
Один молодой охотник заблудился в тайге и вышел на поляну, где стояла незнакомая юрта.
Вошёл он в юрту и замер — сидит там девушка неописуемой красоты, а рядом с ней её престарелая мать.
— Матушка, отдайте мне вашу дочку в жёны, — сказал молодой охотник.
— Почему бы не отдать, — говорит старушка, — Только моя дочка молчит от рождения. Сама она не сможет сказать, пойдёт ли за тебя.
— Пойду, — вдруг говорит девушка. — Это мой суженый.
Старушка от радости даже руками всплеснула.
— Надо же, заговорила! Повезло же тебе, парень: дочка моя тебе хорошей женой будет.
Посадил молодой охотник девушку на лошадь и домой повёз с родителями знакомить. Слушает парень, как говорит его невеста, и не нарадуется: каждое словечко обдуманное, ясное, словно драгоценная бусинка, ни одного пустого или грубого слова не скажет.
Едут они по тайге, вдруг видит молодой охотник — лисица бежит. Взыграло его охотничье сердце, он и говорит девушке:
— Поскачу я в тайгу за лисицей, а ты пока поезжай одна. Вскоре дорога разделится на две: одна пойдёт на восток, там будет висеть на дереве соболья шкура, другая идёт на запад, там увидишь шкуру медведя. Поезжай на восток, а я тебя догоню.
Сказал так и погнался за лисицей.
Доехала девушка до развилки, и забыла, что наказывал ей молодой охотник. Повернула она на ту дорогу, где висела медвежья шкура и приехала к чёрной юрте.
А в той юрте жила колдунья, дочь лесного чудища— страшная как смерть. Зато она умела любые человеческие обличия принимать. Схватила колдунья девушку, заперла её в сарае, а сама красавицей обернулась, села на коня и поехала в село.
Молодой охотник догнал её уже возле юрты родителей, и ни о чём не догадался.
— Что же ты всё молчишь? Или не рада, что будешь женой нашего сына? — спрашивают родители охотника невесту.
— А чего раньше времени радоваться? — говорит она в ответ грубо. — Сначала я посмотрю, будет ли меня муж красиво наряжать и сладко кормить, а там уж решу, оставаться ли мне с вами.
Смотрят все и диву даются: слова изо рта красавицы чёрными жабами так и выпрыгивают.
— Не моя это невеста! — сказал молодой охотник. — Моя суженая красиво и ласково говорит, у неё каждое слово — словно жемчужина-бусинка. А ты кто такая? Снаружи красота, а внутри пустота.
Пришлось признаться колдунье, как она из зависти заперла девушку в сарае, да и убраться восвояси.
Освободил охотник свою невесту, весёлую они свадьбу справили. А гости на той свадьбе потихоньку говорили своим дочерям: «Ваша речь — как второе лицо, о её красоте тоже надо помнить».
(по мотивам якутской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема