Москва - 100,9 FM

Сказания о Русской земле. Потеря Смоленска и мир с Литвой

* Поделиться

Skazanie_logoЗахватив Смоленск, будучи готовым к разрыву с Польшей и простирая свои виды на Великий Новгород, Витовт, упоенный своими успехами, считал себя достаточно сильным, чтобы помериться силами и с Татарами. Он приютил у себя на Литве Тохтамыша, разбитого Тамерланом, и желал восстановить первого в его прежних владениях, с тем, чтобы он помог затем Витовту добыть Москву. Эта поддержка Тохтамыша привела, конечно, Витовта в столкновение с новым ханом Золотой орды Темир-Кутлуем, ставленником Тамерлана. Собрав огромное ополчение из своих Литовских и Русских подданных, и присоединив к ним отряды Поляков. Немцев, Тохтамышевых Татар и других народностей, — Витовт выступил с этой ратью в 1399 году к южным степям, по тому пути, по которому ходил некогда Владимир Мономах на Половцев, — мечтая нанести Татарам поражение, подобное Куликовскому.

Однако большая разница была в целях обоих вождей, Димитрия Донского и Витовта. и в чувствах, воодушевлявших их воинства.

Для Димитрия Донского и его доблестных сподвижников, сынов Православной Руси, — Куликовская битва была страшным и великим подвигом во имя своей Веры, Народности и Земли; все они шли в бой, связанные взаимным общим согласием и горячей надеждой на заступничество Божие, обещанное святым Сергием Радонежским.

Витовт же и его разнородное воинство, идя на Татар, вовсе не был одушевлен каким-либо великим или чистым помыслом. Рать шла для восстановления Тохтамыша, с тем, чтобы, при его посредстве, можно было управиться затем и с Москвой.

Перед выступлением Витовта в поход, к нему явился посол Темир-Кутлуя — с требованием выдать ему Тохтамыша. Но Витовт отвечал: «хана Тохтамыша не выдам, а с ханом Темир-Кутлуем хочу видеться сам». При подходе Витовта к берегам реки Ворсклы — Темир-Кутлуй послал его спросить: «Зачем ты на меня пошел? я твоей Земли не брал, ни городов, ни сел твоих». Высокомерный Витовт отвечал: «Бог покорил мне все Земли, покорись и ты, будь мне сыном, а я тебе буду отцом и плати мне ежегодную дань; а не захочешь быть сыном, так будешь рабом, и вся Орда твоя будет предана мечу». На это требование хан, по-видимому, чтобы выиграть время для подхода всех своих отрядов, дал свое полное согласие. Тогда Витовт, видя такую уступчивость, послал новое требование, а именно, чтобы на всех Ордынских деньгах чеканилось клеймо Литовского князя, в знак подданства ему Татар. Хан соглашался и на это, прося лишь три дня на размышление для окончательного ответа. Витовт дал ему три дня.

А за эти три дня к Темир-Кутлую подошел поседевший в боях — сподвижник Тамерлана, князь Эдигей, также распоряжавшийся самовластно в Орде именем хана, как это в свое время делал Мамай.

Узнав о предложении Витовта, Эдигей пожелал иметь с ним личное свидание. И вот они съехались на противоположных берегах Ворсклы. «Князь храбрый!» — насмешливо начал свою речь Эдигей: «наш царь справедливо мог признать тебя отцом, он моложе тебя годами; но зато я старше тебя, а потому теперь ты признай меня отцом, изъяви покорность и плати дань, а также изобрази на Литовских деньгах мою печать». Речь эта привела, разумеется, Витовта в неистовую ярость и он приказал тотчас же готовиться к битве.

Спытко, воевода Краковский, видя огромные полчища Татар (их было до 200.000 человек), имел благоразумие настойчиво советовать Витовту, не вступая в бой, искать с ними примирения; но остальные военачальники встретили его совет с пренебрежением, причем дерзкий Польский пан Щуковский хвастливо сказал Спытке: «Если тебе жаль расстаться с твоей красивой женой и с большими богатствами, то не смущай по крайней мере тех, которые не страшатся умереть на поле битвы». «Сегодня же я паду честной смертью, а ты трусливо убежишь от неприятеля» — ответил ему на это Спытко. Предсказание его оправдалось. Татары нанесли страшное поражение воинству Витовта. причем первыми бежали Тохтамыш и пан Щуковский, а затем Витовт. Достойный же Спытко пал смертью героя. Ужасное кровопролитие продолжалось до глубокой ночи — «ни Чингис-хан, ни Батый» — говорит ... Карамзин — «не одерживали победы совершеннейшей». Едва одна треть Витовтовой рати вернулась домой, Татары преследовали ее до Киева, опять разграбив несчастный город и Печерскую обитель.

Одним из следствий поражения Витовта Татарами было обратное овладение Смоленском, в 1401 году, его бывшим князем Юрием, при помощи тестя — Олега Рязанского. Но, севши вновь в Смоленске, — Юрий не сумел его долго удержать; он скоро восстановил против себя городских жителей своими жестокостями по отношению к сторонникам Витовта. И когда в 1402 году умер Олег Рязанский, то Юрий увидел себя вынужденным обратиться за защитой против Витовта к Московскому великому князю. «Тебе все возможно» — говорил Юрий Василию Димитиревичу: «потому что он тебе тесть. Если же он ни слез моих, ни твоего совета не послушает, то не отдавай меня на съеденье Витовту. а помоги мне, или же возьми город мой за себя; — владей лучше ты, а не поганая Литва». Василий обещал помочь, но пока он собирался, Витовт, узнав об отъезде Юрия в Москву, быстро подошел к Смоленску, причем его доброхоты, которых было много, сдали ему город вместе с княгинею Юрия. Захватив Смоленск, Витовт казнил всех сторонников Юрия среди бояр и посадил своих наместников; горожанам же дал большие льготы, чтобы привлечь их на свою сторону.

Узнав о взятии Смоленска Витовтом, Василий, предполагая, что это было сделано по тайному уговору Юрия и Витовта, сильно рассердился и сказал Юрию: «Приехал ты сюда с обманом, приказав Смоленску сдаться Витовту», — после чего Юрий выехал из Москвы в Новгород.

Так захватил Витовт в свои руки Смоленск, древнее наследие Ростиславовичей, овладев им в первый раз путем обмана, а во второй — добыв изменой. — Как мы увидим, огромное количество Русской крови лилось впоследствии в течение двух слишком веков у Смоленска, пока он вновь не был окончательно возвращен в состав наших владений.

После неожиданного захвата Витовтом Смоленска, Василий Димитриевич не счел уже своевременным вступать из-за него в борьбу с тестем, но когда Витовт вслед затем стал явно стремиться к овладению Новгородом и Псковом, то Василий Димитриевич двинул свои полки на Литву и военные действия между зятем и тестем продолжались в течение трех лет, причем за это время из Литвы выехало в Москву много знатных людей, недовольных новыми установившимися там порядками; — в числе их был и родной брат Ягайлы — Свидригайло Ольгердович, получивший в удел от Василия Димитриевича город Владимир на Клязьме. За все эти три года Русские и Литовские войска сильно опустошали неприятельские пограничные области, но до решительного сражения всеми силами дело не доходило ни разу; наконец, в 1408 году, сошлись обе противные рати на реке Угре. Но и тут боя не произошло. Витовт и Василий решили заключить здесь мир, по которому каждый оставался при своих владениях; мир этот не нарушался до конца их жизни.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
ВЕРА и ДЕЛО
ВЕРА и ДЕЛО
«Вера и дело» - это цикл бесед в рамках «Светлого вечера». В рамках этого цикла мы общаемся с предпринимателями, с людьми, имеющими отношение к бизнесу и благотворительности. Мы говорим о том, что принято называть социально-экономическими отношениями, но не с точки зрения денег, цифр и показателей, а с точки зрения самих отношений людей.
Мудрость Святой Горы
Мудрость Святой Горы
В программе представлены короткие высказывания монахов-подвижников Святой Горы Афон о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.
Родники небесные
Родники небесные
Архивные записи бесед митрополита Антония Сурожского, епископа Василия Родзянко, протопресвитера Александра Шмемана и других духовно опытных пастырей. Советы праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святителя Николая Сербского и других святых. Парадоксы Гилберта Честертона и Клайва Льюиса, размышления Сергея Фуделя и Николая Бердяева. Вопросы о Боге, о вере и о жизни — живыми голосами и во фрагментах аудиокниг.

Также рекомендуем