
Иак., 51 зач., I, 19-27.
Глава 1.
19 Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
21 Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
22 Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
23 Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
24 он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
27 Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
При знакомстве с этими словами апостола Иакова неизбежно смущение. Он призывает «отложить всякую нечистоту и остаток злобы» — но ведь его слова обращены к членам раннехристианской общины, людям, принявшим освящение от Иисуса Христа и полное освобождение от всех грехов! Откуда «остаток злобы»? Что за «тайные кладовые» зла, куда не проникает даже свет Христовой истины? Неужели таинство Крещения во Христа не совершенно, не очищает душу целиком от любой, даже малейшей скверны, а сохраняет некий «остаток злобы»?
Ни один из святых отцов Церкви с такой постановкой вопроса не согласился бы категорически. Действительно, крещение — совершенно и подаёт верующему полную чистоту. Но вот что очень важно понять! После очищения начинается новый этап жизни человека в соработничестве с Богом. Крещение подобно освобождению из тюрьмы. Вышел человек, захлопнулись ворота темницы — он свободен, никому ничего уже не должен — и что дальше? Непросто идти устраиваться на работу, начинать обычную будничную жизнь без всякой «бандитской романтики»! Да, человек свободен, но в нём всё ещё продолжают жить привычки и навыки оттуда, из тюремной жизни. Внешне он уже свободен, но внутри всё ещё продолжает оставаться заключенным. Понадобится немало времени, чтобы действительно переродиться, перестроить своё мышление, избавиться от страхов, отучиться от подозрительности и жестокости. И тот, кто сможет пройти этот путь до конца — станет поистине драгоценным бриллиантом человечности!
Апостол Иаков призывает нас к очень важному выводу. Да, в каждом из нас есть то, что никак не согласуется с христианской верой — тот самый «остаток злобы», который продолжает мешаться под ногами, тянет вниз, к предыдущим грехам и падениям. Но это не только «страховочный балласт», который удерживает нас от неконтролируемого и опасного для жизни взмывания прямо в небеса. Зная и осознавая этот «остаток злобы» в душе, мы приобретаем бесценный навык сопротивления злу: через отказ от принятия решений в состоянии гнева, через осуждение себя в проступках, через признание ответственности за каждое гнилое и злобное слово в наших устах. Не понимая этого, можно было бы с лёгкостью принять собственную злобу и гнев — за ревность о славе Божией и чистоте веры, колкий язык — за изысканный инструмент духовного врачевания оступившихся, мнительность — за проявление кристальной честности. Любое зло всегда можно с помощью разума «упаковать» в благонамеренную обёртку — да только содержание от этого ничуть не изменится!
И слова апостола — прекрасная прививка от этого чисто человеческого лукавства: лучше научиться честно различать в душе, что в ней нового и свежего — от Христа Спасителя, а что — «остаток злобы» от прежней жизни!
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 октября. О значении слов о Христе из Послания апостола Павла к филиппийцам

В 3-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова о Христе: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа».
О значении этих слов – священник Вадим Бондаренко.
Все выпуски программы Актуальная тема