому что на дорогах были большие сугробы.

Василий Рулинский:

— Сугробы, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— МЧС была в первой такой готовности. Они выехали на снегоходах, на каких-то специальных вездеходах даже, чтобы возможность была помогать людям. Где-то и скорую даже подвозить на таких снегоходах и вездеходах. И я помню этот день вот, когда мы просто добирались до храма, и у нас Владыка тогда Артемий служил, вот он пришел пешком, вот пришел пешком, он пытался пройти значит как-то каким-то обычным своим путем, когда он ходил на службу в храм к нам, но решил обойти, думал, там, видимо, поменьше будут сугробы. Там оказалось ещё больше.

Василий Рулинский:

— Ну это выше человеческого роста, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, выше, конечно.

Василий Рулинский:

— Выше человеческого.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да. Вот. Поэтому у местных, у населения: коряков, чукчей, там у них были снегоступы, так называемые.

Василий Рулинский:

— А что это?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Вот это в виде лыж широкие, но они очень короткие. Благодаря таким снегоступам люди не проваливаются, они идут прям по снегу.

Василий Рулинский:

— Интересно, да.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, и они делались специально из кожи оленьей, непромокаемые, как-то старались, вот они. На самом деле, у малочисленных народов, у них было все органично, так все выстроено в жизни, что все, вся одежда была пошита именно так... что как-то вот отец Федор Конюхов, он, по-моему, рассказывал, когда ему приготовили специальную одежду, такую термостойкую, там все такое, и вот он говорит, в какой-то приехал в посёлок, где жили вот как раз то ли чукчи, то ли где-то вот на собачках, вот как раз на собачьих упряжках, и он понял, что он замерзает в этом супертермобелье. И когда ему выдали местные, выдали их национальную одежду, он, когда её надел, он понял, что ничего не сравнится с тем, что носят местные...

Василий Рулинский:

— Да, это веками, веками уже они это проверили, конечно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Конечно, да, конечно. Вот поэтому, конечно же, они знают, какую нужно одежду в такую погоду надевать, да, и что, что необходимо для того, чтобы свою жизнь сохранить. Мне всегда вспоминается рассказ Лескова, вот помните, в «Архиерее», вот, когда он попал в...

Василий Рулинский:

— Снежную бурю.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, в такую же бурю попал, рассказывал Владыка Нестор Анисимов, это первый архиерей Камчатской епархии, когда она была выделена именно в Петропавловскую и Камчатскую епархию. Это начало 20 века как раз. И вот он, когда молодым иеромонахом приехал на Камчатку с миссией просвещать здесь людей, вот, и он попал в такую бурю как раз. Они сделали остановку, их засыпало, естественно, всё снегом, вот, и они три дня прожили под сугробом. И он рассказывает, что первым делом, когда собаки учуяли, что уже наверху там прекратилась снежная такая пурга, вот и они откопались, они еще и загавкали, что услышали, что кто-то едет. И, значит, когда они вышли, то увидели там... Владыка Нестор увидел знакомого казака, когда увиделись они, то он... что первое, он попросил — это кушать, потому что, на самом деле...

Василий Рулинский:

— Три дня, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Три дня не есть, три дня быть под... А получилось так, что они перед этим остановились где-то в каком-то поселке, а им было недалеко добираться, и отдали всю свою провизию в том поселке. Вообще у миссионеров одна из таких первых задач, где они бывают в каких-то поселках, вот с собою брать обязательно какую-то провизию, продукты.

Василий Рулинский:

— Чтобы не остаться вот в такой ситуации, да, без еды?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, и в такой ситуации. И еще, чтобы была возможность и людей поддержать. Это очень важно. Потому что когда мы ездим сегодня, в 21-м веке, в миссионерские какие-то поездки, то понимаем, что хотелось бы и людям какое-то утешение дать, что-то привезти, потому что очень транспортная доступность, она такая нелегкая, непростая и очень дорогая.

Василий Рулинский:

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с протоиереем Виктором Музыкантом, главой социального отдела Петропавловской епархии. Батюшка приехала к нам из Петропавловска-Камчатского. Я понимаю, что вы оказались в Петропавловске-Камчатском не сразу. Вы родились, насколько я помню, в Казахстане.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— В Казахстане, в Актюбинске. Город переводится — Белый Холм. Белая такая возвышенность.

Василий Рулинский:

— У вас семья была не очень воцерковлённая, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, моя семья, она не такая воцерковлённая. И первая моя такая встреча с Богом, она, наверное, ну и познакомился я так вот, с Богом, что бабушка моя, она рассказывала, мама так немножко, она тоже... Был фильм какой-то, вот я помню, черно-белые еще телевизоры, и так увидел вкратце немножко какой-то фильм как раз о Господе. Я стал спрашивать, задавать вопросы.

Василий Рулинский:

— Это в Советском Союзе показывали? Неожиданно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Ну, это уже распад начинался в 90-е.

Протоиерей Виктор Музыкант:

Да, конец 80-х.

Василий Рулинский:

— При Горбачеве уже, наверное.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да. Ну и получилось, что первая, кто пошел из нашей семьи, это моя старшая сестра. Вот она сейчас там же живет, в Актюбинске, поет на клиросе, в воскресной школе она там занимается с детишками. И, получается, она первая пошла, а меня уже Господь попозже немножко привел. И тоже очень такие были непростые события перед тем, как прийти. И как удивительно Господь приводит людей через разных людей. И меня Господь привел через людей, которые не имеют отношения к Русской Православной Церкви, а к католической. И они просто мне рассказали о Боге.

Василий Рулинский:

— Я помню, вы как-то рассказывали в одном из интервью, по-моему, кто-то с горки катался, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, мы катались на горках. И католический пастырь, он шёл мимо наших ребят. И предложил прийти в гости. Для нас было познакомиться с иностранцами...это что-то.

Василий Рулинский:

— А из какой страны он был?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Они из Польши. Вот, и нам они рассказали, то есть мы вместе с друзьями, пришли мы в гости, и вот они нам рассказали о Боге. Сначала мы просто общались, просто познакомились, да, вот, а потом они рассказали о Боге, и для меня стало такое, думаю, ну, действительно, Господь-то есть, Господь Создатель наш. Вот, и сестра моя как раз уже ходила в храм, вот, и я пошел в храм. Вот первый раз. Сознательно. Но не в католический. Да, да. Вот, кстати, в этом меня поддержал этот человек, который рассказал о Боге, да.

Василий Рулинский:

—А, священник, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

—Да, он сказал, говорит: хорошо, что ты пошёл в храм.

Василий Рулинский:

— А, вот так.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Хорошо, что ты ходишь в храм. Молодец. То есть я ему... там поделился с ним, говорю: я пошёл в храм, сходил на службу, и вот он говорит, молодец, хорошо, что ты пошёл. Он меня в этом поддерживал. Вот, и... Нашел я там друзей, вот, в дальнейшем стал, Господь мне дал такую возможность — войти в Святая Святых, в алтарь, вот, и пономарить там же.

Василий Рулинский:

— А это в каком возрасте было?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Это было 14 лет мне тогда.

Василий Рулинский:

— Ну, такой, в общем, подростковый возраст очень непростой. Обычно всегда тут искушений много может быть у молодых людей.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, у меня был такой момент шатаний, когда мои друзья-одноклассники там, значит, они живут своей мирской такой жизнью, своими такими увлечениями. И тут, придя в храм, я стал говорить своему другу, говорю: слушай, давай вместе ходить.

Василий Рулинский:

— Поддержал?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да. Он меня поддержал. Мы стали вместе с ним ходить в храм. Для меня это стало как-то... Знаете, очень важно, когда приходит человек в храм, что он не один, что у него есть такая группа поддержки.

Василий Рулинский:

— Да, конечно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Что вот хорошо, когда в таких приходах, в общинах, да, когда новый человек приходит в приход, и его всё-таки... обращают на него внимание как-то, и стараются его поддержать в этом, и стараются его привлечь уже в общину, познакомиться, что, оказывается, у него там есть тоже его друзья, вот. Ну, у меня там появились тоже друзья. Нас было пономарей четырнадцать.

Василий Рулинский:

— Четырнадцать пономарей? Ничего себе, это для кафедрального собора какого-нибудь, иподиаконов меньше даже.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, нас надо было чем-то нас занять, вот поэтому кого-то на клирос, кого-то кто-то со свечами ходил, кто-то кадило разжигал, кто-то отвечал за семисвечник, кто-то отвечал за свет там и так далее. Каждому раздавалось какое-то поручение, послушание, и благодаря этому каждый пономарь чувствовал, что он здесь нужен. И мы друг друга все-таки поддерживали, мы собирались вокруг наших таких старших алтарников. Многие из них сегодня священники, слава Богу. Вот и, конечно же, для нас такая была поддержка, знаете, вот поддержка очень важна, это когда такая среда, когда вместе все идем по этому пути, вместе мы пошли на речку, вместе мы пошли куда-то, съездили в дом престарелых, тогда уже началась такая социальная даже работа. Вместе мы пошли поздравили наших прихожан и так далее. То есть это очень-очень важно для меня. И сегодня, для меня как священника, вот он стоит такой пример, что создать такой приход, чтобы всё-таки это была общинность, чтобы это всё-таки люди с друг другом были и друг друга поддерживали.

Василий Рулинский:

— А как это сделать? Вот часто я вижу, что люди приходят, ну, как сказать, свечку поставить, помолиться, исповедоваться, причаститься, и всё, они как разошлись по своим делам, по своим домам. И вот как их собрать? Вот как это происходит?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Ну, вы знаете, для меня в жизни было несколько таких периодов, когда... То есть я жил там в Актюбинске, потом я переехал в Волгоград, в Волгограде я закончил Свято-Сергиевское епархиальное училище, в Волгограде мы были там на приходе, общинном таком приходе, и такая была разница, что в Актюбинске, в Волгограде. Потом, когда уже переехал на Камчатку служить, предложили мне, то там увидел, какой там приход, какая там общинность. А потом познакомился с приходом, с такой общиной, как Иоанновская семья ее называют. В честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, организовал такую общину отец Николай Беляев, протоиерей Николай Беляев, который служил на Карповке.

Василий Рулинский:

— Как раз в монастыре, где покоятся мощи Иоанна Кронштадтского.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— И вот как-то на юбилее святого праведного Иоанна Кронштадтского как раз, всех-всех собрал батюшка, всех, кто связан как-то с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. У меня как раз на Камчатке была такая община в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, как-то они вышли на нас, вот, и предложили приехать в Санкт-Петербург и поучаствовать в этом таком юбилее, масштабном юбилее, очень было много гостей, те, кто связаны с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского. И там батюшка рассказал о приходе, о приходе не просто приходе, а о приходе-общине. Он рассказывал, как он начинал, как он увидел, что в этом направлении очень было бы хорошо взять за пример даже. Если хотите, то берите в пример вот наш такой приход. Он сделал, ну, во-первых, сделал так, что прихожане, конечно, он всегда собирался, всегда они вместе совершали богослужения, Литургии. Это самое первое. Самое важное, когда мы все вместе причащаемся Святых Христовых Тайн — Евхаристия, вот в дальнейшем батюшка решил так, чтобы каждый человек, который приходит в этот приход, чтобы он не оставался без внимания, чтобы он чувствовал, что он в этом приходе. Когда приходит человек, его спрашивают: ты на каком приходе? Ты прихожанин какого храма? Чтобы он чувствовал, что он действительно прихожанин. Что он ценен, что он важен для этого прихода. Батюшка решил сделать, чтобы люди друг друга знали, чтобы с друг другом они были знакомы, он сделал такие десяточки. Каждый, кто рядом живет с друг другом, в одном доме или по соседству, он их объединил в десятку. Вот, и среди них есть старшие. И когда они приходили в храм, то этот старший, он обычно смотрел, значит, если кто-то отсутствует, вот, или кто-то, кто из них присутствует, значит, вот, то обязательно уже созванивались или приходили домой, спрашивали, что случилось там, или что-то. Может, помощь какая-то нужна. Да, может, какая-то нужна помощь там, и как-то старались друг друга так поддерживать. В дальнейшем, батюшка, понимая, что многие из них имеют профессионально свою какую-то деятельность. Кто-то юристы, кто-то педагоги, кто-то имеет возможность автомобиль и какую-то прихожанку или прихожанина отвезти, привезти, или какая-то нужна помощь тому или иному человеку в ремонте, например, есть строители и так далее. И поэтому организовал еще дополнение в такие общины, так называемые. Община, значит, праздник называли. То есть те люди, которые организовывают праздник. Община, например, кто организовывает воскресную школу, педагоги. Они еще кроме воскресной школы, они организовывают летний лагерь. Летом они вывозят детишек своих. Плюс к этому у них есть... летом они... не только дети могут иметь возможность, но и прихожане, которым некуда выехать куда-то за город. То есть они могут приехать за город, где у них было их место, где они могли собираться, загородный такой дом. И туда привозили бабушек, дедушек, которые одинокие, которые сидят целый день в квартире и так далее. Поэтому, конечно, вот этот образ взаимопомощи, взаимоподдержки, он тоже свой наложил. Такой отпечаток в моей душе, в моем сердце. И когда я приехал оттуда, и Владыке Игнатию рассказал об этом приходе, Владыка решил и у нас тоже организовать по такому примеру. Отчасти что-то получилось, отчасти. Сестричество у нас организовалось, там люди, которые на машинах, значит, они стали друг другу помогать. Отчасти юристы наши там организовались тоже воедино друг к другу и стали помогать нашим прихожанам, там врачи, наше общество врачей, тоже. Ну, вот что-то такое мы взяли для себя.

Василий Рулинский:

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с протоиереем Виктором Музыкантом, главой социального отдела Петропавловской епархии. Если у вас есть желание поддержать социальное служение церкви в Петропавловске-Камчатском и в епархии, это можно сделать на сайте: pravkamchatka.ru. Мы вернемся после короткой паузы.

— Здравствуйте, друзья! Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности, и у нас в гостях протоиерей Виктор Музыкант, глава социального отдела Петропавловской епархии. И мы немножко поговорили о том, каким образом выстраивать приходскую жизнь, и как можно брать пример со святого праведного Иоанна Кронштадтского в этом деле. Это «Иоанновская семья», известное достаточно сообщество таких приходов, и я так понимаю, что одним из связующих таких начал в этом сообществе приходов является как раз социальное служение. То, что по примеру отца Иоанна Кронштадтского, который шёл, и его матушка знала, что он всё равно придёт без сапог, потому что их отдаст нищим, которые будут... специально готовила дома ещё одну пару сапог, чтобы переодеть. Вот это всё. Насколько удаётся вам, батюшка, в Петропавловске-Камчатском, в епархии осуществлять вот в этом направлении это служение.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Вообще, конечно, всё зависит, наверное, от рвения самого священника, да, и как он зажигает людей вокруг себя, то есть как он старается сам трудиться, и по примеру него люди, наверное, и собираются. То есть поэтому, наверное, оценивать свою деятельность так, вот, наверное, те люди, которые рядом трудятся, бок о бок с нами, то есть они, наверное, могут сказать, как у нас получается. Вот всегда, когда я приезжаю на съезд, например, куда-то там или, когда у нас совершаются какие-то обучения, курсы, то я всегда понимаю, что недостаточно. Я тружусь, недостаточно как-то работаю в этом плане. Наверное, нужно больше, и не наверное, а нужно больше трудиться, нужно больше уделять время. Прихожанам нашим нужно больше времени стараться делиться той своей возможностью, которая у нас есть. Сегодня Господь нам дает такое удивительное время. Надо спешить делать добро, на самом деле. Я вот просто смотрю, думаю, пройдет это время какое-то, когда есть возможность здоровья, есть возможность какие-то, какие-то есть у нас возможности сегодня, есть те люди, которые сегодня нас окружают и дают такую дорогу нам. То есть если мы сегодня не возьмём это, и не подхватим, и не станем это делать, ну, наверное, Господь спросит за это, да, и Он скажет, почему ты не делал, тебя Господь поставил на это служение, нужно было делать, совершать, и тем более это подсказывает всё, вот, и даётся всё.

Василий Рулинский:

— Ну, это вот как в той вот евангельской той же притче, и помните, Господь говорит, что нужно, даже если ты что-то делаешь доброе, всё равно помнить, что ты раб неключимый, да, что ты просто сделал повеленное тебе, что нет ничего такого великого в том, что ты кому-то помог. Да, точно. Только начинаешь этот путь. Действительно, если говорить про духовную жизнь, то, конечно, человек, если он начинает этот путь, он только тут и начинает понимать, он и начала толком не положил, только чуть-чуть начал делать. Вот к слову о том, что вы делаете, меня в своё время поразило то, как вы доставляете помощь гуманитарную. Вот продуктовый набор, и в ковид, в период ковида, когда люди не могли выйти даже до магазина, особенно пожилые, вот люди с инвалидностью. У вас там, я так понимаю, целая бригада была священников и помощников, которые доставляли невероятным образом. Там, по-моему, даже использовались и пароходы, и чуть ли не вертолеты, да, батюшка? Расскажите, как это было.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, у нас же такой Камчатский край, он протяженностью большой, на самом деле, и малодоступный в плане транспорта, именно наземный транспорт. Поэтому приходилось и на пароходы отгружать, чтобы хоть как-то помочь северным поселкам, потому что там же тоже непростая такая ситуация, и где-то и вертолетами мы отправляли продуктовые наборы, в том числе у нас, получается, есть такая гонка на собачьих упряжках называется Берингия, и мы используем возможность там тоже поучаствовать. В каком плане? Обычно у нас участвует священник, который сопровождает в этой гонке вместе с каюрами, вместе со спортсменами, так называемыми. Он посещает поселки, отдаленные поселки, и мы туда отправляем нашу гуманитарную помощь. В том числе это и одежда, и продукты, которые имеют возможность...

Василий Рулинский:

— Там специфика, по-моему, такая, что только в определенное время года можно до них добраться, да, по-моему, такая история?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, или можно на вертолете там добраться, но, если наземным каким-то транспортом, это на собачках или на вездеходе, да, то есть это когда реки все...

Василий Рулинский:

— Зимой только встанут, да.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, они встанут, вот, и можно будет все-таки проехать. Вот, поэтому, конечно же, мы всегда, как бы, помним о северных наших поселках, да, и печалимся порой, если вдруг, когда мы приезжаем туда, смотрим, какие там цены на продукты, и как же там выживать человеку? Потому что, ну, все дорого, дорогая транспортная доступность. Поэтому как-то стараемся поддержать, стараемся, да. Слава Богу, вот действительно люди такие добросердечные и всегда откликаются на боль. И я думаю, что это везде. Когда я смотрю цифры, сколько людей откликнулось на ту или иную боль человека в Москве или где-то в других городах, хорошо, что у нас столько людей хороших, добрых. И у нас тоже на Камчатке очень хорошие, добрые люди. Вот они стараются друг другу помогать, и для меня это было, когда я приехал только на Камчатку, то что самое главное, это люди, которые такие добрые, отзывчивые, и друг друга всегда поддерживают. И у меня один из приходов было в свое время, я ездил на Командорские острова.

Василий Рулинский:

— А где это, батюшка? Мне кажется, вы сейчас сказали, это настолько звучит... Ну, конечно, звучит волшебно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Два острова наших, которые принадлежат нам, Командорские, остров Медный и остров Никольский.

Василий Рулинский:

— Это еще дальше в Тихий океан, да? Еще дальше Петропавловска-Камчатска?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, они находятся как раз, разделяют Берингово море... между Тихим океаном и Беринговым морем. Они находятся напротив середины Камчатки. Ближе к Чукотке. Ближе к Чукотке и туда так вот в Берингово море. Вот это Алеутская гряда как раз островов. Вот самый первый от нас, это вот как раз наши два острова. На втором острове никто там сегодня не живет. Раньше там жили люди, там посёлок назывался Преображенский в честь Преображения Господня, как раз там был храм в своё время. А на Командорских островах, в Никольском именно, там был храм в честь святителя Иннокентия, а потом и добавилось и святителя Николая. Стал храм называться в честь святителя Николо-Иннокентиевская церковь, так её исторически называли. Но потом, к сожалению, в советское время этот храм был уничтожен, разрушен, и слава Богу, уже в 2012 году был построен новый храм. А до 2012 года наши священники ездили, посещали и служили на квартире в храме, приспособленный такой храм. И вот когда мне назначили туда такой приписной такой называемый приход, и я ездил туда надо лететь 800 километров от Петропавловска-Камчатского вот, и мы летали туда на небольших самолетах. И, значит, когда первый раз туда прилетел, я так думаю, зачем здесь люди живут? Это для себя.

Василий Рулинский:

— Что, совсем там не приспособлено, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Не совсем. На самом деле, там приспособлено всё. Но нету деревьев. Там продувается всё. Там всё продувается. Это остров. Вокруг тебя море. Никуда от него не деться.

Василий Рулинский:

— А он маленький, да, этот остров?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Он небольшой, да. Остров...

Василий Рулинский:

— Сколько километров? 5 на 5 где-то, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да нет, нет. Больше, конечно же, больше уже. Я уже не помню по протяженности.

Василий Рулинский:

— Но ветра, наверное, ого-го, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, ветра. Там если идёт дождь, то он идёт такой горизонтальный. То есть никак от него не укроешься.

Василий Рулинский:

— А, то есть не сверху идёт, а как будто...

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, сбоку просто.

Василий Рулинский:

— Интересно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Вот иногда люди, когда большой ветер, то идут от столба до столба, чтобы тебя никуда не снесло. Такие ветра бывают. Ну и, конечно же, когда я стал знакомиться с людьми, которые там живут, то мне хотелось там жить. Рядом с такими людьми, рядом с такими подвижниками. И даже планировал в своё время, думал, что меня туда назначат уже постоянным священником. У нас был, когда святейший приезжал, он освятил место под храм в 2010 году. И в 2012 году был уже выстроен, слава Богу, храм вместе с приходским домиком. Туда был назначен уже священник командировочный, и сегодня там постоянно есть священник, слава Богу. И вот что самое главное, хотел бы я сказать об этом, вот как там люди жили в 90-е годы, когда туда не приходил подолгу пароход с продуктами, когда не было там света по несколько дней, когда не было там тепла, потому что не завезено было туда топливо, и как люди друг друга поддерживали. Вот они, когда рассказывали об этих всех моментах, обстоятельствах, они рассказывали это с радостью, с этим временем. Почему? А потому что они друг друга поддерживали, потому что было для них это время, наверное, самое дорогое. Да, тяжело, да, непросто. Но, говорят, какая была радость, когда они друг с другом собирались и друг с другом делились тем, что у них есть. У кого-то сахар остался, у кого-то картошка осталась, у кого-то там что-то. То есть оказывается, что когда трудно и когда друг друга дарят какими-то своими возможностями, то от этого больше радости.

Василий Рулинский:

— Да, есть известное тоже такое, мне вспоминается символически такое описание рая и ада. Помните, по-моему, Паисий Святогорец говорил, что люди, когда... ад — это когда люди вокруг большого чана, там есть еда, у них очень длинные ложки, они не могут достать, черпают, и не могут достать, потому что слишком длинная ложка. А в описании рая то же самое, только они кормят друг друга этими ложками.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Действительно. И для меня, знаете, вот эти люди — героические люди, потому что живут там. Ну и сегодня, конечно, государство очень много делает для того, чтобы там люди оставались и жили. Туда привлекаются профессионалы: педагоги, врачи, военные там и так далее, то есть что строятся дома, вот построена новая школа, вот храм, слава Богу, там есть.

Василий Рулинский:

— Ну людей-то там много?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— На тот момент, когда я приезжал, человек 600 жило. Конечно, в советское время там жило побольше, за тысячу там жило людей, около двух даже было. Там был свой зверосовхоз и так далее. То есть очень много занимались какой-то деятельностью, как это обычно было в советское время. Ну и, конечно же, когда начались вот перестроечные времена, особенно 90-е года, многие уезжали, конечно, покинули это вот село, но есть там люди, которые там родились, алеуты, которые были туда привезены в свое время. И, конечно, для них это родина. Это то место, где они свою жизнь... Многие и остаются, и живут там, слава Богу, и стараются как-то там что-то делать для того, чтобы там лучше было.

Василий Рулинский:

— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим с протоиереем Виктором Музыкантом, главой социального отдела Петропавловской и Камчатской епархии. Если у вас есть желание поддержать социальное служение церкви на Камчатке, это можно сделать на сайте правкамчатка.ру. Батюшка, меня в свое время поразило такое учреждение, которое церковь организовала. Буквально недалеко от кафедрального собора, это Дом для мам. Причём очень интересно, что Дом для мам — вот особенно в Петерпавловске-Камчатском так себя позиционирует, что о нём сложно найти информацию. И это сознательно вы, я так понимаю, сделали, потому что, я так понимаю, есть какая-то иногда необходимость у женщин как-то, скажем так, полноценное такое безопасное место иметь, чтобы никто их где-то не нашёл, да? Расскажите про этот проект.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, у нас, слава Богу, действительно есть такой проект, и он по благословению Святейшего в своё время, да, когда Святейший благословил, чтобы нужно такой иметь дом обязательно, каждая епархия, вот, и Владыка благословил организовать такой дом. Вот у нас, слава Богу, есть такое место, где мы имеем возможность принять наших женщин, которые попали в такую жизненную трудную ситуацию, особенно от насилия какого-то, да, которое они претерпели, и как-то побыть там, привести себя в порядок и помочь как-то женщинам выйти из этой трудной жизненной ситуации. В нашем центре, доме можно жить сколько есть возможности у человека пожить и так, чтобы женщина наладила, или в семью вернулась, или же постарались что-то сделать для того, чтобы она как-то могла уже в дальнейшем самостоятельно жить и себя обеспечивать. Одна из целей организации этого дома, чтобы сохранить жизнь детям, которые ещё не рождены. Потому что многие, кто попали в трудную ситуацию, которых не поддержали, которых мужья, может быть, даже не поддержали, а кого-то родители не поддержали.

Василий Рулинский:

— Да, выгоняют их прямо из дома.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— И мы предлагаем пожить у нас. И обрести здесь возможность и устроить свою жизнь, как-то выстроить её.

Василий Рулинский:

— Удавалось спасти от аборта женщин?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, удавалось, и особенно таких молодых очень девушек и женщин. Поэтому, конечно, это очень важное место, и мы специально не говорим, где это находится, потому что у нас очень маленький город, все друг друга знают, и поэтому были у нас моменты, когда узнавали и приходили, и как-то... требовали, чтобы вернулись домой, но не то состояние, и не так нужно возвращаться домой, конечно же. Поэтому, конечно же, мы обычно работаем с родственниками, работаем с мужьями, если они узнают, конечно, что они у нас где-то, но где они не знают. И мы стараемся уже наладить как-то, стараемся выстроить как-то работу с родственниками.

Василий Рулинский:

— Это очень тонкий вопрос.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Очень-очень, да. Непростой, конечно. У нас работает психолог, наш семейный психолог, священник работает, человек, который там заботится об этих женщинах, и бытовую сторону обязательно там обеспечиваем, все, чтобы у них было. И поэтому, конечно же, этот проект мы ценим, и слава Богу, что он есть. И по примеру этого проекта государственный организовался такой дом. Вот видите, как церковь обычно мы видим и во многих так епархиях, когда церковь начинает, осуществляет какой-то проект, и государство, слава Богу, подхватывает и организовывает, но более масштабные возможности у них есть. И были такие случаи, когда у них заполнен полностью, они обращаются к нам, говорят: возьмите, пожалуйста. Когда у нас было заполнено, то мы просим, чтобы они взяли к себе. Мы очень дружим с Центром помощи семьи и детям. У нас есть такой центр. И стараемся друг друга поддерживать. Организуем разные совместные проекты. И вот один из проектов как раз...

Василий Рулинский:

— Да, я вот люблю рассказывать о том, что приюты для мам в церкви за 10 лет появились в таком большом, в принципе, количестве. У нас в 10-м году, в 11-м году был один приют для мам, а за последние, получается, только чуть больше 10 лет. У нас их 83 уже. И так вот, я люблю рассказывать, что от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, обычно, когда в новостях слышишь, там, от Калининграда до Владивостока.

Василий Рулинский:

— Да, а Петропавловск обижается.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, Петропавловск говорит: ну как же?

Василий Рулинский:

— Ещё, сколько у вас там ещё до Владивостока, наверное?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Ну два с половиной часа еще лететь.

Василий Рулинский:

— Это значит и тысяча еще километров, наверное, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Ну да, не то там. Это все-таки серьезное такое... Через Охотское море.

Василий Рулинский:

— Даже плюс два часа у вас к Владивостоку, да? Да. У вас к Москве плюс девять, а к Владивостоку плюс два. Да, с вас начинается, можно сказать, утро.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, начинается утро с нас, Чукотка, вот когда, слава Богу, да, мы, знаете, вот наша Россия, наша матушка такая, Родина, она такая, вот, непрестанная молитва.

Василий Рулинский:

— Точно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, то есть мы начинаем Литургию, вот у вас завершается день, да. Вот, и вы уже отслужили службу вечернюю, да, все ночные там, например, а мы начали уже Литургию. Мы завершили Литургию, у вас начинается день, вы начали Литургию. Да, и поэтому, конечно же... А это, если учесть то, что от Петропавловска там мы завершили Литургию, во Владивостоке началась. Во Владивостоке завершилась там...

Василий Рулинский:

— Да, эстафета такая, да.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— И вот, знаете, когда мы понимаем, что действительно как... Вся земля непрестанно молится, прославляет.

Василий Рулинский:

— Особенно на Пасху это хорошо, когда ты можешь выбрать трансляцию по любому часовому поясу. Причём, ну, есть же приходы у нас и в Европе, и в США, тоже любую вообще, пожалуйста, трансляцию смотри, слушай. Ну, особенно в период ковида это было актуально. Сейчас-то, в общем-то, все в храм стараются приходить, конечно. Я ещё про один хотел проект у вас спросить. Мне в своё время очень тоже запал в сердце такой проект помощи бездомным. У одного вашего подвижника, такого батюшки, он их как-то привечает у себя на приходе, какое-то им даёт трудовое послушание. Я так понимаю, что у вас тоже есть проект в рамках «Иоанновской семьи», да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, это отец Даниил у нас есть такой, батюшка-иеромонах. Он совместно со своими сподвижниками организовали такой приют, приют для помощи таким людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, это и которые бездомные, и которые оказались, может быть, у кого-то есть дом, но нет возможности жить в этом доме, и трудно очень себя даже и обеспечить, и оказалось всего на сегодняшний день эти с Даниилом мы буквально как-то созванивались, он говорит мне не оказывается людей, которые дееспособны, способны что-то делать. Они сейчас строят храм и говорят, что порой приходится самому заниматься сваркой, варить, что-то делать, штукатурить и так далее. Потому что оказалось, что у него живут сегодня люди, которые не могут передвигаться, что-то делать, обеспечивать. Потому что им приходится и сажать огород, чтобы самим себя прокормить, обеспечить самих себя. Поэтому, конечно, этот проект мы стараемся поддерживать всячески, как возможно. И сегодня у него, у отца Данила, проживает порядка 40 человек.

Василий Рулинский:

— Это серьезное количество.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, и бывало и побольше у него людей проживало, но сезонно. Когда начинается зима, конечно, приходит побольше людей, вот, и старается, отец Даниил, конечно, всех старается принять у себя и поддержать вот таких людей. И эта организация, она полностью, полностью такая благотворительная, что она ничего не имеет. А только, наоборот, стараются вкладывать, выкладываться все, и сподвижники отца Данила, конечно же, как-то стараются помогать таким людям. И самое главное, это люди, которые остались у него, да, и живут, это на всю жизнь, потому что им некуда.

Василий Рулинский:

— Да, там перспектива такая, действительно. Только церковь может о таких людях позаботиться, на самом деле.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Очереди в дома...

Василий Рулинский:

— Интернаты.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Интернаты. Огромные сегодня, да, поэтому, конечно же, туда людям попасть очень трудно, да, и, конечно же, приходится, понимая важность таких проектов, очень важно, что не оставить же их, таких людей.

Василий Рулинский:

— Конечно. Ну, надо сказать, конечно, вот у отца Даниила ощущение такое, знаете, вот Божий человек, который делает совершенно Божье дело, у него фактически никаких денег нет. Вот в каких-то совершенно вот самых-самых простых, вот, наверное, москвичам даже невозможно представить, в каких условиях там. Очень аскетично, так вот скажем, да? Но это явно лучше, чем на улице. И он просто вкладывает душу, просто у него больше ничего нет. Вот он всё, что есть, он всё отдаёт.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, всё отдаёт, всё отдаёт, полностью. Вот когда приходишь к нему, думаешь, да, вспоминаешь какие-то, например, там, 90-е года, там, ещё, вот, думаешь, как вот люди жили, сегодня же. Порой приходишь, где люди особо-то, ну, всё обустроено, всё так устроено, чисто, очень аккуратненько всё. У него чисто, аккуратненько, но очень так скромно, скромно очень. Ну, что можно, что возможно. Он, конечно, старается где-то участвовать в грантовых каких-то поддержках. Они пишут, конечно, и вот они выиграли грант, как-то вот в прошлом году они выиграли грант, и их поддерживают, и государство поддерживает, старается этот проект. Но, наверное, недостаточно для того, чтобы объять всех, вот, потому что много желающих приходит, много желающих. Но всех мы просто не можем. Поэтому в государстве есть у нас такой центр, где тоже помогают таким людям. Но он такой... Там порог такой высокий.

Василий Рулинский:

— А, там надо быть с пропиской, да?

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Там нужно иметь документы. Хотя бы документы. То есть обычно люди без документов...

Василий Рулинский:

— Да, кто оказался на дне, у него какие документы? Едва бы выжить там, конечно.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, поэтому очень важно для нас сегодня поддерживать таких людей. Многие осуждают таких людей, говорят, что они сами виноваты, еще что-то говорят. Но для нас, христиан, очень важно не пройти мимо, не пройти. Если мы увидели такого человека, хоть как-то его поддержать. Есть возможность какая, не оставить такого человека. Порой те люди, которые оказались в такой ситуации, и их поддержали, и дали им возможность встать, и они пошли дальше. Они всю жизнь свою очень благодарны, потому что в какой-то момент их поддержали, и они не остались без помощи, без поддержки. Поэтому многие люди рассказывают, говорят, да, мы помним, вот мы были у отца Даниила, там мы были, слава Богу, что вот нам в тот момент такая поддержка была оказана. Вот если же бы мы хоть чуть-чуть бы, если бы мы не узнали бы, не узнали бы и оказались бы где-то в подвале, еще где-то, то, наверное, я бы не смог бы выйти. Многие так и остаются, живя на улице. Не выходят из этого состояния.

Василий Рулинский:

— Да, здесь, конечно, важна, наверное, каждая человеческая душа. Если мы хоть одному человеку помогли, это уже бесценно в глазах Божьих. Конечно, здесь мы не знаем, как это отзовётся, как это получится, не получится, но мы как христиане, наверное, просто обязаны не пройти мимо. Это, конечно, сложно, потому что иногда бывает суета, бежишь, что-то спешишь, свои дела, вроде как не к месту. Всегда вот как-то вроде кажется, что не к месту. А на самом деле, может быть, Господь вот именно в этом образе вот такого вот страдальца, который сидит и просит, может, он нам и является.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Да, поэтому порой чувства переполняют такие, да, что вот опять ты, опять что-то у тебя не так, опять что-то, и думаешь, как же, как же так вот, как тебе вот так помочь, чтобы, чтобы как-то, вот больше ты бы не совершал бы такое, не был бы в таком состоянии, может быть, и необходимо, чтобы наше сердце оно более было бы милосердное, поэтому... у нас портовый город, и знаете, многие приезжают на заработки к нам. Кто-то на рыбалку приехал, кто-то на строительство приехал, какие-то строить объекты. Вот, и чёткое правило у организаторов организаций, этих предприятий, чтобы человек не выпивал. То есть человек выпил, его...

Василий Рулинский:

— Отчисляют.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— Отчисляют, да. И такой обычный человек, у которого нет связи особенно со своими родственниками, и нет денег, то он оказывается на улице. И в этот момент вот его нужно подхватить, поддержать. И в этот момент, конечно же, так помочь ему, чтобы он улетел домой бы, и дома бы у него опять наладилось бы, и все было бы. Много таких случаев, когда оказывались они на улице и начинали просто выпивать от безнадежности, и конечно же, оказывались вот в этой среде вот, и это очень трудно потом выходить из этого, очень трудно, то есть какой-то происходит внутренний психологический... какая-то трудность.

Василий Рулинский:

— Ну, слава Богу, что есть такие проекты, что есть люди замечательные, которые вот как раз по вашему описанию живут на Камчатке, и священники, и сёстры милосердия, добровольцы, готовые поддержать, действительно исполнить на деле слова Христа о служении ближним. Это, мне кажется, для многих, для всех нас, наверное, всех радиослушателей, тоже является одним из таких примеров, что Господь действует в любом случае, в каких бы обстоятельствах человек ни находился, три дня под сугробом или ещё в каких-нибудь сложных обстоятельствах, когда продуваются ветрами, и дождь идёт вместо сверху, идёт горизонтально. В любых обстоятельствах мы под Богом, и мы служим Ему. Спасибо вам, дорогой отец Виктор, за этот очень важный разговор. Мы сегодня общались с главой социального отдела Петропавловской и Камчатской епархии протоиереем Виктором Музыкантом. Если у вас есть желание поддержать социальное служение на Камчатке, это можно сделать на сайте правкамчатка.ру. С вами был Василий Рулинский, пресс-секретарь синодального отдела по благотворительности. Встретимся через неделю. До свидания.

Протоиерей Виктор Музыкант:

— До свидания. До свидания. Спасибо.


Все выпуски программы Делатели


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

tolpekina

Последние записи

Монах-путник. Алина Чернышева

Холодным октябрьским днём мы с сестрой возвращались из Москвы домой, в город Домодедово. Настроение на нуле, везли из ветклиники любимую кошку.…

14.05.2024

«На крещении»

Сегодня удивительный и незабываемый день — мы крестим Мишу, сына моих давних друзей. Мальчику исполнилось…

14.05.2024

14 мая. Об обличении зла

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела…

14.05.2024

14 мая. О ветхозаветной Книге «Плач Иеремии»

Сегодня 14 мая. День памяти Пророка Иеремии, жившего в VI (6) до Р. Х. О ветхозаветной Книге «Плач Иеремии», — Епископ…

14.05.2024

14 мая. О поминовении усопших после Светлой седмицы

Сегодня 14 мая. Радоница. О поминовении усопших после Светлой седмицы, — протоиерей Игорь Филяновский.

14.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10. Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист. В христианском Символе веры предельно ясно сказано,…

14.05.2024

This website uses cookies.