
Иак., 54 зач., III, 1-10.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
На днях одна прихожанка задала мне непростой вопрос: «Почему Бог терпит дьявола? Ведь сколько зла он принес людям! Надо было сатану сразу умертвить, и не было бы у человечества никаких страданий». Определенная логика в прозвучавшем вопросе, конечно, есть. Но задавшая его женщина, как кажется, упустила одну важную деталь. В её представлении зло как таковое существует и непосредственно связано с темными духами. Но это не совсем так.
Зло, по учению Православной Церкви, никаким бытием не обладает. Оно всего лишь нехватка добра. Как тень — просто отсутствие света. Зло приходит в нашу жизнь тогда, когда мы делаем неверный выбор, используем дарованную нам свободу воли в неправильных целях — как постоянно поступают демоны. Не зря же слово «грех» по-гречески звучит как «амартия», что в переводе означает — «промах». Зло — не столько преступление против Бога, сколько духовное самоуничтожение. Ведь полученный от Творца запас жизненных сил мы тратим не на то.
В прозвучавшем чтении апостол Иаков говорит о наиболее частом проявлении такой растраты. Он рассуждает о том, как мы используем дар слова. Язык занимает совсем не много места в организме, но какой властью этот маленький орган обладает! «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело», — пишет апостол. Действительно, насколько сложно бывает промолчать, не ответить обидным словом на причиненное другим человеком неудобство.
Святой Иаков сравнивает язык со штурвалом корабля, с уздой на лошади. И штурвал, и узда имеют небольшой размер по сравнению с морским судном и телом животного — соответственно. Но обладают властью над тем и другим. Язык, речь по отношению к нашей жизни имеют похожую роль. «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — предупреждает нас Священное Писание, напоминая об ответственности за каждое произнесенное слово.
В тексте апостола Иакова нет никакого запугивания или внушения чувства вины. Проповедник Божий призывает нас не совершать в жизни обидных промахов. Чтобы, оглядываясь на прошлое, мы не ощущали жгучего стыда за собственное поведение, за произнесенные сгоряча слова. Иначе мы окажемся похожи на тех неразумных христиан древности, о которых пишет апостол: «Языком благословляем Бога и Отца, и им проклинаем людей... Из тех же уст исходит благословение и проклятие».
Всё доброе, хорошее дается человеку с большим трудом. Сложно идти вверх по лестнице добродетелей, приближаясь постепенно к Богу. Но как легко достигнутое потерять, забывшись и поддавшись гневу, возмущению, желанию ругаться. Как много людей, даже святых, горевали о том, что однажды не сдержались и наговорили лишнего. И ведь правы были наши предки, придумавшие пословицу: «Слово не воробей. Вылетит — не поймаешь!» Сказать злые слова легко. Исправить нанесенный ущерб потом очень трудно.
Всё выше сказанное подводит нас к логичному выводу. Мы призваны Богом не тратить жизнь впустую. Пусть те дары, которыми мы обладаем (в том числе и дар речи), получат правильное применение. Чтобы стать средством спасения, а не средством осуждения и самоуничтожения. Чтобы послужили наши действия умножению добра, а не его растрате.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.04.2025)
Лёня дождался пересадки почки, поддержим других тяжелобольных детей

На перроне одного из московских вокзалов 11-летний Лёня Горякин крепко сжимал в руках коробку с настольным футболом — подарок от фонда «Настенька». Его глаза сияли от радости: долгое лечение, больничные стены и процедуры остались позади, а впереди — новая жизнь.
История Лёни началась с испытаний. Он родился с одной почкой и пороком сердца. В два с половиной года перенёс операцию, а потом у него отказала единственная почка. В декабре 2022 года они с мамой по рекомендации врачей временно переехали из Курска в Москву, чтобы дождаться операции по пересадке органа. Сколько на это потребуется времени — никто не знал.
В течение двух лет, пока семья ждала подходящего донора, мама Елена подключала Лёню к специальному аппарату — диализу, который заменял ему неработающую почку. «Нас морально поддерживало то, что мы были не в больничной палате, а в уютной квартире, которую бесплатно предоставил фонд „Настенька“. Здесь Лёня учил уроки и в рисунках воплощал свои мечты о футболе и возвращении домой», — говорит Елена.
В конце января этого года долгожданная операция по пересадке почки состоялась. Лёня уже представляет, как он будет играть с ребятами в футбол. Но врачи всё ещё запрещают серьёзные физические нагрузки, поэтому пока он отрабатывает голы в настольной игре.
Фонд «Настенька» комплексно помогает детям с тяжёлыми заболеваниями, в том числе с хроническими болезнями почек. Он оплачивает важные генетические обследования, жилье на время ожидания трансплантации и многое другое.
Узнать больше о работе фонда «Настенька» и поддержать его подопечных можно на сайте проекта.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преодоление крепостного права». Дмитрий Казанцев

У нас в студии был кандидат юридических наук Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о культурных и правовых аспектах истории России разных веков, в частности о положении и роли русского дворянства и как складывался правовой статус крестьян и почему долго не удавалось в России уйти от крепостного права.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер