Иуд., 77 зач., I, 1-10.
Глава 1.
1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом:
2 милость вам и мир и любовь да умножатся.
3 Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.
4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
5 Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил,
6 и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.
7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример,
8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти.
9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь».
10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение представляет собой часть небольшого послания, которое состоит всего из одной главы. Его автор называет себя Иудой, братом Иакова. С древности он ассоциируется христианами с апостолом Иудой Фаддем, который был не только братом Иакова, но и братом самого Господа.
С первых слов послания мы сталкиваемся с характером апостола. Как известно, кровных братьев и сестер у Христа не было, и все они, те о ком мы слышим в Евангелии — это дети Иосифа от первого брака... Однако для общества это было не важно: для людей они были братьями, и Иуда Фаддей был старшим. Мы помним из Евангелий, как братья Христа далеко не сразу поверили в Него и стали воспринимать Его всерьез. И вот вначале сегодняшнего чтения мы видим, какая разительная перемена произошла в их сердцах. Если бы мы, пусть даже только для общественного сознания, были бы родственниками Христа, как бы мы себя вели? Хвалились бы? Всем рассказывали об этом, ведь у нас есть такие связи... Апостол Иуда говорит, что он раб Иисуса Христа, не упоминая впрямую того, что может назвать себя и по-другому. Он не пользуется этой властью, но умаляется, смиряется, чтобы дать место действовать Христу.
Апостол уточняет, что пишет послание, потому что видит серьезную опасность в том, что в христианской среде появились люди, которые извращают веру в угоду самим себе. Узнав о них, апостол посчитал для себя важным, написать увещевание к ученикам, чтобы те подвизались за веру, которая когда-то была им проповедана. Эту веру надо будет защитить от тех, кто не просто понял ее некорректно, но буквально настроен на то, чтобы извратить ее в угоду своим привычкам.
Интересно, что слово, которое в синодальном переводе звучит как «подвизаться», на самом деле может быть переведено даже как бороться, то есть вступиться и прилагать усилия, защищать и отстаивать те истины, которые когда-то были восприняты. Но что это значит буквально? Что и как защищать? Если речь идет о вере, может быть им надлежит устраивать публичные диспуты? Но нет, это не так. Мы видим, что опасность, о которой говорит апостол Иуда, лежит не в интеллектуальной плоскости, но в духовной и нравственной.
Проблему он видит в том, что в общины стали попадать люди, которые издревле были предназначены для осуждения. Это может показаться странным, ведь нет никого, кто был бы сотворен на погибель, но апостол и не имеет ввиду кого-то конкретного... Он говорит вообще о самом типе такого поведения, которое ведет к погибели.
В чем же их проблема? Узнав о том, что Бог нас любит и готов нас простить, они решили расслабиться и предаться распутству. Да и для чего беспокоиться, ведь Бог милостив. Единственное, чего они не учли: такими поступками они не изменяют Бога, они изменяют себя и становятся отверженными от Него. И эти слова апостола особенно важно услышать в контексте его родственных связей со Христом. Кому как не ему, можно было рассчитывать на прощение всего, если бы он судил по житейским меркам. Он же брат Христов, мог бы делать что хочет и не переживать... Но он прекрасно понимает, что дело будет не в Христе, который, конечно, всех любит... Дело будет в нас самих, в том, какой путь выбрали мы сами. Понимая значение нашей свободы, будем и мы подвизаться за веру, которую однажды открыл нам Господь.
Помощь для православной службы «Милосердие-на-Дону»
77-летняя Валентина Антоновна вместе с мужем Александром Петровичем приехала в Ростов-на-Дону из села Красный Лиман, что в Донецкой области. Супруги еле спаслись от обстрелов. Пенсионеры долго прятались в разных домах и подвалах. А когда наступило временное затишье, быстро собрали самое необходимое, взяли своих четвероногих любимцев — собаку и кота — и на старенькой машине отправились искать безопасное место и новый дом. Беженцы сменили семь адресов, прежде чем добрались до пункта временного размещения в Ростовской области. Здесь они и живут по сей день, скромно, но главное — мирно. Если пенсионерам что-нибудь нужно — лекарства, продукты или вещи, на помощь им приходят сотрудники службы «Милосердие-на-Дону».
Под их патронажем сегодня находятся сотни людей, тех, кто попал в беду. Это жители Ростовской области, люди из других регионов, а также беженцы из Донбасса. Ежедневно в православной службе принимают заявки на помощь. Просьбы самые разные — кому лекарства нужны, кому продукты, одежда, и многое другое.
Поддерживать всех нуждающихся удаётся только благодаря участию отзывчивых людей и добрых партнёров. Московский благотворительный фонд «Мои друзья» уже неоднократно приходил на выручку проекту «Милосердие-на-Дону» и его подопечным — закупал и передавал необходимую помощь. В ближайшее время фонд отправит в Ростов-на-Дону большую партию средств гигиены. Узнать об этом больше и поучаствовать в важном деле можно на сайте: Моидрузья.орг
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Смыслы Таинства Крещения». Священник Григорий Геронимус
У нас в гостях был настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
Разговор шел о смыслах и значении Таинства Крещения, а также о том, какие вопросы и недоумения могут возникать у желающих креститься и у крёстных — и как можно на них ответить.
«Детям о вере». Прот. Григорий Крыжановский
У нас в гостях был клирик храма всех святых в земле Русской просиявших в Новокосино протоиерей Григорий Крыжановский.
Разговор шел о том, как говорить с детьми о вере и как музыка, литература, кино и даже мультфильмы могут помочь раскрыть и понять важные духовные истины.