
Светлана Бакулина
Если в поисковой строке в интернете ввести фразу «синдром отличницы», можно найти примерно такое описание: «Это стремление во всем быть лучшей, идеальной, не иметь недостатков, всем нравиться».
Нечто подобное я заметила в себе.
Этим летом меня пригласили поработать экскурсоводом в паломническую службу при одном монастыре в другом регионе. За короткий срок нужно было выучить большой объем текстов и сдать экзамен на знание маршрутов. С этой задачей я справилась. Со мной подписали договор о сотрудничестве на месяц с возможностью продления по результатам работы.
Целый месяц я старалась впечатлить всех окружающих. Руководителей — знанием исторических фактов, коллег — шутками, туристов — интересными рассказами. Каждый день я думала о том, как меня сегодня оценили, хорошо ли я пошутила и вообще кто-нибудь заметил мою новую причёску?
Очень радовалась, когда хвалили, оставляли положительные отзывы, делали комплименты.
Так прошёл месяц. Срок моего контракта подходил к концу. По моим ощущениям я стала в паломнической службе почти незаменимым сотрудником. И когда руководитель поблагодарил меня за работу и вручил обратный билет домой, я была крайне удивлена, разочарована, даже обижена...
Но почему? Ведь сезон еще не закончился! Я была уверена, что мне предложат дальнейшее сотрудничество. В расстроенных чувствах я уехала домой. Постоянно думала об этой ситуации. Обида не отпускала. Решила пойти в храм к знакомому священнику, посоветоваться.
— Батюшка, я же хорошо работала. У меня же синдром отличницы. Я старалась изо всех сил! И рассчитывала потрудиться весь сезон. Почему не сложилось?
— Иногда Бог разрушает наши планы, потому что они могут навредить душе и увести в другую сторону от Бога — ответил священник. — Благодари Господа, что он дал тебе возможность целый месяц потрудиться в хорошем месте для людей. Разве этого мало для радости?
Я стала размышлять и анализировать свои поступки. Что делала не так? И поняла, что старалась работать ради похвалы, а это есть грех тщеславия и гордыни. Ну, и конечно же, я не ценила, что имела и хотела большего.
Буквально через пару недель мне позвонил работодатель и пригласил вновь приехать. Конечно же, я согласилась. Правда, чувствовала себя, как студентка, которой предстоит пересдать экзамен.
В этот раз я старалась ценить каждый проведенный день, ведь он мог быть последним, не зацикливаться на мнении окружающих обо мне и не расстраиваться, если что-то складывалось не так, как я хотела.
Закончился сезон, я вернулась домой и пошла рассказать о проделанной работе батюшке:
— Отче, мне кажется, я провела хорошую работу над ошибками. Правда, есть досада в душе, что не все так думают. Одна коллега перед отъездом сделала мне обидное замечание, что я часто опаздывала. Но не все от меня зависело. Я старалась!
— Ничего ты Светлана так и не поняла — вздохнул священник — Какая разница, как тебя оценили люди? Главное — что думает Бог. Он смотрит на сердце человека, а не на внешнее.
Я шла домой и размышляла... «Синдром отличницы», который я в себе обнаружила, оказался слишком коварен. Звучат эти слова даже приятно. Что плохого в том, чтобы быть отличницей? Но за ними стоит целый набор грехов, а точнее, страстей. И они сейчас правят бал в моей душе: уныние, тщеславие, гордыня. Слава Богу, что мне это открылось. Вот — самое ценное, что я получила от работы при монастыре — уроки.
Как экскурсовод я экзамены сдала, как та самая отличница, которая много знает и старается. А как христианка? Ведь Господь будет проверять не мой дневник, а мое сердце...
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер