
Иак., 50 зач., I, 1-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Церковь в лице своих святых, оставивших по себе письменное наследие, непрестанно напоминает нам, что если мы хотим быть в полной мере христианами, то мы должны стараться как можно чаще читать Священное Писание. Конечно, простого чтения как восприятия суммы информации недостаточно, чтение должно быть осмысленным, читая Писание, стоит соотносить прочитанное с нашей жизнью. Такое соотнесение редко вызывает радость и ликование, чаще же всего библейский текст нас обличает, и это хорошо, ведь принимая таковое обличение, мы потихоньку меняемся, меняется и наше отношение к миру, и ко всему в нём происходящему. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова, в этом отрывке немало тех мыслей, мимо которых невозможно пройти, и которые представляют собой вызов для привычного нам взгляда на жизнь.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
Людям свойственно стремиться к жизни спокойной, мирной, размеренной и предсказуемой. Собственно, об этом мы молимся за каждым богослужением, произнося слова из 2-й главы Первого послания апостола Павла к Тимофею: «Ещё молимся... дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1Тим. 2:2). Однако вошедший с момента грехопадения Адама и Евы грех так или иначе оказывает влияние на нашу жизнь, а потому она далеко не всегда бывает тихой и безмятежной, большей же частью мы вынуждены проживать различного рода непростые времена, к которым можно относиться как к чему-то досадному и крайне неприятному, а можно и так, как то предлагает делать апостол Иаков в прозвучавшем только что отрывке его Соборного послания.
Напомню слова святого апостола: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1:2). Далее он объяснил и причину для радости, оказывается, что искушения, или, иначе, неприятности, это не что иное, как испытание нашей веры, которое должно привести к стяжанию терпения, ну а терпение способно привести христианина к совершенству. Получается, что конечный смысл выпадающих на долю человека испытаний состоит в том, чтобы человек стал совершенным. Конечно, когда мы читаем о совершенстве в Священном Писании, нам стоит помнить, что речь здесь идёт вовсе не о том совершенстве, о котором мечтают впечатлённые фитнес-моделями юные девушки, в библейском понимании совершенство — это, с одной стороны, та совокупность приобретённых качеств человека, которая делает его по-настоящему взрослым и ответственным, а с другой, это приближающая к Богу степень духовного развития. Оказывается, что и первое, и второе невозможно без испытания веры через различного рода нестроения.
Думается, что эти слова святого апостола чрезвычайно актуальны в наше довольно беспокойное время. Нам важно помнить, что апостол Иаков писал своё Послание не в ситуации финансовой и политической стабильности, его слова — это не плод теоретизирования, это выражение собственного непростого опыта, того опыта, который в конечном итоге привёл апостола к казни от рук его соплеменников иудеев. Выраженный апостолом опыт помог ему остаться до конца верным Христу, а это и есть высшая степень совершенства, и её можно приобрести. Дай Бог, чтобы именно к такому совершенству все мы стремились, и чтобы данная апостолом Иаковом инструкция по приобретению истинного совершенства не осталась без нашего внимания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
27 июня. О детях Божьих

В 9-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя».
О детях Божьих — священник Алексий Дудин.
Живя в этом мире, мы часто видим примеры того, что успеха достигают те люди, которые имеют определённые ресурсы, которые имеют определённые связи.
Но когда мы имеем дело с Господом, то тут все люди становятся равны. Это непонятно для нас, но Господь предупреждает, что не по плотским заслугам, не по каким-то внешним дарованиям человек достигает духовного успеха.
А духовного успеха достигает только тот человек, который всем своим сердцем, всем своим естеством, всем своим произволением искренне, честно трудится Христу, отдавая Ему все силы, все своё произволение.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О чудесах Пророка Елисея

Сегодня 27 июня. День памяти Пророка Елисея, жившего в девятом веке до Рождества Христова.
О его чудесах — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророк Елисей творит множество чудес: чудесный переход Иордана буквально после вознесения пророка Илии, исцеление больных. Елисей воскрешает сына гостеприимной жены сонамитянки. Елей умножается в доме бедной вдовы, хлеб появляется также. Обо всём этом мы читаем в IV книге Царств.
И даже по смерти пророка Елисея совершается на его могиле воскрешение человека. Похоронная процессия встречается с враждебным войском, и покойника бросают в пещеру, где погребен Елисей, и покойный воскресает.
О чем это нам говорит? О том, что пророк Елисей всю жизнь борется с язычеством, как и его учитель, и чудеса, которые он творит, говорят о том, что, как и Илья, сам Елисей проповедует Бога истинного.
А чудеса воскрешения умерших говорят нам о том, что все мы воскреснем, о чём мы всегда молимся и о чём поём в Символе веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 июня. О жизни и творчестве Ирины Одоевцевой

Сегодня 27 июня. В этот день в 1895 году родилась поэтесса Серебряного века Ирина Одоевцева.
О её жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Знала она и голод, и нищету, ведь многие представители русской эмиграции бедствовали, оказавшись далеко от России. Время не пощадило имение её отца в Биаррице, где она жила с мужем. В Париже после Второй мировой войны её квартира была разграблена. Завершала свою жизнь она в старческом доме.
Однако приняла судьбоносное решение вернуться в 1987 году на родину, уже столь не похожую на императорскую Россию, некогда её породившую. Замечательно, что в те перестроечные годы Ирина Одоевцева стала знакомой миллионам людей, её показывали по телевидению. Переизданные ею мемуары разошлись тиражом более двухсот тысяч экземпляров.
Любители литературы не упустят возможностипознакомиться с её мемуарами. Ирина Одоевцева — прекрасный стилист, слово её ясно и прекрасно, а личные воспоминания о знаменитых деятелях русской культуры настолько выпуклые и образные, что доносят до нас аромат той исчезнувшей, но оставившей по себе память эпохи Серебряного века.
Все выпуски программы Актуальная тема