Соборное послание святого апостола Иакова - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Соборное послание святого апостола Иакова

* Поделиться

Иак., 55 зач., III, 11 — IV, 6.

Глава 3.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Глава 4.

1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.

3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении апостол Иаков рассуждает о том, может ли человек быть одновременно добрым и злым, может ли благословлять и проклинать. Первый ответ, который напрашивается сам собой и рождается из самого опыта жизни — конечно, может. Разве не встречали мы людей, которые очень строги и даже жестоки к подчиненным и вполне добры к своим близким? Которые не готовы простить человеку для них чужому любую оплошность, но родственнику или другу готовы простить очень многое... Самое печальное — что мы не просто встречали таких людей, мы сами такие люди, хотя и в разной мере.

Но тут же в нашей душе рождается вопрос? Каковы же мы на самом деле? Добрые или злые? Да и вообще, разве возможен такой черно-белый подход, при котором ты или хорош или плох? И если да, то как совместить этот максимализм с реальной жизнью?

Могут ли вырастать виноградные грозди на смокве? Нет. Но все ли смоквы, которые растут на дереве одинаково хороши на вид и на вкус? Тоже нет. Может ли из одного и того же источника течь сладкая и горькая вода? Конечно нет. Но всем ли она покажется одинаково сладкой? Нет, так как восприятие у всех разное.

Человеческое сердце может быть более мягким к одним и строгим к другим, но одновременно считать клевету или убийство добром и злом невозможно. Сердце человека может ошибиться, но корнем всего оказывается его самоопределение в вопросах добра и зла... Если человек выбирает добро и стремится во всем быть добрым — он может совершать ошибки, но в глубине сердца не изменять своему выбору... Причем, как многократно подчеркивает апостол: если человек думает сам или говорит другим, что он добр — он должен доказать это делами. При этом для апостола доброта соответствует мудрости, которая проявляется в очень знакомых и простых вещах: в чистоте сердца, в мирном настрое, в терпении и послушании воле Божьей, в милости... Мудрость истинная чужда вражды и лицемерия. Плоды праведности сеются и пожинаются теми, кто живет мирно.

К сожалению, обычно, мы не задумываемся над тем, каковы мы на самом деле. Хочется быть приличными, порядочными и, может быть, даже добрыми людьми. И слова апостола звучат для нас как вызов. Он будто спрашивает нас: если вы добры, откуда же в вас распри и вражда? И действительно, это очень важный вопрос. Чего в нашей жизни больше? Не слишком ли часто мы даем себе поблажки вместо того, чтобы навести порядок в своем сердце, не согласились ли мы с миром, не стали ли в этой дружбе враждовать против Бога? И если так, то что же нам остается? Что делать если мы с трудом находим силы для тех, попыток жить по-христиански, которые мы совершаем? Апостол, призывает положиться на Божию любовь и смириться, ведь «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем