
Иак., 53 зач., II, 14-26.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Думаю, каждый человек сталкивался в жизни с тем, что слова могут расходиться с делами. Более того, в жизни каждого бывали моменты, когда он сам осознанно или неосознанно так поступал. Не всегда в этом есть вина человека, потому что он может так понимать суть явления, что никаких дел и предполагать не будет или слова его изначально могут представлять собой шутку и никаких реальных дел тоже не предполагали. И все же во многих ситуациях расхождение слов и дел бывает очень болезненным. Например, если кто-нибудь называет себя нашим другом, но в тяжелой ситуации не помогает нам и не поддерживает, или напротив, в радостной ситуации никогда не радуется вместе с нами, у нас возникнут сомнения в том, насколько его слова соответствуют действительности, насколько он является нам другом на самом деле.
В церковной среде есть одно слово, которое употребляется чрезвычайно часто, но далеко не всегда при этом имеет отношение к реальности. Это слово «верующий». Оно употребляется в начале жизни христианина и звучит в ее конце. Когда родители приходят в храм крестить ребенка, они говорят, что они верующие. Также о человеке умершем нередко говорят, что он был верующим. При этом всем известно, что такая вера может быть очень разной, может быть подлинной, а может быть далекой от церковной и называться верой в душе. Иногда, люди церковные приравнивают «веру в душе» к почти полному ее отсутствию. Мол если вера в душе, значит ее и совсем нет. Это, конечно, неверно. Раз человек говорит, что верит, значит это правда и в этом не стоит сомневаться. Другое дело, что качество этой веры таково, что она ни на что не влияет.
Именно этой проблеме посвящено сегодняшнее чтение. Уже в первые годы существования Церкви находились люди, которые говорили, что верят во Бога, но никаких дел, соответствующих вере, не совершали. Апостол Иаков не называет их неверующими. Он просто говорит, что от такой веры нет никакой пользы и задает риторический вопрос: может ли эта вера спасти? По словам апостола, вера, которая не проявляется в делах — не приносит плодов и должна быть признана мертвой. Но что же не так в подобной вере? Почему она оценивается так строго?
Все очень просто. Если я верю, что человек, который предупреждает меня о дожде реально существует, но на его предупреждение не обращаю никакого внимания, я промокну, несмотря на веру. Чтобы не промокнуть, мне надо было не столько поверить в человека, сколько поверить человеку, его предупреждениям. Похожим образом в отношениях с Богом мало верить в Его существование, надо верить Ему Самому, верить, что все сказанное Им в Библии — это правда. И если это так, стоит прислушаться к Нему и исполнить Его заповеди.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема