
Анна Тумаркина
Несколько лет назад поймала себя на том, что неверно трактую понятие «Смирение». Для меня тогдашней «смиряться» означало опустить руки и тихо занять свое место где-нибудь в уголке, молча пережевывая гнев от бесконечных неудач. Так и представляла себе смиренного человека—пассивный тихоня, совершенно безобидный и бесполезный. Да, конечно, я читала жития святых, многие из которых ходили на войну, строили приюты для нуждающихся, монастыри и даже города, но все это как-то далековато, будто бы в параллельной реальности. Я тоже строила города, но разве что из песка на пляже, в крайнем случае, из конструктора с ребенком на ковре. И я не воин, я художник-любитель и мастер декоративно-прикладного искусства. По этой причине меня в свое время заинтересовала биография великой княжны Марии Павловны Путятиной, талантливого модельера, вышивальщицы и кружевницы. Великая княжна не была святой, она пережила массу потрясений и испытаний, как и почти все представители царского дома в начале 20-ого века. Однако в своих мемуарах Мария Павловна, в отличие от многих аристократов, бежавших в эмиграцию, не порицала большевиков и не сетовала на судьбу. Она смиренно и без ропота приняла свою участь...и стала основательницей ателье «Китмир» довольно престижной торговой марки в Европе середины 20-ого века.
Мария Павловна рано лишилась родителей. Во во время Первой мировой войны великая княжна служила в солдатском госпитале в качестве сестры милосердия, а после Октябрьской революции бежала из России с мужем и свекром. В это же время в России умер от дифтерии ее младший сын. В 20-е годы Мария Павловна попала в Париж и поняла, что денег у нее становится все меньше, а неоплаченные счета и долги растут в геометрической прогрессии. Супруг великой княжны был военным, и ему оказалось довольно сложно найти себя в новой действительности и содержать семью. Мария Павловна, как и все женщины царской фамилии, умела хорошо вышивать, шить и вязать. Великая княжна решила открыть ателье, однако слабо представляла себе, с чего необходимо начинать. Сделав свои первые несколько изделий буквально на коленках, она познакомилась с Коко Шанель и уговорила ее купить пару образцов, сильно сбив цену. В 1925 г на Всемирной выставке декоративного искусства ее ателье «Китмир» получило золотую медаль и почетный диплом.
Мария Павловна оставила мемуары, в которых с легкой иронией и светлой улыбкой описала свой нелегкий жизненный путь. Она пережила изгнание, бедность и смерть младшего сына, однако до самой смерти старалась жить разнообразной, интересной и плодотворной жизнью. Мария Павловна не только шила и вышивала, она увлекалась цветной фотографией и работала фотографом для журнала мод, великолепно водила автомобили, но самое главное—умела смиренно принимать волю Божью и просто идти вперед. И мне это оказалось созвучно. Прочитав ее воспоминания, я сделала для себя вывод, что смирение вовсе не равно пассивности или пораженческой позиции. Смирение есть принятие воли Божией и, как следствие, плодотворная деятельность в синергии с Богом.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Морской Никольский собор в Кронштадте

Фото: Михаил Крамор / Pexels
В 1896 году вице-адмирал Николай Казнаков обратился к императору Николаю II с прошением открыть благотворительный сбор на постройку морского собора в Кронштадте — главной военно-морской базе Балтийского флота. В ходатайстве флотоводец писал о том, что новый храм должен стать местом молитвы и памяти о погибших моряках русского флота. Император Николай II одобрил идею строительства нового храма и выделил средства на его возведение. Эту идею поддержал и настоятель Андреевского собора Кронштадта, будущий святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он пожертвовал сумму на строительство и опубликовал призыв к сбору средств в газете «Котлин». Слова протоиерея Иоанна о возведении морского собора сохранились в письме к контр-адмиралу Владимиру Верховскому: «Надо спешить строить храм, как вы спешите строить военные суда. Церковь — тот же корабль, которым управляет Сам Господь со Отцом и Духом Святым и лучше всяких военных судов может сохранять не только флот, но и всё воинство, и всю Россию».
Возведение собора началось в 1903 году по проекту архитектора Василия Косякова. По его замыслу храм во многом повторял архитектурный план собора Святой Софии в Константинополе, но превосходил свой прообраз по высоте. Крест и купол морского собора должны были видеть с морских судов за десятки километров. В куполе было сделано 32 окна по числу делений-румбов на морском компасе. Для оформления храма использовались морские мотивы, а на полу собора изобразили подводных жителей: рыб, медуз и крабов. Роспись храма произвёл коллектив художников под руководством живописца Михаила Васильева.
На стенах были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священников, служивших на военно-морских судах и погибших в море.
Собор был торжественно освящён во имя святителя Николая Чудотворца в 1913 году в присутствии императора и его семьи. Но уже спустя 14 лет службы в нём прекратились. После революции советская власть закрыла собор. Сначала в его стенах разместили кинотеатр, потом матросский клуб и дом офицеров. Росписи были заштукатурены, а памятные таблички сняты и разбиты. В годы Великой Отечественной войны здание пострадало от обстрелов. Вражеский снаряд пробил купол храма, где находился артиллерийский наблюдательный пункт.
Первозданный облик морского собора удалось восстановить уже в современной России. С 2002 года на протяжении одиннадцати лет реставраторы трудились над его возрождением. Они восстановили росписи и воссозда́ли таблички с именами погибших воинов морского флота и священнослужителей. Сейчас в соборе вновь совершаются богослужения, где каждый может взглянуть на чудесную архитектуру и помолиться о тех, кто отдал жизнь за Веру и Отечество.
Все выпуски программы Открываем историю
«Временная связь»

«Временная связь», студия «Connect Film», режиссёр Дмитрий Аболмасов
— Слушаю.
— Нина, ты?
— Да.
— Наконец-то. А чего голос такой странный? Ты чем-то огорчена?
— Не знаю.
— А кто говорит?
— С каких пор ты перестала меня узнавать?
— Кого узнавать?
— Наверно, вы всё-таки ошиблись номером, я вас не знаю.
— Это я, Вадик. Вадим Николаевич.
— Я не знаю никакого Вадика и Вадима Николаевича.
— Извините...
Вадим Николаевич — преуспевающий московский предприниматель, очень занятой человек. Из-за постоянной занятости он давно уже не виделся с пожилым отцом. Коротко поговорив с ним по дороге на мероприятие — банкет по случаю покупки нового ресторана — Вадим Николаевич объяснил родителю, что в ближайшее время заехать никак не сможет. А потом набрал номер знакомой по имени Нина. Но каким-то невероятным образом ошибся: трубку взяла Нина, только совсем другая. Вадим Николаевич перезванивал снова и снова. Однако отвечал ему всё тот же незнакомый юный, девичий голос. Собеседница повторяла: да, её действительно зовут Нина. Но ей 13 лет, и никакого Вадима Николаевича она не знает. И чем дольше длился этот разговор, тем более странные обстоятельства выяснялись... Вадим Николаевич — герой короткометражной ленты «Временная связь». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы.
Картина вышла на экраны в 2020-м; снял её режиссёр-дебютант Дмитрий Аболмасов. В основу сюжета лёг короткий, но невероятно сильный и трогательный рассказ Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Он был написан в 1973 году. Однако создатели фильма «Временная связь» перенесли действие в наши дни. По словам режиссёра, таким образом удалось заострить непреходящую значимость идеи, заложенной автором в литературное произведение. Которая, в сущности, проста: без прошлого невозможно настоящее. И потому так важно хранить и поддерживать живую связь поколений.
Правда, герой картины «Временная связь», предприниматель Вадим Николаевич, поначалу ни о чём подобном и не задумывался. Он добрался до своего нового ресторана. Там банкетный стол ломится от изысканных блюд. Кто-то из гостей даже попросил официанта убрать тарелку с хлебом — зачем хлеб, когда столько деликатесов? Вадим Николаевич, тем временем, не оставлял попыток дозвониться до своей знакомой. Однако снова и снова на другом конце провода ему отвечала странная девочка Нина. Так завязалась беседа, и Нина призналась Вадиму Николаевичу, что голодная, что целый день ничего не ела. Мужчина предложил заказать ей на дом пиццу. Но оказалось, что Нина даже слова такого не слышала. Да что там пицца — она не поверила, что у Вадима Николаевича есть холодильник. А в нём — продукты. Когда же мужчина сказал, что стоит у окна и смотрит на огни большого города, Нина заявила, что он окончательно заврался. Ведь из окон невозможно ничего увидеть, потому что нельзя поднимать маскировочное затемнение. И вообще — по какой такой причине Вадим Николаевич спокойно разговаривает по телефону, как будто ничего не происходит?
— А вы, наверное, инвалид?
— Да нет, слава Богу!
— А... у вас бронь?
— Какая ещё бронь?
— А почему вы тогда не на фронте?
— На каком ещё фронте, Нина?
— На самом обыкновенном. Где все. Где папа. На фронте с немцами!
— Нина... А какой сейчас год?
— 1942-й.
Мог ли Вадим Николаевич подумать, когда привычно набирал номер своей знакомой, что дозвонится из благополучного 2020-го в Москву 1942-го, где голод и холод? Неужели такое действительно возможно, и девочка Нина его не разыгрывает? Сергей Пускепалис, который сыграл в фильме главного героя, признавался, что рассказ Кира Булычёва «Можно попросить Нину?» — один из его любимых. По словам актёра, участие в экранизации тронуло его до глубины души, и на съемках он ещё больше убедился в значимости этой истории.
Тридцатиминутный фильм Дмитрия Аболмасова «Временная связь» расскажет о том, что истинные ценности остаются живыми и важными во все эпохи. И что протянуть друг другу руку через время можно не только в фантастическом рассказе.
Люси Монтгомери «Запутанная паутина» — «Сеять добрые дела»

Фото: PxHere
Вечером самое время задаться вопросом: каким был день? Радостным или печальным? Посеяли ли мы сегодня что-то доброе, и есть ли плоды? Джой, героиня романа «Запутанная паутина», написанного канадской писательницей Люси Монтгомери, из двух этих вопросов задаётся только первым. С самого раннего детства девочка завела обычай коллекционировать счастье. День выдался радостным? Значит, вечером Джой опустит в кувшин горсть лепестков.
Но однажды героиня спрашивает себя: а стоит ли делать этот кувшин средоточием жизни? Вот, он наполнен почти доверху. Чем? Сухими лепестками. Лепестки бесспорно красивы, нежны, многоцветны. Но они не прорастут. Никогда они не принесут плода. «Жизнь, золотко, она ведь не для того, чтобы только собирать. Нужно, милая, сеять», — вспоминает Джой слова своей бабушки.
«Сейте каждый день добродетели исполнением евангельских заповедей, а вечером смотрите, сколько пшеницы собрали вы, а плевелы (то есть сорняки) очищайте покаянием», — советовал преподобный Макарий Оптинский, известный русский святой девятнадцатого столетия. Героиня романа «Запутанная паутина» решает поступать именно так. Нельзя жить только ради того, чтобы накопить побольше счастливых воспоминаний, думает она. Лучше сеять добрые слова, мысли, дела. Они дадут плод.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение











