
Иак., 56 зач., IV, 7 — V, 9.
Глава 4.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные.
9 Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
10 Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
11 Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.
12 Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
13 Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»;
14 вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.
15 Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»,
16 вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Глава 5.
1 Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
2 Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
3 Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
4 Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа.
5 Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания.
6 Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Среди исследователей Библии до сих пор идет дискуссия — кем же был автор библейского произведения, известного как Соборное послание апостола Иакова? Большинство ученых склоняется к мысли, что этим Иаковом является старший сводный брат Христа — сын Иосифа Обручника от первого брака. Иаков первоначально не верил, что Иисус — обещанный пророками Мессия, и даже пытался противодействовать Его проповеди. Достаточно вспомнить эпизод, когда Иаков вместе с другими сыновьями Иосифа пытались увести Спасителя из синагоги, где Тот учил людей.
Но впоследствии всё изменилось. Иаков не только обрел веру во Христа, но и возглавил Иерусалимскую церковь, став её первым епископом. Служение Иакова было беспорочным. Благодаря этому, он и приобрел именование «Праведник». Так святого называли и христиане, и иудеи, не принявшие Спасителя. Несмотря на идеологические расхождения, старейшины Израиля не могли не признать благочестие старшего брата Иисуса.
Послание, отрывок из которого мы только слышали, написано не возвышенным богословом-проповедником (каким был апостол Павел, например), а самым что ни на есть практиком. Текст святого Иакова наполнен пастырскими наставлениями, призванными помочь христианину соответствовать заповедям Божиим. Глава Иерусалимской церкви убеждает свою паству не ругаться, не злословить, не впадать в самолюбование и самонадеянность. Особым образом в послании отражена тема социальной справедливости. Апостол Иаков буквально обрушивается с критикой на тех, кто приобрел богатство с помощью обмана, воровства, жадности.
При этом святой указывает, что среди причин, побудивших противников Спасителя отправить Того на смерть, находилась боязнь утратить богатство. Вожди Израильские страшились, что народ, пойдя за Спасителем, утратит к ним уважение, а за этим последует и оскудение пожертвований от верующих. Ужас перед бедностью, смешанный с завистью, гордостью, властолюбием и подтолкнул недругов Христа к страшному греху богоубийства.
Несправедливость мира удручает апостола Иакова, но он отказывается выносить грешным людям вердикт. Сторониться осуждения призывает он и своих читателей. Замечательные слова находим мы в прозвучавшем отрывке: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» Глава Иерусалимской церкви не пытается никого унизить. Он всего лишь указывает на важное обстоятельство. Если ты осуждаешь другого человека, помни — ты берешь на себя ответственность за его жизнь. Готов ли ты понести такую ношу, уверен ли ты, что перед тобой преступник, блудник, негодяй? А что, если ты ошибаешься и желаешь наказания для невиновного?
В заключение апостол призывает нас смотреть больше не по сторонам, а заглядывать внутрь себя. Насколько мы сами готовы по истечении дней земной жизни предстать перед Богом? Готовы ли лицом к лицу встретиться с пришедшим второй раз на землю Христом? Мало кто ответит на эти вопросы утвердительно. А потому — посвятим оставшееся у нас время на совершение добра, чтобы не оставаться христианами в теории, не быть ими только по воскресеньям, а оставаться верными Богу каждый день нашей жизни.
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. О подвиге Священномученика Горазда (Павлика)

Сегодня 4 сентября. День памяти Священномученика Горазда, епископа Чешского и Моравско-Силезского, пострадавшего в 1942 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
У священномученика Горазда, епископа Чешского, первого предстоятеля Чешской православной церкви (если не считать древние времена эпохи Мефодия и Кирилла, учителей славянских), такая забавная фамилия для русского слушателя — Павлик. Но тем не менее, это человек, который прожил очень непростую жизнь.
Причём изначально на родине ничего не предполагало, что он станет тем святителем, который поведёт множество своих соплеменников по пути того вероучения, которое проповедовали Мефодий и Кирилл. Родился он в католической семье, стал он католическим священником.
Потом, на фоне национального возрождения и борьбы с Австрийской империей, перешёл в протестантизм, по сути. Гуситское движение, которое только отдалённо напоминало те гуситские восстания и учения многовековой давности, а по сути было таким изводом протестантизма.
Но если человек искренний, то даже когда он заблуждается и сбивается с пути, то делает это он только для того, чтобы нащупать этот путь и вернуться, и пойти по нему.
И венцом жизни священномученика Горазда стало страшное время нацистской оккупации. Когда ликвидаторы нацистского палача Гейдриха скрылись в православном кафедральном храме и были укрыты православным клиром, епископ Горазд мог спокойно остаться в стороне. Он был в это время в Берлине и мог сказать: «Я ни при чём, вот, я в столице рейха был».
Но он вернулся, взял ответственность на себя и пострадал за Христа и любовь к своему народу.
Все выпуски программы Актуальная тема