
Иак., 53 зач., II, 14-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Помещики, герои «Мёртвых душ» Николая Гоголя, не просто литературные персонажи. Это ещё и иллюстрации человеческих страстей. Например, пустословия и греховного легкомыслия. Так сказать, воплощением данных пристрастий стал помещик Манилов, много говоривший и почти ничего не делавший. О пагубности подобного подхода к жизни в отрывке из второй главы своего послания рассуждает апостол Иаков. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Яркий образ помещика Манилова лёг в основание явления, прозванного впоследствии в его честь «маниловщиной». Суть «маниловщины» заключается в следующем — много и с наслаждением о чём-то высоком и нужном рассуждать, но ничего, при этом, не делать, ограничиваясь исключительно мечтами о светлом будущем или настоящем. О чём-то похожем на поведение Манилова слышали мы в прозвучавшем отрывке из послания апостола Иакова, первого епископа (то есть главы) Иерусалимской Церкви.
Апостол Иаков пишет о том, что внутренние убеждения, вера должны иметь практическую реализацию. Выражать себя не только в словах, но и на деле. Действительно, если человек на просьбу о помощи отреагирует исключительно эмоциями или словами, но никакого содействия не окажет, как можно будет такую позицию оценить? Как легкомысленную и неискреннюю. Вот и вера, если не будет иметь практического выражения в реальных делах, ощутимых проявлениях любви к Богу и людям, будет представлять собой просто какую-то фикцию.
Под верой апостол Иаков имеет в виду не только уверенность в существовании Бога, но и нравственные последствия этой уверенности. Вот почему он пишет, что даже бесы в какой-то степени веруют. Но что толку-то? Они, конечно же, знают, что Господь существует, что Он милостив и всем желает добра. Но злые духи своего Создателя не принимают, Его ненавидят и других пытаются этой злобой заразить. Поэтому недостаточно только иметь убеждение в существовании Бога. Открыв для себя реальность бытия Господа, нужно положить в основание жизни стремление стать проводником Его любви.
В этой убеждённости апостол Иаков очень похож на пророков Ветхого Завета. Мы чувствуем ту же принципиальность, стойкость, строгость. Святой призывает своих читателей не поддаваться лукавству, мыслям о возможности каких-то торгов с Богом. Господа нельзя ввести в заблуждение. Он смотрит не столько на форму наших действий, сколько на их целеполагание — какое желание, стремление лежит в основе молитвы, поста, милостыни и других религиозных действий. И наше приношение будет принято только тогда, когда жертва наша будет выражением искренней любви к Богу и людям, когда эта жертва будет предложена со смиренной верой — просьбой к Богу её принять и освятить.
Таким образом, духовная жизнь в понимании Православия предполагает гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, без радикального уклонения в какую-либо одну сторону. Форма без содержания превращается в профанацию. Вера же, не имеющая здорового и деятельного выражения, неминуемо скатывается в упомянутую уже «маниловщину». От чего да убережёт нас Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 100. Богослужебные чтения

Тот, кто оставался в храме до самого окончания вечернего богослужения, сразу же узнает слова из 100-го псалма — который включён в последование 1-го часа — который читается в конце службы. Давайте послушаем — и затем поразмышляем над его смыслами.
Псалом 100.
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: «когда ты придёшь ко мне?» Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращённое будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моём поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
Перед нами — не просто «хвалебный псалом», но скорее... манифест правителя, царя. Обратим внимание на его основные положения.
Первое — Давид заявляет о своей решимости воспевать Бога одновременно и за милость (חֶסֶד, хесед) и за суд (מִשְׁפָּט, мишпáт). Эти два аспекта божественного правления — милосердие и справедливость — служат основанием благочестия и государственного управления.
Второе — он декларирует приоритет «духовного» над «материальным»: его заботит прежде всего вопрос, когда же Бог его посетит Своей Милостью — а только уже потом вопросы финансового, политического и любого иного благополучия.
Третье — он обещает Богу быть праведным и благочестивым не только «на публике», но и дома, в кругу семьи — тем самым не допуская никакого лицемерия и «двойственности» в поведении: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего».
Четвёртое — каким бы соблазнительным, манящим ни было переступание закона, то есть «беззаконие» — Давид обещает Богу даже не пытаться посмотреть в эту сторону.
Пятое — «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю». Другими словами, Давид отказывается обращаться к «шептунам», «наушникам», «сплетникам» и любым другим «грязным» источникам информации — к которым чаще всего и прибегают государственные деятели.
Шестое — для него, как царя, в приоритете не те, кто говорят «ласковые» и «льстивые» слова, приятные для слуха, а — «верные», те, которые «не лживы» по сути своей — и именно поэтому способны говорить прямо и правдиво, даже если для царя это и неприятно слышать.
И подытоживается этот манифест главной целью, к которой и устремлён Давид: превратить Иерусалим в «град Господень», святое место, где не было бы типичных для любых царских мест пороков и страстей.
Не знаю, как вам — но по мне — очень вдохновляющая декларация намерений, более чем актуальная и для современных руководителей, и вообще для всех нас, не правда ли?..
Псалом 100. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 100. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 100. На струнах Псалтири
1 Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь.
2 Буду размышлять о пути непорочном: "когда ты придешь ко мне?" Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.
3 Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне.
4 Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать.
5 Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю.
6 Глаза мои на верных земли, чтобы они пребывали при мне; кто ходит путем непорочности, тот будет служить мне.
7 Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими.
8 С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие.
«Первая седина»

Фото: Tom Van Dyck / Pexels
Сегодня утром я умылся и, как обычно, бросил быстрый взгляд в зеркало. И впервые заметил у себя седину. Надо же, а ведь мне ещё и сорока нет! А спустя какой-то час я шёл на работу и обратил внимание на первые жёлтые пряди в зелёных кронах берёз. Что ж! — подумал я, — это нормально, это течёт наше земное время. Желтеют к осени деревья, а у меня появилась седина... Но нет в том никакой печали, ведь всё в Божьем мире устроено премудро. Снова зазеленеют будущей весной берёзки, а человек, пройдя свой земной путь, воскреснет для жизни вечной. Ведь именно к этому мы и готовимся, именно для жизни со Христом в вечности стараемся мы жить по заповедям Божьим...
А есть ли у меня седина или нет — не имеет никакого значения...
Я шёл, размышляя таким образом, и на душе было спокойно и светло.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе