Иак., 53 зач., II, 14-26.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Помещики, герои «Мёртвых душ» Николая Гоголя, не просто литературные персонажи. Это ещё и иллюстрации человеческих страстей. Например, пустословия и греховного легкомыслия. Так сказать, воплощением данных пристрастий стал помещик Манилов, много говоривший и почти ничего не делавший. О пагубности подобного подхода к жизни в отрывке из второй главы своего послания рассуждает апостол Иаков. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Яркий образ помещика Манилова лёг в основание явления, прозванного впоследствии в его честь «маниловщиной». Суть «маниловщины» заключается в следующем — много и с наслаждением о чём-то высоком и нужном рассуждать, но ничего, при этом, не делать, ограничиваясь исключительно мечтами о светлом будущем или настоящем. О чём-то похожем на поведение Манилова слышали мы в прозвучавшем отрывке из послания апостола Иакова, первого епископа (то есть главы) Иерусалимской Церкви.
Апостол Иаков пишет о том, что внутренние убеждения, вера должны иметь практическую реализацию. Выражать себя не только в словах, но и на деле. Действительно, если человек на просьбу о помощи отреагирует исключительно эмоциями или словами, но никакого содействия не окажет, как можно будет такую позицию оценить? Как легкомысленную и неискреннюю. Вот и вера, если не будет иметь практического выражения в реальных делах, ощутимых проявлениях любви к Богу и людям, будет представлять собой просто какую-то фикцию.
Под верой апостол Иаков имеет в виду не только уверенность в существовании Бога, но и нравственные последствия этой уверенности. Вот почему он пишет, что даже бесы в какой-то степени веруют. Но что толку-то? Они, конечно же, знают, что Господь существует, что Он милостив и всем желает добра. Но злые духи своего Создателя не принимают, Его ненавидят и других пытаются этой злобой заразить. Поэтому недостаточно только иметь убеждение в существовании Бога. Открыв для себя реальность бытия Господа, нужно положить в основание жизни стремление стать проводником Его любви.
В этой убеждённости апостол Иаков очень похож на пророков Ветхого Завета. Мы чувствуем ту же принципиальность, стойкость, строгость. Святой призывает своих читателей не поддаваться лукавству, мыслям о возможности каких-то торгов с Богом. Господа нельзя ввести в заблуждение. Он смотрит не столько на форму наших действий, сколько на их целеполагание — какое желание, стремление лежит в основе молитвы, поста, милостыни и других религиозных действий. И наше приношение будет принято только тогда, когда жертва наша будет выражением искренней любви к Богу и людям, когда эта жертва будет предложена со смиренной верой — просьбой к Богу её принять и освятить.
Таким образом, духовная жизнь в понимании Православия предполагает гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, без радикального уклонения в какую-либо одну сторону. Форма без содержания превращается в профанацию. Вера же, не имеющая здорового и деятельного выражения, неминуемо скатывается в упомянутую уже «маниловщину». От чего да убережёт нас Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Улыбка»
Утренний час пик. Толпа в вестибюле метро подхватывает меня, как бурный поток лёгкую щепку. В такие моменты я начинаю злиться на весь мир. Вот, девочка впереди меня идёт с большим рюкзаком. Мешает ведь людям — и так тесно! Стучу ей по спине и собираюсь отругать, но она оборачивается и вдруг... улыбается мне! Эта улыбка, такая неожиданная, будто зажигает во мне какой-то внутренний огонёк — тёплый и светлый. Больше не хочется злиться и ворчать. Я даже замираю на мгновение, забыв о толпе и суете будничного московского утра. Слышу чей-то недовольный голос за спиной, оборачиваюсь и — улыбаюсь. Мне вдруг стало радостно и легко, и хочется делиться этим настроением со всеми.
Все выпуски программы Утро в прозе
27 января. Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня 27 января. В этот день в 2009 году Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Поместным собором шестнадцатым Патриархом Московским и Всея Руси.
Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла — протоиерей Артемий Владимиров.
С тех пор пронеслось много лет. Мы видим, какое грозовое время принес нам XXI век и призваны вместе со Святейшим Патриархом денно-нощно проливать наши горячие молитвы пред престолом Вседержителя о единстве русской церкви, возведенной сегодня не на Голгофу, подобную гонениям от большевиков в XX веке, но раздираемую стервятниками, теми тёмными политическими силами, которые хотели бы выклевать у России самое сердце, православие, введя в состояние смуты русскую церковь, сегодня обретшую статус церкви-исповедницы. Речь идёт и об открытых гонениях на православие на Украине, и о гонениях уже не скрытых, но явных — на наши приходы в Европе, в Прибалтике. И мы можем представить себе, какую ношу несёт на своих плечах Святейший Патриарх, молитвы которого столь значимы для нас немощных и грешных, и единство с которым для всех членов русской церкви значимо важно. Да укрепит Господь Святейшего Патриарха Кирилла, и его крестная ноша и стяжкой да будет облегчена!
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О богослужении дня
Сегодня 27 января. Отдание праздника Богоявления.
О богослужении дня — священник Валерий Голод.
Самые главные праздники нашей Церкви длятся не один день. Попразднство Богоявления продолжается 8 дней, а Отдание — это последний день, когда праздник отдается, то есть завершается. Период Попразднства и день Отдания в богослужении сопровождаются не меньшими торжествами, чем и сам день Крещения Господня. Службы включают в себя тексты праздника, и мы снова и снова вспоминаем евангельские события Богоявления, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения. На утренней в день Отдания поется великое славословие. Говоря об Отдании, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает благодать, связанную с тем или иным событием именно в этот, последний день Попразднства.
Человек не всегда может сразу и в полной мере прочувствовать духовный смысл праздника. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время Отдания с нетерпением, ожидая его возвращения.
Все выпуски программы Актуальная тема